Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды и закономерности заучивания.






По отношению к исходному тексту различают заучивание дослов­ное, близкое к тексту и смысловое. По характеру связей в запоминаемом материале выделяют запо­минание механическое и смысловое. Эти виды запоминания неразрывно между собою связаны в каж­дом акте заучивания. Смысловое запоминание предполагает глубокое понимание мате­риала, широкий запас знаний по предмету, а на более высоких сту­пенях обучения и ориентировку в методологии. Заучивание создает основу для понимания, понимание облегчает заучивание.

Закономерности запоминания.

1. Зависимость запоминания от цели, которую поставил человек. Значимая эмоционально или практически цель способствует более прочному запоминанию.

2. Зависимость запоминания от средства предъявления материа­ла.(Основным средством передачи знаний является язык: речь учи­теля, письменный текст учебника. В настоящее время в школе все большее распространение находит не только традиционная нагляд­ность (дидактические картинки), но и современные средства массовой коммуникации, используемые в целях обучения (кино, телевиде­ние, радио). В связи с этим резко возросла доля образов в пере­даче знаний).

3. Зависимость запоминания от логической структуры материа­ла. Логическая организация материала является непременным зало­гом успеха при заучивании.

4. Зависимость запоминания от организации процесса заучива­ния (продуманная последовательность заучивания и pacпpeдeлeния зayчивaeмoгo мaтeриала во времени). При работе студенту и школьнику приходится учить одновре­менно ряд разных учебных дисциплин. Следует организовать заучивание так, чтобы два сходных, предмета не учить один за другим. Труднее дифференцировать и удержать в памяти сходный материал. Заучивание следует распределять во времени. Продуктивнее возвратится к материалу через два – три часа, чем читать подряд два-три раза. При запоминании, близком к тексту, большой по объему материал следует разбить на логические части и заучивать по частям, возв­ращаясь через некоторое время к повторению его в целом).

5. В запоминание следует включать все виды памяти. (В учении всегда следует опираться на зрение, слух и двигатель­ную память. Поэтому запоминая материал, его следует записывать, конспектировать, читать, повторять вслух или про себя).

6. Запоминая сложный материал, его следует воспроизводить вслух. Задача рассказать, выразить мысль в полных развернутых предложениях более сложна, чем задача воспроизвести про себя.

7. При запоминании материала, в котором преобладают меха­нические связи, следует применять мнемотехнические приемы. Эти приемы облегчают удержание материала в памяти.

6. Сохранение – более или менее длительное удержание в памяти сведений, полученных в опыте. Сохранение имеет две стороны – сохранение и забывание.

Исследование хода забывания показало, что наибольший процент забывания приходится на первые 48 часов после восприятия или за­учивания материала. Отсюда следуют некоторые рекомендации по борьбе с забыванием.

Повторять материал следует спустя небольшое время после его восприятия. Например, полезно вечером прочитать записанную утром лекцию, вспомнить то, что не вошло в конспект. Это предуп­редит забывание.

Способствует прочному сохранению активное включение приоб­ретённых знаний в деятельность.

Сохраняемое в долговременной памяти не стирается, а стано­вится неосознаваемым.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.