Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Журналистика США в 1945-1995 годы 4 страница






В 1980 годы неуклонно шла политизация профсоюзной печати. Это было вызвано тем, что центр тяжести общественной активности все более переносился на политическую арену. В связи с этим перед газетами и журналами профессиональных союзов возникли новые задачи, что в свою очередь привело к новым формам их функционирования и предопределило тенденции дальнейшего развития.

Сейчас пресса профсоюзов представляет собой столь же мозаичную картину, как и все американское профсоюзное движение в целом. Большая часть печати, естественно, продолжает оставаться реформистской. Налицо два направления: правая ветвь профсоюзной прессы выступает, как правило, с позиций «делового юнионизма» и поиска компромисса с работодателями; левая профсоюзная печать стремится соединить рабочее движение с активной политической борьбой, не довольствуясь экономическими требованиями.

Теоретический орган крупнейшего профсоюзного объединения АФТ-КПП ежемесячник «Америкэн федерейшенист» («Американский федералист»), основанный еще в 1894 году, – наиболее яркий представитель «делового юнионизма». В отражении вопросов внешней политики это издание следует в русле поддержки правительственных инициатив, независимо от того, какая администрация находится у власти – республиканская или демократическая.

Ряд отраслевых профсоюзов довольно часто находится в оппозиции правящим группировкам. Так, в первой половине 1980 годов профсоюз электриков, например, поддержал идею о переводе значительных военных ассигнований на мирные цели, что приведет к повышению жизненного уровня, создаст дополнительные рабочие места, снизит налоги и уменьшит опасность возникновения войны, как заявил его председатель Д. Кейн.

Особое положение занимает местная профсоюзная печать. Эти издания имеют разную периодичность и распространяются, как правило, в масштабе штата, округа, города. Многие из них являются органами местных отделений АФТ-КПП и полностью поддерживают политические установки своего руководства.

К сожалению, профсоюзная печать уже давно не пользуется высокой популярностью даже у организованных рабочих. Л. Керленд писал еще в 1971 году: «Достаточно много неутешительных доказательств, свидетельствующих о том, что профсоюзная печать все больше теряет свое влияние, что она не может выдержать конкуренцию с телевидением, коммерческой массовой прессой, которой буквально забиты все почтовые ящики»42. По официальным данным профсоюзов, в первой половине 1980 годов профсоюзную печать читали лишь 25% организованных рабочих старше 30 лет и около 50% – старше 4043. В 1980 годы администрация Р. Рейгана взяла курс, по сути дела, на разгон профсоюзов: так, был разогнан профсоюз авиадиспетчеров.

За годы правления Рейгана численность американских профсоюзов сократилась почти на четверть.

Произошла переориентация читателей с профсоюзной прессы на «заводскую». Политизация коснулась, например, многотиражки «Форд уоркер» – «Рабочий Форда», газеты «Портлайт» – «Портовый огонь», распространяемой среди портовиков Нью-Йорка, газеты «Спаркплаг» – «Запальная свеча» (автомобилестроительные заводы компании Дженерал моторс) и других изданий.

Помимо чисто профсоюзных средств на содержание профсоюзной печати иногда перечисляются по различным каналам и правительственные ассигнования, и денежные средства различных фондов, например Фонда в поддержку демократии, который был основан по инициативе Р. Рейгана. Однако профсоюзная печать теряет свою былую мощь, хотя пока еще является весьма действенным инструментом формирования общественного мнения.

