Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Христианское крещение






Итак, мы проследили историю водного крещения в ветхозаветный период, то есть до смерти и воскресения Иисуса Христа. Мы видели, что всякий раз при переходе к новому этапу Божьего плана спасения крещение сохраняло всё своё прежнее значение и дополнительно приобретало новое содержание. А какой же смысл получило крещение после того, как Христос совершил искупление грехов человечества? Логично было бы предположить, что оно и на этот раз вобрало в себя всё, что составляло его предыдущее значение, и дополнилось чем-то новым. Давайте с помощью Библии проверим, так это или нет. Для удобства проверки перечислим ещё раз все знакомые тогдашнему обществу стороны крещения:

1) посвящение в ученики,

2) принятие новой веры,

3) очищение грехов (прощение),

4) смерть для прошлого греховного образа жизни (возрождение),

5) присоединение к обществу Божьих избранников (спасение).

Что же касается нового содержания, то при анализе крещения Иисуса мы предположили, что христианское крещение будет иметь ещё две составляющие:

6) получение Святого Духа,

7) усыновление Богом.

Рассмотрим теперь по отдельности каждый пункт этого списка и выясним, входит ли всё это в состав христианского крещения.

 

1) О том, что крещение по-прежнему осталось способом обретения учеников, свидетельствует повеление Иисуса Христа апостолам – так называемое Великое Поручение: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Матф.28: 19-20). Здесь достаточно ясно видна цель этого поручения – «научить», то есть сделать учениками Христа все народы, и для этого апостолам предписывалось сначала крестить их, а затем учить их соблюдать Его заповеди. Правда, многие люди, видя на первом месте слово «научите», считают, что ученики должны были сначала научить народы и только потом уже крестить их и учить (чему же их в таком случае «научили» раньше?). Но такое путаное толкование противоречит грамматике, так как в любом предложении, имеющем структуру «Сделайте это, делая то и то», действие «это» выполняется после действий «то», а зачастую является их результатом, как мы видим это в Великом Поручении.

Ещё более ярко связь крещения с приобретением учеников видна в словах апостола Павла по поводу разделений в Коринфской церкви: «У вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?» (1Кор.1: 12-13). Здесь Павел доказывает, что верующие не имеют никакого основания для того, чтобы называть себя «Павловыми» или ещё каким-нибудь человеческим именем. Из трёх риторических вопросов Павла следует, что члены церкви имели бы право называться его именем лишь в одном из трёх случаев: если бы Христос разделился, если бы Павел был распят за них или если бы они крестились в его имя. Таким образом, крещение во имя Павла дало бы человеку право называться Павловым. А значит, по очевидной аналогии, крещение во имя Христа даёт человеку право называться Христовым (то есть принадлежащим Христу).

Этот неоспоримый вывод не только доказывает, что христианское крещение является средством приобретения учеников, но означает гораздо большее. Из слов Павла однозначно следует, что актом крещения человек передаёт себя в собственность того лица, в чьё имя он крестится. Для ясности вопросы Павла можно перефразировать следующим образом: «Разве Христос отдал мне в удел часть Своей Церкви? разве я искупил вас? или вы отдали себя мне, крестившись в моё имя?» Здесь отчётливо видны три возможных способа для перехода учеников в собственность Павла: получение в дар, приобретение (покупка) и их самоотдача ему (никаких других способов нет, и именно поэтому Павел задал три вопроса – не больше и не меньше). Отсюда самым прямым образом следует вывод, что христианское крещение – это акт самоотдачи человека Богу.

Подводя итог, можно заключить, что как при жизни Иисуса люди становились Его учениками через Иоанново крещение, так и после Его смерти они делали это посредством крещения христианского. В качестве завершающего штриха можно провести параллель с крещением Иисуса и отметить, что как Иисус получил имя «Христос» при крещении, так и желающие стать Его учениками в результате крещения получают новое имя и становятся Христовыми, христианами.

 

2) Связь христианского крещения с принятием новой веры можно найти в том же Великом Поручении, но только записанном в несколько ином виде другим евангелистом, Марком: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасён будет; а кто не будет веровать, осуждён будет» (Мар.16: 15-16). Отсюда видно, что крещение должно совершаться после того, как человек уверует в Евангелие, то есть в благую весть об искуплении грехов Иисусом Христом. А тот факт, что Иисус связал крещение с получением спасения, показывает, что лишь после крещения человек считался принявшим евангельскую веру, через которую грешник спасается (Еф.2: 8). То есть по своей сути христианское крещение – это отклик уверовавшего человека на проповедь Евангелия.

