Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объектив; 12 — придерживающие ро­лики; 13 — тянущий зубчатый барабан; 14 — верхняя, подаю­щая, бобина






 

Кинопроекционный объектив представляет собой систему линз, зак­люченную в общую оп­раву. С помощью объек­тива проецируется на экран увеличенное, рез­кое и хорошо освещенное изображение кадра фильма, находящегося в кадровом окне кинопроекционного ап­парата.

Важной величиной, обычно обозначенной на оправе объектива, является его фокусное расстояние. От него зависят размеры изображения, получаемого на экране при определенном расстоянии от кинопроектора до экрана.

На рис. 45 показана зависимость размера изображения на экране от проекционного расстояния (расстояния от кинопроектора до экрана) для объектива 18 мм при проек­ции S-мм фильмов. Чем меньше фокусное расстояние объ­ектива, тем больше получатся размеры изображения на экране при неизменном расстоянии от кинопроектора до экрана.

Некоторые модели кинопроекционных аппаратов для & -мм фильмов (например, «Квант») снабжаются проекцион­ными объективами с переменным фокусным расстоянием, «то позволяет изменить в довольно широких пределах размер изображения на экране, не передвигая кинопро­ектора. Практическое преимущество такого объектива невелико. Кинолюбитель демонстрирует свой фильм в до­машних условиях и сравнительно легко может установить кинопроектор так, чтобы получить изображение раз­мером 60x80 см, что соответствует размеру кинолюби­тельского экрана.

Относительным отверстием объектива или линзы назы­вается отношение диаметра линзы к ее главному фокусно­му расстоянию. Например, диаметр, линзы 55 мм, а глав­ное фокусное расстояние 110 мм. Тогда относительное 55 -р, отверстие равно 110. Разделив числитель и знаменатель на одно и то же число (55), получим, а это значит, что объектив пропускает половину светового потока. Эта величина и есть относительное отверстие линзы или объ­ектива.

Рис. 44. Изображение витков нити и спо­соб проверки правильной установки лампы

Рис. 45. Зависимость размера изображения на экране от проекционного расстояния

Чем больше относительное отверстие, тем большую часть светового потока пропускает линза, причем световой поток увеличивается пропорционально квадрату относительного отверстия линзы.

Помимо фокусного расстояния и величины относитель­ного отверстия на оправе объектива ставятся фабричная марка, название и фабричный номер.

Оптическая система аппарата требует тщательного ухо­да и абсолютной чистоты. Протирать наружные поверх­ности линз объектива и конденсора можно мягкой, несколько раз стиранной, чистой и специально для этого предназначенной тряпочкой. Совершенно недопустимо вы­винчивание одной или нескольких линз из объектива, так как из-за неточности при сборке объектива могут по­явиться оптические ошибки. Разборка объектива приведет к его порче. Линзы очень часто имеют различную кривиз­ну с обеих сторон. Эта разница сразу не видна, а при перевертывании линз объектив может дать значительные оптические ошибки, которые устраняются лишь правиль­ной расстановкой линз.

Если на объектив попало масло, наружные поверхно­сти линз можно протереть тряпочкой, слегка смоченной в спирте. Однако следует помнить, что спирт растворяет канадский (или пихтовый) бальзам, которым склеены линзы и черный лак, которым покрывается внутренняя поверхность оправы. Поэтому тряпочку нельзя прижи­мать к краям линз, чтобы спирт не проник внутрь оправы. Очищенную спиртом линзу необходимо немедленно про­тереть сухой тряпочкой, не касаясь при этом пальцами поверхности линзы, так как от пальцев остаются грязь и жир.

Грейферный механизм является сердцем кинопроекто­ра, поскольку он осуществляет прерывистое продвижение фильма в фильмовом канале. Зубья грейфера входят в за­цепление с пленкой и протягивают ее на один кадр. Полный цикл движения грейфера состоит из четырех тактов. Фильм находится в движении только в течение одного такта, а во время последующих трех тактов каждый кадр фильма остается неподвижным против кадрового окна фильмово­го канала. За весь цикл движения грейфера происходит смена одного кадра фильма.

Строго согласована с работой грейферного механизма работа обтюратора. В 8-мм кинопроекторах применяют дисковые обтюраторы (заслонки). Лопасть обтюратора перекрывает световой поток от источника света к кадро­вому окну на период продергивания фильма грейфе­ром и не пропускает свет на экран.

