Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Балерины ленинградской сцены (И.А. Колпакова, А.Е. Осипенко, Н.Р. Макарова)






Ирина Александровна Колпакова (р. 1933) – лучшая ученица последнего выпуска А.Я. Вагановой. Сразу же заявила о себе как классическая балерина лирического плана. Искусство Колпаковой неповторимо – вдохновенное и праздничное, оно олицетворяет постоянное стремление к прекрасному, проникнуто верой в человека, свободного и счастливого.

Окончила Ленинградское хореографическое училище в 1951 г. В год поступления в Кировский театр молодая танцовщица исполнила партию Повелительницы дриад в балете «Дон Кихот». Дар воздушности, способность взлетать сказывались не только в полетах, но и в манере подниматься на пальцы.

Одухотворенность, умение находить смысл роли в музыке и хореографии проявились в дуэте принцессы Флорины и Голубой птицы из «Спящей красавицы». Когда танцовщица на миг застывали в арабеске, касаясь пола лишь носком ноги, ее высоко стоящий корпус, казалось, уже летел вслед за птицей, увлекаемый волшебными трелями. Каждая хореографическая фраза отличалась природной грацией, чувством формы, меры, вселяя покой, рождая эстетическое наслаждение.

Первыми ведущими партиями в ее репертуаре были Маша в «Щелкунчике», Мария в «Бахчисарайском фонтане», Аврора в «Спящей красавице». Дебюты обещали многое, предъявляя очевидный талант и умение трудиться. В балете «Каменный цветок» Ю.Н. Григорович в роли Катерины видел Колпакову, так как именно ей была так близка сфера хореографического симфонизма. Вчерашняя фея, сильфида, принцесса перевоплощалась в простую русскую девушку, вживалась в состояние, далекое от привычного. После Катерины Колпакова станцевала хореографическую миниатюру Л.В. Якобсона «Снегурочка». В «Береге надежды» А. Петрова в постановке И.Д. Бельского лирические сцены в исполнении Колпаковой передавали свежесть морского воздуха и широту простора. Следуя замыслу хореографа, танцовщица отдалялась от личного, конкретного, чтобы вернуться к нему через обобщение. В балете «Легенда о любви» А.Д. Меликова в постановке Ю.Н. Григоровича не превзойденное исполнение Колпаковой партии Ширин. Она представала воплощением мечты идеальной и недосягаемой, которая способна вечно вдохновлять на высокий подвиг. Ее танец то звонкий и невесомый, то прозрачный и плавный. Балетовед Г.Д. Кремшевская так писала о ее испонении роли Ширин: «Легенда» так и останется легендой в ее творчестве. Она более чем другой спектакль определила, вернее, утвердила индивидуальность замечательной балерины. Утвердила вечно дорогую ей тему – тему высокой, чистой человечности».[102]

Цепь интересных премьер оборвалась. Театр больше не предлагал новых работ. Их недостаточное количество балерина восполнила своим творческим вечером. Она предпочла известным фрагмен­там из спектаклей, заранее обеспечивающим успех, постановки молодых балетмейстеров. И риск, и труд были оправданы тем, что зрители увидели балет «Ромео и Юлия», поставленный И.А. Чернышевым на музыку Г. Берлиоза. Спектакль открыл для балерины область неистовых страстей, бросающих влюбленных с вершин счастья в пропасть отчаяния, открыл он и ее, неведо­мые ранее, выразительные возможности.

Несколько лет спустя Колпакова вновь танцевала на премь­ере в балете А.П. Петрова «Сотворение мира», поставленном Н.Д. Касаткиной и В.В. Василёвым. Ева – Колпакова – девочка-подросток, изначально наделена женственностью. Впервые сту­пая по земле, она с недоумением осознает свою значимость в мире. Детское лукавство, женское обаяние, духовность любви, бесстрашие в борьбе – это слагаемые образа, олицетворяющего юность. Гармония, без которой творчество Колпаковой немыс­лимо, предстает на этот раз в сложном совре­менном понимании.

