Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сферы применения прикладной социальной психологии






Рассмотрим применение прикладной социальной психологии в различных сферах

Прикладная социальная психология и политика

Политическая психология оформилась в самостоятельную тео­ретико-эмпирическую дисциплину в середине XX в., на стыке та­ких наук, как психология и политология. Однако основы этой дисциплины закладывались с начала века.

Одним из основателей ее является Г. Уоллес, опубликовавший в 1908 г. работу “Человеческая природа в политике”, а также его ученик Г. Лассуэл, опубликовавший в 1930 г. известную работу “Психопатология и политика”. Основы политической психоло­гии как теоретико-эмпирической науки заложили такие известные психологи, как В. Вунд, 3. Фрейд, Мак-Дугалл, Д. Уотсон, Б. Скиннер. В политической психологии нашли применение также труды К. Ле­вина, А. Маслоу, Г. Айзенка, Э. Эриксона и др. Причем многие из них прямо занимались психологическим анализом политической жизни, а их концепции разрабатывались на политическом мате­риале.

Развитие прикладного аспекта политической психологии обус­ловливалось возрастанием роли человеческого фактора, обще­ственного мнения в политических, государственных процессах, по­требностью принятия эффективных политических решений в усло­виях политической конкуренции и т.д.

Окончательное оформление политической психологии в са­мостоятельное научное направление произошло в 1978 году, когда было образовано Международное общество политической пси­хологии. Практически с момента его основания выходит в свет ежеквартальный журнал общества “Политическая психо­логия”.

К психологическим трудам в облас­ти политической психологии можно отнести работы А.И. Юрьева, Е Б. Шестопал, В.В. Крамника, Л.Я. Гозмана и др.

Бурное развитие политической психологии в 80-90-е годы в нашей стране обусловлено процессами демократизации общества, обострением политической борьбы, ростом социальной напряжен­ности, потребностями одних политических сил удержать власть, а других - прийти к власти, опираясь в том числе и на социально-психологические закономерности в области политической борьбы и жизни.

Предмет политической психологии - поиск социально-психо­логических закономерностей в политической сфере общества. Исходя из этого, к основным направлениям развития теории этой отрасли относят: психологию власти, включая мотивы и ресурсы власти, психологию политического лидерства; практику принятия политиче­ских решений; политическую социализацию; политическую культуру; социально-психологические аспекты политических изменений и т.д.

Наибольшее число исследований в области прикладной поли­тической психологии в настоящее время проводятся по таким на­правлениям, как психология политического лидерства (психоло­гическое портретирование, разработка имиджа политических дея­телей, кандидатов на политический “Олимп”); изучение общест­венного мнения по политическим вопросам с целью определения рейтинга политических партий, лидеров; социально-психологическое консультиро­вание в области принятия политических решений, экспертизы при­нятых или принимаемых решений; проведения пропагандистских предвыборных кампаний.

Политическая реклама

Вместе с политикой возникла и политическая реклама. Она представляет собой коммуникацию с помощью СМИ и других средств связи с целью повлиять на установки людей в отношении политических субъектов или объектов.

Виды политической рекламы: 1) устная; 2) радиореклама; 3) ху­дожественный портрет и скульптура; 4) политическая карикатура; 5) фотография; 6) политический плакат; 7) листовки; 8) кинорек­лама; 9) телевизионная реклама; 10) мультфильмы; 11) сувенирная продукция как политическая реклама.

Кроме того, политическая реклама классифицируется:

а) по каналу восприятия ее адресатом (визуальная, аудиальная, аудиовизуальная);

б) по силе воздействия на аудиторию (жесткая, мягкая);

в) по функциям (информативная, увещевательная, сравнитель­ная, напоминающая, подкрепляющая);

г) по эффективности (примитивная реклама, “говорящая голо­ва”, негативная реклама, концептуальная реклама, “правдивое кино”, “личные свидетельства”, “нейтральный репортер”, “канди­дат в действии”);

д) тематическая классификация рекламных роликов (ролики с платформой кандидата, ролики со слоганом кандидата);

е) по типу риторики (прославление кандидата, атака на оппо­нента, ответ на атаку).

Прикладная социальная психология в сфере экономики

Прикладная социальная психология взаимодействует с экономи­кой на трех уровнях: - макроэкономическом (сопровождение но­вовведений в экономической системе, изучение и формирование общественного мнения); среднем (развитие организаций, маркетин­говая деятельность); личностном (консультирование и обучение предпринимателей, менеджеров и руководителей).

