Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Собрание Корана при жизни пророка






Священный Коран был записан полностью еще при жизни пророка Мухаммада, , хотя канонического списка Корана у сподвижников не было. Из хадисов известно, что некоторые сподвижники составляли свои списки писания Аллаха, наиболее известными среди которых были списки Абдуллаха б. Масуда, Убеййа б. Кааба и Зейда б. Сабита. По свидетельству Ибн Абу Давуда, списки коранических откровений также были составлены Али б. Абу Талибом, Абдуллахом б. Аббасом, Абу Мусой аль-Ашари, Хафсой бт. Умар, Анасом б. Маликом, Умаром б. аль-Хаттабом, Абдуллахом б. аз-Зубейром, Абдуллахом б. Амром, Аишой бт. Абу Бакр, Салимом, Умм Саламой, Убейдом б. Умаром. Аль-Ансари прибавил к этому списку имена еще восьми сподвижников: Абу Бакра, Усмана б. Аффана, Муаза б. Джабала, Абу ад-Дарды, Абу Аййуба аль-Ансари, Убады б. ас-Самита и Тамима ад-Дари. Известно, что списки Аиши и Хафсы были составлены уже после смерти посланника Аллаха, .[258]

Передают, что Абдуллах б. Амр однажды помянул Абдуллаха б. Масуда и сказал: «Я все так же люблю его. Я слышал, как пророк, , сказал: «Берите Коран от четырех людей: Абдуллаха б. Масуда, Салима, Муаза и Убеййа б. Кааба».[259]

В нем упоминаются четыре выдающихся знатока Корана: двое из числа мухаджиров и двое из числа ансаров. К первым относятся Абдуллах б. Масуд и Салим б. Маакал, вольноотпущенник Усмана б. Аффана, а ко вторым – Муаз б. Джабал и Убейй б. Кааб. Салим был убит вскоре после кончины пророка, , во время битвы при аль-Йамаме. Муаз б. Джабал скончался во время правления Умара б. аль-Хаттаба. Убейй б. Кааб и Ибн Масуд скончались во время правления Усмана б. Аффана. Безусловно, они не были единственными знатоками Корана среди сподвижников. В комментарии в этому хадису хафиз Ибн Хаджар писал: «Из хадиса очевидно, что пророк, , приказал обучаться Корану у этих четырех сподвижников в то время, когда он произнес эти слова. Это не означает, что в то время никто больше не знал Коран наизусть. Среди сподвижников были и такие, которые знали Коран наизусть не хуже этих четырех, и такие, которые знали его лучше них. Говоря о трагедии у колодца Мауна, мы отметили, что погибших в нем сподвижников называли чтецами Корана, и их было семьдесят».[260]

В другом хадисе, переданном аль-Бухари, сообщается, что Катада спросил Анаса б. Малика: «Кто собрал Коран при жизни посланника Аллаха, ?» Он ответил: «Четверо, и все они были из числа ансаров. Это были Убейй б. Кааб, Муаз б. Джабал, Зейд б. Сабит и Абу Зейд».[261]

Славный сподвижник Анас б. Малик не имел в виду, что никто другой из мухаджиров и ансаров не собрал Коран целиком. О причине этого высказывания Анаса можно судить по другой версии хадиса, переданной ат-Табари. В ней сообщается, что Катада рассказывал, что племена аль-Аус и аль-Хазрадж хвастались друг перед другом, и люди из племени аль-Аус сказали: «Среди нас есть четверо: Саад б. Муаз, от смерти которого сотрясся Трон, и Хузейма б. Сабит, свидетельство которого равняется двум свидетельствам, и Ханзаля б. Абу Амир, тело которого помыли ангелы, и Асым б. Сабит, которого защитили пчелы». Тогда люди из племени аль-Хазрадж сказали: «А среди нас есть четверо тех, кто собрал Коран, и никто не собрал его, кроме них». И они перечислили имена четырех сподвижников, упомянутые в хадисе Анаса.[262] Хазраджиты гордились своими соплеменниками, которые собрали Коран, но это совершенно не означает, что среди мухаджиров не было знатоков писания Аллаха.