Рис. 46. Кинопроектор «Луч»: 1 — корпус; 2 — верхняя бобина; 3 — нижняя бобина; 4 — комбинированный зубчатый барабан; 5 — фильмовый канал-6 — откидная крышка; 7 — объектив

Уместно сказать несколько слов о критической частоте мельканий. Опытным путем установлено, что человек воспринимает как мелькания периодическую освещенность и затемнение экрана, если они происходят с частотой менее 48 кадр/сек. Эта частота и названа критической ча­стотой мельканий. Вместе с тем известно, что любительские фильмы снимают с частотой 16 или 24 кадр/сек. При демон­стрировании фильмов с этими частотами, если использо­ван однолопастный обтюратор, экран не будет казаться нам освещенным беспрерывно. Чтобы избежать этого неприятного эффекта, при кинопроекции с частотой 24 кадр/сек применяют двухлопастный обтюратор, а при кинопроекции с частотой 16 кадр/сек — трехлопастный. В обоих случаях частота мельканий становится равной 48 кадр/сек, т. е. незаметной на глаз.

Транспортирование фильма кроме грейфера осуществ­ляется также зубчатыми барабанами. В кинопроекторе 8П-1 — два зубчатых барабана, а в кинопроекторах «Луч» и «Луч-2» — один (комбинированный) зубчатый барабан.

Наматыватель и сматыватель используют силу трения для торможения при сматывании и наматывании фильма. Дело в том, что фильм движется с постоянной скоростью, а угловая скорость бобин при изменении диаметра рулона фильма изменяется. За счет трения удается обеспечить равномерное сматывание и наматывание фильма.

Приводом механизма кинопроектора служит электро­двигатель переменного тока. Движение от электродвига­теля ко всем механизмам и узлам кинопроектора пере­дается при помощи системы передач.

При демонстрировании любительских фильмов обычно пользуются кинопроекторами «Луч» и 8П-1.

Кинопроекторы «Луч» (рис. 46) бывают двух моделей: «Луч» и «Луч-2». «Луч» предназначен для демонстрирова­ния немых 8-мм фильмов. «Луч-2» позволяет демонстри­ровать фильмы со звуковым сопровождением с помощью магнитофона и электрического синхронизатора СЭЛ-1. Можно использовать любой массовый магнитофон, рабо­тающий со скоростью движения ленты 9, 5 или 19 см/сек.

Кинопроектор «Луч» обеспечивает высокую освещен­ность экрана. Световой поток кинопроектора при рабо­тающем обтюраторе, но без пленки, составляет 25 лм. С помощью реостата, ручка которого находится на передней стенке проектора, можно плавно изменять частоту кинопроекции от 8 до 25 кадр/сек.

Встроенный трансформатор подает напряжение к элект­родвигателю и кинопроекционной лампе. В первичной цепи трансформатора установлен переключатель напря­жения и предохранитель. Светооптическая система кинопроектора состоит из кинопроекционной лампы К-12-90 (12 в, 100 вт), двухлинзового конденсора, сферического отражателя и кинопроекционного объектива Н-1 с отно­сительным отверстием 1: 1, 4 и фокусным расстоянием 18 мм. Проекционная лампа охлаждается потоком воз­духа от вентилятора — крыльчатки, установленной на тыльной части вала электродвигателя. На складные крон­штейны могут быть установлены бобины вместимостью 60 и 120 м пленки. Вместимость бобин позволяет вести беспрерывный показ фильма в течение 30 мин при часто­те кинопроекции 16 кадр/сек. Размеры кинопроектора 206x193x165 мм. Вес 5, 9 кг.

«Луч-2» является модернизацией предшествующей мо­дели. В аппарате осуществлена плавная регулировка частоты кинопроекции от 12 до 26 кадр/сек. Также как и в аппарате «Луч» механизм кинопроектора можно переключить на об­ратный ход или на покад­ровую проекцию, что поз­воляет вернуться к про­смотренным ранее кадрам или перемотать фильм (при этом фрикционное устрой­ство верхней бобины ав­томатически переключает­ся на работу в качестве наматывателя). Перемотать фильм можно также с помощью вставной ручки. При работе кинопроек­тора «Луч-2» с магнито­фоном синхронизатор ус­танавливают вплотную к магнитофону на такой вы­соте, чтобы на его шкив могла быть заправлена магнитная лента. Шланг от синхронизатора, окан­чивающийся восьмиштырь-ковым цоколем от радио­лампы, включается в лам­повую панельку, установленную на кинопроекторе. В синхронизаторе и кинопроекторе установлены контакт­ные группы, связанные этим шлангом. Контроль за ско­ростью работы кинопроектора осуществляется по стробо­скопическому диску — полоскам, нанесенным на рукоятку покадровой проекции.

