Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дополнительная. Курис П.М. Международные правонарушения и ответственность государства.-Вильнюс, 1973






 

Курис П.М. Международные правонарушения и ответственность государства.-Вильнюс, 1973

Колосов Ю.М. Ответственность в международном праве. -М., 1975

Мазов В.А. Ответственность в международном праве. -М., 1979

Василенко В.А. Международно-правовые санкции.-Киев, 1982

Ушаков Н.А Основания международной ответственности государств. -М., 1983

Устав Международного Военного Трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Лондон, 8 августа 1945 г.)

 

Принципы Международного права, признанные Уставом Нюрнбергского Трибунала и нашедшие выражение в решении этого Трибунала

 

Проект кодекса преступлений против мира и безопасности человечества

 

Четвертый доклад об ответственности государств, подготовленный г-ом Д. Кроуфордом

 

Комментарий к Проекту статей об ответственности государств за международные правонарушения, принятому Комиссией международного права на ее 53 сессии в 2001 году

 

 

ТЕМА 3

Право

международных договоров

 

В смысле практического применения сумма знаний в области права международные договоров занимает центральное место в системе учебного курса.

Без глубокого овладения основными понятиями права международных договоров невозможно применить конституционную норму, которая, с одной стороны, включает международные договоры в правовую систему России, а с другой, - наделяет правила международных договоров высшей юридической силой в отношении конкурирующих норм российского законодательства.

Прежде всего, необходимо уяснить, что же такое - международный договор.

Международный договор - соглашение субъектов международного права, заключенное в письменной форме, вне зависимости от его наименования и вне зависимости - в одном или нескольких связанных друг с другом документах это соглашение выражено.

Договор может иметь самые разнообразные названия - «договор», «конвенция», «пакт», «соглашение», «меморандум», «протокол» и может содержаться в нескольких документах. Например, договоры об установлении дипломатических отношений традиционно заключаются в форме обмена «нотами» («нота» - разновидность документов дипломатической переписки).

Международный договор - главный из основных источников международного права, что предопределено его природой. Договор позволяет четко определить права и обязанности сторон. Это обстоятельство в значительной степени упрощает проблему реализации соответствующей международно-правовой нормы.

Значимость договора в системе источников международного права, кроме того, подчеркивается самим фактом существования императивного принципа «pacta sunt servanda» (буквальный перевод с лат. - «договоры должны соблюдаться»), а также длительной и сложной процедурой его создания.

Процедура создания международного договора складывается из трех основных стадий (вспомним: стадия — промежуток времени, в течение которого достигается конкретный юридически значимый результат):

1) стадия согласования воль относительно содержания международного договора;

2) стадия согласования воль относительно придания договору юридической силы;

3) стадия заключительных производств.

В стадии согласования воль относительно содержания международного договора ведутся переговоры, направленные на выработку соответствующего проекта. В переговорах участвуют представители субъектов переговорного процесса, компетенция которых подтверждается наличием специальных документов, именуемых «полномочия». Однако существует категория лиц, которые могут участвовать в переговорах, не имея «полномочий». Венская конвенция о праве международных договорах 1969 года (это основной источник права международных договоров) называет следующие категории:

1) главы государств и правительств,

2) руководители ведомств иностранных дел,

3) главы дипломатических представительств,

4) представители государств в международной организации или на международной конференции,

5) лица, которые, в силу сложившейся практики, считаются представителями государства (например, в период существования СССР - генеральные секретари ЦК КПСС).

Переговоры бывают двусторонними и многосторонними. Особыми формами ведения переговоров являются переговоры на международных конференциях и в международных организациях.

Стадия согласования воль относительно содержания международного договора завершается выработкой и принятием текста соответствующего проекта.

Принятие проекта международного договора осуществляется посредством парафирования, подписания «ad referendum», а также, (если переговорный процесс осуществлялся на международной конференции или в международной организации), - голосованием либо консенсусом.

Необходимо понимать значение специальных терминов, использованных при характеристике способов принятия проекта договора.

Парафирование - состоит в проставлении переговорщиками своих инициалов в тексте договора.

Подписание ad referendum (в переводе с латинского – «до окончательного решения») - состоит в том, что переговорщики, хотя и подписывают текст договора, но это подписание не придает договору юридической силы.

Консенсус - такая степень согласия переговорщиков на международной конференции либо в международной организации с содержанием принимаемого проекта, при достижении которой в проведении голосования необходимость отсутствует.

Важно отметить, что подписание «ad referendum» и парафирование отличаются не только по форме, но и по юридическим последствиям: в случае подписания договора соответствующее государство принимает на себя обязательство действовать таким образом, чтобы не лишать договор его объекта и цели.

В стадии согласования воль относительно придания договору юридической силы проект проходит окончательную проработку в том органе государства, к компетенции которого относится выражение согласия на участие в данном договоре.

Чаще всего согласие на участие в договоре выражается:

-подписанием;

-обменом документами, образующими договор;

-ратификацией.

При этом под термином «ратификация» понимается выражение согласия на обязательность договора высшим/высшими согласно Конституции государства органом/органами его власти.

