Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управление прибылью и рентабельностью






 

Основным источником пополнения финансовых ресурсов коммерческой фирмы является прибыль от производственно-хозяйственной деятельности, поэтому в задачу финансового менеджмента входит поиск путей ее увеличения.

Прибыль организации представляет собой разность между отпускной ценой продукции или услуг и затратами, связанными с их производством. Поскольку цена обычно складывается на рынке и от предприятия мало зависит, объектом финансового менеджмента становится в данном случае нахождение оптимального объема выпуска продукции, при котором величина прибыли была бы максимальной.

Кроме того, бывают случаи, когда предприятиям приходится работать с убытком. Такая ситуация на первый взгляд кажется парадоксальной, но нужно иметь в виду, что временная остановка производства и его возобновление в благоприятной ситуации могут потребовать значительно больших затрат, чем продолжение производства, пусть даже в режиме убыточности. Определение момента, когда производство необходимо останавливать, а когда несмотря на убытки продолжать, также входит в задачу финансового менеджмента.

Для решения перечисленных задач требуется точное значение величины производственных затрат. Их можно разделить на две группы: постоянные и переменные. Постоянными считаются те, которые остаются прежними при изменении объема производства. К ним относятся: амортизационные отчисления, управленческие расходы, средства, необходимые на содержание и эксплуатацию зданий, их ремонт и др. Некоторая часть этих расходов относится к условно-постоянным, так как при достижении определенного порогового значения объема производства они изменяются (это касается, например, затрат на управление), но между соседними пороговыми значениями они стабильны.

Переменные затраты изменяются строго пропорционально объему производства. К ним относятся расходы на покупку сырья, материалов, оплату труда производственных рабочих и некоторые другие. Такие затраты должны окупаться в обязательном порядке, ибо в противном случае предприятие будет нести чистые убытки. Поэтому, если переменные расходы начинают превышать продажную цену продукции, производство сворачивается.

С постоянными затратами дело обстоит сложнее, поскольку они уже понесены. Если производство остановить, то эти затраты будут полностью потеряны (оборудование изнашивается даже при бездействии), но при продолжении производства они будут хотя бы частично возвращаться. Если сюда прибавить дополнительные затраты, связанные с возобновлением деятельности, то станет ясным, почему, несмотря на убытки, предприятия продолжают работать.

Для того чтобы четко ориентироваться в ситуации, необходимо знать, какой минимальный объем продукции необходимо производить (или реализовывать), чтобы работа в целом была бы прибыльной. Он определяется с помощью следующей формулы:

 

V безубыт = Постоянные затраты р

Цена единицы продукции - переменные затраты на единицу продукции

 

При разнообразном ассортименте показатель переменных затрат на единицу продукции заменяется коэффициентом соотношения переменных затрат и ожидаемого объема реализации.

В то же время целесообразно определять и максимально допустимый с экономической точки зрения объем производства. Он достигается тогда, когда дальнейшее увеличение затрат не приносит дополнительной прибыли.

Определение величины прибыли в зависимости от объема реализации происходит с учетом операционного рычага, или ливериджа. Его действие основывается на том, что при стабильных ценах рост объема реализации продукции приводит к тому, что доля постоянных затрат в цене сокращается, а следовательно, при неизменной доле переменных увеличивается прибыль, и наоборот. Причем повышение объема производства приводит к более быстрому росту прибыли, а сокращение - более быстрому ее падению.

Насколько быстрее изменяется прибыль по сравнению с объемами производства определяет показатель, называемый сила операционного рычага (СОР):

 

Прибыль + Постоянные затраты

СОР = Прибыль

 

Помимо абсолютного размера прибыли финансовый менеджмент оперирует ее относительной величиной - прибыльностью, или рентабельностью. Так, рентабельность собственного капитала (отношение прибыли к акционерному капиталу) является одним из важнейших показателей, характеризующих положение фирмы. Его размер определяет спрос на акции, их цену, а таким образом, и цену самого предприятия. Поэтому в задачу финансового менеджмента входит поиск возможностей повышения значения данного показателя.

Эти возможности заложены в нем самом, поскольку для решения проблемы достаточно уменьшить долю собственного капитала в пользу заемного. Но такие действия сопряжены с большим риском, поскольку одновременно повышается опасность банкротства, если кредиторы потребуют срочного возврата ссуды. Кроме того, использование в больших масштабах заемного капитала связано с выплатой значительных процентов, что уменьшает прибыль, но зато ускоряет ее поступление.

