Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Значение и порядок проведения анализа ликвидности баланса предприятия






 

Термин «ликвидность» все чаще встречается не только в специализированных книгах и статьях, но и в материалах средств массовой информации. Все потому, что он обозначает одну из важнейших характеристик предприятия и отдельных активов. Ликвидность – это способность чего-либо быть быстро превращенным в деньги, иначе говоря – выгодно реализованным. Если актив можно превратить в деньги быстро, его называют ликвидным, если нет – неликвидным[13].

Несложно догадаться, что актив, имеющий наибольшую ликвидность – это деньги, находящиеся в кассе или же на счету фирмы. Немного сложнее быстро продать различного рода депозитные сертификаты, чеки, векселя, акции и прочие ценные бумаги. Еще сложнее будет получить дебиторскую задолженность, которая также является частью активов. Далее в порядке убывания ликвидности располагаются готовая продукция на складах, сырьевые запасы и основные средства компании.

Как видим, активы компании можно ранжировать по уровню способности быстро принимать денежную форму. Однако ликвидность может касаться не только отдельного вида активов. При проведении экономического анализа рассматривается также ликвидность предприятия – это его способность в определенный момент времени покрыть свои обязательства за счет имеющихся активов. Как мы уже выяснили, активы имеют различную ликвидность, и по этому признаку их разделяют на четыре группы – от тех, которые реализовать проще всего, к тем, которые продать практически невозможно. Таким же образом ранжируют и обязательства – от краткосрочных к долгосрочным. Далее смотрят соотношение по каждой группе и пассивов, и в зависимости от этого классифицируют ликвидность предприятия как абсолютную, полную, частичную и нулевую.

Как видим, ликвидность – это один из важнейших показателей деятельности любой фирмы. Постоянный мониторинг ликвидности, регулярное отслеживание динамики коэффициента покрытия дает возможность вовремя принимать решения по регулированию текущей ситуации на предприятия. При проведении аудита данный показатель также имеет огромное значение, и в случае, если проверяющий выявляет проблемы с ликвидностью его обязанностью является предупредить руководство фирмы о назревающих проблемах. Своевременное информирование даст толчок к заблаговременному принятию мер по выходу из кризиса, что поможет обеспечить переход от упадка к процветанию.

Э.А. Маркарьян[14] определяет платежеспособность как возможность предприятия в любой момент времени суметь рассчитаться по своим внешним обязательствам (т.е. наличными денежными ресурсами погасить свои платежные обязательства) и считает, что предприятие платежеспособно, если его общие активы больше, чем долгосрочные и краткосрочные обязательства. При этом данным экономистом различается долгосрочная и текущая платежеспособность: под долгосрочной платежеспособностью понимается способность предприятия рассчитываться по своим обязательствам в долгосрочной перспективе; под текущей платежеспособностью понимается способность предприятия рассчитываться по своим краткосрочным обязательствам.

Одновременно предприятие определяется ликвидным, если его текущие активы больше, чем краткосрочные обязательства. То есть уровень ликвидности предприятия устанавливает по абсолютному показателю чистого оборотного капитала (собственного оборотного капитала), равного разности между оборотными (текущими) активами и краткосрочными (текущими) обязательствами.

На наш взгляд, тавтология понятий «платежеспособность» и «ликвидность» предприятия очевидна.

Степанова Г.Н.[15], рассматривая совершенствование финансово-экономической деятельности предприятия на основе управления денежными потоками, также приравнивает абсолютную ликвидность денежного потока предприятия и платежеспособность предприятия в рамках краткосрочного периода.

В дальнейшем, переходя к рассмотрению показателей и ликвидности и платежеспособности, можно заметить, что, при расчете платежеспособности чаще всего опираются на показатели ликвидности. Непосредственно платежеспособность оценивается только уровнем платежеспособности и коэффициентом восстановления (утраты) платежеспособности. При этом коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности определяется опять-таки на основе расчетного и установленного значения коэффициента текущей ликвидности.

Конечно, нельзя не отметить, что некоторые экономисты (Маркарьян[16], Степанова[17]) расширяют список коэффициентов платежеспособности, например, коэффициентом общей платежеспособности, коэффициентом платежеспособности за период. Однако такое расширение коэффициентов платежеспособности у Маркарьяна обусловлено, с нашей точки зрения, тем, что он, по существу, определяет ликвидность предприятия как ликвидность баланса предприятия.