Чтобы убедиться в этом, рассмотрим несколько случаев из практики апостолов:

«И другими многими словами он свидетельствовал и увещавал, говоря: спасайтесь от рода сего развращённого. Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трёх тысяч» (Деян.2: 40-41).

«Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины. Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа» (Деян.8: 12-13).

«Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе. Между тем, продолжая путь, они приехали к воде, и евнух сказал: вот, вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу; и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его» (Деян.8: 35-38).

«И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце её внимать тому, что говорил Павел. Когда же крестилась она и домашние её, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите у меня» (Деян.16: 14-15).

«И, выведши их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись? Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасёшься ты и весь дом твой. И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его. И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его» (Деян.16: 30-33).

«Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим, и многие из Коринфян, слушая, уверовали и крестились» (Деян.18: 8).

При чтении этих повествований сразу бросается в глаза, как легко и просто совершалось крещение во времена апостолов. Мы видим, что во всех описанных случаях обращение в христианство происходило по одной и той же схеме: человек услышал евангельскую весть, уверовал в неё и тут же принял крещение. Не было перед крещением никакого испытательного срока, никаких занятий по изучению Библии, никаких экзаменов; никто не требовал, чтобы обращённые сначала укрепились в вере, и из них самих никто не откладывал своего крещения и не говорил: «Я ещё не готов» или «Я пока не достоин». Почему? Да потому что крещение – это самое начало христианского пути, первое действие человека при переходе к вере в Иисуса Христа. Поэтому сколько бы человек ни говорил о своей вере, считать его христианином нельзя до тех пор, пока он не примет крещение (конечно, если он не лишён такой возможности).

Именно так происходило в израильском обществе. Большинство израильтян придерживались иудейской веры и не признавали Иисуса Мессией. Поэтому когда кто-то из их среды вдруг начинал говорить о Нём как о Боге и Спасителе, то его пытались убеждениями или угрозами вернуть к прежней вере. Однако до его крещения никаких жёстких мер против него не предпринимали, и лишь с момента крещения его считали отступником от веры отцов и изгоняли из своих домов или преследовали иным образом. Эти исторические факты лишний раз подтверждают, что христианское крещение является актом принятия веры в Господа Иисуса Христа.

 

3) Сохранило ли христианское крещение значение условия для прощения грехов? Да, и это совершенно очевидно из первого же призыва апостола Петра к ранее отвергавшим Христа иудеям: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» (Деян.2: 38). Вряд ли что может быть прямолинейнее и проще этого указания, и можно лишь удивляться слепоте тех толкователей, которые не видят здесь зависимости прощения грехов от водного крещения. Если бы Пётр не связывал крещение с получением прощения, то он непременно построил бы свою фразу по-другому, например: «Покайтесь для прощения грехов, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа». Несомненно также, что он не мог ошибиться или неточно выразить свою мысль, так как его речь была вдохновлена Святым Духом, а в крайнем случае Лука при написании Деяний придал бы его словам правильную форму. Не стоит также забывать, что речь Петра адресована иудеям, которые знали Иоанново крещение, совершавшееся для прощения грехов. Поэтому если бы христианское крещение утратило это значение и совершалось уже после получения прощения, Пётр был бы просто обязан отчётливо разделить эти события и показать их правильный порядок. Он же не только не сделал этого, но и поставил прощение грехов сразу же вслед за крещением в качестве его цели, что однозначно указывает на их причинно-следственную связь, сохранившуюся от Иоаннова крещения.

Не менее прямо об этой связи говорится и в другом месте – словах Анании, обращённых к раскаявшемуся гонителю христиан Савлу, будущему апостолу Павлу: «Итак, что ты медлишь? встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа (Иисуса)» (Деян.22: 16). Из контекста видно, что Анания считал Савла находящимся под бременем вины, поэтому его повеление омыть грехи равнозначно призыву получить прощение грехов. А каким способом Савл мог достичь этого, Анания только что указал: «крестись». Таким образом, слова Анании однозначно свидетельствуют, что водное крещение является средством для омытия грехов, то есть их прощения.