Место первого плана в системе специализированной печатной журналистики США занимает военная печать. CIF имеет самую мощную в мире сеть военной печати. Здесь каждое двадцатое периодическое издание, в том числе каждая двенадцатая газета, относится к разряду военных. Всего в США в конце 1980 годов выпускалось более полутора тысяч военных изданий. Только сухопутные войска издавали свыше 100 журналов, ВМС – 127, ВВС – 166. Непосредственно Пентагоном издавалось 22 журнала, из которых 7 распространялись во всех видах вооруженных сил. Министерство армии издавало 13 журналов, министерства ВМС и корпуса морской пехоты – 27, министерство ВВС – 38. Большое количество журналов издавалось различными военизированными обществами, ассоциациями и группами. Около 50 было рассчитано на ветеранов. Даже у военных наемников был свой журнал. Кроме того, в США выпускалось значительное число военных газет, относящихся к так называемой «полевой печати», публикующейся общим тиражом из расчета 1 экземпляр на 2–3 военнослужащих. Только для американских войск в Европе во второй половине 1980 годов печаталось свыше 100 газет. Крупнейшая официальная военная газета в США – «Старз энд страйпс» («Звезды и полосы») – издавалась значительным тиражом и распространялась в десятках стран.

Ныне в распоряжении американских военных около 1900 периодических изданий, в том числе 366 журналов и 1038 газет, разовый тираж которых свыше 12 млн. экземпляров, более 300 радиотелевизионных станций, ряд киностудий, ежегодно выпускающих в прокат 1100 кинофильмов. Только в Европе американские войска располагают тремя телестудиями и 131 телетранслятором, вещающими 115 часов в неделю.

Кроме того, редакции чисто гражданских изданий имеют в своем штате журналистов, занимающихся исключительно военной тематикой. А наиболее крупные издания выделили специальных представителей для связи с министерством обороны. Пропагандистские службы Пентагона и видов вооруженных сил регулярно снабжают массовые издания тенденциозными материалами. Только армия регулярно поставляет такие материалы 1700 ежедневным и 8300 ежемесячным изданиям.

Военная печать является одним из звеньев информационно-пропагандистской машины Пентагона, и ее функционирование нужно рассматривать в контексте деятельности политико-идеологических структур.

Картина будет неполной, если не сказать о влиянии на прессу «разведывательного сообщества» США. Как известно, ЦРУ, РУМО, ФБР, АНБ и другие спецслужбы поддерживают самые тесные контакты с прессой, используют журналистов для тайных операций.

Если говорить о тематике выступлений печати, посвященных деятельности американских разведчиков, то здесь можно встретить все: от серьезных, вдумчивых работ до низкопробных детективов, прославляющих похождения современных джеймсов бондов.

Разведка США пользуется услугами ряда организаций. К ним относятся, например, издательства «Прагер», «Бедфорд пабликейшнз», «Макгроу – Хилл паблишинг компани», различные эмигрантские издания, десятки периодических изданий и радиостанций на всех континентах.

Надо сказать, что американская сеть связи во второй половине 1980 годов стала самой сложной и разветвленной в мире, соединяет друг с другом и людей, и машины, передает не только телефонные разговоры, но и разные виды другой информации: данные ЭВМ, телевизионные программы и т.д. Эта «умная сеть» – главное звено между американским обществом и веком информации. «Сегодня американские коммуникационные системы превращаются в развернутые, чрезвычайно гибкие информационные сети, которые не только передают сообщения, но и представляют новые исключительно важные услуги. Союз цифровых систем и средств связи кажется вполне естественным»44.

У американцев уже в те годы насчитывалось более 30 млн. компьютеров. Область их применения охватывает практически все виды деятельности, связанные с информацией: составление отчетов, статистический анализ, учебный процесс, оплата счетов, проведение научных и медицинских исследований, всякого рода проектирование и дизайн от газетных полос до зданий, управление станками и т.д.

Диапазон применения компьютеров, связанных с телекоммуникационными системами, возрастает еще больше. В распоряжении потребителей находится информация, содержащаяся примерно в трех тысячах электронных библиотек и находящаяся в условиях уже практически существующих глобального и постоянно увеличивающегося фонда информации и глобальной телекоммуникационной системы, которую отличает высокая надежность45.