Повышение рентабельности собственного капитала за счет использования заемных средств получило название эффекта финансового рычага. Манипулирование финансовым рычагом позволяет увеличить рентабельность собственных средств до полутора раз с соответственным ростом степени риска. В свете этого требуется нахождение оптимальной величины эффекта финансового рычага.

 


2. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ НА ПРИМЕРЕ ООО «СуперСтрой»

2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «СуперСтрой»

 

ООО «СуперСтрой» – специализированные строительные магазины, расположенные в центре жилых районов, они удобны для ежедневных покупок и позволяют покупателям экономить время на совершение покупки. Одним из основных конкурентных преимуществ формата является качественное обслуживание и сервис. Квалифицированный персонал всегда готов помочь покупателю реализовать мечту о красивом и комфортном доме. Магазины предлагают оптимальный ассортимент товаров для внутренней отделки помещения. Принцип комплексного предложения подтверждается наличием дополнительных услуг по ремонту для клиента. Для профессиональных строителей работает отдел Комплексного обслуживания. Для всех покупателей действует дисконтная программа, которая позволяет серьезно экономить. За время продуктивной работы Компании была налажена широкая дилерская сеть по территории Европейской части России с более чем 1 000 компаний. ООО «СуперСтрой» имеет несколько региональных филиалов.

ООО «СуперСтрой» планомерно расширяет свою деятельность, развивая новые направления. На сегодняшний день стратегическим направлением является продвижение товарной группы строительные материалы. Организационная структура ООО «СуперСтрой» включает в себя несколько основных и вспомогательных магазинов, а также собственный складской комплекс.

 

2.2 ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ СЛУЖБЫ ООО «СуперСтрой»

финансы управление планирование

С увеличение числа предприятий различных организационно-правовых форм, усложнением хозяйственных связей увеличился объем финансовой работы, выполняемой финансовыми службами. Под финансовой службой на предприятии, понимается самостоятельное структурное подразделение, выполняющее определенные функции в системе управления предприятием. Недооценка деятельности финансовой службы может привести к потере финансовой устойчивости - несостоятельности.

Цель деятельности финансовой службы предприятия - обеспечение финансовой стабильности, создание устойчивых предпосылок для экономического роста и получения прибыли.

Содержание финансовой работы состоит в следующем:

- в обеспечении и эффективном управлении финансовыми ресурсами предприятий;

- в организации взаимоотношений с финансово-кредитной системой и др. субъектами рыночной экономики;

- в сохранении и рациональном использовании основного и оборотного капитала;

- в обеспечении своевременности платежей по обязательствам. [[4]]

Структура финансовой службы ООО «СуперСтрой» на продвинутой стадии ее деятельности приведена на рисунке 1. В ее составе выделяют два основных подразделения (управления финансами и планирования), которые в целях удобства рассмотрения названы отделами. Подразделения финансовой службы состоят из профильных групп. Каждая группа в основном состоит из 2 человек. Численность финансовой службы предприятия оставляет 21 человек.

 


Рис. 1. Организационная структура финансовой службы ООО «СуперСтрой»

 

Бухгалтерия предприятия специализируется на финансовом бухгалтерском учете и является одним из источников информации для деятельности финансовой службы. Ее целесообразно выделить из финансовой службы предприятия, что позволит обеспечить независимый от финансовой службы контроль над финансами предприятия.

Отдел управления финансами предприятия включает в себя следующие группы:

1. Группа финансового проектирования.

2. Группа организации внешнего финансирования.

Плановый отдел включает следующие группы:

1. Группа стратегического и текущего планирования.

2. Группа бюджетирования.

3. Группа мониторинга и контроля.

Финансовая служба ООО «СуперСтрой» привлекает специалистов юридического и других подразделений предприятия в качестве экспертов при выполнении отдельных работ по финансовому менеджменту и при подготовке нормативно-методической, договорной и другой документации.

 

2.3 УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ НА ООО «СуперСтрой»

 

На ООО «СуперСтрой» проводится финансовый анализ по итогам за квартал и год. Применяются основные методы анализа: вертикальный, горизонтальный и динамический.

Результаты финансового анализа дают необходимую информацию о состоянии объекта анализа и служат основой для принятия соответствующих управленческих решений.

Вертикальный анализ базируется на структурном разложении показателей (исследуемых и расчете удельного веса их составляющих). Он включает структурный анализ капитала, структурный анализ активов и т.д.