Для полноты картины рассмотрим ещё одно высказывание, адресованное уже не иудеям, а язычникам. Апостол Павел в письме к верующим города Колоссы написал следующую фразу: «Бывши погребены с Ним в крещении, в Нём вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мёртвых, и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи» (Кол.2: 12-13). Здесь отчётливо видна последовательность событий: были погребены в крещении – воскресли (ожили), получив прощение грехов. Это может служить окончательным подтверждением того, что всякий уверовавший в Иисуса Христа, будь то иудей или язычник, после принятия водного крещения получает прощение грехов.

 

4) Только что рассмотренное место Писания раскрывает и следующий вопрос – связь крещения с возрождением. Из текста видно, что христиане воскресли к новой жизни после того, как были погребены в крещении. Это подчёркивается и показательной переменой предлога, на которую, к сожалению, почти никто не обращает внимания: погребены были «с Ним», а совоскресли уже «в Нём». То есть до крещения верующие пребывали «со Христом», а после – «во Христе». Совершенно очевидно, что человек переходит в положение «во Христе» именно в результате крещения (буквально с греческого «погружения») во Христа. А так как написано, что «кто во Христе, тот новая тварь» (2Кор.5: 17), то отсюда следует логически неоспоримый вывод, что крещение является моментом нового рождения человека.

Об этом же говорит и другое похожее место: «Мы умерли для греха: как же нам жить в нём? Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мёртвых славою Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни» (Рим.6: 2-4). Здесь апостол Павел ясно указал цель крещения: «дабы нам ходить в обновлённой жизни». То есть новая жизнь человека начинается после крещения, а значит именно во время него происходит новое рождение. Павел поясняет и механизм этого события: при крещении ученики соединяются со смертью Иисуса Христа, и она как бы становится их собственной смертью. Получается, что они как будто уже приняли смерть в уплату за свои грехи, и потому освобождаются от наказания, установленного Божьим законом (то есть получают прощение грехов, что является ещё одним подтверждением для предыдущего пункта). Подобно тому как умерший человек становится недосягаемым для закона, так и ученики «умерли для греха» и с ними произошла духовная перемена, подобная воскресению Христа из мёртвых. Как воскресший Христос получил новое тело, уже не подвластное смерти, так и крестившиеся получают новое естество, в котором пребывает вечная жизнь.

О возрождении говорил и Сам Иисус в беседе с законоучителем Никодимом: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Иоан.3: 5). Не все христиане согласны с тем, что здесь подразумевается водное крещение, но другого уместного толкования слов Христа они дать не могут. Одно из таких толкований мы ещё рассмотрим позднее при анализе учения о крещении возрождённых, а пока приведём доводы в пользу того, что Иисус имел в виду именно крещение:

1. Слово «вода» сразу могло напомнить Никодиму о широко обсуждаемом во всём Израиле служении Иоанна Крестителя и о водном крещении как главной особенности этого служения.

2. Выражение «войти в Царствие Божие» также могло напомнить о призыве Иоанна «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф.3: 2) и о крещении как условии вхождения в это Царство.

3. Слова «от воды и Духа» напоминают знаменитое предсказание Иоанна о Христе: «Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мар.1: 8). Оно наводит на мысль о том, что крещение, которое введёт в практику Христос, будет сопровождаться воздействием Святого Духа, приводящим к возрождению человека.

4. Эти же слова могли также напомнить Никодиму о недавно произошедшем крещении Иисуса, которое сопровождалось сошествием на Него Святого Духа.

Таким образом, из библейского контекста этой беседы и условий тогдашней исторической обстановки напрашивается вывод, что Никодим однозначно воспринял бы слова Иисуса как указание на водное крещение. Тем более что он должен был хорошо знать о ритуале крещения прозелитов, после которого их называли «возрождёнными». Возможно, именно этот обряд имел в виду Иисус, когда в ответ на недоумённый вопрос Никодима «как это может быть?» сказал: «Ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» (Иоанн.3: 9-10). Познаний Никодима было вполне достаточно для того, чтобы понять, каким образом человек может родиться свыше: покаяться в грехах, отвергнуть свою ложную праведность, уверовать в Иисуса как своего Искупителя и стать Его учеником посредством принятия христианского крещения.