Количество общедоступных баз данных в мире возросло с 300 в 1976 году до 2800 в 1985 году. Причем более двух третей общего числа этих баз приходилось на Соединенные Штаты, а остальные, главным образом, на Канаду, Западную Европу, Скандинавские страны, Японию и Австралию. Базы данных отличает чрезвычайное разнообразие. Многие из них носят в основном библиографический характер, но есть и такие, которые содержат резюме различных материалов, потенциально связанных с темой поиска. Другая крупная группа включает в себя базы данных, содержащие цифровую информацию, например данные экономической статистики. Третья группа обеспечивает потребителя полными текстами статей, отчетов и других печатных материалов. Благодаря компьютерам, объединенным в единое целое общей системой связи, стал практической реальностью доступ к информации, хранящейся во всех связанных между собой компьютерах, например, пользование на расстоянии компьютеризированными каталогами крупных библиотек.

Как считает профессор Гарвардского университета Гари Оррен, «появление новых средств коммуникации ведет не к уменьшению, а к увеличению разнообразия масс-медиа. Так же, как печатная продукция не исчезла с появлением радиовещания и телевидения, мы можем ожидать, что газеты и журналы будут сосуществовать с новыми средствами коммуникации, такими, как электронная почтовая связь между компьютерами или система телетекст, которая передает на телевизионные экраны текстовую и графическую информацию. Вскоре новые средства дополнят, но не заменят многообразную систему средств информации, которая существует сегодня»46.

Здесь свою исключительную роль играет ставшая глобальной сеть Интернет. Она была создана в США в 1969 году под названием АРПАНЕТ специалистами Агентства министерства обороны США по проектам в области передовых исследований, которые соединили вместе четыре компьютера, чтобы продемонстрировать возможность создания широкой компьютерной сети. Эти компьютеры были установлены в университете штата Юта, в университете штата Калифорния в г. Санта-Барбара, Калифорнийском университете Лос-Анджелеса и Стэнфордском исследовательском институте. Конструкция системы позволяла легко подсоединять компьютеры, поэтому к 1972 году в систему АРПАНЕТ входило уже более 50 университетов и военных исследовательских: учреждений.

В 1970-х и начале 1980-х годов были созданы и другие сети, как правительственные, так и частные. Для информационного обеспечения незасекреченных военных программ была создана сеть МИЛНЕТ и подсоединена к АРПАНЕТ. Эти соединенные между собой сети составили основу для ДАРПАНЕТ, которую со временем стали просто называть Интернет (от английского слова interconnected).

Любая компьютерная сеть или любой компьютер могут получить так называемый «протокол Интернет», адрес и соединиться со всей системой Интернет. Формально Интернет – это самоуправляемая община, представляющая собой огромную и быстро растущую компьютерную сеть, состоящую из сотен более мелких сетей. Каждые 30 минут в Интернет включается новая сеть. Более 2 млн. файлов, а также другие данные и программы открыты для пользователей.

Наиболее распространенными способами использования сети являются: связь с помощью электронной почты; участие в электронных конференциях и дискуссиях; поиск информации и данных, хранящихся на удаленных компьютерах; копирование файлов с удаленного компьютера на местный компьютер; выполнение программ на удаленных компьютерах, а также выполнение программ на местном компьютере с помощью данных удаленного компьютера.

В Соединенных Штатах существуют общество Интернет, Совет по структуре Интернет и Специальная группа по инженерному обеспечению Интернет, состоящие из добровольцев, которые проводят открытые конференции, где разрабатываются операционные стандарты и решаются различные проблемы.

Компьютеризация позволила серьезно модернизировать сбор, хранение и каталогизирование информации. А это в свою очередь привело к радикальнейшим изменениям в масс-медиа. Возникло множество компьютерных баз данных общего пользования, большинство из которых носят библиографический характер. Каким же образом подобные базы данных сказались на работе специалистов? Марта Уильямс, профессор информатики из штата Иллинойс, говорит, что надежный и исчерпывающий поиск статей, скажем в области химии, может быть проведен с помощью компьютера за 10–15 минут; для того же, чтобы просто снять с библиотечной полки указатели за последние 20 лет, потребовалось бы намного больше времени (эта компьютерная база данных охватывала в то время опубликованные с 1965 года материалы о 6700000 химических веществ и обеспечивает заинтересованным лицам легкий доступ к рефератам 4500000 статей)47.