 


Рис. 47. Кинопроектор 8П-1: 1 — по­дающая бобина; 2 — тянущий зубча­тый барабан; 3 — объектив; 4 — за­держивающий зубчатый барабан; 5 — регулятор частоты кинопроекции; 6 — тумблер включения; 7 — приемная бобина


 

Любительский кинопроектор 8П-1 (рис. 47) имеет не­сколько меньший, чем у «Луча», световой поток, составляющий 20 лм. Источником света служит лампа накали­вания КЗО (17 в, 170 вт). Кинопроектор позволяет де­монстрировать кинофильмы, снятые с частотой 16 и 24 кадр/сек, причем частота кинопроекции плавно регу­лируется от 12 до 25 кадр/сек. Обтюратор дисковый, трех­лопастный. В кинопроекторе установлен проекционный объектив с фокусным расстоянием 17, 5 мм и относитель­ным отверстием 1: 1, 6. Установка кадра в рамку осущест­вляется перемещением фильмового канала и объектива относительно фильма. Кинопроектор обеспечивает удов­летворительное изображение на экране шириной до 1 м. Емкость бобин 120 м позволяет вести показ фильма без перерыва в течение 30 мин при частоте кинопроекции 16 кадр/сек. 8П-1 работает от сети переменного тока напряжением 110, 127 и 220 в. Размер кинопроектора 270x160x406 мм. Вес 5, 5 кг.

Размеры киноэкрана для любителей, работающих на 8-мм пленке, 60x80 см. Изготовлен он из специального материала — экранного павинола, представляющего со­бой хлопчатобумажную ткань с нанесенным слоем поли­хлорвиниловой массы. Поверхность полихлорвинила по­крывается алюминированным отражательным покрытием о тиснением ячейкового растра особого профиля. Такой любительский растровый экран (рис. 48) имеет коэф­фициент отражения не ниже 0, 62.

Любительский киноэкран с помощью пружин сверты­вается в рулон и упаковывается в металлический футляр. Условия для просмотра фильма. Качество фильма оценивается зрителями при его просмотре. Чтобы создать хорошие условия, следует выполнить ряд требований: правильно разместить кинопроектор, экран, громкогово­ритель и магнитофон (при демонстрировании звукового фильма), и в акустическом отношении подготовить все для прослушивания звука.

Часто несоблюдение какого-либо одного из таких эле­ментарных требований снижает восприятие фильма, вызы­вает раздражение зрителей, портит впечатление даже подчас от очень хорошего фильма.

В практике кинопроекции часто бывают случаи, когда на киноэкран помимо лучей, несущих изображение демон­стрируемого фильма, падает дополнительный, посторонний свет. Этот свет чрезвычайно ухудшает качество киноизоб­ражения и потому носит название паразитного. Для того чтобы понять, почему и как влияет паразитная засветка на качество изображения, нужно вспомнить, что яркость есть та основная величина, которая определяет наше зри­тельное восприятие. Глаз может реагировать на величины яркостей, изменяющихся в очень широких пределах, начи­ная от миллионных долей апостильба до 100 000 асб (апо-стильб).

Рис. 48. Киноэкран

Мы различаем предметы, если они по яркости отличают­ся от других окружающих их предметов. Детали одного и того же предмета различаются, если яркость их раз­лична, причем зрительное впечатление определяется не разностью яркостей, а их отношением.

При кинопроекции имеет место недостаточная передача соотношения яркостей светлых и темных частей предмета, из-за чего проецируемые на киноэкран изображения не вполне соответствуют объекту съемки. Паразитный свет ухудшает качество изображения на киноэкране.

Рассмотрим простой пример, когда на экран проеци­руется снятая на кинопленке надпись в интервале яр­костей 50 (экран белый, буквы черные). Если коэффи­циент пропускания светлой части кадров фильмопозитива составляет 0, 5, то каждый участок снятых на пленке букв будет пропускать в 50 раз меньше света, так как коэффи­циент пропускания их составляет 0, 5: 50 = 0, 01.

Допустим, что качество освещения экрана отличное, т. е яркость его без фильма в кадровом окне составляет 100 асб Тогда яркость белого фона экрана при проецировании надписи составит 50 асб, а буквы будут иметь яркость в 50 раз меньшую, т. е. 1 асб. Следовательно, на экране будут достаточно черные буквы на ярком фоне.

Если же на экран помимо лучей от кинопроектора па­дает паразитный свет, равномерно засвечивающий экран который создаст на нем дополнительную яркость в 1 асб соотношение яркостей букв и фона изменится. Световой фон экрана будет иметь яркость 50 + 1 =51 асб; яркость чер­ных букв также увеличится с 1 асб до 1 + 1 =2 асб. При этом отношение яркостей белого фона к яркости букв составит 51: 2=25, т. е. будет примерно в два раза меньше, чем при отсутствии паразитной засветки экрана. Значит, конт­раст изображения уменьшится, буквы будут казаться уже не черными, а серыми, весь экран будет как бы по­дернут дымкой.

