Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образование СССР. Развитие государственно-политической системы в 20-х г. XX в.






 

Образование СССР. Кначалу 1920-х гг. на территории бывшей Российской империи существовало несколько советских республик, находившихся в тесных договорных отношениях с РСФСР: Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская и Грузинская ССР, Бухарская, Хорезмская и Дальневосточная республики. Между ними сложились военно-политический, хозяйственный и дипломатический союзы. Особенность государственного управления этого периода заключалась в том, что управленческие структуры РСФСР выполняли роль общегосударственных органов для союза республик. Одновременно представители республик были включены в состав высших органов власти и управления РСФСР, а правящие в республиках компартии получили права областных парторганизаций Российской коммунистической партии (большевиков). Благодаря этому достигалось единство действий республик в решении большинства военных и хозяйственных вопросов. Однако отсутствие правовых норм, регулировавших отношения центральных и республиканских органов, приводило иногда к конфликтам и недоразумениям.

Задачи восстановления и развития хозяйства, укрепления советского политического строя и обороноспособности респуб­лик, прорыва дипломатической изоляции требовали совершенствования договорных отношений. Общность политического строя и близость задач, стоявших перед советскими республиками, являвшимися в недавнем прошлом составными частями единого государства, подталкивали их к восстановлению государственного единства.

Значительными шагами на этом пути явились создание в марте 1922 г. Закавказской Федерации, в которую вошли Азербайджанская, Армянская и Грузинская ССР, а также переговоры между партийными и советскими органами РСФСР и Украины об урегулировании и уточнении федеративных взаимоотношений, состоявшиеся весной —летом 1922 г. Это позволило политбюро ЦК РКП(б) в августе 1922 г. образовать комиссию для подготовки законопроекта о новой форме государственного объединения республик. Во главе комиссии был поставлен И.В.Сталин, занимав­ший посты генерального секретаря ЦК РКП(б) и наркома по делам национальностей РСФСР. Разработанный комиссией проект получил наименование «плана автономизации». Его сущность сводилась к тому, что все советские республики должны были войти в состав РСФСР на правах автономий. Соответственно, государственные органы РСФСР превращались в государственные органы союза.

В сентябре 1922 г. «план автономизации» подвергся обсуждению на пленумах республиканских компартий. ЦК коммунистических партий Азербайджана, Армении и Белоруссии одобрили этот план. ЦК компартии Украины высказался отрицательно по отношению к «плану автономизации», но при этом сделал ого­ворку, что если ЦК РКП(б) все же признает необходимость вхождения Украины в состав РСФСР, то он не будет настаивать на сохранении формальных признаков политической самостоятель­ности УССР. Против «плана автономизации» выступила компартия Грузии, ЦК которой признал его преждевременным и не подлежащим немедленной передаче на обсуждение партийных масс.

Возражение Украины и категорический отказ Грузии от вхождения в состав РСФСР на правах автономных образований заста­вили политическое руководство РСФСР пересмотреть «план автономизации». В письме В.И.Ленина членам Политбюро ЦК РКП(б) от 26 сентября 1922 г. «план автономизации» был подвергнут критике. В нем также была выдвинута идея объединения республик, включая РСФСР, в новый союз на равноправной основе. 6 октября 1922 г. пленум ЦК РКП (б) одобрил новый проект создания единого государства. В его 1-м пункте признавалось необходимым заключение договора между Украиной, Белоруссией, Закавказской Федерацией и РСФСР об объединении их в Союз Советских Социалистических Республик с оставлением за каждой из них права свободного выхода из Союза.

В декабре 1922 г. во всех республиках состоялись съезды Советов, участники которых одобрили план федерализации и избрали делегатов на Всесоюзный съезд. I Всесоюзный съезд Советов состоялся 30 декабря 1922 г. На нем присутствовали 1673 делегата с правом решающего голоса и 541— с правом совещательного голоса, представлявших четыре республики — РСФСР, ЗСФСР, Украинскую и Белорусскую ССР. Съезд утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Декларация провозглашала принципы добровольности объединения, равноправия республик и право свободного выхода из Союза. Договор определял систему союзных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения с рес­публиканскими управленческими структурами. На съезде был избран Центральный исполнительный комитет (ЦИК) СССР. Исполнительную власть вплоть до принятия союзной Конституции и создания общефедеральных органов управления должны были осуществлять Совнарком и наркоматы РСФСР.

