Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нужно ли чувствовать другого человека.






Действительно, что это я все про себя да про себя, а другого человека нужно чувствовать? Ко­нечно нужно, но должен Вас предупредить: не­льзя почувствовать другого, если не умеешь ощу­тить себя. А если все же другого чувствуешь, а себя нет — это что-то совсем аномальное полу­чается, ущербное или даже злое.

Осознание того, что происходит с другим чело­веком, называется метарефлексией. В стране Доб­ра, если бы такая была на планете, этому умению придавалось бы особое значение. Вы только посмот­рите, чем оборачивается отсутствие рефлексии: не чувствую себя, своей боли, своей совести и делаю все как не видящий и не слышащий™ себя! Когда отсутствует метарефлексия, т. е. когда не чувст­вую другого, его боли и беды, тогда не понимаю и его поступки и безусловно делаю из них ложные выводы. Как же жить на Земле, если никто никого не понимает? Мне приходит на память смешной тер­мин «общечеловеческие ценности». Как будто они существуют! Когда у каждого свое представление даже о погоде, о каких «общих» ценностях можно говорить?!

Глядя на историю воспитания человека с по­зиций сегодняшнего дня, мы еще раз убеждаем­ся, что у аристократов были очень правильные методы воспитания детей. Поэтому-то, наверное, они и создали золотой фонд ученых, военных, писа­телей, артистов... У нас с Вами сегодня нет возмож­ности создать женщине предельно комфортные ус­ловия даже для вынашивания ребенка. Мы также не можем приставить к родившемуся ребенку трех гувернеров, дать ему блестящее образование в ли­цее, где он будет учиться вместе с Пушкиным, а не с хулиганом Петькой из соседнего подъезда (хотя, кажется, и настала звездная пора для лицеев, ско­ро любое ПТУ будет называться лицеем, а заштат­ный институт — академией). Аристократы, воз­можно, и не знали о рефлексии, но у них был свод четких правил, соблюдая которые, они воспитыва­ли действительно неординарные личности. Поэто­му утверждения Карла Маркса, что с изменением экономической ситуации мы изменим и человека, неверны. Детей надо правильно вынашивать и воспитывать три-четыре поколения подряд, преж­де чем они начнут нормально рефлексировать, т. е. размышлять о своем психическом состоянии, чувствовать других, ситуацию, вообще хотя бы слы­шать то, что им говорят.

Если бы сегодня на Землю пришел Иисус Хрис­тос и сказал: «Возлюби ближнего своего...», не многие бы смогли это сделать. И в этом нет ничего удивительного — мы не сумели воспитать по-на­стоящему культурного рефлексивного человека.

Но та культура, которая процветает у нас се­годня, тоже не научит человека рефлексии. Куль­тура в лучшем смысле этого слова чаще всего под­разумевает некий «отъезд» в мир прекрасного.

Но недавно появилась и, к сожалению, раз­растается вширь и вглубь, как раковая опухоль, другая культура, разрушающая индивидуаль­ность, семью, проповедующая отнюдь не рефлек­сию, а бездумную безалаберную жизнь в отрыве от сегодняшнего дня. Посмотрите на такие одина­ковые лица молодых, «балдеющих» на концерте очередной рок-звезды. Люди с такой «культурой» не отъезжают в прекрасное, а пребывают («тор­чат») в утробном, низменном, надрывном... А ду­ховная культура исчезает, накопленное поколе­ниями духовное богатство в лучшем случае игно­рируется, в худшем — бездумно транжирится и затаптывается. Нам с Вами надо это четко осоз­нать и всем миром сопротивляться происходя­щему разрушению истинной культуры.

Отсутствие чувствования жизни несет в себе большое зло. Помните, мы говорили об «отъехав­ших» и «улетевших» от реальности? Вот пример прямо из жизни.

Выступает директор дома сирот с сообщением на тему «Как помочь детям». Он говорит: «Прежде всего, нужно перестать врать, что проблемы детей-сирот у нас нет, и... когда всем станет стыдно, тогда мы поможем детям. Я, например, запрещаю своему персоналу называть сирот сыночками и доченьками и вообще проявлять к ним ласку и сочувствие., пусть детям пока будет плохо, зато когда мы все поймем.

Я думаю: несчастны дети-сироты, имеющие та­кого «улетевшего» директора. Не помогая детям реально в самое трудное для них время, он будет ждать, «когда всем станет стыдно». Такой человек не живет настоящей жизнью, а лишь пестует свою значимость правдоискателя, а дети., дети подождут, «когда всем станет стыдно»... Вот дождутся ли?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.