В «Жизели» простодушный та­нец подчеркнул сложность психологических мотивов сцены безумия, высветил отрешенную возвышенность поэтики II акта. Аврора Колпаковой в I акте «Спящей красавицы» – шестнад­цатилетняя принцесса из сказки Перро, в которой расцветают дары фей. Как вирту­озно вытанцовывает она рисунок скрипичной мелодии, сочетая французское изящество и русскую ладность. Как тонко, по-рус­ски подчеркивает взлетающие ноты, словно платочком, взмахивая кистями рук.

С 1971 г. Колпакова занимается репетиторской деятельностью в Кировском театре, стала профессором кафедры классического танца Академии русского балета имени А.Я. Вагановой. В 1990-х гг. в течение нескольких сезонов работала балетмейстером-репетитором Американского театра балета в Нью-Йорке.

Исполнительское мастерство балерины сложилось в Ленин­граде. В ее танце сказались широта невских просторов, величавое благородство архитектуры, нежность белых ночей. Может быть, поэтому в фильме режиссера А.П. Степановича о творчестве балерины ее танец, снятый в зале Павловского дворца воспринимается как ценность, органично входящая в дорогую коллекцию произведений искусства.

Алла Евгеньевна Осипенко (р. 1932 г.) – балерина последней вагановской плеяды. Родилась в Ленинграде, в 1941 г. зачислена в Ленинградское хореографическое училище. Еще, будучи ученицей, балерина привлекла внимание таких хореографов, как Л.В. Якобсон и В.М. Чабукиани, которые создали специально для нее концертные номера.

В первые дни войны эвакуирована c училищем в г. Молотов (Пермь). «Что я стану балериной, никто не думал. И я не думала! От рождения я была кривоногая… Когда в доме собирались родственники и друзья, мама садилась за рояль, а я танцевала. Гости перешептывались: «Ах, какая очаровательная Ляляша, жаль, конечно, но балериной ей не быть!». К трем годам ноги у меня выпрямились. Но это еще ничего не значило».[103]

С 1950 по 1971 гг. Осипенко солистка, а затем ведущая балерина Ленинградского Театра оперы и балета им. С.М. Кирова. В начале своего творческого пути являлась балериной романтического амплуа. Но дерзкая жизненная сила, часто проявлялась сквозь поэтический настрой образов, меняя акценты, укрупняя и героинизируя исполнение.

Первая ее роль – партия феи Сирени. Двадцатилетняя танцовщица «заставила увидеть весь балет «Спящая красавица» как бы через волшебные деяния самой феи, утверждающей свои светлые идеалы».[104] Победить власть добра, олицетворяемую образом, созданным танцовщицей. Казалось невозможным.

За первым триумфом последовали и другие: «Лебединое озеро», «Раймонда», «Баядерка», «Тарас Бульба». Осипенко вошла в хронику артистических свершений как незабываемая Хозяйка Медной горы в балете Ю.Н. Григоровича «Каменный цветок», поставленный в 1957 г. Ее образ был раскрыт во всей сложности и на едином дыхании, острая пластика танцовщицы как игла прошивала пространство и отливалась в нем законченными танцевальными фразами. Хозяйка-Осипенко завораживала своим фантастическим подобием ящерки. В непроницаемости и неулыбчивости ее облика проступала загадочная печать вещуньи, больше скрывающей, чем говорящей. В «Легенде о любви» в образе Мехменэ Бану проявились оригинальные черты искусства Осипенко: мятеж в крови, подавляемый волей, диалог интеллекта и страсти, трагедизм эмоций, выраженных в точной пластике.

Балерина участвовала во всех значительных экспериментальных работах своего времени не только на сцене родного театра. В Малом театре оперы и балета танцевала Клеопатру в балете Игоря Чернышева «Антоний и Клеопатра», на сцене Филармонии – хореографические миниатюры Георгия Алексидзе в программах «Камерного балета».

Осипенко танцевала с выдающимися партнерами – В.М. Чабукиани, М.Н. Барышниковым, Р.Х. Нуреевым, Ю.В. Соловьевым. Гармоничный дуэт Аллы Осипенко и Джона Марковского вошел в историю балета наряду со знаменитыми парами Уланова-Сергеев, Максимова-Васильев, Дудинская-Чабукиани.