Среди наиболее крупных коммерческих баз данных – ЛЕКСИС и НЕКСИС. База данных ЛЕКСИС, обслуживающая банки, коммерческие предприятия и журналистов, содержит полные тексты 8 млн. статей из 125 газет, журналов и других источников. В журналистских файлах базы НЕКСИС можно найти тексты статей, печатавшихся в четырех основных ежедневных газетах США, обзоры прессы разных стран и сообщения многих агентств новостей. Эти файлы ежедневно пополняются примерно четырьмя десятками тысяч новых статей.

Глобализация информационного пространства выдвинула в число национальных приоритетов США участие в создании так называемой Глобальной информационной инфраструктуры (ГИИ). Несмотря на то, что Соединенные Штаты фактически господствуют на мировом информационном рынке, современные тенденции развития средств массовой коммуникации заставляют США идти в ногу со временем и активно добиваться своей руководящей роли в таком перспективном направлении, как использование современной вычислительной техники в распространении информации.

В 1980 году в Нью-Йорке вышла книга Энтони Смита с чрезвычайно примечательным названием «Прощай, Гутенберг»48. Она была посвящена подлинной революции в сфере печатных средств массовой информации США вследствие привнесения технологических новшеств в эту область и в первую очередь компьютеризации всего газетно-журнального дела. Речь шла, прежде всего, о вторжении электронно-вычислительной техники как в процесс производства газеты или журнала (включая составляющие его этапы – планирование и оформление номера, набор, верстку и само печатание), так и, что необходимо особо подчеркнуть в данном случае, в сферу информации во всем объеме, включая ее сбор, хранение и распространение.

Фундаментально и всеохватывающе затронула новейшая технологическая революция американские системы электронных средств массовой информации, особенно телевидения.

Основу американской системы аудиовизуальных средств составляли три гигантских радиотелевещательных корпораций («три сестры») – Эн-би-си, Си-би-эс и Эй-би-си, совместная аудитория которых составляла в 1980 году 86% всей ТВ-аудитории США49.

Во второй половине 1980 годов произошло слияние Эй-би-си с корпорацией «Кэпитал ситиз коммьюникейшенз». Конец безраздельному господству на американском телевидении был положен в 1986 году Р. Мердоком, основавшим четвертую крупнейшую телесеть США «Фокс бродкастинг компани», бросившую вызов «трем сестрам», господство которых в сфере американского телевидения казалось незыблемым. В наименее крупную из ведущих американских «нетуоркс», формирование которой окончательно завершилось лишь к началу 1994 года, входят 18 телевизионных станций по сравнению с 255 станциями у Эй-би-си, 224 у Эн-би-си и 200 – у Си-би-эс. Эта последняя, впрочем, является главной жертвой рождения новой телевизионной компании, так как из 12 телевизионных станций, перешедших под контроль «Фокс», 8% принадлежали к Си-би-эс как ее ассоциированные члены, и вместе с их утратой Си-би-эс потеряла 8% своих телезрителей. «Нетуоркс» как система – это сети эфирного телевидения, которые распределяют свои программы примерно на 600 телевизионных станций, разбросанных по всей американской территории.

Фокс, национальная сеть эфирного телевидения, четвертая по счету, явилась красноречивейшим доказательством стремления цепей эфирного телевидения удержать свои позиции в сфере аудиовизуальных средств в условиях все более ожесточенной конкурентной борьбы с «кабелем». Благодаря инвестированию 500 млн. долларов, Фи-би-си установила контроль над местными телевизионными станциями в таких крупных городах, как Детройт, Атланта, Даллас и Кливленд. Новым признаком хорошего самочувствия новорожденной «нетуорк» явилось ее стремление запустить в скором будущем «взрослую» развлекательную сеть на кабельном телевидении. Принадлежащие Фокс телестанции обслуживают сеть крупнейших телерынков страны.

Нельзя не упомянуть и еще одну крупную американскую вещательную компанию – «Кокс бродкастинг корпорейшн», в собственности которой находятся некоторые филиалы телекорпораций Эн-би-си и Си-би-эс.

