Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы финансирования инновационной деятельности за рубежом






Масштабы, методы и формы финансирования инновационной деятельности могут быть различными в разных странах и определяются проводимой в них государственной инновационной политикой.

Инновационный процесс виндустриально развитых странах чер­пает капитал как из частных, так и из государственных источников. В США и европейских странах их доли примерно равны. В Японии доля частных инвестиций превышает 80%. Наиболее мобильная форма финансирования — рисковый капитал — базируется по пре­имуществу на частных источниках.

В США финансовые ресурсы поступают как от государства через федеральный и муниципальный бюджеты (49% в 1998 г.), так и от частных фирм и организаций (это составляло в том же 1998 г. 46, 7%). Для сис­темы государственной поддержки инноваций в США в последние годы характерно распространение программно-целевого подхода. При этом финансовые ресурсы концентрируются как на приори­тетных технологических (биотехнология, энергетика, электрони­ка, здравоохранение), так и на отраслевых направлениях (аэрокос­мическое, военно-промышленное и т.д.). Так, в авиакосмической промышленности на государственных ассигнованиях находится око­ло трех четвертей НИОКР. Научные исследования в производстве новых конструкционных материалов на 35% также финансируются государством.

В США внутрифирменные венчуры пользу­ются поддержкой корпораций и имеют широкий доступ к их ресурсам, к научно-технической информации и ноу-хау, информа­ции о рынке, возможностям использования корпоративной системы маркетинга и продаж.

Во Франции, Ав­стрии, Швеции и других европейских странах в системе государственного финансирования НИОКР сочетаются как прямые формы, так и эффективные методы косвенной поддер­жки инновационного процесса (налоговые льготы, льготный пра­вительственный кредит, амортизационные списания). В руках государства такие источники превращаются в мощный стимул развития инно­вационной деятельности.

В Японии государственные расходы на приоритетные направления НИОКР в начале 1990-х годов составляли около 3, 5% ВНП. Основную часть источников финансирования НИОКР составляют частные компании (до 80% в 1998 г.). На долю государства приходится около 25% затрат на НИОКР.

Правительство этой страны традиционно не выделяет значительных средств на финансирование промышлен­ных НИОКР. Оно принимает протекционистские меры по защите на­ционального рынка и приоритетных направлений НТП. Только дол­госрочные прогнозы развития национальной японской науки и экономики являются основой для государственной поддержки. С годами меняется набор приоритетов, но принцип государствен­ной поддержки принципиальных научных разработок остается.

Государство активно реализует свою инновационную политику и в отношениях с частным капиталом. Различными прямыми и косвенными мерами государство на­правляет деятельность частного капитала в русло современной ин­новационной стратегии.

Так, японский Банк развития, один из круп­нейших государственных финансовых институтов, предоставляет долгосрочные ссуды на модернизацию и обновление приоритетных отраслей. Плату за кредит банк взимает с этих клиентов значитель­но меньшую, чем с обычных заемщиков. Более того, срок кредита в Японии для приоритетных отраслей установлен до 30 лет, в то время как срок обычного кредитования в Японии — 10 лет, а на мировом рынке ссудных капиталов — 3—5 лет.

Усилия частных компаний и государства объединяются в специальных фондах программных исследований по общенациональным приоритетам, определяемым Министерством внешней торговли и промышлен­ности (МВТП) Японии.

В Японии стала широко применяться практи­ка передачи частным фирмам оборудования научных лабораторий и опытных предприятий, а также результатов исследований госу­дарственных учреждений, университетов, в том числе научно-тех­нической информации. К тому же при разработке ключевых инно­ваций частным фирмам, выпускающим новую продукцию на базе новейших технологий, предоставляются на срок от 3 до 5 лет зна­чительные (до 50%) налоговые льготы. Широко практику­ется дифференциация норм амортизационных отчислений.

Наиболее полно инновационная деятельность промышленных компаний Японии реализуется во внутрикорпоративных подразде­лениях в форме проектных временных групп и в виде внутренних венчуров. Нередко внутренние венчурные подразделения создаются на базе уже существующих отделений корпорации. Самостоятельные организации внутреннего венчура на период разработки проекта освобождаются от ответственности за получе­ние прибыли и субсидируются полностью корпорацией до момента достижения рентабельности нового производства.

Именно венчурному под­разделению японской фирмы " ТорУ обязано появление сверхно­вых углеродных материалов для космической техники, применяе­мых США при производстве космического корабля Shuttle. Эта ком­пания заняла прочные позиции на мировом рынке, а ее успех послужил стимулом для активного развертывания внутренних вен­чурных подразделений в 1980-х годах в японской промышленности. Достаточно широкой известностью пользуется проект миниатюри­зации аудио- и видеоавтомобильных систем фирмы " 'Хитачи".

Если временные проектные группы ориентированы в основном на оперативную разработку текущих нововведений, то внутренние венчуры используются для разработки и коммерциализации прин­ципиальных нововведений или инновационных проектов, не впи­сывающихся в существующие производственные и финансовые рынки.

