Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Яркие представители русского искусства рубежа 19-20 вв. М.А. Врубель, В.А.Серова, И.Е.Репин.






Михаил Врубель –(17 марта 1856 -14 апреля 1910)- живописец, иконописец, мастер ДПИ. Для живописи Врубеля в целом характерен обостренный интерес к внутренней духовной сущности человека. Создавал картины о слиянии мира человеческих чувств и мира природы (К ночи, Сирень, 1900). Опираясь на миф, легенду, былину, художник не иллюстрировал их, но создавал свой собственный поэтический мир, красочный и напряженный, полный торжествующей красоты и вместе с тем тревожной таинственности, мир сказочных героев с их земною тоской и человеческим страданием. Образ Демона явился главной темой творчества Врубеля-живописца. В картинах Демон сидящий (1890) и Демон поверженный (1902) выразительно показана трагическая, отвергнутая, мятущаяся личность.

В 1884 — 89 расписывал Кирилловскую церковь в Киеве, работал над эскизами росписей Владимирского собора, написал ряд икон (“Св. Афанасий”, Богоматерь с младенцем, “Сошествие Св. Духа” и др.). В иконописи Врубеля соединялись византийская декоративность и экспрессия с романтическими и символическими чертами.Участник Мамонтовского кружка. С 1898 Врубель участвовал в выставках художественного объединения Мир искусства. Им выполнено керамическое панно “Принцесса Греза” на фасаде гостиницы “Метрополь” в Москве. Конец жизни Врубеля был омрачен душевной болезнью и слепотой.

В. А. Серов (19.01.1865 - 05.12.1911)- художник-портретист, вошел в искусство сразу как сложившийся мастер. Две работы, показанные на выставке в 1888 г., - " Девочка с персиками (Портрет В.С. Мамонтовой)" (1887) и " Девушка, освещенная солнцем (Портрет М.Я. Симонович)" (1888) - имели сенсационный успех и были восприняты как новое слово в искусстве.
Творчество Серова было многообразно, и во всем он проявлял себя как истинный мастер. Диапазон его возможностей был широк - от уникальной техники рисования углем (портрет Ф.И. Шаляпина, 1995г.), до крохотных изображений, исполненных графитным карандашом (зарисовки с В.И. Качалова, 1908г. и Т.П. Карсавиной, 1909г.) С 1895г. до самой смерти он трудился над громадной (более 150 листов) серией иллюстраций к басням И.А. Крылова. Всего лишь раз испробовав силы в театральной афише, он создал для " Русских сезонов" подлинный шедевр - лист с изображением танцующей А.П. Павловой. Создал прекрасные декорации для постановки оперы своего отца А. Серова " Юдифь" (1907) в Мариинском театре, к балету " Шехерезада" (1911) на музыку Н. Римского-Корсакова для " Русских сезонов" в Париже. Серов обращался в живописи к историческим темам (картина " Петр I" 1907г.) и античной мифологии (картины " Одиссей и Навзикая" и " Похищение Европы", обе 1910г.). Являлся непревзойденным портретистом своего времени и оставил после себя обширную портретную галерею, запечатлевшую людей разного возраста, пола и состояния.
Умер 22 ноября 1911г. в Москве от сердечного приступа.

 

Илья Ефимович Репин (1844–1930). В его искусстве отразилась история России за десятилетия. Он написал десятки картин, сотни портретов, сделал тысячи рисунков, множество подготовительных этюдов. В годы учебы на формирование Репина как ху­дожника большое влияние оказали Крамской и другие члены Артели художников, а также критик В. В. Стасов. За программную работу " Воскрешение дочери Иаира" в академии художеств Репин получил Большую золотую медаль и право на 6-летнее обучение в Италии и Франции, где завершил художественное образование. После возвращения из Парижа за картину «Садко» в 1876 г. Репин получил зва­ние академика. В 1876 примкнул к Товариществу передвижных художественных выставок, став одним из вождей реалистической школы живописи. Над чем бы ни работал Репин - сказочный " Садко в подводном царстве", революционный " Арест пропагандиста", исторический " Иван Грозный и сын его Иван", психологические портреты " Протодьякон", " Мусоргский", - его творчество глубоко социально. Репину всегда были интересны край­ние эмоциональные переживания чело­века: горе, радость, удивление.

Великого русского живописца Илью Репина связывало долгое, тридцатилетнее, знакомство с Л. Н. Толстым. Художник сделал десятки живописных и графических изображений писателя и скульптурный портрет.

Творчество Репина — одна из вершин русского демократического искусства.

 

52. Творческие группировки рубежа начала 20 века: “Мир искусства”, “Голубая роза”, “Бубновый валет”.