Кадий аль-Бакиллани привел целый ряд допустимых возражений на утверждение Анаса. Во-первых, слова Анаса могли не носить категорический характер, о чем мы уже говорили выше. Во-вторых, упомянутые им сподвижники могли собрать Коран во всех семи чтениях, чего не удалось сделать другим. В-третьих, они могли знать доподлинно обо всем, что было ниспослано, а затем отменено и аннулировано. В-четвертых, они могли выучить Коран непосредственно от посланника Аллаха, , а не от его учеников. В-пятых, они могли считаться самыми известными знатоками Корана. В-шестых, они могли полностью собрать Коран в своих записях, что не означает, что никто другой не знал писание Аллаха наизусть. В-седьмых, они могли быть единственными, кто еще при жизни пророка, , узнал о последних ниспосланных аятах. В-восьмых, они могли быть единственными, кто полностью и исправно исполнял все коранические заповеди. Имам Ахмад в книге «аз-Зухд» привел хадис о том, что некий мужчина сказал Абу ад-Дарде: «Мой сын собрал весь Коран!» Он же возразил: «О Аллах, прости нас! Собирает Коран только тот, кто слушает его и повинуется ему!»[263]

Одним словом, слова Анаса б. Малика не означают, что среди сподвижников больше не было тех, кто сумел собрать Коран при жизни пророка, . В пользу этого свидетельствует и другой хадис, в котором вместо Убеййа б. Кааба назван Абу ад-Дарда. Передают, что Сабит аль-Бунани и Сумама рассказывали, что Анас б. Малик сказал: «Когда скончался пророк, , Коран был собран только у четырех людей: Абу ад-Дарды, Муаза б. Джабаля, Зейда б. Сабита и Абу Зейда, наследниками которого были мы».[264]

Абу Убейд же сообщил, что среди мухаджиров знатоками Корана были Правдивейший Абу Бакр, Умар б. аль-Хаттаб, Усман б. Аффан, Али б. Абу Талиб, Тальха б. Убейдуллах, Саад б. Абу Ваккас, Абдуллах б. Масуд, Хузейфа б. аль-Йаман, Салим б. Маакал, Абу Хурейра, Абдуллах б. Саиб и четыре Абдуллаха. Среди женщин выучить Коран наизусть удалось Аише, Хафсе, Умм Саламе. Но следует отметить, что некоторые из этого списка завершили изучение Корана уже после смерти пророка, . Ибн Абу Давуд называл среди знатоков Корана мухаджиров Тамима б. Ауса ад-Дари и Укбу б. Амира, а также ансаров Убаду б. ас-Самита, Муаза Абу Хулейму, Муджамму б. Харису, Фудалу б. Убайда, Масламу б. Махлада и других. При этом он также отметил, что некоторые из них выучили Коран наизуть после кончины пророка, . Ибн Хаджар прибавил к этим спискам имена Абу Мусы аль-Ашари, Амра б. аль-Аса, Саада б. Убады и Умм Вараки.[265]

Здесь уместно еще раз отметить, что при жизни пророка семьдесят знатоков Корана погибли во время трагедии у колодца Мауна. Это были одни из лучших мусульман, которых посланник Аллаха, , по совету Абу Бары, обещавшего неприкосновенность мусульманам, отправил в Неджд для того, чтобы они призвали жителей города обратиться в Ислам. Во главе их он поставил аль-Мунзира б. Амра. Остановившись у колодца Мауна, расположенного между землями племен Амир и Сулейм, они отправили Харама б. Милхана с посланием пророка, , к Амиру б. ат-Туфейлу. Однако тот не стал читать послание и велел убить посла. А затем он призвал племена Амир и Сулейм сразиться с остальными мусульманами. Первые отказались вступить в сражение ради Абу Бары, однако семейства Усеййа, Рил и Закван из племени Сулейм окружили мусульман и убили их всех до последнего. Спасти в тот день удалось только Каабу б. Зейду б. ан-Наджжару, которого ранили и приняли за убитого.[266]

Еще несколько десятков знатоков Корана пали во время правления Правдивейшего Абу Бакра, когда мусульмане, во главе которых стоял Халид б. аль-Валид, сразились со сторонниками лжепророка Мусейлимы.[267] В той битве с жителями аль-Йамамы у «сада смерти» погибло семьсот сподвижников пророка, . По некоторым сообщениям, число погибших было еще больше.[268]

Одним словом, точное число сподвижников, которые выучили наизусть Коран еще при жизни пророка, , установить практически невозможно. Но нет сомнений в том, что их количество исчислялось сотнями. А лучше всего об этом известно Аллаху!

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.