Макроэкономика и прикладная социальная психология особенно эффективно взаимодействуют в условиях глобальных перемен в общественной жизни, в условиях так называемого переходного периода. Любые мероприятия на социальном уровне наиболее успешно и быстро осуществляются только в том случае, когда ха­рактер этих мероприятий соответствует системе национальных норм и ценностей, социальных стереотипов и мифов. Изучение спе­цифических особенностей восприятия обществом экономических внедрений, построение социальных прогнозов, проведение соци­ально-психологических экспертиз и выдача рекомендаций власт­ным структурам позволяют быстро провести изменения. Сегодня в нашей стране основной проблемой является отсутствие широких достоверных национальных исследований в области экономиче­ской психологии.

Для прикладной социальной психологии представляет интерес такая проблема макроэкономики, как построение гармоничной системы экономических отношений в виде рынка определенного типа.

Условно можно выделить два базисных типа общественно-экономических отношений: “восточный” и “западный”. Для тако­го разделения подходит критерий выраженности в обществе идеала коллективности-индивидуальности. И если коллектив­ность в любых делах желательна в “восточном” обществе, то в “западном” - идеалом служит образ сильного и успешного индиви­дуалиста.

“Восточная”, в частности японская, экономика в большой сте­пени ориентирована на общественное, групповое сознание, на до­стижение совместного благополучия. Работник японской фирмы склонен настолько тесно отождествлять себя с предприятием, что на вопрос о занятии (профессии, должности) называет фирму, в которой он работает. “Западная” экономическая система ра­ботает в соответствии с идеалом индивидуального продвижения и успеха в жизни.

Эти два противоположных типа экономической системы обра­зуют континуум, в поле которого располагаются (условно) ры­ночные системы различных стран.

Одной из задач экономической психологии является формиро­вание управленческой компетентности руководителей организа­ции, в частности умений по разрешению социальных конфликтов, профилактике и предотвращению забастовок, принятию решений в условиях рынка, планированию стратегического развития орга­низации и маркетинга, управлению корпорациями, предприятия­ми и персоналом. Важная сфера взаимодействия прикладной социальной психологии и экономики - маркетинг. На рынке развивается конкуренция между импортными и отечественными товарами, между качественными и очень качест­венными продуктами, между разнообразными изделиями и услу­гами разных предприятий.

Сегодня нужно заботиться не только о снижении цен, но и о по­вышении качества, об улучшении хотя бы некоторых свойств про­дукции. Причем надо заранее знать, какие именно свойства волнуют потребителя в первую очередь. Для этого и нужен маркетинг.

Прикладная социальная психология в образовании

Знания механизмов взаимодействия человека с обществом, за­кономерностей формирования его в различных группах являются средством психолого-педагогического воздействия на ребенка, родителя, микро- и макроколлективы.

Сегодня среди важнейших проблем нашего общества - социаль­ная обездоленность детей, подростков и старшеклассников (в том числе учащихся средних специальных учебных заведений и ПТУ) - является наиболее трагичной по своим последствиям.

Известно, что состояние физического и психического здоровья подростков и старшеклассников ухудшается чуть ли не ежегодно, а среди подростков, совершивших насильственные преступления, 50-60% имеют выраженные психические отклонения. Особую про­блему представляет трудоустройство подростков, обучающихся во вспомогательных школах-интернатах.

Масштаб и глубина кризисных явлений среди молодежи тако­вы, что общество может не получить полноценной смены поколе­ний. Поэтому усилия психологов и родителей должны быть на­правлены, с одной стороны, на оздоровление социальной жизни детей всех возрастов, с другой - на оздоровление их внутреннего мира. Это возможно, если психологи, учителя, родители и все при­частные к обучению и воспитанию будут придерживаться следую­щих основных положений:

1) гуманизация отношений взрослых (психолога, учителя и ро­дителей в первую очередь) и детей, что предполагает:

- безоценочное позитивное принятие другого человека;

- активное эмпатическое слушание;

- конгруэнтное (т.е. адекватное, подлинное и искреннее) само­выражение в общении;

2) признание воспитания подрастающего поколения в качестве особой, можно сказать, привилегированной сферы деятельности общества.

3) психологи, учителя, родители в своих взаимоотношениях с дошкольником, младшим школьником, подростком и старше­классником должны помнить, что перед ними и рядом с ними Че­ловек, имеющий свой собственный мир, свое “Я”, свое отношение к миру, к себе. Только при таком подходе взрослые (психолог, учи­тель, родители) могут создать ребенку условия для развития его внутреннего “Я”, “самости” или сущности;

4) различные формы обучения (начиная от традиционных и кончая новыми) могут способствовать развитию ребенка только в том случае, если взрослые (психолог, учитель, родители) осозна­ют, что учебная деятельность учащегося есть общественно значи­мая, общественно оцениваемая деятельность, что через эту дея­тельность, через новую позицию школьника определяются все ос­тальные отношения его со сверстниками и взрослыми, отношение к себе и самооценка.

Особую роль в гармонизации отношений ребенка с социумом (на уровне внутрисемейных связей, взаимоотношений в коллекти­ве сверстников, с учителями и воспитателями) призван выполнять школьный психолог.

