Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Компоновка кривошипно-шатунного механизма (КШМ) двигателя






 

Начальным этапом разработки компоновочной схемы на поперечном разрезе двигателя является разметка КШМ (рис.13.). При разметке КШМ рядных двигателей (рис.13.а) наносятся:

- вертикальная и горизонтальная оси,

- траектория движения оси шатунной шейки (окружность радиусом r),

- положение оси шатунной шейки (точка В) и оси поршневого пальца (точка А) при нахождении поршня в ВМТ,

- стенки цилиндра (на расстоянии D/2 от оси цилиндра).

При компоновке V-образного двигателя (рис.13.б) проводятся под углом g оси левого и правого цилиндров. В одном из цилиндров намечается положение осей шатунной шейки и поршневого пальца при нахождении поршня этого цилиндра в ВМТ, а положение оси поршневого пальца другого цилиндра определяется засечкой на ось этого цилиндра из точки В дугой радиуса, равный длине его шатуна lш. Угол развала g блока цилиндров определяется из соотношения: g=kj /2, где k -целое число (1, 2); j -угол между кривошипами (j=720/i); i - число цилиндров в одном ряду блока,

 

Рис.13. Разметка кривошипно-шатунного механизма

6.1.1. Компоновка и расчет деталей поршневой группы

 

Практика конструирования двигателя устанавливает определенные соотношения между элементами поршня. Компоновку рекомендуется начинать с отработки головки поршня (рис.14). Учитывая конструкцию двигателя-прототипа и установившиеся тенденции в мировом двигателестроении выбирают количество поршневых колец, их размеры (hk, hm, t) и расположение, определяются размеры жарового пояса (с) и перемычек между поршневыми кольцами (hм.к.). Исходя, из этих данных намечается высота головки поршня г). Относительные размеры деталей поршневой группы приведены в табл. 11. Задавшись затем толщиной днища (d) и формой его внутренней части, очерчивают контур камеры сгорания (в случае расположения ее в поршне) или контур наружной поверхности днища и наносят очертание внутренней поверхности днища.

Выбрав основные размеры поршня наносят его контур на компоновочную схему и намечают положение оси поршневого пальца, отложив по оси цилиндра от основания юбки расстояние Н1. Вокруг полученного центра вычерчивают контур бобышки и, проведя силовые ребра к внутренней поверхности днища, окончательно вычерчивают внутренний контур головки и юбки поршня. Изобразив на схеме поршневые кольца, каналы для отвода масла от маслосъемных колец оформляют внешний контур деталей поршневой группы. При компоновке V-образного двигателя поршневая группа в разрезе изображается только в одном (правом или левом) цилиндре, во втором цилиндре поршень вычерчивается без разреза.

После компоновки поршневой группы выполняется проверочные расчеты на прочность.

Расчет поршня. При работе двигателя в поршне возникают сложные напряжения от сил давления газов, инерционных и термических нагрузок. Вместе с тем определяющим параметром при расчете на прочность является толщина (d) днища поршня. Приближенная проверка прочности днища поршня, как круглой пластинки, защемленной по краям и нагруженной равномерно распределенной нагрузкой, может быть определена по формуле:

£ [ ], (61)

где рz – максимальное давление газов в цилиндре, МПа.

Допускаемое напряжение изгиба для поршней из алюминиевых сплавов АЛ10; АК 4 - [ ] =40…60 МПа.

Расчет юбки поршня производится по удельному давлению от максимальной боковой силы по формуле:

, (62)

где =0, 5…1, 0 МПа, Ню - высота юбки поршня, Ню = Н п– Нг.

Рис.14. Компоновка поршня

 

Таблица 11

Относительные размеры деталей поршневой группы

 

