Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Миф о Прометее






Это миф, иносказательно повествующий об уме, о мышлении: о «промышлении» (Про-ме-тей), о «заднем уме» (Эпи-метей) и о мышлении как об уме-правителе (Зевс)...

Жили-были два брата, дети титанов — Про­метей и Эпиметей. Прометей был силен здравым умом, подобно человеку, который сначала что-то просчитывает, а потом делает. Эпиметей обладал задним умом, т. е. сначала делал, а потом обду­мывал, что же из этого получилось. Как-то Зевс, повелитель всех богов, велел Эпиметею раздать всем существам на Земле подарки. Кто-то полу­чил великолепные когти, кто-то хвост, кто-то плавник... Но вот все подарки закончились, а че­ловеку ничего не досталось. Стоит человек голень­кий, беззащитный, без когтей и клыков, без плавников и клюва» Эпиметей пожал плечами, мол, что же делать, и пошел своей дорогой. Сердоболь­ному Прометею стало жалко беззащитного чело­века, и он решил помочь ему. Для этого жалост­ливый Прометей украл у Зевса огонь, под кото­рым подразумеваются творческие способности и неординарные мысли. (Жаль, правда, что Проме­тею, кроме творчества, из обкраденной кладовки Зевса не удалось прихватить для людей и нравст­венное начало. Этот миф и помогает нам понять, чего стоит творческий ум без нравственности.)

Зевс хватился и видит — исчезли творческие способности (украден огонь). «Ладно, — решил Зевс, — раз человек хочет устроить свою жизнь на основе ума, пусть попробует». Кража огня ужасно разгневала Зевса, и Прометей был впос­ледствии жестоко наказан — прикован к скале. Но надо было проучить и человека, взявшего кра­деное. Для этого Зевс сотворил прекрасную жен­щину — Пандору и дал ей в приданое сундук, на дно которого положил все существующие нрав­ственные пороки и несчастья. Пандора, ожив, сра­зу пошла к Прометею (тот еще не был наказан), который, обладая сверхъестественной мудростью, в частности ясновидением, сразу все «увидел» и прогнал ее. Тогда она пошла к Эпиметею, кото­рый сразу же влюбился в нее и, не мудрствуя долго, взял ее в жены. Когда она принесла свой сундук с приданым и открыла его, Эпиметей был сполна наказан за недальновидность. Надо доба­вить существенную деталь: в сундук Пандоры, кроме всех нравственных пороков и бедствий, на­сылаемых на людей, Зевс положил свиток с над­писью: «Разумом не проживете!»

Эту истину знали многие другие народы: без Бога в душе, только на основе разума человеку не прожить! Разум — это лишь один из психоло­гических мускулов, и все! Сила его далеко не без­мерна. Более того, творческое начало, борясь с нравственным в человеке, обречено на пора­жение. Об этом повествует мифологическое пре­дание о борьбе олимпийцев с титанами, победа в которой была одержана олимпийцами, олицетво­ряющими высокие нравственные качества. Разго­вор о возможностях разума ведется многие века, о нем должны знать все культурные люди, и вот почему...

На разных ступенях развития общества чело­века убеждали: разумом проживете.

Проживете умом в социалистическом общест­ве: будете «мудро» менять направления рек, по­лучать «гигантские» урожаи в колхозах и стро­ить дамбы для «улучшения» экологии, и весь мир будет на Вас любоваться...

Проживете разумом и при фашистском поряд­ке: будете каждые пять лет победоносно воевать, станете расой умных ариев или истинных рус­ских, и все народы будут Вас уважать и бояться...

Проживете умом в демократическом общест­ве, создав поколение свободных и счастливых людей на основе всенародных выборов...

Так может ли все-таки человек прожить толь­ко разумом?

Вернемся к «Сказке о попе...» Теперь стано­вится ясно, кто такой Балда — это творческий ум, лишенный нравственных ценностей, которо­му ничего и никого не жаль. Связываться с ним крайне опасно, ибо он просто так ничего не дела­ет, хоть с виду и похож на этакого простоватого сельского пролетария. Поп, поняв, на кого он на­поролся, впадает в крайность и решает убить Балду. Но ему это не удается... Наступает время расплаты, и поп, позарившийся в начале сказки на дармовщину, погибает в конце ее от трех щелч­ков в лоб. Вот так русская народная сказка пере­кликается с древним мифом о Прометее.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.