Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Специальные методы.






А) Анализ способа преступного действия.

Выбор средств и методов криминалистики обусловлен отраженным в следах способом действия преступника.

Специально криминалистический подход состоит в том, что способ обнаружения и исследования информации о преступлении выводится из способа и механизма его совершения.

Т.е. если источником информации являются следы взлома, то необходимо использовать трасологические методы исследования.

Если применено огнестрельное оружие – то применяются методы криминалистической баллистики.

Если осуществлены хищения с использованием фиктивных бухгалтерских проводок то используется судебная баллистика.

Б) Обобщение опыта оперативной, судебной и экспертной работы.

Оно осуществляется в трех формах:

- Описание частных случаев расследования и экспертных исследований, которые могут быть использованы как аналоги при расследовании схожих преступлений (архивы криминалистики, выпуски практики, оперативные ориентировки).

- Создание специально обработанных по определенным признакам и систематизированных банков данных о совершенных и расследованных преступлениях.

Например, система регистрации по способу преступного действия, которая позволяет сравнить расследуемое преступление с ранее совершенными раскрытыми и нераскрытыми преступлениями и в положительных случаях объединить оперативные или следственные производства.

- Создание типовых информационных моделей преступной деятельности (крим. характеристика преступлений).

Это высшая форма научного обобщения опыта расследования. Данные модели – это результат изучения и вероятностно-статистической обработки массива преступлений, совершенных определенным способом. Данные информационные модели обеспечивают выделение типовых версий и планирование расследования конкретного дела. Достоверность информации не всегда высокая, она зависит от тесноты информационных связей и схожести их с моделью. Необходимо применять модели с учетом всех элементов.

 

II. Метод моделирования.

Это общенаучный метод познании и применяется когда непосредственное познание оригинала затруднено или нецелесообразно.

Сущность метода – создание мысленной или материальной модели и последующее ее исследование в качестве средства получения криминалистически значимой информации, необходимой для раскрытия, расследования и предупреждения преступления.

 

Модель – это мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования способна замещать его таким образом, что изучение модели позволит изучить оригинал.

Модель не повторяет собой оригинал, а лишь является аналогом, инструментом исследования.

 

Когда используется модель?

- Если следовой или иной объект существует но сложен, недоступен для изучения. Например, получение информации об обуви преступника на основе изучения объемного слепка его обуви).

- Если объект познания существовал в прошлом и его уже нет полностью или частично на момент расследования.

- если объект познания возможно будет существовать (например, моделирование возможной следственной ситуации – например, моделирование допроса).

- Если требуется наглядно представить механизм преступного события или его отдельных элементов.

 

Какие виды моделей?

По субъекту моделирования:

- Следственная

- Экспертно-криминалистическая

- Оперативно-розыскная.

- Судебная.

В зависимости от задач:

- Познавательные

- Прогностические

- Ситуационные

- Дидактические

 

По способу моделирования:

- Материальные.

Среди материальных выделяют:

- Геометрически подобные модели (макеты и муляжи, слепки со следа, макет помещения)

- Физически подобные материальные модели (видеомагнитофонные записи следственных действий, фонограмма голоса человека при его опознании по голосу)

- Крим. реконструкция – воссоздание отдельных, интересующих следствие объектов по фрагментам, описаниям, фотоснимкам и другим документальным данным.

 

- Мысленные

Мысленное моделирование – наиболее распространенный метод.

Так как информационная неопределенность, то мысленный метод моделирования помогает управлять расследованием.

Так, в процессе расследования уголовного дела следователь выясняя сущность крим. события строит в своем сознании его вероятностную мысленную модель – информационную модель события.

Мысленные модели также имеют свои подвиды:

- Образные модели – это психический образ. Большинство следователей фактически на всем протяжении расследования создают в своем сознании образы и работают с ними.

- Образно знаковые модели – они представлены разными буквами и графическими условными знаками. Например, графические приложения к протоколам, схемы, планы.

- Ретроспективные мысленные модели – обращают в прошло к фактам, образующим преступление

- Перспективные – обращены к исследованию событий, обстоятельств или явлений будущего, связанных с практической деятельностью по установлению обстоятельств совершенного преступления. (фиксируются в планах по расследованию).

- Ситуационное моделирование – метод исследования, который включает в себя построение модели реальной ситуации и проведение с ней разного рода мысленных экспериментов (прогнозирование, проигрывание на ней предполагаемых решений).

- Логико-математические.

Математическое моделирование – трансформация крим. проблемы в математическую задачу, а дальше уже решение ее математическими методами и интерпретация затем обратно в крим. сферу.

Первым ввел Альфонс Бертильон. Он разработал метод уголовной регистрации, связанный с измерением разных частей тела человека. Совокупность измерений – это математическая модель человека, практическое использование которой в совокупности с моделью описанием и фотографией повысили эффективность поиска рецидивистов.

 

- Кибернетические

- Информационно-компьютерные

 

По степени индивидуализации:

- Типовые – т.е. знание о преступлениях, накопленные теорией криминалистики.

- Индивидуальные модели – знания о преступлениях, полученные в процессе практического расследования.

 

Какова задача моделирования?

- Задача создания модели – объекта крим. познания.

- Познавательная задача в процессе использования в крим. исследовании созданной модели.

- Доказательственно-иллюстративная задача.

- Задача информационного характера (хранение информации, необходимой для расследования преступления).

- Задача эвристического характера, связанная с получением нового знания посредством логической переработки информации,.

- Задача научно-исследовательского характера (обобщение следственной, экспертной, судебной практики). Разработка и внедрение крим. методик по расследованию отдельных видов преступлений.

- Дидактические задачи – внедрение моделирования в качестве инструмента учебного процесса.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.