Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Радуга любви






Любовь к человеку, ко всему сущему, любовь в самом широком смысле этого слова как небес­ный свод, который «поддерживает» семицветная радуга, стоит на семи сваях: интересе, заботе, ответственности, уважении, знании, дове­рии, трансцендентном стремлении. Пять первых позиций названы американским психологом Э. Фроммом в его работе «О любви». Мы позволили себе добавить еще две ступеньки к этой лестнице любви. Все они дают, как нам кажется, исчерпы­вающее ментальное представление о таком много­гранном явлении, каким является любовь.

Интерес — начало любого сближения в нашем мире. Эта первая свая олицетворяет закон подго­товки контакта с желаемым объектом. Если женщина твердит, что любит мужчину, и при этом не интересуется, где он работает, чем ув­лекается, что его тревожит и волнует, какая болезнь его беспокоит, — вряд ли она его лю­бит. Если мать утверждает, что любит своего ребенка, но на дух не переносит его друзей или ничего о них не знает, вряд ли она его любит. Если кто-то с пеной у рта отстаивает «наше православие», а сам бегает к экстрасенсам, чуть бок заколет, вряд ли этот человек любит Бога. Это очень точный признак любви — интерес. Поэтому я с полной уверенностью могу сказать: где нет интереса, там нет любви!

Забота — вторая ступень любви, олицетво­ряющая закон первого шага в любых отношени­ях. Забота подразумевается глубинная, искрен­няя, а не показная, поверхностная. Если жена заботится только о чистых рубашках мужа, но совершенно не озабочена созданием у него хо­рошего настроения, устраивает ему выволочки по каждому пустяку, сомнительно, что она его любит. Если мать говорит, что любит ребенка, а тот ходит заброшенный и неприкаянный, но в мод­ных джинсах, вряд ли ее чувство можно назвать любовью. Особенно это касается родителей с до­статком или так называемых «новых русских». Они дают ребенку много материальных благ: магнито­фоны, компьютеры, дорогие модные вещи, экзо­тические яства, но не проявляют настоящей за­боты и теплоты — некогда! И их дети часто (если не чаще!) страдают теми же нравственными бо­лезнями, что и дети бедняков.

Если Вы говорите, что любите цветы, но забы­ваете поливать их, Вы не любите цветов. Если я уверен, что люблю себя, но по утрам не делаю зарядку, т. е. не забочусь о своем физическом теле, значит, я не люблю себя. Если некто убеждает всех вокруг, что он православный человек, а по утрам не молится и пяти минут, он не заботится о своей душе, т. е. не любит Бога, Забота — при­знак любви, отсутствие которого не скрыть. Поэ­тому я с полным основанием могу сказать: где нет заботы, там нет любви!

Ответственность. Следующий шаг в любви, пик ее достижения, когда человек может и должен отвечать за любимого перед людьми и перед Богом. Здесь есть две опасности: подчинить себя люби­мому человеку и подчинить себе любимого чело­века.

Чтобы этого не произошло, верным спутником любви должно быть уважение к близкому чело­веку.

Уважение — самая привлекательная ступень любви, когда осознается уникальность любимого и отклоняется собственная попытка навязать ему свой способ жизни. Любящие люди ничего друг другу не навязывают, а принимают и уважают вкусы и интересы любимого. Нормально, а сегод­ня, увы, редкость, когда к любимому человеку от­носятся уважительно и бережно, к нему, а не к дорогому привезенному «оттуда» видеомагнито­фону. Поэтому я вновь буду прав, утверждая: где нет уважения, там нет любви!

Знание. Следующая ступень любви, когда кри­вая на графике — синусоида, описывающая лю­бые отношения, уже на излете. Все предыдущие ступени были бы неэффективны, если бы их не поддерживало знание. Есть много видов знаний о человеке, но знание любви имеет одну особенность: оно интуитивно и касается сути вещей. Свя­тые говорили о таком знании — любознание. Такое знание возможно, если я преступаю пределы соб­ственного интереса и пытаюсь узнать о человеке то, что нужно только для него самого. Так, я смот­рю на рассерженного любимого и знаю, что в нем есть какое-то страдание, и я даже знаю какое. И вот я со своим знанием пытаюсь помочь ему — аккуратно, неназойливо, и нежно — любозная!

Человек — это тайна, а проникновение в тайну не всегда оправдано. Но знанию чужды тайны, как же быть? Здесь нужно быть очень-очень осторож­ным. Л. Н. Толстой говорил по этому поводу: «Луч­ше знать меньше, чем можно, чем знать больше, чем нужно». Как же узнать, сколько нужно?

Есть два пути проникновения в любую тайну: путь анализа и путь синтеза.

Путь анализа заключается во внимательном наблюдении за любимым человеком, изучении его привычек, стремлений, его жизненных приорите­тов и ценностей. Изучив любимого, человек пы­тается подражать ему, как бы входя в резонанс с его стремлениями. Так можно очень близко по­дойти к истинной любви, но если не будет проры­ва, или взрыва, или вспышки, которая идет не из мозга, а из сердца, от интуиции, то можно так и остаться лишь на подступах к любви.

Часто попытка анализа проявляется в жесто­кости. Например, муж терроризирует жену. Это совсем не должно означать, что он ее бьет, ско­рее, ворчит, язвит, вечно недоволен — это, кста­ти, страшнее. В этом заключается его эгоистичес­кий способ узнать ее тайну. Для чего? Для того, чтобы через нее узнать свою. Себя-то не хочется мучить, легче мучить другого. Ребенок может раз­ломать любимую игрушку, чтобы узнать тайну ее устройства, или с этой же целью оборвать крылья красивой бабочке. В этом и заключается путь анализа, путь рассудочного ума, часто разрушитель­ный vi злой, допустимый лишь в очень малой мере. Путь синтеза — это путь интуиции, слож­ный и трудновыполнимый. Часто он совершается через прозрение. В любви, в любой любви — эро­тической ли, братской ли — происходит соедине­ние двух миров и рождение третьего, общего мира. Человек уже не чувствует себя одиноким и отде­ленным хотя бы от другого. Представьте, а если любить братской любовью всех на свете? Тогда бы ни о каком отделении или одиночестве не могло быть и речи!

Доверие. Любовь без доверия немыслима. Если любишь, доверяй во всем любимому, несмотря на то, что любовь в определенной степени всегда риск. Доверие предполагает безусловную уверенность в искренности любимого и ответную искренность самого человека, который любит. То есть доверие должно быть взаимным. А довериться, открыть свою душу, свои сокровенные мысли и желания можно только по-настоящему любимому челове­ку. Без этой важной ступени отношений не мо­жет существовать истинная любовь.

Трансцендентное стремление — этим слож­ным, на первый взгляд, научным термином обо­значим высшую ступень любви. Когда человек любит другого, он как бы выходит за пределы себя, обретая еще один мир, еще один человеческий космос. Возможности его даже не удваиваются, а, может быть, удесятеряются. Энергетику сексу­ального единения использует тантра для выхода в иные слои сознания и в параллельные миры, концентрируясь на этой энергетике. Православие использует стремление к любви для обретения энергии духовности. Кроме обычных молитвенных практик, строго под контролем учителя-священ­ника и с его благословения производится длитель­ная концентрация на сердечном центре.

Когда человек любит весь мир, он становится в нем настоящим хозяином, именно он, а не цари и падишахи. Испытывающему радость от любви помогает Небо, испытывающему радость от влас­ти и денег — ад.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.