Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В. Соловьев, З. Гиппиус






К.Бальмонт А. Блок, А.Белый-лидер, В.Иванов

В. Брюсов

В. Соловьев, З. Гиппиус

2. Поэтика «младших символистов».

ü Общие черты поэтики символизма: Поэтика -это раздел теории литературы, изучающий структуру литературного развития: -историческая(динамика развития),

ü групповая важнее-индивидуальная. У символистов очень много теоретических работ, программных установок.

- А.Белый «Символизм, как миропонимание». Книга включает наиболее значительные философские, культурологические и эстетические труды писателя. В первом разделе - «Символизм и философия культуры» - представлены теоретические работы из книг «Символизм» (1910), «Арабески» (1911), «Революция и культура» (1917), «На перевале» (1918-1920)

-Панэстетизм: Речь идет восприятии и художественном воссоздании мира как, в основе своей, например в художественных или критико-теоретических оппозициях: красота -- безобразие; гармония -- дисгармония; космос --хаос; искусство («мечта») -- «проза жизни»; творчество -- внетворческий мир «мещанства» и т. д.

 

-Символистский «панэстетизм» в русской литературе проявился в 3 основных вариантах:

· «панэстетическое» резко противопоставлено любой внеэстетической реальности и является ее «антиподом», «бунтом» против нее. Единственное его воплощение -- внутренний мир «я»;

- мир «панэстетического» мыслится утопически -- как сила, преобразующая внеэстетическую реальность Красота формирует новый мир, куда войдет и Добро; объективная истина безусловно принимается как «истина о Красоте» -- основе мироздания;

· «панэстетическое» в формах красоты и гармони и предстоит как высшая ценность, но ее противопоставление «реальности» заметно ослаблено

 

ü Символисты используют понятие «символ». Словари символов. Cимволисты опирались на идеалистические идеи Платона и любили выражать их гетевскими словами: «Все преходящее только символ». Русский символизм воспринял от западного ряд эстетических и философских установок, но пересмотрели их через учение Вл. Соловьева «о душе мира».

ü Символ-в общей поэтике многозначное иносказание. Существует однозначное иносказание:

У старших символ.: у младших

Осмысление символа осмысление литературно- риторич.

было религиозно-философским

Г. А Гуковский: «У символистов речь не о том, о чем говорят слова». Суггестивность должна намекать, внушнать (психологический термин)

ü ДВОЕМИРИЕ-человек одновременно существует в двух измерениях. В.Иванов «от реального к реальнейшему»

 

2.2 Примеры символистической поэтики:

1) В.Иванов «Младенчество». Пытается вспомнить себя ребенком. Ребенок помнит истины, данные ему. МОТИВ ПРИПОМИНАНИЯ первоначального истинного инобытия.

2) А. Белый 1904 «Золото в глазури»-стихотворная книга. Комические образы

3) Роман А. Белого «Петербург» Модернистские тексты: ориентированы на подготовленного, элитарного читателя. Для понимания романа необходимо владеть КОДОМ. Опубликован в 1916 году. Жанровая структура: для создания романа нужен целостный взгляд на мир, Петербург-роман-миф, астральный роман, роман- симфония (как говорил автор). Сюжетное строение: Катарзис -очищение организма, влияние искусства на человека. Каждая реплика заковычена, так подчеркивается индивидуальность фразы. Много отсылок к реальным персонажам. ДВОЙНИЧЕСТВО-сын и отец. Для прочтения необходимо понимать, что это символ. роман. Идея произвед.-революция из бюрократии.

4) Блок-опора на философию В.Соловьева («Чтения о богочеловечестве», “оправдание добра»). Эволюция поэзии: 1. С 1898 по 1904 года Antolucim (до света) Стихи о Прекрасной даме, Рапутье===è абсолютное принятие мира, мистическая теза, но мира преображенного красотой. 2. С 1906 по 1908 «Пузыри Земли» Герой осмеивает прежние идеалы: отвержение!!!, храм==è кабак, переходные состояния: вечер туман весна. 3. с 1907 по 1916 “Странный мир”, “Возмездие”, «Скифы»: созидающее веселье, синтез

3. Поэтика «старших» символистов:

1)К.Д Бальмонт «Я мечтою ловил уходящие тени»

ü О поэте: ученый-филолог, пишет стихи, как ученик Некрасова, в 90-е решает стать симоволистов. Поэт-символист бросается под поезд, заходил по пояс в Финский залив, выступал на концертах==è Экстравагантное, чудаческое, скандальное - то, что впоследствии назовут “ бальмонтовщиной ”. Странно, но “ бальмонтовщина заслонила образ самого поэта.

 

ü Революция 5 ого года, высказал симпатию к революционному движению, уехал в Мексику, отмечает, что язык неописан-создает грамматику мексиканских индейцев, возвратился перед начало 1ой мировой войны. В 17 год эмигрирует, почти не пишет, испытывает ностальгию.

ü “Я мечтою ловил уходящие тени” –происходит подъем, повышается интонация

-лирический герой очень гордый. Удивительные переходы в интонации/

 

2) Брюсов «Творчество»- Завораживающая интонация, на первый взгляд хаотичные повторы, композиция объясняет-как родилось стихотворение. Творчество-путь прикосновения к тайне- Задача: очаровать читателя, заинтгриговать. Зрительные и звуковые образы: «прозрачные киоски», «звонко-звучная тишина». В стихотворении Брюсов описывает состояние в котором пребывает творец в минуту вдохновения. Создаются два мира-мир непостижимого творчества и мир обычной жизни.

4. Поэтика акмеистов

ü Манифесты, «акмеизм был революцией, недовольных символизмом

Принципы акмеистов: - нет иного мира! Кроме реального «акме-вершина, превосходная степень , - экзотика -разные исторические эпохи, мировая культура, прекрасная ясность, - адамизим: по их мнению Адам мужественное решение принял, надо жить в суровом и реальном мире, иметь силу и смелость

ü В 1911 оформляется в «цех поэтов» (Гумилев, Ахматова, Мандельштам, Иванов, Зенкевич, Городечкий). Противостояние между Гумилевым и Городецким за звание мастера

ü Ж-л «Апполон» в 1913 несколько программных статей об акмеизме, -вещественное, конкретное, земное

1) А. Ахматова-особенность лирики –всегда по короткому стихотворению можно понять предысторию-детали, играющие огромную роль, -поэзия не встреч. Стихотворения: «Сероглазый король», «Сжала руки под темной вуалью», «Вечером», «Дверь полуоткрыта», «Песня последней встречи». –«Она смотрела на мир через призму сердца, потом через призму живой истории»(И.Бродский)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.