В 1971 г. проработав 21 год, покинула Кировский театр и стала солисткой балетной труппы «Хореографические Миниатюры» под руководством Л.В. Якобсона. С 1973 г. работала в Ленконцерте, выступала в спектаклях Ленинградского малого театра оперы и балета. С 1977 по 1982 гг. являлась солисткой Ленинградского ансамбля балета под руководством Б.Я. Эйфмана. С 1989 по 2000 гг. преподавала в балетных школах Европы и Америки. Ее педагогическая деятельность началась в театре Гранд-Опера в Париже, куда ее пригласил Рудольф Нуреев. В классе балерины занимались звезды французского балета и сам Нуреев. Она преподавала в знаменитой школе М. Безобразовой в Монте-Карло. Несколько лет вела уроки классического танца в школах Флоренции, а также давала мастер-класс танцовщикам театра «Коммунале» в этом городе.

В 2000 г. Осипенко возвращается в Санкт-Петербург. 2 года она работала в школе искусств «Кантилена». С октября 2002 г. преподавала в ею организованной студии классической хореографии. Свое семидесятилетие балерина встретила педагогом-репетитором балета Михайловского театра. К этому времени Международный благотворительный фонд «Терпсихора» издал сборник статей, посвященных Осипенко. В книгу вошли статьи русских и американских деятелей культуры. В предисловии к сборнику петербургский критик Ольга Розанова написала: «После Анны Павловой, Галины Улановой, Аллы Шелест ни одной петербургской балерине не удалось так тонко ощутить и выразить в пластике человеческий дух в его противоречивой сложности и высоте. Такое дано лишь исключительным талантам, для ясности именуемым гениями»[105].

С 2007г. работает репетитором Императорского Михайловского театра. В 2008г. в большом зале Дома Актера им. К.С. Станиславского была награждена призом Общества «Театрал» «За неоценимый вклад в развитие русского и мирового балета».

Алла Осипенко не просто блистательная балерина, она осталась легендой в истории Кировского театра, трупп Хореографические миниатюры и Бориса Эйфмана.

Наталия Романовна Макарова (р. 1940 г.) – родилась в Ленинграде, окончила Ленинградское хореографическое училище в 1959 г. по классу Е.В. Ширипиной. Училась она в так называе­мом «экспериментальном» классе и прошла курс всего за пять с половиной лет. Молодую танцовщицу хотели направить работать в Новосибирск, но ей удалось остаться в Ленинграде вместе с родителями и была принята в труппу балета Театра им.С.М. Кирова.

Макарова, ощущая некоторую нестабильность техники, приступила к занятиям в классе усовершенствования Н.М. Дудинской. В 1965 г. на втором конкурсе в Варне она завоевала золотую медаль наряду с Е.С. Максимовой. Десять лет она танцевала на сцене Кировского театра, исполнив широкий репертуар: «Жизель», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Бахчисарайский фонтан», «Медный всадник», «Ромео и Джульетта», «Золушка», «Раймонда», «Баядерка», «Шопениана». Она танцевала в современных постанову таких, как «Ленинградская симфония» И.Д. Бельского и «Горянка» О.М. Виноградова. Но почти всегда Макарова получала спектакль не первого, не премьерного состава, оставаясь на положении дублирующей солистки.

Как всякая артистка, Макарова мечтала о «собственных» балетах, созданных специально для нее. И она нашла «своего» хореографа в лице Л. Якобсона, который поставил для Макаровой два спектакля: «Страна чудес» на музыку И.И. Шварца в 1967 г. и «Клоп», показанный в 1962 г. Этот балет «раскрыл совершенно новую Макарову, способную воплотить образ ге­роини (несчастная девушка Зоя Березкина, обманутая примитивным нэпманов Присыпкиным). Балерина танцевала на каблучках, передавая остро современный рисунок пластики».[106] Творчество Л.В. Якобсона оказалось особенно близким почерку Макаровой: хореограф смог раскрыть, раскрепостить ее, что весьма пригодилось балерине в работе на Западе, где ей пришлось исполнять сочинения очень разных, сугубо со­временных авторов.