Правда, на тот момент возрождение являлось делом будущего времени, так как прежде должно было совершиться искупление грехов смертью Христа и Его воскресение. Впоследствии апостол Пётр писал об этом следующим образом: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мёртвых к упованию живому» (1Пет.1: 3). Отсюда ясно видно, что возрождение стало возможным лишь после воскресения Христа, поэтому в ветхозаветное время не было и не могло быть ни одного возрождённого человека. Ной, Авраам, Моисей, Давид и все остальные праведники не были рождены свыше, и потому Иисус не мог привести никого из них в качестве примера получения возрождения. Позже апостол Павел написал так: «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего» (Тит.3: 4-6). Здесь он также образно описывает картину крещения, когда на находящегося в воде человека Бог изливает Святого Духа, Который производит в человеке возрождение и духовное обновление.

5) В этом же отрывке говорится и о связи крещения со спасением. Правда, многие христиане считают, что под «банею возрождения и обновления» Павел имел в виду не водное крещение, а какой-то невидимый внутренний процесс (причём совершенно не похожий на баню). Нет нужды доказывать им, что Павел вовсе не был таким косноязычным писакой, ведь это далеко не единственное место, показывающее зависимость спасения от крещения.

Яснее же всего эта связь видна в высказывании Иисуса Христа: «Кто будет веровать и креститься, спасён будет; а кто не будет веровать, осуждён будет» (Мар.16: 16). Эта фраза прямо и однозначно указывает на то, что христианское крещение является одним из условий получения спасения. Смысл первой части предложения очевиден: человек, который уверует в Иисуса и примет водное крещение, станет спасённым. Это единственный логически возможный вывод из исходного текста, и отрицать его значит игнорировать все языковые правила. Его также нельзя опровергнуть добавочными вопросами типа «А почему в условии осуждения о крещении не говорится?» или «А спасётся ли верующий, если не успеет принять крещение?» Все эти вопросы не изменяют смысла слов Христа, да к тому же на них можно дать простые ответы. Первые христиане на этот счёт не беспокоились, хотя в те времена гонений многие уверовавшие были казнены до принятия ими водного крещения. Для них было вполне очевидно, что смерть за Христа равнозначна крещению и что при невозможности принять крещение верующий человек не лишится права войти в Небесное Царство. Современные же христиане путаются в толковании исходного стиха главным образом из-за того, что не осознают разницы между понятиями «попасть в рай» и «получить спасение». Ведь в вечную жизнь войдут не только христиане, но и ветхозаветные праведники, а также те, кто уверует в период после восхищения Церкви. Иисус же говорил о другом спасении – о том, которое человек обретает уже на этой земле, когда вечная жизнь поселяется внутри него. Именно таких людей апостол Павел называет спасёнными (см. Еф.2: 5, 8), и конечным условием для получения этого новозаветного спасения является водное крещение по вере во Христа.

Другое не менее однозначное место находится в послании апостола Петра: «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1Пет.3: 21). Вот простое задание для всех христиан, с которым легко могут справиться даже «младенцы во Христе» и «дети умом»: найдите в этом предложении основу, то есть подлежащее и сказуемое. Что у вас получилось? Правильно, «крещение спасает». А теперь вопрос на засыпку: могут ли все прочие второстепенные члены предложения из фразы Петра изменить её смысл на противоположный? Любой грамотный человек скажет, что это совершенно невозможно, тем более при отсутствии слов типа «однако», «правда», «хотя» или «вместе с тем». Поэтому остаётся загадкой, как многие толкователи ухитряются делать из исходного стиха обратные выводы «крещение не спасает» или «спасает не крещение». Такое под силу разве что великим иллюзионистам, но всё равно их сложнейшие и искуснейшие объяснения – это всего лишь словесные фокусы, и очень жаль, что многие христиане доверяют им. В распиленную женщину не верят, а в запутанную казуистику почему-то верят. Им можно дать добрый совет: изучайте Библию самостоятельно и проверяйте ею слова любых авторитетов. Так и в нашем случае: написал Пётр, что крещение спасает – и точка, аминь. Значит крещение, подобно потопу, является способом спасения человека от греха.

