Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследование динамики формального и содержательного отношения детей к школе на момент поступления в первый класс и во второй половине второго класса






 

Отношение Традиционная система («В») было /стало, % Развивающая система («Г») было /стало, %
Содержательное 38/66 38/95
Формальное 62/34 62/5

 

Из данных, приведенных в таблице, видно, что в классе с развивающей системой обучения к концу второго класса значительно возросло количество детей, имеющих содержательные установки на обучение, а количество детей с формальными установками значительно уменьшилось. На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что образовательная практика развивающего обучения действительно влияет на сохранение интереса к учебному процессу у детей, обучающихся в рамках этой практики, формирует содержательные установки на обучение, что является предупреждающим отчуждение.

На следующем этапе исследования проводилось изучение влияния функциональных дефицитов на появление признаков отчуждения в виде потери интереса к обучению. Исходя из теории дезадаптации, можно заключить, что наличие функциональных дефицитов у ребенка приводит к невозможности качественного овладения учебным содержанием, потере интереса к обучению, появлению вторичных нарушений и впоследствии отчуждению от учебного процесса (см., например, Н.П. Вайзман, Н.В. Вострокнутов, Н.М. Иовчук, В.В. Ковалев, Ю.В. Микадзе, D. Edgell, W.H. Gaddes, R. Shalev).

При поступлении детей в школу было проведено нейропсихологическое обследование для определения функциональных дефицитов детей и преследующее цель прогноза эффективности обучения. Под функциональными дефицитами мы будем понимать иррегулярность формирования психических функций, неравномерность созревания, локальные органические нарушения, не приводящие к грубому интеллектуальному или эмоциональному дефектам, задержки в развитии психических функций.

Было обследовано 46 детей из двух классов. Данные нейропсихологического исследования представлены в таблице 3 в процентном соотношении по частоте встречаемости дефицита (в скольких процентах случаев из предложенной выборки встречается такой дефицит). Обследование проводилось в двух первых классах («Г» и «В»), впоследствии показавших разную динамику учебной мотивации. Обследование велось с помощью нейропсихологического метода А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой (адаптированного для детского возраста), который позволяет обнаружить функциональные дефициты ребенка. Нам было важно увидеть разницу в когнитивных дефицитах у детей из разных систем обучения и характер влияния нарушения на эффективность обучения. Обследованию были подвергнуты ряд сфер, дефициты которых, по нашим многолетним исследованиям, наиболее часто встречаются в младшей школе.

 

Таблица 3






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.