В ноябре 1984 года Информационное агентство Соединенных Штатов (ЮСИА) официально ввело в эксплуатацию «Всемирную телевизионную сеть» («Уорлд нет») с задачей превратить это глобальное американское телевидение в аналог Голоса Америки в области радио. С помощью системы спутников-ретрансляторов телепередачи из Вашингтона на английском и французском языках стали доступными в Европе, Азии, Африке и Латинской Америке для кабельных сетей и телевизионных станций, снабженных параболической приемной антенной50.

«Совсем недавно красующаяся посреди американского двора параболическая антенна была не только большой редкостью, но и весьма дорогим удовольствием, – писал в 1987 году журнал «Америка». – В 1980 году в частных руках было всего около 2000 таких антенн, и стоила эта дворовая установка от 10 до 12 тыс. долларов. Ныне параболическая антенна, принимающая транслируемые через спутник телепередачи, стоит от 600 до 5000 долларов (средняя цена 2500), и в 1985 году в стране каждый месяц устанавливалось до 60 тыс. антенн. Эти темпы слегка замедлились в 1986 году, но предсказывают, что число установок, достигшее 1, 6 млн., возрастет до 5 млн. в 1990 году»51. Следует отметить, что в США издается ряд журналов для владельцев параболических антенн. Среди них – «Сателайт орбит» («Орбита спутника»), содержащий полную программу круглосуточного спутникового телевещания (программы около 160 каналов от 18 спутников).

Кабельное телевидение появилось в Америке как средство передачи эфирных программ в маленьких городках или отдаленной сельской местности, где не было уверенного приема телевизионных сигналов. В середине 1970 годов началась эра программ, предназначенных специально для кабельного телевидения. Расширением выбора программ было обусловлено постепенное распространение кабельного телевидения также и в крупных городах. Использующие кабель системы местного телевидения появились в США уже в 1970-е годы. К концу 1980-х годов около 30% американских семей были подписчиками «основного» (поддерживаемого рекламой) набора кабельных каналов (цена подписки на платные кабельные сети составляет 15–20 долларов в год), и практически все общенациональные службы электронных СМИ распространяли свои программы местным станциям, как правило «независимым», т.е. коммерческим, и кабельным системам по спутнику. Причем федеральные законы разрешают компании или частному лицу (обязательно гражданину США) контролировать до 12 средневолновых радиостанций, 12 ультракоротковолновых и 12 телевизионных станций, не более одной в каждом конкретном месте. По кабельным системам ограничений нет. Один и тот же владелец не может контролировать и телевизионную станцию, и кабельную сеть в том же районе52.

На 1992 год в Америке существовало более 5 тыс. радиостанций средневолнового вещания, 5 радиостанций ультракоротковолнового вещания и около 1, 5 тыс. телевизионных станций. В США имеется 60 кабельных сетей. Каждая из четырех существующих сетей (Эн-би-си, Си-би-эс, Эй-би-си и с недавнего времени Фокс) владеет несколькими так называемыми «принадлежащими и управляемыми» станциями в крупных городах и имеет контракты с еще примерно 200 других («аффилируемых») станций по всей стране. Кабельные сети обычно специализируются в разных областях (новости, музыка, кино- и видеофильмы и т.п.). Если в 1980 году на долю эфирных телесетей приходилось 84, 1% всей аудитории в вечернее время, а на долю кабельного телевидения всего лишь 3, 5%, то в 1985 году эти цифры составляли 77, 4 и 11, 2%. За рекламу (а объем рекламы равнялся здесь в 1990 году 2 млрд. долларов) соперничали между собой около 50 компаний кабельного телевидения.

Кабельное телевидение, хлынувшее мощным и нарастающим потоком во все свободные поры американской системы, представляло собой грозную опасность для самих устоев эфирного вещания в США, имеющего уже более чем полувековой опыт. Весьма слабым утешением для «трех сестер», совместная аудитория которых в Америке уменьшилась с 86% в 1980 году до 60% в 1993 году, могло послужить то обстоятельство, что за указанное время количество кабельных телевизионных сетей в США возросло в 5 раз.

