Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объемное внимание.






Жизнь есть то, что открывается через сознание,

и она всегда и везде есть. Наше заблуждение в том, что то,

что закрывает от нас жизнь, мы признаем жизнью”.

Л. Толстой “Философский дневник”, 281 с.

Направленность действия нашего рационального сознания, рассудка сильно влияет на эффективность Свободного Дыхания. Чем больше внимания и усилий мы тратим на обдумывание, анализ процесса, тем сильнее мы его искажаем. При этом также затрудняется доступ к тем подавленным ситуациям, которые особенно неприятны нашему рассудку. Поэтому основным действием рассудка во время процесса должно стать наблюдение.

Сознание человека многомерно, так же как и его память. Одна и та же ситуация может проявиться на разных планах:

- физическом - в виде холода, тепла, боли, напряжения, непроизвольных движений,

- эмоциональном - в виде страха, горя, чувства одиночества, радости, счастья,

- образном, символьном, ментальном и многих других...

Обычно сознание человека выбирает один, более привычный ему план восприятия переживаемой ситуации. Нет плана, более предпочтительного, чем другие, хотя в результате занятий Свободным Дыханием усиливается способность многомерного восприятия.

Внимание во время процесса должно быть одновременно и глубоким, и полным. То есть дышащий должен выбрать из многообразия сигналов и планов восприятия самый сильный и сосредоточить на нем все свое внимание, и в то же время, как бы боковым зрением, воспринимать всю динамику происходящего.

Несколько советов:

- сосредоточитесь на ощущении так, чтобы вам были заметны самые тонкие его изменения,

- почувствуйте, что каждый нюанс ощущения достоин вашего внимания и вашей любви,

- учитесь описывать качества энергетических структур: найдите место ощущения или эмоции в своем теле и опишите его по всем параметрам (цвет, форма, температура, консистенция, фактура, звук, размер, плотность и т.д.),

- особенно будьте внимательны к тем чувствам, которые вы обычно не приветствуете,

- пригласите чувство прийти к вам еще интенсивнее,

- не сдерживайте эмоций! Дайте себе возможность выразить их, но при этом продолжайте внимательно наблюдать,

- старайтесь в любой ситуации как можно больше замечать деталей,

- если вы не знаете, на что обратить внимание, сосредоточитесь на своем теле и почувствуйте текущую по нему энергию,

- если и это не помогает, сосредоточитесь на дыхании и сделайте его намного интенсивнее.

Таким образом, мы можем вычленить следующие особенности внимания в расширенном состоянии сознания:

- основная функция сознания в процессе связного дыхания - наблюдение. Чтобы отключиться от мыслей необходимо создать нейтральный фокус внимания.

- наблюдение должно иметь созерцательный характер (воспринимать, но не интерпретировать). Мы можем привести аналог в дзэне: полностью сохраняя сознание остановить всю умозрительную деятельность.

- наблюдение обеспечивается вниманием, которое одновременно обладает глубиной и полнотой.

В.В.Налимов, анализируя особенности трансперсональной психологии как новой философии человека, выделяет такую ее особенность: " Трансперсональная психология выделила созерцание как метод изучения..." Нужно отметить, что в Свободном Дыхании именно внутреннее созерцание является одним из основных элементов процесса и требования к этому методу мало отличаются от требований в системах К. Уилбера и Ст. Грофа.

Наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявления (ощущения, эмоции, образы, символы, мысли) в современной психологии называется самонаблюдением.

Самонаблюдение или интроспекция (от лат. inrospecto - гляжу внутрь, всматриваюсь) является, наверное, самым древним способом познания психической реальности.

Все древние трактаты Востока и эллинской культуры о психике (душе, духе) человека основаны на интроспекциональном опыте.

В западной культуре истоки этого метода к учению Р.Декарта и Д. Локка о том, что сознание человека познается принципиально иначе, чем мир внешний, т.е. путем внутреннего созерцания.

Один из основателей современной психологии, Вильгельм Вундт, считал интроспекцию единственным методом, при помощи которого постигается уникальный предмет психологии - непосредственный опыт субъекта. В. Вундт считал, что интроспекция обнаруживает в составе непосредственного опыта три класса элементов - ощущения, представления, чувства.

Таким образом, по предметной направленности и способу организации третий элемент - объемное внимание, мы можем с полной уверенностью обозначить как утонченную интроспекцию.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.