При большой яркости паразитного света и относительно малой световой мощности кинопроектора (что имеет место в любительских 8-мм кинопроекторах) посторонняя за­светка приводит к резкой потере контраста изображения, а при демонстрировании цветных кинофильмов — к сни­жению насыщенности цветных фотографий, их белесости. Помещение, в котором предстоит показать звуковой кинофильм, должно быть не только хорошо затемнено, но и отвечать двум акустическим требованиям:

1) в него не должны проникать посторонние, мешаю­щие звуки и шумы,

2) оно должно быть достаточно заглушено. Следует сразу же оговориться, что второе требование следует предъявлять только к большим помещениям.

Рис. 49. Примеры размещения аппаратуры при просмотре фильмов

В обычные комнаты и в школьные классы нет необхо­димости вносить дополнительные звукопоглощающие материалы — шторы, ковры, и т. п. Зато нужно предпринять все возможные меры к тому, чтобы обеспечить тишину в «просмотровом зале». Дело в том, что в любое помещение проникает масса посторонних звуков и шумов с улицы, лестничных клеток, из смежных и соседних помещений, которые мешают восприятию речи и музыки. Эти шумы, на которые мы подчас не обращаем внимания, становятся крайне неприятными, мешающими во время звукового киносеанса. Полностью устранить эти шумы — дело очень сложное, поэтому следует принять хотя бы самые доступные меры: плотно закрыть двери и окна, если есть возможность зашторить их; выключить радиотрансля­ционные громкоговорители или радиоприемники в сосед­них комнатах.

Особенной помехой при просмотре люоительского звуко­вого фильма является шум (стрекотание) механизма кино­проектора. Поэтому его желательно устанавливать в смеж­ной комнате (рис. 49).

При демонстрировании звукового фильма целесообраз­но пользоваться выносными громкоговорителями, рас­положенными по обеим сторонам киноэкрана. Громко­говоритель нужно подвешивать на 2/з высоты киноэкрана, с таким наклоном, чтобы ось его была направлена на точку осевой линии зала, удаленную от экрана на 2/з длины зрительного зала. При правильной подвеске громкоговорителя звуковая энергия в помещении рас­пространяется равномерно.

На каком расстоянии от экрана следует установить кинопроектор?

Рис. 50. Искажение формы акрана при косой проекции

Проекционное расстояние — расстояние, на котором следует установить кинопроектор для получения нужной Ширины экрана, — легко определить, умножив фокусное расстояние объектива (в миллиметрах) на ширину экрана (в метрах), а произведение разделив на ширину кинокадра (в миллиметрах).

При подготовке аппаратуры к демонстрированию филь­ма нужно стараться сделать так, чтобы проектор был уста­новлен по возможности более точно против центра экрана. При косой проекции получается искажение формы экрана (рис. 50) и всего изображения.

Фильм и его эксплуатация. Правильная эксплуата­ция фильма (а, под эксплуатацией понимается уход, демон­стрирование, ремонт и хранение фильмов) обеспечит кино­любителю сохранность его произведения.

Каждая фильмокопия со временем постепенно изнаши­вается. Даже новый фильм, не имеющий повреждений, при прохождении через кинопроекционный аппарат в той или иной степени загрязняется, замасливается. Филь­мы теряют свои эксплуатационные качества и в резуль­тате неправильного хранения.

В процессе работы раньше всего появляются полосы на эмульсионном слое и основе. В эти микроскопические царапины попадают пыль и масло, которые образуют корку, что приводит к последующим повреждениям при перемотке рулона. В итоге появляется «дождь» — царапи­ны и полосы, вызывающие сильные искажения изображе­ния. Износ перфорационной дорожки начинается с появ­ления точкообразного повреждения краев или углов пер­фораций, называемого надколом. Затем надкол перехо­дит в разрыв края или угла перфорации — надсечку. Глубокая надсечка приводит к разрыву межперфора­ционного участка или к разрыву от перфорации до края фильма.

Своевременный мелкий ремонт фильмокопии может надолго сохранить фильм. Мелкий ремонт фильма пре­дусматривает:

переделку неправильных, непрочных и небрежно сде­ланных склеек;

ремонт разорванных краев перфорации с подклей­кой;

чистку фильмокопий от загрязнении и масла;

подклейку или замену изношенных ракордов и защит­ных концов к ним.

Склейка фильма производится на склеивающем прессе. Клей наносится на место склейки одним мазком кисточки.

Большое количество клея может сильно размягчить и деформировать концы пленки, отчего склейка будет грубой и непрочной.

Если разорвались перфорации, то можно подклеить перфорационную дорожку так, как это показано на рис 51 причем подклеенная перфорационная дорожка не должна захватывать изображения. Кусочек кинопленки со смытым эмульсионным слоем подклеивается с глянцевой стороны фильма.

Правильной называется такая склейка (рис. 52), при которой перфорационные отверстия точно совпадают друг с другом и концы фильма не имеют перекоса. Склейка должна быть чистой: без следов пальцев, грязи и пятен клея, без пузырей и коробления. Обычно применяют киноклей, составленный по одному из следующих ре­цептов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.