Горизонтальный анализ – это анализ динамики финансовых показателей во времени. Рассчитывается темп роста, прироста показателей, определяются общие тенденции. Горизонтальный анализ дополняется факторным и служит основой для финансового планирования.

Финансовое планирование – это процесс определения потребности в финансовых ресурсах, будущих действий по их формированию и использованию, процесс предвидения движения денежных средств, обеспечивающих эффективное функционирование предприятия.

Цель финансового планирования: основываясь на показателях развития предприятия, обеспечить воспроизводственный процесс финансовыми ресурсами, соответствующими по объему и структуре, обеспечить увязку доходов и расходов, обосновать возможность финансирования предполагаемых проектов, обеспечить эффективное использование свободных денежных средств. [[5]]

В ООО «СуперСтрой» осуществляется оперативное финансовое планирование – разработка бюджетов, платежных календарей и других форм оперативных плановых заданий по всем направлениям финансовой деятельности организации (месяц, квартал, год). Также разрабатываются финансовые планы на среднесрочную перспективу (1 – 3 года).

Функции финансового анализа и финансового планирования на предприятии исполняет плановый отдел финансовой службы организации.

В рамках финансового анализа деятельности предприятия традиционно рекомендуется рассчитывать оценки:

1. ликвидности и платежеспособности;

2. деловой активности;

3. рентабельности;

4. финансовой устойчивости

Платежеспособность предприятия – это его способность собственными средствами удовлетворять все имеющиеся обязательства.

Под ликвидностью понимается способность предприятия удовлетворять краткосрочные (текущие) обязательства с помощью оборотных (текущих) активов.

Для оценки платежеспособности используют три относительных показателя ликвидности, различающихся набором ликвидных средств, которые можно использовать для покрытия кратковременных обязательств:

1. коэффициент общей ликвидности (или коэффициент покрытия);

2. коэффициент быстрой ликвидности;

3. коэффициент абсолютной ликвидности. [[6]]


Таблица 1

Коэффициенты ликвидности

Показатель ликвидности Расчет Источник информации Рекомендуемое значение 2005г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
1. Текущая (общая)ликвидность Оборотные активы/Краткосрочные обязательства (290-216-244)ф1/(690-640-650)ф1 1 - 2 1, 26 1, 78 2, 05 2, 28
2. Срочная ликвидность (Денежные средства+Краткосрочные финансовые вложения+Чис-тая дебиторская задолженность)/Краткосрочные обязательства (290-210-244)ф1/(690-640-650)ф1 0, 7 - 0, 8 0, 68 0, 96 1, 08 1, 16
3. Абсолютная ликвидность Денежные средства+Краткосрочные финансовые вложения/Краткосрочные обязательства (260+250)ф1/(690-640-650)ф1 0.2 - 0.3 0, 05 0, 30 0, 33 0, 30
4. Собственные оборотные средства Текущие активы-текущие обязательства            
5. Чистых активов Оборотные активы - Краткосрочные обязательства (290-244-216)ф1-(690-640-650)ф1 рост показателя в динамике - положительная тенденция 346 211 963 676 1 467 798 2 064 926

 

Коэффициент общей ликвидности показывает, в какой мере оборотные активы предприятия (часто называемые текущими, покрывают краткосрочные обязательства «текущие обязательства»), т.е. способно ли предприятие быстро погасить свои долги. Считается нормальным, если этот коэффициент находится в интервале 1 до 2. Рост его рассматривается как положительная характеристика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Если значение близко к единице, то у данного предприятия существует угроза финансовой нестабильности. Если значение этого показателя ниже единицы (существенное превышение обязательств над текущими активами), то можно говорить о высоком финансовом риске для кредиторов предприятия (связанным с тем, что предприятие не в состоянии оплатить свои счета).

