Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормативное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности






 

Право  мерно  сть деятельно  сти  предпри  яти  я о  бо  сно  вывается зако  нодательством страны, в котором оно зарегистрировано. Правовой основой управления финансово-экономической деятельностью предприятия является, в первую очередь, законодательство о бухгалтерском и налоговом учете. Правовая база финансов предприятий очень широка. Она включает: Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс.

Начиная с 2013 года все экономические субъекты, поименованные в статье 2 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ), обязаны обеспечить ведение бухгалтерского учета в соответствии с указанным законом.

Исключение из этого правила составляют индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы (а также другие лица, занимающиеся частной практикой), структурные подразделения организаций иностранных государств. Они могут не вести бухучет при условии, что учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения ведется ими в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах (ч. 2 ст. 6 Закона № 402-ФЗ). Кроме того, отдельный раздел этой же нормы устанавливает право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета для организаций, получивших статус участников проекта «Сколково», причем без ограничения по сумме выручки. На этом исключения заканчиваются. Для компаний, перешедших на упрощенную систему налогообложения, Закон № 402-ФЗ«О бухгалтерском учете», в отличие от прежнего, освобождения от обязанности ведения бухучета и составления отчетности не предусматривает.

Расширенная по сравнению с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ сфера действия нового закона также распространяется:

– на бюджетные организации – в части учета активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, а также учета операций, изменяющих указанные активы и обязательства;

– в отношении доверительных управляющих – по тем операциям, которые связаны с имуществом, переданным им в доверительное управление;

– на участников договора простого товарищества юридических лиц, на которых возлагается учет общего имущества товарищей;

– на участников процесса выполнения соглашения о разделе продукции.

Положения Закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не применяются при создании информации, необходимой для составления экономическим субъектом отчетности для иных целей (внутренних, для представления в кредитную организацию в соответствии с ее требованиями и тому подобное).

При  фо  рми  ро  вани  и  по  казателей фи  нансо  во  й о  тчетно  сти  нео  бхо  ди  мо  руко  во  дство  ваться:

- Федеральным зако  но  м о  т 21.11.96 № 402-ФЗ «О  бухгалтерско  м учете»;

- По  ло  жени  ем по  бухгалтерско  му учету «Бухгалтерская о  тчетно  сть о  ргани  заци  и » (ПБУ 4/99), утвержденным при  казо  м Ми  ни  стерства фи  нансо  в Ро  сси  йско  й Федераци  и  о  т 06.07.99 № 43н (ред. от 08.11.2010);

- Плано  м счето  в бухгалтерско  го  учета фи  нансо  во  -хо  зяйственно  й деятельно  сти  предпри  яти  й и  и  нструкци  ей по  его  при  менени  ю, утвержденными  при  казо  м Ми  нфи  на Ро  сси  и  о  т 31.10.2000 № 94н (ред. от 08.11.2010).

В старом Законе отсутствовало описание требований, предъявляемых к бухгалтерской отчетности. Эти требования содержатся в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».

Согласно Приказа Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)» - бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам[9].

Требования к бухгалтерской отчетности, указанные в новом ФЗ, соответствуют ПБУ 4/99 и не содержат принципиально новых моментов.

В описании состава бухгалтерской отчетности, «отчет о прибылях и убытках» (129-ФЗ) заменен на «отчет о финансовых результатах» (402-ФЗ).

В новом ФЗ отсутствует прямое описание случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Но, при этом, в соответствии с п.38 ПБУ 4/99, статьи бухгалтерской отчетности, составляемой за отчетный год, должны подтверждаться результатами инвентаризации активов и обязательств.

А также, в главе «Общие требования к бухучету» нового ФЗ появились такие статьи, касающиеся бухгалтерской отчетности, составляемой в особом порядке:

Статья 16 – «Особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юр.лица»;

Статья 17– «Особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юр.лица».

Статья об особенностях бухгалтерской отчетности при реорганизации юр.лица регламентирует формирование отчетности реорганизуемого юр.лица и юр.лица, возникшего в результате реорганизации. Так, согласно п.4 ст.16, последняя бухгалтерская отчетность реорганизуемой организации, должна включать данные о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения передаточного акта (разделительного баланса) до даты государственной регистрации последнего из возникших юр.лиц (даты внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юр.лица).

На основании последней бухгалтерской отчетности реорганизуемой организации и утвержденного передаточного акта составляется первая бухгалтерская отчетность возникшей организации.

Возникшее в результате реорганизации юр.лицо, за исключением бюджетных организаций, должно составить первую бухгалтерскую отчетность, по состоянию на дату его государственной регистрации, если иное не установлено федеральными стандартами (п.6 ст.16 нового ФЗ).

Ликвидация организации, согласно п.4 ст.17 нового ФЗ, последняя бухгалтерская отчетность составляется на основе утвержденного ликвидационного баланса и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юр.лица.

Согласно Закону № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных этим законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. Тем самым положение о составе бухгалтерской отчетности приведено в соответствие с приказом Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности». В нем говорится, что приложениями к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках являются отчет о движении денежных средств и отчет об изменениях капитала, а также иные приложения (пояснения), которые составляются в текстовой или табличной форме (т. е. в виде пояснительной записки).

В составе отчетности не поименовано аудиторское заключение, поскольку оно представляется вместе с отчетностью, подлежащей обязательному аудиту, но не является ее частью.

По новым правилам бухгалтерская отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации.

В отношении промежуточной отчетности в Законе № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» даны более четкие определения отчетного периода составления такой отчетности. При этом исключены такие наименования, как «месячная» и «квартальная промежуточная отчетность», так как в действительности вся отчетность составляется нарастающим итогом. Отчетным периодом для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности является период с 1 января по отчетную дату периода, за который эта отчетность составляется, включительно.

В Законе № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» закреплены новые положения об особенностях составления бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации и реорганизации юридического лица, ведь порядок составления такой отчетности отличается от общего порядка.

В отношении даты и места представления отчетности в Законе № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» сказано следующее:

– обязаны составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность экономические субъекты, за исключением организаций государственного сектора и Банка России, представляют по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации;

– обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. В настоящее время Налоговый кодекс РФ обязывает организацию подавать в налоговую инспекцию по месту ее нахождения бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете». Согласно поправкам, которые вступили в силу с 2013 года в ст. 23 НК РФ, организации должны представлять налоговикам только годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.