Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наука как система знаний






ЛЕКЦИЯ № 1

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Вопросы:

Наука как система знаний.

Методология научного поиска.

Методы научного исследования.

Методология научного поиска.

Методы научного исследования.

Теоретические методы научного исследования.

Эмпирические исследовательские приемы.

Категориальный аппарат научного исследования.

Наука как система знаний

Наука - система знаний объективных законов природы, общества, мышления, которая выражается в точных категориях и имеет довольно сложную структуру.

В основу понятия «система» положена мысль о том, что все предметы, процессы, явления в мире взаимосвязаны и взаимодействуют, поэтому наука как система представлена:

- в форме общественного сознания, которое отображает смысл человеческого бытия, куда входят науки о природе, обществе и человеке;

- в форме общественной практики, которая включает методологию, теории, информацию и научные структуры.

Науку как систему отличает целостное единство количественного и качественного накопления научных знаний, процесс формирования связей между ними. Системность науки реализуется становлением и развитием ее как отдельного социального института, который объединяет интеллектуальный потенциал общества.

Наука есть результат деятельности всего человечества, которая подчинена целям развития общественной практики. Наука - это не просто сумма знаний об окружающем мире, а точно сформулированные положения о явлениях и их взаимосвязях, законах природы и общества, которые выражены с помощью конкретных научных понятий и суждений. Понятия и суждения являются научными, если они получены с помощью научных методов (как эмпирических, так и теоретических) и подтвержденные в процессе их практической проверки. Таким образом, наука - сфера исследовательской деятельности, которая направленная на получение новых знаний о природе, обществе и человеке.

Наука выполняет в обществе такие функции:

- социальной памяти как «накопления - сохранения - трансляции» опыта предыдущих эпох;

- гносеологическую (познавательную), что обеспечивает обществу необходимые знания для правильного решения поставленных проблем;

- нормативную, что устанавливает, организует и регулирует отношения между научными структурами с помощью систем и норм, правил этики;

- коммуникативную, что реализуется с помощью научного языка как понятного и важного средства общения;

- аксиологичную (ценностную), что формирует в обществе ценностные ориентации, которые направляют результаты научных открытий на благо человечества;

- креативную (творческую), что реализуется с помощью создания мощного, интеллектуального потенциала человечества;

- воспитательную, что разрешает повысить уровень образованности в обществе.

 

Процесс накопления таких знаний называется научным познанием.

 

Структура процесса познания может быть представлена такой схемой:

 
 

 

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.