Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коммуникация с симптомом.






Я уже упоминала, что можно использовать переформирование для освобождения человека от проблемного симптома, установив коммуникацию с симптомом. В следующем примере Кэрол пришла на терапию, чтобы смягчить повторяющиеся головные боли. Наверное, каждый время от времени страдает от головных болей, но у Кэрол они составляли значимый паттерн. Они возникали тогда, когда она оказывалась в такой ситуации, что оставалась наедине с мужчиной, и проходили, когда ситуация менялась. Кроме этого особого контекста Кэрол была спокойна и уверена в социальных ситуациях. Зная, что такой систематический поведенческий паттерн составлял имеющую смысл коммуникацию со стороны бессознательных процессов, я решила использовать переформирование. Я начала со следующих инструкций.

ЛКБ. Кэрол, можешь ли ты вспомнить последний раз, когда ты была наедине с мужчиной?

Кэрол. Да. (глаза вниз и направо, лоб и виски видимо напрягаются, сжимаются мышцы вокруг глаз).

ЛКБ. А когда ты вспоминаешь, испытываешь ли ты снова что-то вроде головной боли?

Кэрол. О да, видит Бог, я се чувствую.

ЛКБ. Хорошо. Посмотри на меня, и скажи, когда она уйдет.

Кэрол. (подчиняется, через несколько мгновений мышцы расслабляются, лоб опять становится гладким).

ЛКБ. Кэрол, я хочу, чтобы ты обратилась к внутреннему диалогу, отправилась внутрь себя и спросила: «Хочет ли часть меня, которая вызывает эти головные боли, коммуницировать со мной в сознании?». Затем обрати внимание налюбые чувства, картины, звуки или слова, которые появятся – любую реакцию, какой бы она ни была. Давай.

Кэрол. 0'кей (Глаза вниз налево, затем снова напрягаются те же мышцы лица).

ЛКБ. Хорошо, я увидела, что она ответила.

Кэрол. У меня начался приступ головной боли, если вы это имеете в виду.

ЛКБ. Прекрасно. Трудно искать лучшего ответа (Предпочтительно использовать симптом как носитель коммуникации. Это дает уверенность, что коммуникация осуществляется именно с той частью бессознательного процесса, которая нужна). Теперь мы должны убедиться, что правильно понимаем эту часть. Я хочу, чтобы ты отправилась внутрь себя и сказала: «Если ощущение в голове означает „да“, и ты хочешь коммуницировать со мной в сознании, усиль это ощущение; если „нет“, заставь его исчезнуть». 0'кей. Ты понимаешь?

Кэрол. Да-да. (Закрывает глаза, и скоро снова возникает то же напряжение мышц. Это напряжение служит теперь для меня визуальным средством, чтобы понимать ответы, которые полу част Кэрол, в то время как она переживает тот же феномен кинестетически. Вскоре Кэрол открыла глаза). Она усилила ощущение.

ЛКБ. Это хорошо. Теперь у нас есть способ эксплицитной коммуникации с этой частью. Отправься внутрь и поблагодари ее за коммуникацию с тобой.

Кэрол. (выполняет это)

ЛКБ. Теперь отправься внутрь и спроси, захочет ли она сказать тебе, что она пытается для тебя сделать, вызывая головные боли.

Кэрол (кивает, и демонстрирует поведение обращения внутрь, мышцы лица снова напрягаются). Снова появилась головная боль, так что я полагаю, что она хочет сказать мне. Мне трудно поверить, что она делает для меня что-то хорошее.

ЛКБ. Я тебе верю. Но тем не менее это так. Всякое поведение так или иначе имеет смысл. Отправься внутрь и скажи «спасибо» снова, и попроси сказать тебе, что она пытается для тебя сделать. Это может быть в словах, или в картинах, или как-нибудь еще.

Кэрол. 0'кей. (закрывает глаза) Хмммм.

ЛКБ. Понимаешь ли ты ответ?

Кэрол. О, я понимаю. Она говорит, что защищает меня, потому, что я не могу сказать «нет», особенно мужчинам.

ЛКБ. Ну а раньше ты это знала?

Кэрол. Нет, нет, понятия не имела. Из-за головных болей мне даже никогда не приходилось говорить «нет».

ЛКБ. Ну, тогда она работает очень эффективно, правда?

Кэрол. Да, пожалуй.

ЛКБ. Согласна ли ты, что намерение позитивно? Хочешь ли ты, чтобы тебя защищали от последствий неумения сказать «нет» мужчинам?

Кэрол. Я лучше скажу «нет».

ЛКБ. А ты можешь?

Кэрол. Ну, я думаю, что могу.

ЛКБ. Таким образом, ты думаешь, что можешь, но та часть тебя по-видимому не согласна.

Кэрол. Ну, мне действительно трудно бывает сказать «нет», особенно мужчинам.