Прикладная социальная психология в здравоохранении

Роль социально-психологических аспектов в работе врача осознавалась еще на заре развития медицины. Со времен расцвета персидской медицины (ХI-ХII вв. до н.э.) сохранилось описание эталонных качеств личности врача. По указаниям персов, врач должен не только глубоко изучать медицину, но и вырабатывать в себе умение “выслушивать больного спокойно, болезнь его распо­знавать тщательно и старательно, а лечить добросовестно. При встрече с больным врач обязан пользоваться мягкой речью, быть на протяжении всей встречи внимательным, сердечно и дружест­венно настроенным”.

Медицинские школы Персии выпускали врачей трех профилей: исцелители святостью, исцелители законом, исцелители ножом. Наиболее высокой подготовкой славились первые. Их обязанно­стью было врачевание в широком смысле слова, тонкое, мудрое, разумное использование в этом процессе высших душевных ка­честв врача.

Реальные социально-психологические исследования медицин­ской практики и здравоохранения берут свое начало в трудах уче­ных первой половины нашего столетия. Наиболее ярко они пред­ставлены в психосоматической медицине (теория символического языка органов; теория специфического эмоционального конфлик­та; теория профиля личности), а также в психотерапии. В совре­менной медицине существуют четыре модели психотерапии, обус­ловленные разнообразными социокультурными факторами: пси­хотерапия как метод лечения, влияющий на состояние и функцио­нирование организма в сфере психических и соматических функ­ций (медицинская модель); психотерапия как метод, приводящий в действие процесс научения (психологическая модель); психо­терапия как метод манипулирования, служащий целям общест­венного контроля (социологическая модель); психотерапия как комплекс явлений, происходящих между людьми (философская модель).

В настоящее время наиболее актуальными представляются два основных направления:

- социально-психологические стороны лечебного процесса;

- социально-психологические стороны организации здравоохра­нения.

Социально-психологический подход к анализу лечебного процесса включает в первую очередь изучение личности больного. Эта проблематика наиболее широко представлена в отечественной и зарубежной социально-психологической литературе (А. А. Квасенко, Ю.Г. Зубарев, В.А. Ташлыков, В.В. Николаева).

Другим важным направлением социально-психологического подхода к лечебному процессу является изучение процесса взаимо­действия врача и больного. Приоритет в этой области принадле­жит зарубежным социальным психологам и психотерапевтам. Так, Р. Леи выдвинул на первый план информационное общение врача и больного, успешность которого зависит от правильного понимания пациентом сообщаемых ему сведений. Исследования показали, что врачу нужно избегать методов “чрезмерного выпытывания”, “допроса” больного. Настойчивость врача приводит к тактике “внушаемых ответов” пациента, при которой остаются невыясненными существенные для пациента области пережива­ний. Анализируя эмоциональный аспект беседы с пациентом, мно­гие авторы указывают важность полного эмоционального приня­тия, “акцептации” больного. Релаксирующий стиль беседы особен­но полезен для эмоционально напряженных пациентов, охваченных страхом и тревогой.

Среди отечественных исследований можно отметить работы В.А. Ташлыкова, Л.П. Урванцева, Н.А. Магазаника, М.Э. Телешевской. Полученные В.А. Ташлыковым данные об особенностях восприятия в процессе лечения врачом и боль­ным друг друга позволили выделить три основных типа эмоцио­нально-ролевого взаимодействия: руководство, партнерство, руко­водство-партнерство. Каждая из форм контакта имеет свои пре­имущества в зависимости от лечебной мотивации и активности больного. В зависимости от степени конгруэнтности эмоциональ­но-ролевого поведения врача и больного, а также взаимной оцен­ки ими этого поведения были определены варианты контакта: конгруэнтный, неустойчиво конгруэнтный, неконгруэнтный. Ис­следования эталонов врача в представлении врачей и больных свидетельствуют о значительном расхождении эталонного образа, что, несомненно, сказывается на эффективности общения. По на­шим данным (Н.В. Яковлева, Л.П. Урванцев), самыми значимы­ми характеристиками образа идеального врача у пациентов яв­ляются эмоционально-эмпатические; у врачей - саморегуляци­онные.

В настоящее время опубликованы результаты ряда исследова­ний, посвященных изучению отношения медицинского персонала к организационным нововведениям: территориальным медицин­ским объединениям, внедрению хозрасчетных отношении, бюджетно-страховой медицины (Р.Л. Цванг, В.З. Кучеренко, Н.В. Яковлева, О.Е. Коновалов). Анализируется социально-психологическая структура медицинского персонала по отношению к нововведени­ям. Описываются группы “оптимистов”, “пессимистов”, “болота”, рассматриваются социально-психологические детерминанты инерт­ного и активного поведения членов медицинских коллективов в условиях реорганизации управленческой структуры.