Наименование размера Обознач Предел значений размеров
Бензиновые и газовые двигатели Дизели
Высота поршня Нп (0, 9…1, 3)D (0, 8…1, 4)D
Высота жарового пояса c (0, 06…0, 09)D (0, 104…0, 20)D
Толщина днища d (0, 05…0, 08)D (0, 10…0, 20)D
Высота компрессионных колец hk (0, 02…0, 03)D (0, 025…0, 032)D
Высота маслосъемных колец hm (0, 05…0, 055)D (0, 045…0, 050)D
Ширина поршневых колец t (0, 04…0, 05)D (0, 04…0, 055)D
Высота перемычки между канавками под поршневые кольца hм.к (0, 03…0, 05)D (0, 040…0, 065)D
Высота головки поршня Нг (0, 25…0, 33)Нп (0, 30…0, 38)Нп
Расстояние от нижней кромки юбки до оси поршневого пальца Н1 (0, 40…0, 50)Нп (0, 38…0, 50)Нп
Толщина стенки юбки dю (0, 022…0, 044)D (0, 028…0, 05)D
Диаметр бобышек db (0, 4…0, 6)D (0, 4…0, 6)D
Наружный диаметр поршневого пальца dн.п (0, 25…0, 30)D (0, 28…0, 40)D
Внутренний диаметр поршневого пальца dв.п (0, 16…0, 21)D (0, 2…0, 3)D

 

Расчет поршневого пальца. Проверяются удельные давления во втулке верхней головки шатуна и в бобышках поршня.

Удельное давление во втулке верхней головки шатуна:

, (63)

где FS - суммарная сила, действующая на поршень,

lв.г.ш – длина верхней головки шатуна, для бензиновых двигателей и дизелей: lв.г.ш =(0, 30…0, 40)D (см. рис. 15)

Удельное давление в бобышках поршня:

, (64)

где lб – длина бобышки поршня, для бензиновых двигателей и дизелей:

Рис.15. Компоновка поршневого пальца

В современных двигателях допускаемые удельные давления равны (материал - сталь 20, 15Х, 15ХН):

для бензиновых двигателей - =23…32 МПа; =20…29 МПа;

для дизелей - =32…40 МПа; =30…35 МПа;

 

Расчет поршневых колец. Размеры кольца определяются на основе нормативов, установленных ГОСТ на поршневые кольца.

Последовательность расчета следующая.

а). Задаются величиной D/t =20…25, определяющей упругость кольца (значения t принимаются из табл. 11).

б). Определяют зазор в замке кольца S0 при его установке в цилиндр из соотношения S0/t =2, 5…4, 0.

в). Определяют среднее давление кольца на стенку цилиндра (для грушевидной эпюры давления), МПа:

, (65)

где Е – модуль упругости материала кольца (для чугуна Е =1, 2.105 МПа).

г). Строят эпюру радиальных давлений кольца на стенку цилиндра рис.16 по рекомендациям ГОСТ, приведенных в табл. 12.

 

Таблица 12

Относительные радиальные давления для грушевидной эпюры

поршневого кольца

 

Угол f град.              
р/рср 1, 05 1, 05 1, 14 0, 90 0, 45 0, 67 2, 85

 

 
 

 

 


Рис.16. Эпюра давлений поршневого кольца на стенки цилиндра

 

 

6.1.2. Компоновка и расчет деталей шатунной группы

 

 

Конструктивные размеры деталей этой группы приведены в табл. 13, а компоновочная схема показана на рис. 17.

 

 

 

 

Рис. 17. Компоновочная схема шатунной группы

 

Таблица 13

Основные размеры деталей шатунной группы

 

  Наименование размера   Обознач Предел значений размеров
Бензиновые и газовые двигатели Дизели
Отношение радиуса кривошипа к длине шатуна l 0, 25…0, 3 0, 25…0, 28
Внутренний диаметр верхней головки шатуна dв (0, 26…0, 32)D (0, 35…0, 45)D
Толщина втулки верхней головки шатуна dвт (0, 008…0, 015)D (0, 023…0, 030)D
Наружный диаметр верхней головки шатуна dг (0, 38…0, 42)D (0, 42…0, 60)D
Длина верхней головки шатуна lв.г.ш (0, 28…0, 34)D (0, 33…0, 40)D
Высота стержня шатуна у верхней головки Нв (0, 22…0, 29)D (0, 28…0, 34)D
Высота стержня шатуна в средней части Нср (0, 22…0, 29)D (0, 28…0, 34)D
Толщина стержня шатуна t (0.037…0, 050)D (0, 036…0, 058)D
Толщина шатунного вкладыша dшв (0, 019…0, 024)D (0, 024…0, 036)D
Толщина перемычки между отверстием под болт и вкладышем Dшв (0, 5…1, 0)мм до 2мм
Толщина перемычки между отверстием под болт и наружной стенкой нижней головки шатуна Dшн 2…3мм 2…3мм
Диаметр шатунных болтов dшб (0, 108…0, 130)D (0, 117…0, 140)D
Толщина стенки нижней крышки шатуна aкш (0, 09…0, 14)D (0, 09…0, 14)D
Ширина нижней головки шатуна агш (0, 96…0, 99)D (0, 88…0, 99)D
Растояние между шатунными болтами lшб (0, 8…0, 84)D (0, 8…0, 84)D