Национально-государственное развитие СССР. В 1922 г. в состав СССР входили четыре союзные республики — РСФСР, Украина, Белоруссия и Закавказская Федерация. В 1925 г. их стало шесть: в результате национально-государственного размежевания Средней Азии появились Туркменская и Узбекская ССР. В 1929 г. из последней вьщелилась Таджикская ССР (вхождение ее в состав СССР в качестве союзной республики было окончательно оформлено в 1931 г.). По Конституции СССР 1936 г. число союзных республик увеличилось до 11. Закавказская Федерация упразднялась, а составлявшие ее Азербайджанская, Армянская и Грузинская ССР непосредственно включались в состав СССР. В союзные республики преобразовывались также Казахская и Киргизская, бывшие до этого автономными республиками в составе РСФСР. В 1940 г. в состав СССР вошли. Молдавская.., Эстонкая, Латвийская ССР и Литовская ССР. Число союзных республик, таким образом достигло 15. В 1940—1956 гг. 16-м субъектом СССР являлась Карело-Финская ССР.

Конституция СССР 1924 г. Решение о необходимости разработки и принятия союзной Конституции было принято I Всесоюзным съездом Советов в декабре 1922 г. Работа над ней велась в специальных комиссиях, образованных Президиумом ЦИК, также в конституционных комиссиях республик. К лету 1923 г. проектОсновного закона страны был подготовлен и передан на рассмотрение ЦИК. 6 июля 1923 г. ЦИК утвердил Конституцию СССР, и она фактически вступила в силу. Тогда же были образованы Совнарком СССР и общегосударственные наркоматы. Эту дату даже успели объявить праздничным днем. Но окончательно Конституция СССР была принята II Всесоюзным съездом Советов 31 января 1924 г.

Конституция СССР состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В Деклара­ции указывались причины и принципы создания союзного государства. Договор включал в себя одиннадцать глав: I. О предметах ведения верховных органов власти СССР; И. О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве; III. О съезде Советов СССР; IV. О Центральном исполнительном комитете СССР; V. О Президиуме ЦИК СССР; VI. О Совете народных комиссаров; VII. О Верховном Суде СССР; VIII. О народных комиссариатах СССР; IX. Об Объединенном государственном политическом управлении; X. Союзных республиках; XI. О гербе, флаге и столице СССР.

Конституция проводила четкое разграничение предметов ведения Союза ССР и республик. Поскольку де-юре СССР являлся договорной федерацией, за республиками было сохранено право выхода из Союза ССР. Конструкция государственных органов Союза и входящих в него республик принципиально не отличалась от системы государственных органов РСФСР, закрепленных в Конституции РСФСР 1918 г. Высшим органом власти объявлялся Съезд Советов, а в период между съездами — ЦИК СССР. Постоянно действующим законодательным, исполнительным и распорядительным органом был Президиум ЦИК. ЦИК СССР формировал правительство — Совет народных комиссаров. Конституция СССР 1924 г. оставляла фактически без изменений прежнюю избирательную систему. Особенностью первой Конституции СССР являлось отсутствие в ней главы о правах и свободах граждан.

Конституция СССР признавала за союзными республиками право иметь свои конституции, которые должны были базироваться на союзной Конституции и не противоречить содержащимся в ней нормам и положениям. Первыми свои конституции приняли ЗСФСР и РСФСР (1925), потом — Белорусская ССР (1927). Украинская ССР сначала приняла новую редакцию Конституции (1925), а затем разработала новый Основной закон (1929 г.). В республиках, преобразованных в союзные из автономных в ходе национально-государственного строительства 1920-х — начала 1930-х гг., также появились свои конституции: в 1927 г. — в Узбекской и Туркменской ССР, в 1931 г. — в Таджикской ССР. В республиканских конституциях рассматривались отношения с Союзом ССР, государственный механизм и национальное устройство республик и, в отличие от союзной Конституции, правовой статус граждан. Конституция СССР 1924 г. и разработанные на ее основе конституции республик действовали до 1936—1937 гг.

