Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы научного исследования






Общеметодологические и философские принципы научного познания влияют на методы конкретно-научного познания, поэтому научный метод должен избираться соответственно области, в которой происходит научный поиск. То есть, в зависимости от степени сложности исследования изменяются и методы его решения, виды эксперимента, приемы и средства.

Методика - это система исследовательского труда, которая используется для получения фактического материала, его обработки и получения необходимых результатов.

Метод - это подход (прием, средство) теоретического исследования или практического воплощения явления (процесса).

Методы, которые применяются в научном исследовании, зависят не только от самого предмета, но и от уровня исследования: эмпирического или теоретического.

 

Для эмпирического уровня исследования характерными являются такие методы:

- наблюдение;

- эксперимент;

- описание;

- статистика и т.п..

Для теоретического уровня исследования используются методы анализа-синтеза, индукции-дедукции, аналогии и др.

Таким образом, исследователь должен избрать среди разнообразия методов современной науки именно такие соответствующие исследовательские приемы или их совокупность, которые наиболее полно и эффективно разрешат решить поставленную задачу.

Следует различать такие понятия:

- «научный метод»;

- «метод науки».

Требования к научному методу:

- детерминированность метода, то есть обусловленность закономерностями как объекта, так и познавательной деятельности;

- заданность метода целью исследования, то есть соответствие всех компонентов метода целям исследования;

- результативность и надежность метода, то есть наличие результата с высокой степенью достоверности;

- эффективность как условие достижения цели с минимальными усилиями и максимальным результатом;

- экономичность как возможность достижения конкретных результатов без внедрения дополнительных усилий;

- доступность в понимании и применении.

Наука имеет большое количество разнообразных методов, в частности обще-научных, теоретических, экспериментальных, конкретных, которые входят в систему научной деятельности и в совокупности образовывают класс научных методов, их единство и взаимосвязь характеризуют специфичность, целостность познавательной деятельности в науке. Для эффективности в научном исследовании есть смысл использовать не один метод, а комплекс методов.

 

Разновидности методов научного познания условно разделяют на такие уровни:

- эмпирический (наблюдения, сравнения, измерения, анкетирования, собеседование, тест и т.п.);

- экспериментально-теоретический (эксперимент, анализ-синтез, индукция-дедукция, моделирования, гипотетический, исторический, логический, абстрагирования, идеализация, аксиоматика, обобщения и др .);

- метатеоретический (диалектический метод, метод системного анализа).

Метод науки - организация познавательного процесса в структуре научной и познавательной деятельности, которая предусматривает конкретный научный поиск: формулирования проблемы, построение гипотезы, эмпирическая, теоретическая и экспериментальная проверка гипотезы, выводы и прогноз дальнейших разработок.

Методологические знания в содержании высшего образования выполняют следующие функции:

- мировоззренческую;

- познавательную (или исследовательскую);

- рефлексивную.

 
 

 

Средства внедрения методологических элементов в процесс обучения зависят от учебного предмет а и его содержательного наполнения.

 

Среди способов формирования методов обучения, которые отвечают конкретно-научному уровню методологии, следует выделить:

- объяснительно-иллюстративный метод с использованием дедуктивных и индуктивных способов, аналитической и синтетической схем, аналогий;

- репродуктивный метод восприятия информации, запоминания по ассоциации путем заучивания, повторения, воспроизведения учебного материала;

- проблемно-поисковый метод с постановкой проблемных вопросов (создания проблемных ситуаций), высказыванием предположений о причинах явлений, о связи между разными понятиями, доказательств на уровне сравнений, логических суждений и формулирование новых выводов, обобщений.

 

Сформированность методологической подготовки и способность к овладению научным поиском имеет такие критерии оценки:

- качество знаний (полнота, глубина, систематичность, системность, оперативность, гибкость, обобщенность, конкретность, четкость);

- действующие мотивы (стойкие познавательные интересы, установки);

- привычки самостоятельного овладения знаниями и умениями в разных формах самообразования (слушания, наблюдения, эксперимента и др.);

- умение самоорганизации познавательной деятельности (саморегуляция, самоконтроль);

- умение выполнять операции умственной деятельности, в частности анализировать, сравнивать, выделять существенное, синтезировать, доказывать (устанавливать) причинно-следственные связи, проявлять способность к обобщению, доказательства, построения гипотезы и др.;

- полнота самооценки и критической оценки.

Системно-структурный исследовательский прием получил общенаучное значение и включает в себя:

- рассмотрение любых объектов как сложных образований, которые имеют
определенную структуру и являются компонентами более общих систем;

- познание структуры объекта;

- выявление законов структурных отношений и внешних связей, их формулирование не только в качественном, а и в количественном виде.

Знания методологии в научном поиске разрешит привести в порядок полученные результаты, раскрыть возможности поиска для решения проблемы, развить способность к ведению дискуссий и сформировать интеллектуальные способности личности.

Научный поиск имеет несколько уровней, среди которых:

Во время научного исследования должна быть определена программа научного поиска, в которой отображены:

- исследуемое явление;

- показатели и критерии его исследования;

- методы, которые используются;

- порядок применения тех или других методов как составных общей методики исследования.

Отдельная совокупность методов индивидуальна для каждого исследования, при избрании которой учитывается большое количество факторов, прежде всего предмет, цель и задача исследования.

Методика исследования, не смотря на свою индивидуальность при решении конкретной задачи, имеет постоянную структуру, основными компонентами которой являются:

- теоретико-методологическая часть, на основе которой строится методика исследования;

- историко-теоретическая, которая предусматривает исследования явлений, процессов с учетом связей и взаимозависимостей между ними;

- практическая, то есть обобщение результатов исследования как логическое завершение научного поиска, их аргументация.

Все методы можно объединить в единую группу с общим названием «методы познавательной деятельности», что указывает на активный процесс в планировании и проведении научно-исследовательской работы.

Исследовательские приемы - это инструменты, с помощью которых решаются те или другие проблемы, открываются закономерные связи явлений, которые изучаются. От правильного выбора метода зависит успешность исследования явления. Методика должна отвечать конкретным задачам исследования и четко отображать специфику явлений, которые изучаются, а не механически заимствовать методы из других наук. Для результативного решения поставленной проблематики есть смысл использовать конкретную методику, которая отвечает избранной тематике исследования.

Таким образом, классификация методов по характеру познавательной деятельности может быть представлена такой схемой:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.