 

Положение шатуна на компоновочной схеме определяется точками А и Б (рис.13) в ходе разметки кривошипно-шатунного механизмаю. Учитывая, что одним из требований к конструкции шатуна является возможность его демонтажа через цилиндр, рекомендуется следующая последовательность отработки его конструктивных элементов.

Откладывают на компоновочной схеме ширину нижней головки шатуна агш и, обозначив плоскость разъема, намечают внутри голвки перемычки Dшн и диаметры болтов dшб. Отложив от каждого отверстия под болты в направлении оси шатунной шейки перемычку и толщину вкладыша dшв, находят размер шатунной шейки dш. Ориентировочно: dш = (0, 60…0, 67)D – для бензиновых двигателей, dш = (0, 63…0, 75)D – для дизелей.

Компоновка верхней головки шатуна выполняется на базе бобышки поршня. Выбрав наружный диаметр пальца dн.п и толщину втулки верхней головки шатуна dвт (рис.17), из точки А проводят две окружности радиусами dн.п /2 и

dн.п /2 +dвт, одна из которых будет изображать наружный контур поршневого пальца, а вторая - наружный контур втулки верхней головки шатуна. Затем из того же центра окружностью радиусом dг/2 вычерчивается наружный контур верхней головки шатуна.

Стержень шатуна имеет обычно двутавровое сечение. Полки его могут быть или параллельными, или сходиться к верхней головке. Задавшись высотой сечений шатуна (табл.13), проводят линии, ограничивающие наружный контур шатуна и контуры его полок. Затем эти линии сопрягаются плавными кривыми с соответствующими элементами верхней и нижней головок.

 

Расчет шатуна. Шатун подвергается действию асимметричной нагрузки, в результате чего возникают напряжения сжатия, растяжения и изгиба. Верхняя головка шатуна подвергается воздействию от сил инерции и сил давления газов. При проверочном расчете верхней головки шатуна можно ограничиваться расчетом на растяжение.

, (66)

где Fa.мах – максимальная сила инерции деталей поршневой группы, определенная по результатам динамического расчета;

lв.г.ш – длина верхней головки шатуна;

dв.г.ш – толщина стенки головки: ;

=(15…35) МПа, (для изготовления шатунов используются следующие материалы: стали марок 40, 45, 45Г2, 40Х, 18ХНВА).

 

Расчет шатунных болтов. Шатунные болты нагружаются переменной разрывающей силой инерции поршневой и шатунной групп, а также испытывают значительное напряжение от предварительной затяжки гаек и изгиба, возникающего при перекосе опорных площадок род головкой и гайкой.

Диаметр шатунных болтов принимается при проектировании (табл.13), а наружный диаметр головки болта принимается: dгб=( 1, 3…1, 5) dшб.

Расчет шатунных болтов сводится к определению напряжения растяжения на режиме максимальной частоты вращения с учетом их предварительной затяжки:

, (67)

где Fпр – сила предварительной затяжки болта: Fпр =(0, 7…0, 8) Fa.мах

c - коэффициент, учитывающий податливость болта и крышки шатуна, c=0, 2…0, 3,

fш.б – минимальное сечение шатунного болта, iб – число шатунных болтов.

=(120…250)МПа.

 

6.1.3. Компоновка и расчет цилиндра

На основании анализа преимуществ и недостатков различных конструктивных форм блока цилиндров и, исходя из назначения двигателя выбирается тип блока цилиндров (с мокрыми или сухими гильзами, без гильз).

Длина цилиндра (зеркала) находится по формуле:

Lц = S+Нп - dн.в. , (68)

где dнв нижний выбег(выход юбки поршня из цилиндра при нахождении его в НМТ).