Рассчитывается по формуле:

 

 

Коэффициент быстрой ликвидности исчисляется по более узкому кругу активов. В данном случае из расчетов исключается менее ликвидная составляющая оборотных активов – запасы товарно-материальных ценностей, поскольку считается, что при вынужденной продаже производственных запасов денежная выручка, как правило, ниже стоимости их приобретения. Принято считать, что коэффициент быстрой ликвидности должен быть больше единицы, хотя в отечественной практике (в условиях неплатежеспособности, бартерных и зачетных операций) трудно выдержать нормативное значение данного показателя. Рассчитывается по формуле:

 

 

Рекомендуемые значения: 0.7 – 0.8


Таблица 2

Коэффициенты деловой активности

Показатель деловой активности Расчет Источник информации Рекомендуемое значение 2005 г. 2006 г. 2007 г. г.
1.Оборачи-ваемость оборотного капитала Выручка (нетто)от реализации/средняя за период стоимость оборотных активов 010ф2/290ф1 ускорение оборачиваемости - положительная тенденция 2, 37 2, 39 2, 45 2, 53
2. Фондоотдача Выручка (нетто)от реализации/средняя остаточная стоимость основных средств 010ф2/120ф1 рост показателя положительная тенденция 85, 85 85, 85 85, 85 85, 85
3. Оборачиваемость активов (раз) Чистая выручка от реализации/чистая среднегодовая сумма активов 010ф2/300ф1 должна быть тенденция к ускорению оборачиваемости 2, 15 2, 17 2, 21 2, 28
4. Оборачиваемость дебиторской задолженности(дни) (только по покупателям) 365/(Чистая выручка от реализации/Чистая среднегодовая дебиторская задолженность покупателей) 365/(010ф2/(230+240)ф1) должна быть тенденция к ускорению оборачиваемости 62, 94 41, 88 40, 46 40, 15
5. Оборачиваемость кредиторской задолженности (дни) (только по поставщикам) 365/(Себестоимость реализованной продукции/Среднегодовая стоимость кредиторской задолженности поставщикам) 365/(020ф2/620ф1)   114, 48 68, 82 52, 02 40, 15
6. Оборачиваемость запасов 365/(Себестоимость реализованной продукции/Среднегодовая стоимость запасов)) 365/(020ф2/210ф1) должна быть тенденция к ускорению оборачиваемости 89, 06 89, 18 89, 18 89, 18
7. Длительность операционного цикла Оборачиваемость дебиторской задолженности в днях+Оборачиваемость запасов в днях п.4 + п.6 данной таблицы   151, 99 131, 06 129, 6 129, 3

 

Коэффициенты рентабельности, рассчитанные как отношение полученной прибыли к среднему размеру величины используемых ресурсов, характеризуют экономическую эффективность. Коэффициенты рентабельности показывают, насколько прибыльна деятельность компании.

Коэффициент рентабельности продаж (%), демонстрирует долю чистой прибыли в объеме продаж предприятия. Рассчитывается по формуле:

 

 

Коэффициент ренабельности собственного капитала (%) позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками предприятия. Обычно этот показатель сравнивают с возможным альтернативным вложением средств в другие ценные бумаги. Рентабельность собственного капитала показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица, вложенная собственниками компании. Рассчитывается по формуле:

 


 

Коэффициент рентабельности оборотных активов (%) демонстрирует возможности предприятия в обеспечении достаточного объема прибыли по отношению к используемым оборотным средствам компании. Чем выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используются оборотные средства. Рассчитывается по формуле:

 

 

Коэффициент рентабельности внеоборотных активов (%), демонстрирует способность предприятия обеспечивать достаточный объем прибыли по отношению к основным средствам компании. Чем выше значение данного коэффициента, тем более эффективно используются основные средства. Рассчитывается по формуле:

 

 

Таблица 3

Коэффициенты рентабельности

Показатель рентабельности Расчет Источник информации 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
1. Рентабельность активов Чистая прибыль/Среднегодовая стоимость активов 190ф2/300ф1 0, 05 0, 06 0, 05 0, 05
2. Рентабельность реализации Чистая прибыль/Чистая выручка от реализации 050ф2/010ф2 0, 07 0, 07 0, 07 0, 07
3. Рентабельность собственного капитала Чистая прибыль/Среднего-довая стоимость собственного капитала 190ф2/(490-450)ф1 0, 19 0, 21 0, 19 0, 21

 

Финансовая устойчивость, характеризующая стабильность деятельности предприятия в долгосрочной перспективе, оценивается соотношением собственных и заемных средств (по данным разделов пассивов баланса). Она связана с общей финансовой структурой предприятия, степенью его зависимости от внешних кредиторов и инвесторов.

В мировой и отечественной аналитической практике разработана система показателей финансовой устойчивости.