Если пять крупнейших компаний кабельного телевидения, а первую скрипку среди них стремится играть Си-эн-эн («Кейбл ньюс нетуорк» – Кабельная новостная сеть), которая с момента своего возникновения не скрывает свою глобальную нацеленность и ведет круглосуточную передачу новостей, по сути, на весь мир, охватывали 12% американских квартир в 1985 году, то в 1993 году уже 50%. Финансовый оборот мощнейшей из них группы Ти-си-ай («Телекоммьюникейшенз инкорпорейтед») составил в 1992 году 3, 57 млрд. долларов. Пять крупнейших компаний кабельного телевидения («Телекоммьюникейшенз инкорпорейтед», «Тайм – Уорнер», «Континентал», «Камкест» и «Кейбл-вижн») реализовали в 1991 году совместно услуг на сумму в 7, 5 млрд. долларов. Таким образом, кабельная индустрия уже в начале 1990-х годов имела весьма высокую степень концентрации.

Крупнейшие телебизнесмены Америки быстро распознали, что кабель является важнейшим и незаменимым посредником и связующим звеном между «генералистскими» телевизионными цепями Нью-Йорка и ныне поистине процветающей индустрией программ, сконцентрированной в Голливуде. Тем более что на собственном опыте все убедились, что бесконечная диверсификация аудиовизуальных средств и их функций является острой необходимостью, подлинным влиянием времени. Поэтому телецепи все больше средств инвестируют в содержание, в тематику, в программное обеспечение телевидения. В стремлении адаптироваться к новой ситуации ведущие компании эфирного телевещания стали все больше поворачиваться лицом к «кабелю» по примеру радиотелекорпорации Эн-би-си, создавшей свою собственную кабельную телеслужбу «Консьюммер ньюс энд бизнес ченнел» («Потребительские новости и канал бизнеса»).

С распространением кабельных телесетей все большие развитие и признание получало платное («абонентское») телевидение как разновидность коммерческого телевещания, в котором оплата телевизионного обслуживания осуществляется либо в виде подписки на просмотр определенных программ, либо в виде платы за подключение к какому-либо каналу, число которых умножается буквально не по дням, а по часам. Основанное на новейших технологиях и прежде всего на волоконно-оптическом кабеле («световоде»), кабельное телевидение позволяет при обязательности использования декодера осуществлять одновременный прием телепрограмм по 100 и более каналам. Линии световода высокой пропускной способности уже проложены не только между крупными городами США, но и разными континентами (трансатлантический световой кабель, аналогичная тихоокеанская система длиной свыше 16000 км между Калифорнией, Гавайскими островами и Японией).

Осуществляя прием сигналов передач со спутников и ретранслируя их по кабельным сетям, кабельные телесети или каналы как правило специализируются на определенных тематических программах. Если, скажем, Си-эн-эн специализируется на событийной информации, охватывающей различные области общественной жизни, то «Энтертейнмент ченнел» сосредотачивается на развлекательных передачах, «Дисней ченнел» – единственный в США платный канал, сориентированный на детскую аудиторию, а общественно-политическая кабельная сеть «Кейбл сателлайт паблик афферс нетуорк» ведет прямые передачи с заседаний палаты представителей Конгресса США.

Все громче и весомее заявляет о себе так называемое «интерактивное», или «диалоговое», телевидение, представляющее собой систему передачи текстовой, графической и другой информации на экран домашнего телевизора или дисплея. Например, налаженная прямая и обратная связь по телефонным и специальным кабельным линиям между передающей станцией и зрителем дает возможность абоненту делать покупки, не выходя из дома («телешоппинг» – заказ товаров по телевидению); заказывать интересующие его передачи на разные темы и т.п.

Американский телевизионный мир переживает глубокие и стремительные перемены, главным мотором которых является новейшая технология. Пришествие цифрового телевидения беспредельно умножило возможности вещания и бесконечно расширило его горизонты.

