Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ненавязчивый сервис






 

«Благодаря рождению 2-го пивзавода в Запорожье и появилось огромное количество пивных баров», – считает экс-запорожец Игорь Вашурин. Раньше не очень популярный напиток вдруг стали даже рекламировать в газетах – центральных и местных. На страницах тогдашней прессы часто писали о «превосходном, полезном и вкусном» напитке, который «хорошо утоляет жажду, способствует повышению аппетита и лучшему усвоению пищи».

Кстати, показаться в те времена с бутылкой пива на центральных улицах города было достаточно рискованным занятием. Доблестная милиция строго следила за общественным порядком. Поэтому любители похмелиться вынуждены были искать для ритуала тихий дворик или шумный пивной бар. Пиво в стационарных пивнушках стоило чуть дороже, чем в торгующих на вынос ларьках и бочках. Судя по всему, брали надбавку за сервис, который, в принципе, был ненавязчивым: за тобой убирали со стола кружку и время от времени серой пахнущей тряпкой протирали стол. Суровыми были и реалии «стационаров»: огромный зал среднестатистической пивной обычно был погружен в стойкий запах перегара и табачного дыма, с которыми безуспешно боролись вентиляторы на потолке. Еле слышную музыку заглушал звон посуды и многоголосье сизолицых посетителей. Часто высокие круглые столы с вешалками под столешницей напрочь исключали возможность присесть.

 

«Сто грамм с прицепом»

«Прелестям» отечественных «пивняков» была даже посвящена довольно популярная в 80-е годы песня Юрия Лозы: ««Облезлые стены, опухшие лица, мозги, животы. Под хлопьями пены, навеки уснули дела и мечты. Жизнь повернулась спиной — в пивной». Зато наличествовало и несомненное преимущество – никто не мог помешать реализовать рецепт «сто грамм с прицепом», запив пивом загодя припасенную водку. Или долить ее в кружку, изготовив «ерш». Завсегдатаям тех пивбаров и стесняться-то толком было некого – женщины в советских пивных были нечастыми гостьями.

 

«Я там видел Софию Ротару!»

 

Говоря о разных способах покупки пива в советские времена, было бы несправедливо не вспомнить и о ныне забытом. «Свежее пенное можно было добыть и другим путем. Подобно автоматам с газводой, существовали также пивные автоматы. Кинул 20 копеек — и пол-литровая кружка твоя!» – вспоминает запорожец Артем Колесников. Благодаря таким вот автоматам в советском Запорожье стало на одну хорошую кондитерскую меньше и на один легендарный пивбар больше. Речь о хорошо знакомом старшему поколению запорожцев «Пингвине». В 60-е годы здесь – в последнем доме по четной стороне бульвара Центрального – витал аромат шоколада «Мокко» и конфет «Каракум». А уже в 70–80-е – стойкий запах пива и перегара. Перепрофилирование заведения началось именно с установки пивных автоматов.

– Контингент «Пингвина» соответствовал худшим представлениям о человеческой морали, – емко характеризует пивбар экс-запорожец Игорь Вашурин и тут же добавляет к своим воспоминаниям пикантную «изюминку». – Я там видел живую Софию Ротару. Она пыталась вытащить из-за стойки своего саксофониста, находящегося в явном «неадеквате».

 

От «Лахти» до «Пентагона»

 

Рискну предположить, что в пятерку самых культовых среди запорожских пивоманов мест, кроме «Пингвина», входили ресторан «Россия (пивбары «Экспресс» и «Березовый»), «Лахти» (в простонародье «Лапти»), бары «Красный камень» (район телецентра) и «Шайба» (возле трамвайной остановки «Ул. им. ХХI партсъезда», ныне «Ул. Якова Новицкого»). Локальным успехом жителей района города пользовались и пивные «рядом с домом»: «Пентагон» возле универмага «Правобережный», «Рокоша» на Рабочем поселке, «Свечка» на Нижнедпровской… А какие еще можете вспомнить лично вы?

Самым дорогим считался бар в «Лахти» (пересечение пр. Ленина и ул. Украинской) – 45 копеек за бокал пива. Затем шли пивные «России» (Алюминиевая балка) – 33-40 копеек. «Первый бар на третьем этаже– 3 бокала на рубль! На закуску – рыба или бутерброды, в такой пивбар не стыдно было пойти с девушками», – вспоминает запорожец Олег Берестов. Кстати, отличительная черта большинства обычных пивбаров тех лет – присутствие в меню только пива. Рыба чаще всего приносилась с собой, и завсегдатаи благородно делились друг с другом кусочками разложенной на газетке тараньки. Кое-где можно было встретить и бесплатную закусь – тарелочки с сушками и солью. О современных чипсах и каких-нибудь «кольцах кальмаров» во времена СССР даже не слышали.

На первый этаж «России» бар «эвакуировали» по весьма важной причине – наверху отсутствовал стратегически важный для каждого «пивняка» туалет. «При открытии «Березовый» работал до 4-х утра, для Советского Союза – просто чудо!» – рассказывает Олег Берестов. На заре своего существования легендарный «Березовый» был полной противоположностью себе современному:

– Официанты во фраках с бабочками, вежливое обслуживание, чистота, курили на улице, – рассказывает Игорь Вашурин. – К середине 80-х шарм «России» иссяк. Разрешили курить, официантов убрали. Стала обыкновенная забегаловка.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.