Внутренние венчуры имеют возможность осуществлять весь инно­вационный цикл: разработку, внедрение, производство, маркетинг, сбыт и послепродажное обслуживание. Зачастую после успешной реализации нескольких крупных проектов внутренний венчур полу­чает статус юридического лица и становится дочерней фирмой.

В послед­ние годы в промышленно развитых странах происходит диверсифи­кация рисковых инвестиций, наблюдается переход к многоотраслевой и межотраслевой ориентации. Возникают новые рыночные ниши, смежные производства, от крупных фирм отпочковываются мелкие инновационные фирмы, на деле демонстрирующие пре­имущество диверсификации и инновационной направленности ин­вестиций, более эффективными становятся раз­рабатываемые технологии. Например, если в начале 1970-х годов у фирмы General Electric было организовано лишь 10 самостоятельных инновационно направленных предприятий, то в конце 1980-х годов у головной ком­пании уже насчитывалось 200 внешних венчурных научных подраз делений. Широко развиваются фирмы венчурного капитала и при таких промышленных гигантах, как General Motors, Xerox, /BM и т.п.

 

Финансовая политика должна базироваться на концентрации средств на ограниченном числе приоритетов и широком контроле за их использованием.

Выделение средств для финансирования инновационных проектов сопряжено с большим риском. В связи с этим одним из элементов финансовой поддержки инновационной деятельности является страхование рисков.

 

 

6. Механизм финансовой поддержки инновационной деятельности Минской области

Система финансирования является одним из основных инструментов обеспечения инновационного развития области. Она основывается на следующих составляющих:

1. Финансирование инновационной деятельности осуществляется на основе селективного подхода и концентрации средств на ограниченном числе приоритетов и строгом контроле за их использованием. Система финансирования должна адекватно реагировать на изменяющиеся условия экономической жизни в целях достижения максимально возможной эффективности. Должна быть повышена ответственность за эффективное использование бюджетных средств. Основываясь на мировом опыте избирается путь концентрации финансовых ресурсов на таких основных, стратегических приоритетах инновационного развития, как энерго- и ресурсосбережение, внедрение в производство современных технологий, систем менеджмента и маркетинга. Прямая поддержка за счет финансовых средств области будет оказываться, главным образом, созданию принципиально новых наукоемких технологий и производств, реализующих перспективные научно-технологические разработки высокой степени готовности, а также наиболее значимым для области быстро окупаемым проектам.2. В отношении промышленных организаций предполагается использовать преимущественно меры косвенного стимулирования инновационной деятельности (налоговые льготы, льготы по кредитам и т.д.).3. Предусматривается комплекс мер по созданию льготного режима деятельности для субъектов малого инновационного предпринимательства в " стартовый" период (снижение ставок по налогам в части, зачисляемой в областной бюджет, компенсация ставок по банковским кредитам, льготы по аренде помещений и оборудования, ускоренная амортизация и др.)4. В целях привлечения к финансированию инновационной деятельности средств коммерческих банков и иных инвесторов планируется шире применять систему гарантий и льгот, предусмотренных Инвестиционным кодексом и Декретом Президента Республики Беларусь № 10 от 06.08.2009 г. " О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь" для отечественных и зарубежных инвесторов, вкладывающим свои финансовые средства в перспективные инновационные проекты и программы.

5. Концепция предполагает секторное и поэтапное осуществление финансирования инновационного развития, при котором, осуществив процесс становления, развития и интеграции одной инновационной отрасли или предприятия, можно концентрировать усилия на финансировании других.

6. Концепция ориентирует на накопление и использование для финансирования мероприятий инновационного развития, в первую очередь, собственных средств организаций, получаемых от основной деятельности (прибыль, амортизационный фонд, резервный фонд).

7. Привлечение внешних источников для финансирования создания новых инновационных предприятий и внедрения нововведений на действующих и модернизируемых предприятиях. Это:

-кредитные ресурсы банков, иностранные инвестиции, заемные средства и другие источники;

-финансовые ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке (кредиты, продажа ценных бумаг);

-средства бюджета, инновационных фондов министерств и других органов управления, областных и научных фондов, средства, поступающие от концернов, ассоциаций, отраслевых структур;

8. Мероприятия по реализации областной инновационной программы могут финансироваться на основе грантов, за счет самофинансирования НИОКР, привлечения частного, венчурного отечественного и иностранного капитала. Опыт развитых стран показывает, что необходимой компонентой инновационной системы может стать венчурное инвестирование – механизм финансирования проектов на ранних стадиях развития посредством прямых инвестиций в малые инновационные предприятия. Формирование венчурной системы включает в себя: выбор оптимальной организационно-правовой формы регистрации венчурного фонда; выбор схемы государственно-частного партнерства в венчурной сфере; взаимодействие венчурных фондов и технопарков; создание биржевой площадки для технологических компаний.