Установление однопартийной системы. Основные черты советской политической системы оформились еще в годы Октябрьской революции и гражданской войны. Создателем советской государственности по праву считается В. И.Ленин. Уже в своих дооктябрьских работах он теоретически обосновал советскую модель государственного устройства. Будучи решительным противником парламентаризма и разделения властей как атрибутов буржуазной государственности, В.И.Ленин полагал, что советская система осуществит решительный разрыв со старой государственностью, обеспечит реальное участие рабочего класса и его союзников в управлении государственными делами, создаст необходимые условия для втягивания трудящихся в социалистическое строительство. Республика Советов рассматривалась В. И.Лениным как разновидность диктатуры пролетариата, возникшая в новых исторических условиях в России, но имеющая универсальное, международное значение. Большевистской партии он отводил роль политического наставника пролетариата, помогающего ему определять и осуществлять основные направления внутренней и внешней политики государства.

Формально вся полнота власти в СССР действительно находилась в руках Советов, представлявших собой строго централизованную систему высших и местных органов. И законодательная, и исполнительная власти соединялись в лице Советов в единую организацию органов власти и управления. Однако в силу ряда обстоятельств, прежде всего из-за низкого уровня политической культуры масс, Советы не смогли полностью справиться с большим объемом управленческих функций и оказались подменены у руля государственного управления большевистской партией. Это противоречие между правовым положением Советов и их фактической ролью в политической системе постоянно углублялось.

Центральным звеном политической системы советского общества была большевистская партия. Первое время она мирилась с существованием других политических партий. Советские органы, как высшие, так и местные, являлись многопартийными по составу. Однако постепенно все политические партии были вытеснены с политической арены. Фактически это произошло еще в годы гражданской войны. Окончательно же однопартийная система устанавливается в стране к 1922 г. С этого времени политическая оппозиция в стране существовала лишь в виде фракций внутри правящей большевистской партии, и то на не вполне законном основании, так как ее X съезд (март 1921 г.) принял резолюцию «О единстве партии», запрещавшую создание фракций и групп в РКП(б).

Российская коммунистическая партия (большевиков), с 1925 г. — Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков), определяла на своих съездах основные направления внутренней и внешней политики Советского государства. На VIII съезде партии (март 1919 г.) была принята программа построения социализма в стране, на X съезде (март 1921 г.) — одобрена новая экономическая политика, на XIV съезде (декабрь 1925 г.) — взят курс на индустриализацию. В период между съездами руководящим органом партии являлся Центральный комитет, избиравшийся съездом и ответственный перед ним. ЦК регулярно проводил пленумы, на которых обсуждались вопросы текущей политики, избирались другие руководящие органы партии — Политбюро, Секретариат, Оргбюро. Политбюро признавалось высшей инстанцией между пленумами ЦК. Оно заседало не реже одного раза в неделю, решало важнейшие государственные и хозяйственные вопросы. Будучи органом, подотчетным ЦК, Политбюро постепенно возвышалось над другими партийными структурами, предрешая решения ЦК и даже съездов партии.

Признанным лидером партии являлся В.И.Ленин, занимавший одновременно пост председателя Совнаркома. В 1922 г. он тяжело заболел и вскоре отошел от непосредственного руководства партией и государством. В апреле 1922 г. было решено учредить должность Генерального секретаря ЦК. Им стал И. В. Сталин. Первоначально в его обязанности входило руководство кадровой политикой партии. Он быстро понял, какие возможности предоставляет эта должность. Генеральный секретарь выступал в качестве связующего звена между Политбюро, Оргбюро и Секретариатом, оказывал значительное влияние на выработку их решений, сконцентрировал в своих руках расстановку кадров аппарата ЦК и руководителей местных парторганизаций. Умелое использование кадровой политики составило основу необъятной власти И. В. Сталина, позволило ему встать над партией и установить свою личную диктатуру в стране к 1930-м гг.

Формирование однопартийной системы породило процесс сращивания государственного, советского аппарата с партийным аппаратом. Важнейшие политические и экономические вопросы «начала решались на съездах партии, а уж затем проводились через съезды Советов. Система партийных органов повторяла систему государственных органов. На высокие государственные должности назначались или избирались только члены партии. Чаще всегов одном лице сочетались советский работник и партийный функционер. Со временем советские органы превратились в рычагуправления государством со стороны партии.

Ни Конституция, ни правовая теория не предусматривали подобного вмешательства партийных органов в непосредственное управление государством. Но на практике оно с каждым годом усиливалось.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.