Следующее описание, взятое нами из известной и высокоавторитетной газеты – французской «Монд» от 20 мая 1993 года, чрезвычайно показательно.

Беллероз – один из кварталов Нью-йоркского района Куинс, населенный корейцами, греками, индусами, афганцами, афро-американцами и другими, стал лабораторией, в которой одна из самых могущественных групп коммуникации США «Тайм – Уорнер» вот уже два года экспериментирует с тем, что принято называть «телевидением будущего». За сумму от пары до нескольких десятков долларов жители квартала Беллероз имеют доступ к бесплатному декодеру и к экспериментальной программе, что позволит им добавить 75 цепей кабельного телевидения к уже действующим в Куинсе 20 каналам. Возникает широкий веер невероятно разнообразных программ в диапазоне – от «Прейер ченнел», религиозной цепи, рассчитанной на христиан католического вероисповедания, до «НАСА селект», специализирующейся в космической проблематике, включая среди других «Фашен ченнел», посвященный моде, «Картун нетуорк», специализированный на мультипликации, «Лайф-тайм» – для женщин, «Си-Спан» – для фанатиков парламентских дебатов или «Каурт ти-ви» – для любителей громких судебных процессов, даваемых в прямой трансляции. И вот к этому букету цепей добавляется 57 других каналов, полностью посвященных кино. Простым нажатием кнопки телекоманды каждый сможет отобрать наиновейшую кинопродукцию, еще вчера анонсированную на киноафишах...

В Нью-Йорке всерьез говорят о введении в эксплуатацию по крайней мере полутораста дополнительных каналов, а наибольшие оптимисты в этой области называют даже цифру 500.

И здесь не в последнюю очередь задаются вопросом: в самом деле, а сможет ли Голливуд осилить такую бездну кино- и видеопродукции, чтобы «насытить» такое количество цепей? И сомневаясь в этом, в утешение себе говорят: возможна еще тысяча других назначений телевидения и других форм обслуживания абонентов, зрителей с его помощью. Называют, к примеру, телешоппинг, профессиональное обучение, заказ билетов на концерт или на самолет и т.д., и т.п.

От открывающихся перспектив действительно дух захватывает. Коньком администрации Клинтона стали «супермагистрали информации» («супер хайвей оф инфор-мейшен») как идея, подкрепленная расчетами на ее практическую реализацию уже в близкой перспективе. Как предсказывают наиболее пылкие адепты этой идеи, еще вчера казавшейся фантастической, а сегодня уже приобретшей реальные очертания, «информационные магистрали», в основе которых лежит идея широкого и скоростного обмена данными, в недалеком будущем покроет всю американскую территорию и с помощью суперкабеля из стекловолокна будет связана с каждым домашним очагом, с каждым университетом, с самым отдаленным уголком страны. Однако они оговаривают, что уже завтра это невозможно, несмотря на многое и многое, сделанное компаниями кабельного телевидения и телефонными корпорациями, нужно сделать, возможно, еще больше, в частности это касается и технологического выбора, который предстоит еще сделать, и выработки концепции новых услуг.

На фоне мега слияний медиа созданы первые инфраструктуры цифрового телевещания в Денвере, Омахе, Орландо и других городах. В апреле 1994 года было объявлено об установке в г. Орландо компанией Тайм-Уорнер полностью диалоговой сети, которая предложит 4000 зрителей от 50 до 100 программ, имеющихся в распоряжении лишь у «видео по заявкам», телешоппинга, видеоигр, и у «гида телевизионных программ».

«Прежде чем все американские жилища будут присоединены к диалоговой системе, пройдет несколько лет», – говорит президент отдела исследований института зондажей Нильсена в Нью-Йорке53. Рынок новых телевизионных услуг на всей американской территории ориентировочно оценивается в 823 млн. долларов в 1995 году и в 12 млрд. в 2002 году.

