Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Им. Н. И. Лобачевского






 

КАФЕДРА ЕВРОПЕЙСКОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО

ПРАВА

 

А.В. Мелешников

 

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Нижний Новгород – 2008

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Учебно-методическое пособие разработано с учетом места международного права в правовой в системе Российской Федерации и в соответствии с новым Государственным стандартом высшего профессионального образования по специальности «юриспруденция.

В первую очередь пособие адресовано студентам-заочникам, поскольку на лекционных и семинарских занятиях заочных отделений отрабатываются вопросы тем: «Понятие и система международного права», «Международное уголовное право», «Территория и другие пространства в международном праве», «Международное право вооруженных конфликтов».

Темы, указанные в учебно-методическом пособии, как правило, остаются предметом самостоятельной работы обучаемых.

Предлагаемое пособие предназначено для наиболее целесообразной организации этой работы.

Пособие состоит из методических рекомендаци й, списков литературы к каждой теме, включенной в его содержание, вопросы для самопроверки.

Основная часть пособия - методические рекомендации, которые разработаны на основе многолетнего опыта преподавании автором учебного курса дисциплины «международное право».

В «Методических рекомендациях» излагаются и комментируются основные положения тех тем учебного курса, которые традиционно вызывают затруднения при самоподготовке.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ

РЕКОМЕНДАЦИИ

 

 

ТЕМА 1

Международная

правосубъектность государств

 

Приступая к изучению темы, необходимо вспомнить: круг субъектов международного права разделяется на: а) основные и первоначальные (государства) и б) производные от их воли субъекты (народы, международные межправительственные организации, «особые субъекты», физические лица)

Физические лица обладают международной правосубъектностью в трех категориях правоотношений: обращаясь за международной защитой, поступая на международную службу, в случаях привлечения к международной уголовной ответственности.

В рамках данной темы особое внимание обращается на вопросы: а) особенности международной правосубъектности государств; б) понятие, виды и формы признания; в) понятие и виды международного правопреемства.

Особенности международной правосубъектности государств проистекают из качества, свойственного только им - суверенитета. Суверенитет - независимость в проведении внутренней и внешней политики, полновластие на национальной территории.

Именно независимые, полновластные суверены создали международную правовую систему и, по мере развития межгосударственных отношений, наделили правами и обязанностями международные межправительственные организации, народы, «особые субъекты», физические лица.

Все государства в политическом и юридическом отношениях равны. Принцип суверенного равенства государств - один из императивных принципов современного международного права.

Однако существуют факторы, влияющие ни объем фактический международной правосубъектности государств: форма государства, отношение к нейтралитету, фактор признания либо непризнания.

По форме государства бывают простыми (унитарными) и сложными (федеративными).

В «простых» государствах отсутствуют проблемы, связанные с определением объема международной правосубъектности. Иначе обстоит дело со сложными государствами, в которых объем правосубьектности может быть перераспределен между федеральными органами власти и субъектами федерации.

Международная практика свидетельствует о двояком способе определения международной правосубъектности в сложных государствах:

1) субъектом международного права является только федерация,

2) субъектом международного права являются и федерация, и каждый из субъектов федерации в отдельности.

Проблема определения надлежащего субъекта решается посредством анализа конституционных актов соответствующих государств.

В России в практическом плане существовала проблема признания международной правосубъектности за субъектами отечественной федерации. Сейчас эта проблема решена отрицательным образом. В результате Российская Федерация относится к числу тех государств, в которых субъекты федерации не могут приобретать права и обязанности по международному праву.

Отношение к нейтралитету. Бывают государства:

а) постоянно нейтральные,

б) традиционно нейтральные,

в) эвентуально нейтральные.

Постоянно нейтральные государства - такие, нейтралитет которых либо гарантирован международными договорами, либо закреплен конституционно (Швейцария, Австрия, Республика Мальта, Камбоджа, Лаос, Республика Туркменистан).

Традиционно нейтральные - такие, нейтралитет которых юридически не определен, но которые на практике осуществляют политику нейтралитета.

Эвентуально нейтральные - такие, которые сохраняют нейтралитет по отношению к конкретному вооруженному конфликту.

Признание. Признание — способ придания юридического значения каким-либо событиям или обстоятельствам. Институт признания регулируется нормами международного обычая.

Международно-правовое признание выполняет роль юридического факта, от наличия или отсутствия которого зависит возникновение, изменение либо прекращение правоотношений.

Факт признания или непризнания государства. Данное обстоятельство, безусловно, влияет на объем его международной правосубъектности. Признанное государство становится полноправным участником международных отношений на основе принципа суверенного равенства государств.

