Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что нужно для проявления кинопленки






 

Кинолюбитель может сдать отснятые кинопленки в специальные кинолаборатории для обработки либо сам обработать пленку в домашних условиях. В целях оказания технической помощи кинолюбителям в ряде горо­дов открыты лаборатории для обработки любительских кинопленок. Машинная обработка пленки в специализи­рованных условиях обеспечивает высокое качество и пред­ставляет удобство для кинолюбителей. При лабораторной обработке пленки в домашних условиях необходимо иметь некоторое оборудование и приспособления, химикалии и лабораторную посуду.

Бачок. Прежде всего нужен бачок для проявления. Существует несколько простых приборов (рамы, бачки) для обработки кинопленки, но наиболее удобным являет­ся спиральный бачок (рис. 40). Он позволяет обрабатывать черно-белые и цветные кинопленки по различным процес­сам, причем все (за исключением зарядки пленки в бачок) можно делать на свету. Спираль бачка рассчитана на 10 м пленки шириной 16- и 8 мм. Таким образом, одновремен­но обрабатывается 20 полезных метров 8-мм фильма.

Заряжают бачок в темноте, на ощупь. Поэтому, прежде чем приступить к работе с бачком, полезно попрактико­ваться в зарядке спирали на свету куском старой пленки. В процессе зарядки нужно следить за тем, чтобы витки пленки не соприкасались друг с другом.

Перемотав всю пленку с катушки на спираль, затяги­вают ось спирали и вкладывают спираль в бачок. Закрыв бачок крышкой, можно зажечь свет или вынести бачок в светлое помещение. На свету через воронку, имеющуюся в верхней крышке, в бачок заливают проявитель. В ниж­ней части бачка имеется сливное отверстие с присоеди­ненным к нему резиновым шлангом.

Для сушки кинопленки используют барабан в форме «беличьего колеса» или рамы.

Растворы. Для лабораторной обработки кинопле­нок применяются следующие основные растворы:

1. Проявители (кинонегативный, кинопозитивный, про­явитель для обращения), восстанавливающие экспониро­ванное галоидное серебро эмульсионного слоя в металли­ческое.

2. Фиксажи (простой, кислый, дубящий), служащие для растворения оставшегося в эмульсионном слое не­проявленного светочувствительного галоидного серебра.

3. Отбеливатели, необходимые для разрушения нега­тивного изображения (путем растворения составляющих его зерен металлического серебра) и применяемые при обработке пленок методом обращения и при обработке цветных пленок.

4. Осветлители, служащие для удаления желто-бурой окраски эмульсионного слоя пленки, образовавшейся пос­ле обработки кинопленки в отбеливателе.

Рис. 40. Спираль­ный бачок для проявления кино­пленки

 

Вещества, употребляемые для обработки пленки, ра­створяются в воде. Вода должна быть исключительно чистой, без механических примесей и нейтральной хими­чески. Поэтому для приготовления растворов лучше ис­пользовать дистиллированную или кипяченую и отфиль­трованную воду.

Кинолюбители обычно сами приготовляют нужные растворы, пользуясь при этом веществами, указанными в рецептах растворов.

В проявляющий раствор входят помимо воды следую­щие вещества:

проявляющее (метол, гидрохинон, парааминофенолидр.);

сохраняющее — обычно сульфит натрия;

ускоряющее — щелочь (сода, поташ, едкое кали и ед­кий натр, бура);

противовуалирующее — чаще всего бромистый калий.

Приготовить проявитель можно по одному из двух способов:

1) растворить все вещества в порядке, указанном в ре­цепте, причем теплую воду взять примерно в половин­ном количестве; после растворения всех веществ в полу­чившийся раствор до нужного объема добавить холодную кипяченую воду;

2) приготовить отдельно растворы: сульфит с прояв­ляющим веществом и щелочь с бромистым калием; после охлаждения растворы смешать.

 

При составлении растворов проявителя надо всегда добавлять последующее (новое) вещество лишь тогда, когда предыдущее полностью растворится, иначе проя­витель может окраситься сразу после приготовления, что указывает на его разложение. Готовый проявитель дол­жен быть прозрачным и свободным от механических при­месей. После приготовления его следует профильтровать через фильтровальную бумагу (кстати, фильтровать сле­дует и другие растворы для обработки кинопленок).

При составлении проявителей по рецептам следует иметь в виду, что целый ряд веществ взаимозаменяем. Это видно из табл. 11 взаимозамены эквивалентных ко­личеств ускоряющих веществ (щелочей). Причем заменять в эквивалентных количествах едкие щелочи можно только едкими (едкий натр — едким кали, и наоборот), так же как и углекислые — углекислыми (поташ — содой, и на­оборот).

Пользование этой таблицей очень простое: например, в рецепте указано 5, 5 г безводной соды, которую прихо­дится заменять кристаллической. Для того чтобы опре­делить необходимое в этом случае количество соды, надо найти по таблице количество частей кристаллической соды, соответствующее одной части безводной соды, и умножить это количество на число граммов безводной соды, указанное в рецепте, т. е.: 2, 7x5, 5 = 14, 9 г.

 

Таблица 11.

Таблица эквивалентных коли­честв углекислых щелочей (в граммах)

Сода безводная Сода кри­сталлическая Поташ безводный Поташ кри­сталлический двухводный
  2, 7 1, 3 1, 6
0, 4   0, 5 0, 6
0, 8 2, 1   0, 3
0, 6 1, 6 0, 8  

Следовательно, вместо 5, 5 г безводной соды можно взять 14, 9 г кристаллической.

Фиксирующие растворы как главную составляющую часть содержат тиосульфат натрия (гипосульфит). Безвод­ного тиосульфата нужно брать по отношению к кристал­лическому в пропорции 3: 5. Тиосульфат натрия легко растворяется в воде. Раствор разлагается на свету, по­этому хранить его следует в темных сосудах.

В практике кинолюбителей находят применение нейт­ральные, кислые и дубящие фиксажи. Нейтральный фик­саж содержит только один тиосульфат натрия. Кислые фиксажи представляют собой подкисленный раствор тио­сульфата натрия кислыми солями (например, бисульфи­том натрия или метабисульфитом калия), органическими кислотами (лимонной, уксусной, виннокаменной), а так­же минеральными кислотами (чаще всего серной в смеси с сульфитом натрия).

Кислоту ни в коем случае нельзя вливать в раствор тиосульфата, так как раствор будет испорчен. Если в ка­честве подкисляющего вещества употребляются кислоты, то следует отдельно заготовлять их растворы с сульфи­том натрия, которые можно применять для дальнейшего смешивания с фиксирующим раствором (тиосульфатом).

В состав дубящих фиксажей обычно входят хромовые или алюмокалиевые квасцы. Дубящие фиксажи одновре­менно являются и кислыми. Для кислого дубящего фик­сажа заготовляются три раствора: тиосульфата натрия, бисульфита (раствор сульфита с кислотой) и квасцов. Сначала вливают раствор бисульфита в раствор тиосуль­фата и только в последнюю очередь вливают раствор квасцов.

Помимо проявляющих и фиксирующих растворов для обработки кинопленок применяются отбеливающие и ос­ветляющие растворы, рецепты которых указаны в разделе, рассматривающем процессы обработки.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.