Образование различных секторов «скоростной многофункциональной магистрали информации» должно ускорить вертикальную концентрацию с тем, чтобы контролировать всю цепь «продукция – распространение». Крупнейшие коммуникационные и телефонные корпорации, которых манит перспектива получения невиданных прибылей, приходят в движение. К примеру, Ти-си-ай («Телекоммьюникейшен инкорпорейтед») объявила об инвестировании 4 млрд. долларов в замену световодом основной части ее кабельных сетей. В конечном счете, подобные решения и действия нацелены на создание подлинной инфоструктуры, способной обеспечить прием около 500 каналов одновременно на одном и том же телевизионном приемнике. О намерениях, сходных с Ти-си-ай, сообщили также «Тайм-Уорнер инкорпорейтед» и «Кейблвижн системз корпорейшн».

Федеральная комиссия связи54 делает все необходимое для должной правовой и технологической регламентации становящихся все более многочисленными вещательных систем и компаний как в национальном масштабе, так и на местных уровнях.

Специалисты говорят о едином электронизированном и компьютеризированном потоке информации, вбирающем в себя на некоем принципиально новом мега уровне все ныне существующие виды массовой коммуникации, прежде всего письменную журналистику, радиовещание и телевидение, и преобразующем их новое общее качество. Так, президент и генеральный директор компании Майкрософт Билл Гейтс считает, что скоро микроинформатика и телевидение в Соединенных Штатах составят одно целое. А Джон Скелли, президент и генеральный директор компании Эппл, полагает, что индустрия телевидения, телекоммуникации, информация и аудиовизуальное развлечение (телевизор, пластинки, фильмы, видеоигры и т.п.) образуют единый рынок вместимостью 3500 млрд. долларов в год55.

Поражает еще одно: какой бы впечатляющей не была совместная цифра (7, 5 млрд. долларов в 1991 году), она остается в десять раз меньше той, которую реализовали за это же время крупнейшие телефонные компании страны, являющиеся их основным «спарринг-партнером» (82 млрд. долларов).

Рассмотрим другой важнейший аспект проблемы – транснациональные корпорации в сфере средств массовой информации. Это «феномен, который привлекает особенно пристальное внимание в последние годы в связи с развитием новейшей коммуникационной технологии, дающей возможность поистине всемирного охвата стран и континентов, превращения земного шара в " глобальную деревню", где люди смотрят одни и те же телепередачи, читают одни и те же газеты, обсуждают одни и те же события. Разумеется, сейчас реальное воплощение этого кажется еще весьма отдаленной перспективой, но некоторые контуры " глобальной деревни" уже начинают вырисовываться... Выпускаются зарубежные издания " Тайма", " Ньюсуика", " Ридерс дайджест", многих других американских журналов (и добавим, газеты, имеющие международное распространение, такие как " Интернешнл геральд трибюн" и " Ю-Эс-Эй тудей" – авт.), разумеется, программы американских телесетей идут на экранах большинства стран мира, издаются за рубежом и некоторые американские газеты...»56

Информация и коммуникация, сделавшись одним из наиболее важных ресурсов общества, уже производят целых 15% валового национального продукта США. И как справедливо отмечает Е.Ч. Андрунас, в Америке «формирование информационной структуры шло в трех главных направлениях: уменьшение числа " переделов" информации, т.е. устранение барьеров на ее пути от поставщика к потребителю; стирание граней между разными средствами или каналами доставки информации потребителю; индивидуализация информации в соответствии с запросами пользователя... И, что не менее важно, это едва ли не единственный товар на рынке, стоимость которого постоянно и очень заметно снижалась по мере совершенствования компьютера и систем связи»57.

Средства массовой информации и коммуникации Соединенных Штатов Америки за всю историю своего существования прошли большой и сложный путь, превратившись в мощную, оснащенную по последнему слову науки и техники индустрию. СМИ США, как печатные, так и электронные, играют весьма важную роль в удовлетворении информационных потребностей населения и в общественно-политической жизни страны. Вместе с тем американские масс-медиа в условиях глобализации информационного пространства стали выполнять и наднациональные функции, что, в частности, проявляется в экспансии американских СМИ в другие страны. Немаловажным явлением также стало резкое усиление деятельности транснациональных медиакорпораций.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.