Существуют определенные условия, при наличии которых государство подлежит признанию. Самое главное условие - это то, что составляет отличительную особенность государства как субъекта международного права - суверенитет. Кроме того, имеются дополнительные условия, каждое из которых (или все в совокупности) в ряде случаев могут иметь определяющее значение для решения проблемы признания

- миролюбие государства,

- степень соблюдения этим государством международных стандартов в области прав человека.

 

Признание осуществляется в двух основных формах - де-юре и де-факто.

Признание де-юре - это полное и окончательное признание, сопровождающееся, как правило, установлением официальных отношений между признающим и признаваемым.

Признание де-факто - это фактическое признание, без официальных (дипломатических либо консульских) отношений. Практика такова, что, как правило, признание де-факто впоследствии приводит к признанию де-юре.

Наконец, следует иметь ввиду, что проблема признания государств возникает в случае появления на политической карте мира нового государства. А это возможно:

- в результате либо территориальные изменений (пример - распад СССР)

- либо в случае деколонизации (освобождения народа от колониальной зависимости).

В доктрине считается дискуссионным вопрос - возникает ли проблема признания государства в случае социальной революции.

Признание правительств. Проблема признания правительств возникает в принципиально иной ситуации - когда правительство приходит к власти неконституционным путем.

Когда признается государство - автоматически признается и правительство, а международное сообщество обязано в признанном им государстве поддерживать отношения с любым правительством если только оно конституционно (т.е. пришло к власти в соответствии с законодательством этого государства).

Если же правительство пришло к власти в результате военного переворота, «революции», иных нелегитимных событий, то тогда и возникает проблема - признавать данное правительство или нет (вспомним советский ГКЧП 1991 года).

Считается, что общее международное право пока исходит из того, что при определенных условиях даже неконституционное правительство может быть признано.

Самое главное и непременное условие для признания - эффективность правительства. Критерий эффективности состоит в оценке - способно ли данное правительство обеспечить выполнение международных обязательств государства.

Кроме того, существуют дополнительные условия, которые, так же как в случаях с признанием государства, могут иметь определяющее значение:

-жизнеспособность правительства,

-его национальность,

-миролюбие,

-соблюдение прав человека.

В частности, критерий жизнеспособности состоит в оценке того, насколько долго неконституционное правительство способно удержать власть. Критерий национальности сводится к ответу на вопрос: правительство пришло к власти в результате естественного развития внутриполитических событий или оно является правительством марионеточным (навязанным каким-либо иностранным государством). Если правительство «национально», то это дополнительный аргумент в пользу его признания.

Одновременно обратим внимание на другое, чрезвычайно важное, обстоятельство: международное право СБСЕ/ОБСЕ[1] региона имеет норму относительно возможности признания неконституционных правительств совершенно противоположную той, которая пока что, как считается, существует в рамках общего международного права.

В соответствии с этой нормой, закрепленной в Итоговом документе Московской конференции по человеческому измерению СБСЕ от 1 октября 1991 года, государства-участники СБСЕ/ОБСЕ взяли на себя взаимное обязательство - не признавать неконституционные правительства.

Заметим, эта региональная норма имеет тенденцию стать нормой общего международного права уже в ближайшем будущем. В частности, она признана уже признана в регионе Африканского Союза. Та же практика прослеживается в деятельности Совета Безопасности ООН.

Правопреемство. Правопреемство - это переход прав и обязанностей от государства предшественника к государству правопреемнику. Случаи, в которых возникает ситуация правопреемства, - те же, что и случаи признания государств: территориальные изменения, деколонизация. Вновь дискуссионен вопрос о правопреемстве при «социальной революции».

Институт правопреемства регулируется двумя Венскими конвенциями – Конвенцией о правопреемстве в отношении международных договоров 1978г. и Конвенцией о правопреемстве в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983г.

Правопреемство в отношении международных договоров. При территориальных изменениях (т.е. при распаде либо объединении государств) в отношении правопреемства договоров действует принцип континуитета (непрерывности международных прав и обязанностей). В соответствии с названным принципом права и обязанности государства-предшественника переходят к государству-правопреемнику. К случаям деколонизации применим принцип «табуля раза» (буквальный перевод с латинского - «чистая доска»). В соответствии с названным принципом новое государство, отделившееся от метрополии, вправе отказаться от неприемлемых для себя обязательств.

Правопреемство в отношении государственной собственности, долгов и архивов. В отношении государственной собственности и архивов в основном применяется принцип «имей то, что имеешь». В отношении долгов – принцип примерной пропорциональности.

 

 

Литература

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.