Необходимо знать, что в Российской Федерации ратификация международных договоров осуществляется в форме федерального закона. Следовательно, ответственность за ратификацию международных договоров России возложена на Государственную Думу и Совет Федерации, с одной стороны, и на Президента — с другой.

В стадии придания договору юридической силы стороны могут заявить оговорки.

Оговорка - это одностороннее заявление участника процедуры заключения договора о неприемлемости для него какого-либо положения/положений договора. Более подробно с институтом оговорок к договорам необходима познакомиться, изучая рекомендованную литературу, тексты Венской конвенции о праве международных договорах, Федерального закона России о международных договорах.

В стадии заключительных производств осуществляются: регистрация, промульгация и депонирование международного договора.

Международные договоры подлежат регистрации в Секретариате Организации Объединенных Наций. В случае отказа от регистрации договора стороны лишаются права защищать свои интересы, связанные с участием в договоре, в официальных органах ООН.

Промульгация (обнародование) договора осуществляется на международном и на внутригосударственном уровнях.

В соответствии с Федеральным законом России о международных договорах, официальная промульгация межгосударственных и межправительственных договоров осуществляется в Собрании законодательства РФ и Бюллетене международных договоров. Межведомственных - в официальных изданиях ведомств.

Международные договоры весьма разнообразны. Потому существует множество оснований для их классификации: по кругу участников, по сфере действия, по предмету регулирования, по субординации, по степени юридической обязательности, по сроку действия, по степени взаимодействия с национальным законодательством и др. Каждое основание классификации с различных сторон характеризует специфику международного договора как источника международного права.

В практическом отношении наиболее важна классификация договоров по степени взаимодействия с внутригосударственным законодательством.

Имея ввиду указанное обстоятельство, договоры разделяют на самоисполнимые и несамоисполнимые.

Самоисполнимые - такие, нормы которых могут быть непосредственно применены для регулирования внутригосударственных отношений.

Несамоисполнимые невозможно применить без предварительного принятия соответствующего акта законодательства.

Это исключительно важный момент, если вспомнить конституционную норму, согласно которой международные договоры, с одной стороны, являются составной частью правовой системы России, а с другой - такой частью, которая обладает высшей юридической силой в сравнении с законодательством.

Отечественному правоприменителю необходимо знать, что он обязан применить норму международного договора в случае пробела в законодательстве либо вместо конкурирующей нормы законодательства только в том случае, если договор является самоисполнимым.

Таким образом, принятию решения о непосредственной применении международного договора для регулирования внутригосударственных отношений должна предшествовать предварительная оценка его норм на степень самоисполнимости.

Международные договоры неравнозначны по юридической силе, поскольку они бывают

- межгосударственными (заключенными от имени государства),

- межправительственными (заключенными от имени правительства) и

- межведомственными (заключенными от имени соответствующего ведомства).

Если перечисленные виды договоров не подлежат ратификации, то при условии их самоисполнимости:

1) межведомственный договор может быть применен только вместо нормативного акта ведомства и нормативных актов более низкого уровня;

2) межправительственный договор применим только вместо нормативного акта правительства и нормативных актов более низкого уровня;

3) межгосударственный договор может быть применен только вместо указа Президента и нормативных актов более низкого уровня;

 

Таким образом, только самоисполнимый, официально опубликованный, ратифицированный международный договор обладает высшей юридической силой в системе российского законодательства и должен быть непосредственно применен вместо любого внутригосударственного нормативного акта, включая федеральный закон.

Однако ни один международный договор (для отечественного правоприменителя) не имеет высшей юридической силы по отношению к Конституции.

Этим определяются правила применения международных договоров в правовой системе России.

1. Для отечественного правоприменителя ни один международный договор не имеет высшей юридической силы по отношению к Конституции.

2. Высшую юридическую силу по отношению к федеральному закону имеет только ратифицированный, официально опубликованный международный договор.

3. Нератифицированный межгосударственный договор (при тех же условиях) имеет высшую юридическую силу только в отношении нормативных актов Президента и нормативных актов более низкого уровня.

4. Межправительственный договор (при тех же условиях) имеет высшую юридическую силу только в отношении нормативных актов Правительства и нормативных актов более низкого уровня.

5. Договор межведомственного характера (при тех же условиях) имеет высшую юридическую силу только в отношении нормативных актов ведомства и нормативных актов более низкого уровня.

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Талалаев А.И. Право международные договоров. Действие и применение.-М., 1985

 

Мелешников А. В. Оговорки и отсылки международного права и российского законодательства\\ Проблемы юридической техники: Сборник статей / Под ред. доктора юридических наук, профессора, академика РАЕН и ПАНИ, заслуженного деятеля науки РФ В.М. Баранова. — Нижний Новгород, 2000

 

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8

" О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия"

 

Доклад Комиссии международного права. 56-я сессия. –Нью-Йорк: ООН, 2004.-329с.

 

Венская Конвенция о праве международных договоров (Вена, 23 мая 1969 г.)

 

Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ " О международных договорах Российской Федерации"

 

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8

" О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия"

 

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ

от 11 июня 1999 г. N 8 " О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса"

 

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. " О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации"






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.