Ещё одно подтверждение этому можно вывести из слов, обращённых Ананией к раскаявшемуся гонителю верующих Савлу: «Итак, что ты медлишь? встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа (Иисуса)» (Деян.22: 16). Некоторые комментаторы Библии совершенно правильно связывают этот стих с другим высказыванием: «Всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся» (Деян.2: 21, см. также Иоил.2: 32, Рим.10: 13). Однако далее они опять начинают «плавать» и пытаются доказать, что на самом деле Савл уже был спасённым до принятия крещения (а значит, как это следует из исходного текста, и до омытия своих грехов). Это всё те же фокусы из фантастической серии «автор имел в виду совсем другое». Любой же непредубеждённый читатель из сопоставления двух указанных текстов сделает логически однозначный вывод, что Савл должен был креститься для того, чтобы обрести спасение. Так что совершенно очевидно, что христианское крещение сохранило значение условия для получения спасения.

 

6) Проверим теперь наше первое предположение о том, что при крещении Бог даёт верующему человеку Святого Духа. Есть ли в Писании подтверждение этому? Долго искать не надо, мы можем прочесть об этом уже во второй главе книги Деяний Апостолов: «Пётр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, – и получите дар Святого Духа; ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовёт Господь Бог наш» (Деян.2: 38-39). Отсюда ясно видно, что крещение является вторым после покаяния условием для получения человеком не только прощения грехов, но также и Святого Духа.

Несогласные с этим выводом могут выдвинуть против него лишь два мало-мальски разумных возражения, которые не начинаются с некорректного приёма «А давайте посмотрим, что было с Корнилием». Нельзя просто игнорировать исходный текст, ему необходимо дать удовлетворительное объяснение. Одной из таких попыток является предположение о том, что здесь говорится о получении не Самого Святого Духа, а лишь какого-то духовного дара. Этой точки зрения придерживаются разве что самые отчаявшиеся толкователи, так как она не только противоречит контексту, но и на самом деле ничего не объясняет. Ведь Пётр обращался к людям, которые не верили в Иисуса Христа и нуждались в прощении грехов, а значит ещё не имели в себе Святого Духа. Поэтому они никак не могли в результате покаяния и крещения получить лишь какую-то дополнительную способность от Духа, якобы уже до этого пребывавшего в них.

Поэтому более распространённым является другое возражение, согласно которому повеление Петра относилось лишь к иудеям, а для язычников Бог установил другой способ получения Святого Духа, – и далее уже обоснованный переход к случаю с Корнилием, когда его домашние получили Духа до принятия крещения. Однако сам Пётр, рассказывая позднее об этом случае на церковном соборе, заявил, что Бог «не положил никакого различия между нами и ими» (Деян.15: 9). Таким образом, с его точки зрения, это происшествие нисколько не противоречило его первой проповеди в Иерусалиме. Нет двух различных путей для евреев и для язычников, и обетование, о котором говорил Пётр, относится не только к тогдашним иудеям и их потомкам, но и ко «всем дальним», то есть к язычникам. И сегодня служители не проверяют, а вдруг покаявшийся человек является евреем и давно верует в единого Бога – типа тогда ему и креститься нужно по-особому. Так что и данное возражение совершенно несостоятельно.

Что же касается случая в доме Корнилия, то все затруднения толкователей происходят из-за непонимания слов Петра: «Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа?» (Деян.10: 47). Из этой фразы многие делают логически необоснованный вывод о том, что человек должен получить Святого Духа до крещения. На самом же деле отсюда следует лишь одно: нет смысла запрещать креститься людям, получившим Святого Духа. А почему? Да потому что целью крещения как раз и является получение Духа. Это самое простое и логичное объяснение, соответствующее как ближнему, так и дальнему и общебиблейскому контексту. Иудеи не хотели принимать язычников в Церковь без их предварительного обращения в иудаизм, но Бог Сам излил на них Святого Духа, и запрет на их крещение потерял смысл, так как результат уже был достигнут чудесным образом. Поэтому высказывание Петра является не опровержением, а наоборот подтверждением того, что, согласно Божьему плану, в результате водного крещения человек должен получить Святого Духа.

Об этом же свидетельствует и самый последний записанный в Деяниях случай обращения в веру – с учениками в Ефесе. Вот начало диалога апостола Павла с ними: «Приняли ли вы Святого Духа, уверовавши? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились?» (Деян.19: 2-3). Как мы видим, когда Павел узнал, что уверовавшие (естественно, имеется в виду – в Иисуса) ученики не получили Святого Духа, он сразу же задал им вопрос о способе их крещения. То есть он был уверен, что они должны были принять Духа в результате христианского крещения. Далее так оно и вышло: «Услышавши это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшёл на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать» (Деян.19: 5-6). Этот случай кардинальным образом противоречит современной практике многих церквей, в которых принято крестить только тех, кто уже получил Святого Духа (причём определяют это даже не по духовным дарам, а по изменению образа жизни, которое возможно и до принятия Духа, чему есть много примеров в Евангелиях). В отличие от таких наставников, апостолы – и Пётр, и Павел – учили верующих несравненно проще: креститесь – и получите Святого Духа.