В сентябре 1970 г., Макарова обратилась в Скотленд-Ярд с просьбой о политическом убежище. Она заявляла, что далека от политики, и что главной причиной покинуть СССР является желание более полно раскрыться в творчестве. Карьера Н. Макаро­вой на Западе удалась: ее стали называть первой леди классического балета, присвоили титул «Ассолюта», говорили, что она – «русская балерина, доведенная до совершенства». А в это время в СССР танцевали современницы и со­перницы Макаровой: Ирина Колпакова, Алла Сизова, Инна Зубковская, Нинель Кургапкина, Габриэла Комлева, Алла Осипенко и блистательные московские звезды Екатерина Максимова, Наталия Бессмертнова, Нина Тимофеева, наконец, Майя Плисецкая. В 70-е годы XX века западноевропейский и американский балет уступали советскому, и Макарова оказалась вне конкуренции: все ее достоинства (а это, прежде всего, прекрасное знание классического репертуара, владение ленинградской вагановской методикой) сработали на быстрый карьерный рост.

Макарова приехала в Ленинград после восемнадцатилетнего перерыва в 1989 г. на фестиваль неигрового кино, где показывалась ее четырехсерийная картина «Балерина». Она танцевала «Евгения Онегина» Дж. Кранко, проводила репетиторские занятия с труппой Кировского театра. Фактически это был символичес­ки визит балерины, которым она прощалась с исполнительской карьерой. Ее встречали в Ленинграде с почестями, была выпущена книга о пребывании гостьи, состоялись многие телеинтервью. Деятельность Макаровой на Западе и в США была связана в основном с труппой Американского балетного театра, где она поставила «Баядерку», «Пахиту», «Лебединое озеро». Двадцать лет танцевала Макарова за рубежом, ее партнерами были лучшие мировые танцовщики Эрик Брюн, Антони Доуэл, Рудольф Нуреев, Александр Годунов, Михаил Барышников. Сбылись ее устремления танцевать в современных спектаклях. Она воплощала хореографические опусы Дж. Баланчина, М. Бежара, К. Макмиллана, А. Тюдора, Р. Пети, Д. Роббинса.

Краткие выводы по теме:

1. Исполнительское женское искусство в послевоенные годы подразделяется на московское и ленинградское. Оно было неотразимым и запоминающимся. Оно охватывает не только российские сцены, но и театры союзных республик. Балерины выступали на лучших мировых сценах со знаменитыми отечественными и зарубежными партнерами.

2. После завершения исполнительской деятельности знаменитые артистки балета посвятили себя педагогическому труду, чем утверждали надежду на сохранение лучших традиций русского советского балета.

3. Все без исключения балерины послевоенных лет имели высшие творческие звания и почетные награды, являлись лауреатами конкурсов и фестивалей, что говорит об их высочайшем профессионализме и служению своему искусству.

Список литературы:

· Асафьев, Б.В. О балете. Статьи. Рецензия. Воспоминания [Текст] / Б.В. Асафьев. – Л.: Музыка, 1984. – 296 с.

· Балет: энциклопедия [Текст] / под ред. Ю.Н. Григоровича. – М.: Советская энциклопедия, 1981. – 623 с.

· Бочарникова, Э.В. Большой театр [Текст] / Э.В. Бочарникова. – М.: Московский рабочий, 1995. – 190 с.

· Деген, А.Б. Ленинградский балет [Текст] / А.Б. Деген, И.В. Ступников. – Л.: Советский композитор, 1991. – 263 с.

· Замостьянов, А.А. Балет в Большом! Разговор перед спектаклем [Текст] / А.А. Замостьянов. – М.: А-ТРИТОНА, 2011. – 220 с.

· Ленинградский балет 1960-1970-х гг. / сост. Т.И. Закржевская. – Спб: Береста, 2008. – 223 с.

· Макарова, Н.Р. Восемнадцать лет спустя [Текст] / Н.Р. Макарова. – М.: АРТ, 1993. – 193 с.

· Плисецкая, М.Я. Майя Плисецкая [Текст] / М.Я. Плисецкая. – М.: Новости, 1996. – 382 с.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.