ЛКБ. Так что, наверное, ты нуждаешься в защите, по крайней мере пока ты не научишься говорить «нет».

Кэрол. Да, нуждаюсь. Прежде, чем у меня начались головные боли, я часто попадала в неприятные положения. Я согласна, что у нее добрые намерения.

ЛКБ. Тебе только не нравится способ, каким она выполняет эти намерения, да?

Кэрол. Да.

ЛКБ. Пока ты не овладеешь мастерством говорить «нет», когда это нужно, хочешь ли ты, чтобы ты была под защитой от последствий неумения сказать «нет»?

Кэрол. Да.

ЛКБ. Отправься внутрь себя и поблагодари эту часть тебя за то, что она тебя защищала все эти годы.

Кэрол. 0'кей (закрывает глаза)

ЛКБ. А есть ли у тебя часть, которую ты называла творческой.

Кэрол. Да, я полагаю, что есть.

ЛКБ. Хорошо. Я хочу, чтобы ты отправилась к своей творческой части и попросила ее, не согласится ли она создать три других способа удовлетворить те же намерения, пока ты не научишься говорить «нет».

Кэрол. 0'кей. (закрывает глаза, улыбается). Она согласилась.

ЛКБ. Как она сказала об этом?

Кэрол. Она нарисовала «ДА» яркими цветами радуги, как и должна поступать творческая часть.

ЛКБ. Великолепно. Попроси ее продолжать.

Кэрол. (закрывает глаза и склоняет голову назад. Потом кивает, раз, второй, третий). 0'кей, я получила их.

ЛКБ. Хочешь ли ты сказать мне, какие это способы?

Кэрол. Конечно. Первый состоит в том, чтобы оставаться наедине с мужчиной только если я хочу сказать ему «да». Второй – стать настолько безобразной, что я перестану нравиться мужчинам. Третий – занять мужчину чем-нибудь таким, что уведет его от сексуальных мыслей.

ЛКБ. 0'кей. Теперь направь эти три новые возможности части, которая устраивала тебе головные боли и спроси ее, согласна ли она, что эти способы будут работать по меньшей мере так же хорошо, как головные боли.

Кэрол. 0'кей. (закрывает глаза на несколько мгновений, затем ее лицевые мышцы сжимаются). О! Она говорит-да.

ЛКБ. Хорошо. Спроси, согласна ли она осуществить новые возможности, когда это будет нужно).

Кэрол. (закрывает глаза; мышцы лица сжимаются, потом расслабляются).

Она сказала – да, а потом головная боль исчезла.

ЛКБ. Великолепно. Вот и все с головными болями. Теперь отправься внутрь и спроси, не возражает ли какая-нибудь часть против переговоров, которые произошли.

Кэрол. (закрывает глаза) Да, Я получила ответ печатными буквами «да».

ЛКБ. Спроси, в чем состоит возражение.

Кэрол. Она говорит большими, яркими печатными буквами: «НАУЧИСЬ ГОВОРИТЬ НЕТ!»

ЛКБ. Я полностью согласна. Отправься внутрь и скажи этой части, что именно это ты и собираешься сделать. И поскольку ей не будет нужды возражать, она может быть очень полезной в этом деле.

Кэрол. 0'кей. Она говорит «0'КЕЙ» большими, яркими печатными буквами.

ЛКБ. Хорошо. Спроси, есть ли еще какие-нибудь возражения этим переговорам.

Кэрол. (закрывает глаза). Кажется все в порядке. Я чувствую себя великолепно.

Кэрол научилась видеть нежелательное поведение (головные боли) как способ удовлетворения позитивного намерения (выхода из трудной ситуации). Она установила коммуникацию между сознательным вербальным процессом и бессознательными процессами, порождающими симптом. На следующих встречах я помогла Кэрол так организовать свои реакции, чтобы она могла изящно говорить «нет» в соответствующих контекстах. Мы также ввели переформирование с другими содержаниями, так что сам этот процесс мог интегрироваться в ее поведение. Скоро она смогла осуществлять его сама, и перестала нуждаться в терапевте.

Сексуальные дисфункции часто являются проявлением неконгруентности, несоответствия между сознательными и бессознательными процессами. Переформирование приводит эти процессы в соответствие друг с другом, создавая мета-систему, направленную к благополучию всего организма. Эта мета-система – часть, порождающая слова, которая может вступать в контакт и коммуницировать со всеми другими частями на сознательном и бессознательном уровне. Она не принимает ничью сторону и не называет какое-то поведение или какую-то часть плохой или больной; она просто обеспечивает ведение переговоров, чтобы привести к согласию различные части индивидуума или пары. Таким образом используются все внутренние ресурсы для достижения целей, с которыми согласна вся система (человек, пара или семья). Когда все шаги переформирования освоены и интегрированы в естественное поведение человека, он сам может осуществить любые желательные изменения.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.