На эту тему у апостола Павла есть ещё одно высказывание, правда, не вполне однозначное: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1Кор.12: 13). Очевидно, выражение «напоены Духом» означает получение Святого Духа, как это следует из параллельных образных текстов – беседы Иисуса с самарянкой (Иоан.4: 10-14) и Его проповеди на празднике кущей (Иоан.7: 37-39). Ну а слово «крестились» указывает на водное крещение, хотя многим христианам трудно с этим согласиться. Они утверждают, что речь здесь идёт об особом «крещении Духом» – некоем внутреннем процессе, духовном помазании. Однако данная форма глагола подразумевает действие, совершаемое самим человеком: он захотел – и крестился. А крестить себя Духом никакой человек не может, и никто из верующих не скажет о себе: «Я крестился Духом». Он может самое большее сказать: «Бог крестил меня Духом» или «Я крещён Духом» (как в Деян.1: 5). Так что Павел здесь говорил именно о крещении водой, которое совершили все ученики Христа по своей инициативе. И из его слов мы можем сделать вывод о том, что в результате водного крещения человек принимает внутрь себя Святого Духа, Который соединяет всех верующих в одно тело – Церковь Христову.

В качестве заключительного подтверждения вспомним ещё раз уже хорошо знакомый нам текст: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» (Тит.3: 5-7). Здесь мы лишний раз видим, что Бог изливает на человека Святого Духа во время «бани», то есть водного крещения. Таким образом, в этом отношении крещение христиан действительно подобно крещению Иисуса Христа и сопровождается сошествием на них Святого Духа.

 

7) Наконец, последний пункт в нашем плане – предположение о том, что при крещении человек получает усыновление, то есть становится чадом Божьим. Что же Библия говорит на эту тему? Как видно из предыдущего текста, в результате водного крещения человек становится наследником вечной жизни, а это почти однозначно подразумевает усыновление. В другом месте апостол Павел писал: «Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий» (Гал.4: 7). Очевидно, верна и обратная связь: если ученик получил право наследства, значит он стал Божьим сыном. Во всяком случае, о другом способе стать наследником Бога в Новом Завете нет ни единого слова.

Зато есть ещё одно место, прямо и ясно говорящее о связи усыновления с крещением: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал.3: 26-27). Здесь Павел показывает механизм усыновления: посредством водного крещения по вере человек облекается во Христа и таким образом становится Божьим сыном. Так что Писанием подтверждается и второе наше предположение: подобно тому как Бог объявил Иисуса Своим Сыном во время Его крещения, так и верующие в Иисуса становятся детьми Божьими при своём крещении.

 

Заметим, что мы находили в Библии доказательства для всех наших пунктов даже без учёта их взаимосвязей. А ведь все они теснейшим образом соединены между собой, и нам было бы достаточно установить однозначную зависимость от водного крещения лишь одного из них. В самом деле, когда человек получает Святого Духа – «Духа усыновления» (Рим.8: 15), – он становится чадом Божьим, то есть рождается от Бога. Это возрождение заключается в смерти для греха и воскресении со Христом, в результате чего человек облекается во Христа, грехи его очищаются и он получает оправдание и становится спасённым. Отличной иллюстрацией этому может служить всё тот же отрывок Тит.3: 5-7, в котором апостол Павел связывает воедино спасение, возрождение, принятие Святого Духа, оправдание и усыновление. Не бывает одного без другого, и новозаветный верующий, получивший одно из этих благословений, тем самым автоматически получает и все остальные. И как мы видели, происходит это тогда, когда человек посредством водного крещения принимает веру в искупительную жертву Иисуса Христа и отдаёт себя в собственность Господа, становясь Его учеником.

Таким образом, христианское крещение превосходит по значению всех своих предшественников и является высшей точкой предопределённого Богом пути человека к получению спасения. Всякий раскаявшийся грешник, уверовавший в Иисуса Христа как своего Спасителя, в результате крещения становится новым творением и начинает жить обновлённой жизнью чада Божьего.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.