На компоновочной схеме (рис.18) на расстоянии D/2 от оси цилиндра проводится линия, изображающая зеркало цилиндра, от которой откладывается толщина стенки (dст.г) и вычерчивается контур рубашки охлаждения.

Одновременно с контуром рубашки охлаждения определяются посадочные гнезда и уплотнение гильзы. Рекомендуется отработку посадочных поясов начинать с нижнего посадочного пояса, где наносится выбранное значение d1ст..г и определяется диаметр D1п. Прибавив к нему 1…2 мм, получают диаметр верхнего посадочного пояса Dп, после чего определяют диаметр бурта гильзы Dб. Задавшись высотой бурта hб и посадочных поясов, вычерчивают гильзу и ее уплотнение. Необходимые соотношения для этого берутся из табл.14.

Рис. 18. Компоновочная схема цилиндра (гильзы)

 

Таблица 14

Основные размеры блока цилиндров и гильз современных автотракторных двигателей

  Наименование размера   Обознач Предел значений размеров
Бензиновые и газовые двигатели Дизели
Толщина стенки мокр. гильзы dст.г (0, 055…0, 070)D (0, 055…0, 070)D
Диаметр посадочного пояса Dп (1, 09…1, 15)D (1, 07…1, 18)D
Диаметр бурта Dб (1, 15…1, 3)D (1, 2…1, 3)D
Высота бурта hб (0, 01…0, 06)D (0, 06…0, 1)D
Нижний выбег поршня d2 15…30мм 15…30мм
Величина промежутка рубашки охлаждения b 4…12мм 4…12мм
Толщина стенки мокрой гильзы в нижнем поясе d1cт..г 0, 045D (0, 035…0, 06)D
Разность между диаметрами посадочных поясов Dп-D1п 2…4мм 2…4мм

 

Для проверки размера Lц и его окончательного выбора в процессе компоновки выполняется контрольное проворачивание кривошипно-шатунного механизма (рис.19). С этой целью изготавливается картонный шаблон, точно соответствующий контуру шатуна. Перемещая этот шаблон таким образом, чтобы его точка А двигалась по оси цилиндра, а точка В - по окружности радиусом r. Обведя этот контур огибающей (пунктирная линия), получают зону движения шатуна. Эта зона не должна пересекаться нижней кромкой цилиндра, В противном случае цилиндр необходимо укоротить. В V-образных двигателях кривошипно-шатунный механизм проворачивается для обоих блоков. Зона движения шатунов позволяет определить также контуры картера и компоновки в нем вспомогательных агрегатов.

 

 

Рис.19. Контрольное проворачивание кривошипно-шатунного механизма

 

Расчет цилиндра. Расчетное напряжение разрыва стенки цилиндра (гильзы) по образующей от воздействия максимального давления газов определяется по формуле:

; (69)

допускаемые напряжения: =40…60МПа – чугунные гильзы; =80…120МПа - стальные гильзы.

 

6.1.4 Компоновка коренных подшипников

Учитывая данные табл.15, выбирают диаметр коренной шейки dк и толщину вкладыша dвк, очерчивают контуры коренной шейки и вкладышей (рис.20). Затем выбирают диаметр болтов крышки коренного подшипника и намечают их оси. После нанесения осей вычерчиваются контуры болтов, изображается крышка в соответствии с данными табл.15

 

Таблица 15

Основные размеры коренных подшипников

 

  Наименование размера   Обознач. Предел значений размеров
Бензиновые и газовые двигатели Дизели
Диаметр коренной шейки dк (0, 65…0, 80)D (0, 72…0, 90)D
Толщина вкладыша коренного подшипника dвк (0, 020…0, 035)D (0, 03…0, 042)D
Толщина перемычки между болтом крышки и вкладыш. 2…5мм 2…5мм
Диаметр болтов крышки dбк (0, 12…0, 15)D (0, 12…0, 15)D
Толщина перемычки между болтом и наружн.стенкой крышки 7…10мм 7…10мм
Высота сечения крышки ак.к (0, 35…0, 40) dк (0б=, 5…0, 9) dк
Длина ввернутого в картер конца болта крышки hбк (2…2, 7) dбк (2…2, 7) dбк

 

 

Рис.20. Компоновка коренного подшипника

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.