Довольно сложные социально-психологические проблемы воз­никают в связи с введением платной медицины и страхового меди­цинского полиса. С одной стороны, появляются привилегирован­ные медицинские учреждения, которые могут оказать услуги на очень высоком уровне, с другой - больницы и поликлиники, кото­рым не под силу элементарные услуги. Страховой медицинский полис не гарантирует во многих случаях получение медицинской помощи. Отсюда возникают изменения в личности пациента из числа малообеспеченных: появляются страх, неуверенность и т. п. С введением должности социального работника в системе здраво­охранения возникла проблема его взаимодействия с врачом при оказании медико-социальной помощи, проведения реабилитационной работы, групповой психотерапии и т.д.

Подводя итоги, можно отметить, что деятельность социальных психологов в области здравоохранения в нашей стране только на­чинает разворачиваться. Внедрение социальной психологии в прак­тику здравоохранения идет по двум основным направлениям. Во-первых, путем создания социально-психологических служб при об­ластных больницах и профильных диспансерах; во-вторых, путем расширения должно­стных обязанностей психологов, работающих в системе здраво­охранения. Психологические исследования постепенно перестают восприниматься как нечто уникальное, а психологи становятся равноправными коллегами врачей, оказывающими действенную помощь в их нелегком и благородном деле.

Экстремальная прикладная социальная психология

Экстремальные ситуации возникают в силу раз­личных причин. По источнику происхождения выделяют следующие виды экстремаль­ных ситуаций:

1) природные (лесные пожары, наводнения, землетрясения, сели, ураганы, снежные заносы, цунами, засуха, экологические бедствия);

2) техногенные (аварии, катастрофы);

3) эпидемиологические (эпидемии, вспышки инфекционных за­болеваний);

4) социальные (терроризм, захват заложников, социальные кон­фликты (забастовки), гражданское неповиновение, гражданская война).

Данные экстремальные ситуации могут накладываться друг на друга и проявляться в различных формах социальной напряжен­ности.

Многие сферы жизнедеятельности в силу внутренних и внеш­них опасностей и угроз иногда становятся экстремальными. Поэтому есть все основания говорить не просто о действиях практических социальных психологов в экстре­мальных ситуациях, а о необходимости создания экстремальной прикладной социальной психологии как самостоятельной отрасли.

Экстремальные ситуации требуют спецификации социально-психологической диагностики, психотехники воздействия и про­ведения консультирования, т.е. всех основных направлений профессиональной деятельности практических психологов.

Диагностика социально-психологических явлений в экстремаль­ных ситуациях имеет свою специфику.

В этих условиях из-за цейтнота нельзя создать программу диаг­ностики. Действия практического психолога определяются пла­ном на случай чрезвычайных обстоятельств. Методы и методики в этих условиях вообще не применимы, за исключением видео­съемки, анализа социальной симптоматики, ретроспективного под­хода и т. д. Иногда сами экстремальные ситуации выполняют диаг­ностирующую роль. В этих условиях личность “обнажается”. Надо только все это зафиксировать.

В экстремальных ситуациях работают не психотерапия и тре­нинга, а методы специальных операций контрпропагандистского характера. Именно они применяются во время боевых действий, в борьбе с преступностью. Допускается здесь и “шоковая терапия”.

Большое значение в экстремальных ситуациях имеют и специ­альная психологическая помощь, и реабилитационная работа, и социальная помощь беженцам из “горячих точек” в целях их адап­тации, участникам боевых действий, получившим тот или иной синдром, а также специальные меры по поддержанию морально-психологического духа населения и специальных подразделений в условиях боевых действий, террористических актов, а также в при­фронтовой полосе.

Все зависит от целей социально-психологического воздействия в экстремальных ситуациях. В одном случае надо поддержать человека, помочь, в другом - пресечь, например, слухи, панику; в третьем - провести переговоры; в четвертом - развенчать, шокировать против­ника; в пятом - оказать содействие в адаптации к новой культуре.

 

Список используемой литературы

  1. Свенцицкий А.Л. Социальная психология, М., Изд-во Проспект, 2005.

2. Столяренко Л. Д. Психология делового общения Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005

  1. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования, М., 1984.
  2. Бобнева М.И. Психологические проблемы социального развития личности // Социальная психология личности. М., 1979.
  3. Андреева Г.М. Социальная психология Издательство: Аспект Пресс, 1997.
  4. .Столяренко А.М Социальная психология Издательство: ЮНИТ-ДАМА, 2001
  5. Андреева Г.М., Донцов А. И. Социальная психология в современном мире. Издательство: Аспект Пресс, 2002.
  6. Панфилова А.П. «Деловая коммуникация в профессиональной деятельности». Учебное пособие. СПб., «Знание», 1999 г.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.