9. Финансирование из бюджета Минской области государственной поддержки субъектов инновационной деятельности предусматривается осуществлять на основе разработки и реализации областных целевых программ и инновационных проектов, нормативных правовых актов, определяющих механизмы государственной поддержки.

Финансирование из бюджета области будет осуществляться в соответствии с положениями, регламентирующими создание и деятельность инновационных фондов облисполкома и в пределах плановых назначений на очередной год10. Облисполком не будет допускать простого субсидирования инновационных проектов. В качестве основных требований для бюджетного финансирования будут применяться исключительно рыночные подходы. В первую очередь, это конкурентоспособность продукции, возвратная система финансирования инновационных проектов, расширение практики конкурсного размещения средств бюджетов, долевое участие в финансировании проектов заинтересованных организаций. Следует четко определить, что получая финансирование до освоения производства продукции инновационные организации в последующем должны обеспечить свое функционирование и развитие за счет собственной деятельности, возвращая поэтапно полученные стартовые вливания. При этом, объемы средств из внебюджетных источников в затратах на выполнение инновационных проектов и программ должны превалировать по отношению к объемам средств, направляемых на эти цели из областного бюджета.

11. Концепция учитывает, что вложение средств в инновационные проекты, привлечение внешних источников для финансирования инновационной деятельности связано с определенной долей риска по той причине, что не все предложенные и принятые к материализации проекты могут дать при их реализации прибыльную, конкурентоспособную и востребованную на рынке продукцию, обеспечивающую соответствующий экономический эффект. В связи с этим для страхования рисков Концепцией предусматривается создание венчурных либо страховых фондов. Венчурные фонды могут формироваться за средств банков, страховых организаций и других финансовых структур.

Страховые фонды могут формироваться организациями за счет средств, включаемых в себестоимость продукции. Организациям, осуществляющим инновационную деятельность, размер отчислений на формирование страховых фондов может устанавливаться в повышенном размере. Наряду со страхованием необоснованных рисков Концепцией предусматривается глубокая проработка обоснованности предлагаемых для внедрения проектов.

12. Организация и проведение независимой экспертизы инвестиционных программ и проектов (прежде всего пользующихся государственной поддержкой) как на уровне планирования, так и на уровне приема результатов.

13. Предусматривается более активное развитие лизинга дорогостоящего и уникального оборудования.14. Намечается создание механизма финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства.15. Введение более совершенного налогового механизма, предоставляющего определенные льготы организациям, разрабатывающим и выпускающим инновационную продукцию.

16. Разработчики исходят из общепринятых в развитых странах положений в которых считается, что финансирование инноваций в размере от 0, 4 до 2, 6% обеспечивает только исследовательскую работу и только свыше 2, 6% от ВВП приведет к инновационному пути развития экономики.

17. Финансирование мероприятий по активизации инновационной деятельности будет осуществляться в установленном законодательством порядке.

Финансовые инструменты по стимулированию инноваций должны иметь двух-векторную ориентацию. Во-первых, необходимо обозначить перечень приоритетных отраслей в экономике, программ и проектов, которые будут пользоваться режимом наибольшего благоприятствования для развития в них инновационных механизмов. В этих отраслях должен применяться единый принцип льготирования как для государственных, так и для частных компаний, занимающихся инновационной деятельностью. Во-вторых, финансовые инструменты должны быть ориентированы на улучшение инновационного климата для создания инновационных производств на действующих предприятиях и фирмах за счет частных инвесторов.

Применение тех или иных финансовых стимулов должно основываться на оценке эффективности их использования. Оценка эффективности финансового инструмента может осуществляться по следующим критериям:

-ясность – как финансовые органы, так и компании должны ясно понимать для чего был введен данный финансовый инструмент, какие цели он преследует и какой вид деятельности он будет поддерживать;

-простота – любой финансовый субъект должен быстро и легко разобраться в функционировании финансового стимула;

-четкость исполнения – финансовый инструмент должен начать свое стимулирующее воздействие с начала инновационного проекта до момента завершения;

-правовое соответствие – правовое обеспечение финансового стимула не должно противоречить действующему национальному и международному законодательству;

-эффективность – максимальное количество компаний должны ощущать эффект от действия финансового стимула.

Оценка эффективности финансового инструмента строится на сопоставлении эффекта от воздействия финансового стимула на инновационные компании с административными издержками по его содержанию.

Для реализации целей и задач Концепции предполагается задействовать следующие государственные механизмы, стимулирующие инновационное развитие области:

-предоставление инвестиционного налогового кредита, льгот по налогам и сборам в установленном законодательством порядке;

-субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным на внедрение инновационной продукции в серийное производство;

-размещение на конкурсной основе средств областного бюджета для финансирования инвестиционно-инновационных проектов;

-создание областного фонда содействия инноваций;

-установление специальных грантов для разработчиков перспективных научно-исследовательских работ и инновационных проектов, принятых к реализации облисполкомом.

 



 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.