На основе всего вышесказанного, можно сделать заключение о том, что в практике современного анализа финансово-экономической деятельности предприятия понятия «платежеспособность» и «ликвидность» большей частью взаимообусловлены друг другом, часто идут в контексте друг с другом, а при расчете коэффициентов взаимно пересекаются. Довольно часто предприятие сталкивается с весьма неприятной ситуацией, когда согласно финансовой отчетности оно обладает внушительными по размерам активами, однако, при этом, не в состоянии погасить свою срочную задолженность. Это становится возможным из-за того, что большая часть активов предприятия неликвидны, т.е. не могут быть проданы или обменены на денежные средства, которые могут использоваться для погашения долга.

Предприятие, которое не следит за показателями ликвидности, рискует быть признанным банкротом, даже если стабильно получает прибыль. Вот почему анализ ликвидности предприятия имеет не меньшее значение, чем анализ прибыли. Ликвидность, вообще, переводится дословно, как гибкость и обозначает в менеджменте возможность перевести актив в денежный эквивалент. Чем дольше времени требуется для перевода, тем менее ликвидным считается актив. Например, нематериальные активы являются практически абсолютно не ликвидными, а наиболее ликвидными считаются наличные деньги[18].

Однако наличные деньги составляют небольшую часть в структуре активов предприятия, и их обычно хватает лишь на то, чтобы погашать повседневные мелкие траты. Что касается крупных выплат по долгам, то для того, чтобы в подходящий момент у компании нашлись ликвидные средства, она и должна проводить анализ ликвидности и финансовой устойчивости.

На рисунке 1.2 изображены факторы, которые влияют на финансовую устойчивость предприятия.

Рис. 1.2. Факторы влияния на финансовую устойчивость предприятия[19]

 

Все факторы, которые влияют на финансовую устойчивость предприятия классифицируются по таким признакам: по месту возникновения (внешние, внутренние); в зависимотси от важности результата (основные, второстепенные); по структуре (простые, сложные); по времени действия (постоянные, временные).

Таким образом, финансовая устойчивость обусловлена как стабильностью экономической среды, в рамках которой осуществляется деятельность предприятия, так и результатами его функционирование, активного и эффективного реагирования на изменения внутренних и внешних факторов. Предприятию необходимо тщательно планировать движение денежных средств, а также сроки, в которые самые не ликвидные активы будут обменены на ликвидные. Однако довольно часто возникают всякого рода ошибки и путаницы. Например, предприятие не всегда может получить за актив ту сумму денежных средств, в которую он был оценен. В таком случае оно может оказаться в ситуации нехватки средств для оплаты текущей задолженности. Подобная ситуация обозначается, как риск ликвидности предприятия.

Чтобы минимизировать такого рода риск, предприятие должно стабильно поддерживать резерв ликвидных активов на оптимальном уровне. Контролируются подобные резервы с помощью специальных коэффициентов ликвидности. Основной коэффициент, включенный в анализ ликвидности предприятия, – это коэффициент, отражающий текущую ликвидность. Он определяет, во сколько раз объем текущих активов больше объема текущих обязательств. Минимальное допустимое значение для этого коэффициента – два. Однако далеко не все текущие активы могут быть сменены на деньги в критической ситуации, например, когда практически все основные кредиторы потребуют возврат долга. Особую опасность представляют материальные запасы, так как их не всегда удается продать за учетную стоимость. Поэтому анализ ликвидности предприятия предполагает исключение их из списка текущих активов, при расчете показателя быстрой ликвидности. Показатель этот не должен опускать ниже единицы.

Несмотря на то, что все рассматриваемые нами активы могут быть преобразованы в денежные средства достаточно быстро, если предприятию потребуются денег прямо сейчас, то оно может столкнуться с определенными проблемами, если не будет поддерживать показатель абсолютной ликвидности на оптимальном уровне – не менее 0, 2. При расчете этого показателя учитываются только те активы, которые могут быть обменены мгновенно (наличные и безналичные деньги и некоторые ценные бумаги). Анализ ликвидности активов, не только позволяет менеджерам компании эффективно управлять ее обязательствами, но и является сигналом для кредиторов, говорящим, что с предприятием все в порядке, и оно может вовремя вернуть выделенные ему средства. Поэтому так важно поддерживать все показатели на оптимальном уровне.

Глава 2. Анализ и оценка ликвидности баланса ООО «Колос»

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.