Коэффициент концентрации собственного капитала (коэффициент автономии) = Собственный капитал/Активы - показывает, какова доля владельцев предприятия в общей сумме средств, вложенных в предприятие. Чем больше этот коэффициент, тем более финансово устойчиво, стабильно и независимо от внешних кредиторов предприятие. Считается, нормальным, если коэффициент автономии больше или равен 0, 5;

Коэффициент концентрации привлеченного капитала = Заемные средства/Активы, сумма которого с коэффициентом автономии равна единице, определяется как отношение заемных средств в сумме пассивов.

Коэффициент финансовой зависимости = Сумма привлеченного капитала/Собственный капитал – обратный коэффициенту концентрации собственного капитала. Рост его в динамике означает увеличение доли заемных средств в финансировании предприятия, а снижение до единицы (100%) свидетельствует о том, что собственники (акционеры) полностью финансируют свое предприятие. Например к=1, 4 означает, что в каждом 1, 4 руб. в составе пассивов предприятия 40 коп. – заемные.

По коэффициенту маневренности собственных средств = Собственные средства/Собственный капитал можно судить, какая часть собственных средств предприятия используется для финансирования его текущей деятельности (т.е. вложена в оборотные средства), а какая его часть капитализирована. Значение коэффициента маневренности собственного капитала может ощутимо варьировать в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия. В среднем считается нормальным, когда этот показатель превышает 0, 2 или 20%.

Коэффициент финансирования, численно равный отношению собственных средств к заемным (вычисляется по данным пассивов баланса), дает наиболее достоверную оценку финансовой устойчивости предприятия. Как все другие коэффициенты, этот показатель весьма просто интерпретируется. Если, например, к=0, 6, то это означает, что на каждый рубль заемных средств приходится 60 коп. собственных. Снижение показателя в динамике свидетельствует об усилении зависимости предприятия от привлеченного капитала, т.е. о снижении финансовой устойчивости, и наоборот. Считается нормальным, когда значение этого показателя равно или больше 1, 0.

В расчетах и анализе широко применяется обратный показатель – плечо финансового рычага. Этот показатель численно равен отношению заемных средств к собственным и может вычисляться отдельно для любой категории заемных (привлеченных) средств.

 

Таблица 4

Показатели финансовой устойчивости

Показатель финансовой устойчивости Расчет Источник информации Рекомен-дуемое значение 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
1.Концентрации собственного капитала (коэф.автономии) Собственные средства/Сумма пассивов 490ф1/700ф1 более 0, 5 0, 28 0, 27 0, 26 0, 25
2.Концентрации привлеченного капитала Заемные средства/Сумма пассивов (590+690-640-650)ф1/700ф1 менее 0, 5 0, 72 0, 73 0, 74 0, 75
3.Маневренности собственных средств Собственные оборотные средства/Собственный капитал (290-216-244)-(690-640-650)/490ф1 0, 2 и более 0, 67 1, 46 1, 79 2, 00
4.Структуры долгосрочных вложений Долгосрочные пассивы/Внеоборотные активы 510ф1/190ф1   0, 00 2, 31 3, 11 3, 53
5.Долгосрочного привлечения заемных средств Долгосрочные пассивы/Сумма пассивов            
6.Структуры привлеченного капитала Долгосрочные пассивы/Заемные средства            
7.Финансирования Собственные средства/Заемные средства 300/(590+690) 1 и более 1, 39 1, 37 1, 35 1, 34
8.Финансовой зависимости Заемные средства/Собственные средства (590+690)/300 менее 1.0 0, 72 0, 73 0, 74 0, 75

 

Для рассмотренных коэффициентов не существует единых нормативных значений. Они зависят от многих факторов: отраслевой принадлежности предприятия, сложившейся структуры активов и пассивов и др. Поэтому приемлемость значений этих коэффициентов, оценка их динамики и направлений изменения могут быть установлены только в результате пространственных сопоставлений по группам родственных предприятий, а также в результате сопоставления показателей анализируемых финансовых планов с предысторией данного предприятия (и с прогнозами его развития). Можно сформулировать лишь одно правило, которое «работает» для предприятия любого типа. Собственники предприятия (акционеры) предпочитают разумный рост доли заемных средств в динамике, поскольку в этом случае (через эффект финансового рычага) увеличивается размер чистой прибыли приходящейся на один рубль собственного капитала (растут дивиденды). Кредиторы, напротив отдают предпочтение предприятиям с высокой долей собственного капитала, с большей финансовой автономией, поскольку в этом случае снижается риск неплатежеспособности компании, что позволяет ей осуществлять заимствования на более выгодных условиях.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.