«Мир искусства» - (1898 -1910) объединение художников, созданное в Петербурге в конце XIX в., заявившее о себе журналом и выставками, от имени которых получило свое название. В 1898 г. в музее училища барона Штиглица усилиями С.ДЯГИЛЕВА была организована первая художественная выставка " Русских и финляндских художников", в том же 1898 г. возник и журнал " Мир искусства". Главную роль в объединении играли А.БЕНУА (художник, историк искусства, критик, идеолог и теоретик " Мира искусства") и С.ДЯГИЛЕВ (одаренный музыкант, крупнейший художественный деятель и талантливейший организатор). Знаменитые «ДЯГИЛЕВСКИЕ СЕЗОНЫ» одна из ярчайших страниц русского искусства ХХ века. Лозунгом " мирискусников" было " искусство для искусства", в том смысле, что художественное творчество само в себе несет высшую ценность и не нуждается в идейных обоснованиях. Кумирами мирискусников были: Вагнер и Достоевский, Ибсен и Чайковский, Глинка, Шопен, Бизе. Они ценили прозу немецких романтиков и боготворили Пушкина. Они были апологетами русского европеизма. В их среде процветал культ Петра I - основоположника новой европеизированной русской культуры. Культ Петербурга - как средоточия этой культуры. Культ Пушкина - как самого значительного и типичного выразителя всего " петербургского периода" русской истории. С точки зрения художественного метода мирискуссники были больше синтетики, чем аналитики, живописцы. Отсюда рассудочность, ирония, игра, декоративизм. Рисунок, живопись, подчинялись декоративно-графическому началу. Это объясняет и тяготение к синтезу различных видов и жанров искусства: соединению в одной композиции пейзажа, натюрморта, портрета или исторического этюда"; включение живописи, скульптуры, рельефа в архитектуру, стремление использовать новые материалы, " выход" в книжную графику и музыкальный театр.

" Голубая роза" - Первая группировка, от которой начинается отсчет новых направлений в русской живописи нач. XX в.. Под этим названием в 1907 г. в Москве была открыта выставка, в которой приняли участие Н.П.Крымов, П.В.Кузнецов, Н.Н.Сапунов, М.С.Сарьян, С.Ю.Судейкин и др., всего 16 художников. Среди них были те, кому предстояло сыграть значительную роль в развитии русской живописи - Кузнецов, Сарьян, Сапунов. Для работ членов " Голубой розы" характерны плоскостность и декоративность стилизации форм, лиризм образов, настроения грусти и меланхолии, иногда мистико-символические искания. " Голубая роза" была наиболее близка поэтике символизма. Правда поэты-символисты (Брюсов, Блок, Белый, Иванов), в отличии от художников, создали свою теорию символизма. Основой близости поэтике символизма художников " Голубой розы" была установка на трансформацию, пересоздание образов действительности.

Театр явился той почвой, где живопись " Голубой розы" и поэтический символизм встретились непосредственно. Н.С.Сапунов, С.Судейкин – первые оформители символических драм М.Метерлинка, Ибсена, Блока. Путь " голуборозовцев" не был путем отказа от прежней живописной системы, это было логическое развитие и совершенствование.

" Бубновый валет" (1910-1916) - объединение московских художников.

Ядро объединения составляли: М.Ф.Ларионов, Н.С.Гончарова, П.П. Кончаловский, И.И.Машков, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк, А.В.Куприн и др. Шумная, окруженная ореолом скандала деятельность " Бубнового валета" окрашена духом эпатирования буржуа. Художники этого объединения имели свой устав, выставки, сборники статей. Импрессионизм был исходной точкой и творческим методом, в преодолении которого художники " Бубнового валета" видели свою первоочередную задачу. Они выработали новую, " антипсихологическую" систему живописи: утверждение предмета и предметности. Натюрморт в их творчестве занимает ведущее место (И.Машков " Синие сливы", 1910). Бубнововалетовцы искали вдохновения в фольклоре, в народной игрушке, в детском рисунке, в лубке, в ремесленном примитиве вывесок с кренделями, сахарными головками и бутафорскими дынями. Стиль живописи " Бубнового валета" критика часто определяла как " стиль вывески" и отмечала их связь с сезаннизмом. Кубизм и футуризм также оказал влияние на живопись " Бубнового валета". Основной прием футуризма - " монтаж" предмета на плоскости путем совмещения в одновременном изображении " видов", использовал в своем творчестве А.Лентулов (" Василий Блаженный", 1913). Для творчества лидера " Бубнового валета" М.Ларионова были типичны примитив, стилистика вывески, лубка, народной игрушки, детского рисунка (" Осень счастливая", 1912). В 1912 г., протестуя против " сезаннизма", из объедиения " Бубновый валет" вышли М.Ларионов и Н.Гончарова. Они организовали выставки " Ослинный хвост" и " Мишень". Вскоре за ними последовали Кончаловский, Машков, Куприн, Лентулов, Фальк. В 1916 году объединение фактически перестало существовать

53. Соцреализм в отечественном искусстве 30 – 50-х гг. 20 века

Соцреализм - основное художественное направление, господствовавшее в СССР в 1930-х - 1950-х гг. В советском искусстве и художественной критике уже в конце 1920-х гг. сложилось представление об исторической предназначенности искусства - утверждать в общедоступной реалистической форме социалистические идеалы, образы новых людей и новых общественных отношений. Эта программа отвергала такие важные этапы национального наследия, как религиозное искусство средних веков и авангардное искусство XX в. Были разработаны основные принципы соцреализма: правдивое изображение действительности в ее, революционном развитии, сочетание исторической конкретности образов с их героикой и романтикой.

Программа соцреализма была основана на прославлении революционной борьбы народа и его вождей, советского образа жизни, трудового энтузиазма. Строгие требования определяли содержание и форму произведений, круг тем. Предполагалась жёсткая цензура искусства сверху. Метод соцреализма был предписан всем видам искусства, включая архитектуру и прикладное искусство, что сдерживало творческую инициативу художников, вызывало драматическую ломку одних мастеров и опалу других. Тем не менее, многим талантливым художникам удалось в эту жесткую эпоху создать значительные произведения, вошедшие в сокровищницу мирового искусства .






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.