Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Несколько советов по подготовке к написанию эссе






Иллюзия неизвестности, или

 

Нет ничего тягостнее

мучительной неизвестности.

 

О. Уайльд

 

Что же мы знаем об эссе, которое вам предстоит писать? Кажется, пугающее «ничего», ведь его тема остается неизвестной. Как подготовиться к этой неизвестности?

Вы находитесь в отчасти парадоксальной ситуации: не зная, о чем спросят, можете с уверенностью сказать, о чем непременно следует упомянуть в ответах. Эти обязательные аспекты заложены в критериях оценки испытания. С их подробного рассмотрения мы и начнем, отступив от порядка, в котором они выстроены в таблице официального документа.

 

Критерии Показатели Баллы
языковая грамотность текста (речевая, грамматическая, орфографическая и пунктуационная) речевая грамотность от 0 до 4
грамотность в области грамматики
орфографическая грамотность
пунктуационная грамотность

 

Итак, несколько советов:

− не знаете, можно ли так сказать, скажите по-другому;

− разбивайте длинные конструкции;

− не уверены в сочетаемости слов – закавычьте слово, которое вызывает сомнение.

− перечитайте написанное не менее трех раз, проговаривая написанное про себя: сначала проверьте содержание, затем речевую составляющую, после – орфографию и пунктуацию.

И немного соломки. Первая яма часто поджидает пишущего в самом начале пути. Речь идет об оформлении заголовка и эпиграфа. Вспомните: после заголовка точка не ставится, не ставится она и после фамилии автора, эпиграф не берется в кавычки. Начало этой статьи может скромно послужить вам образцом оформления.

 

Критерии Показатели Баллы
оригинальность изложения   художественный стиль и нестандартность изложения от 0 до 3
яркость и образность изложения
ясность и целостность изложения

 

Неповторимость текста, «лица необщее выражение», по счастливой формулировке Е. Боратынского, создают мысли, композиция и язык.

Содержательная составляющая оценивается особо. И хотя изъять ее и полюбоваться пустой формой довольно сложно, остановимся на двух других критериях.

Язык. Эссе – жанр, включающий достижения художественного, научного и публицистического стилей. В этом перечне нет, как мы видим, стиля официально-делового. И поэтому, хотя написание и чтение служебных бумаг приучило нас к определенным словесным формулам, не дайте мысли попасть в наезженную колею. Эмоциональность и открытость рядом с казенными оборотами мертвеют. Вчитайтесь: «Поэтапное внедрение федерального государственного образовательного стандарта среднего образования стало для меня надежными мостками, по которым я иду к новой модели обучения». Чувствуете уничтожающий искренность диссонанс?

Стремитесь к общей яркости стиля, но не беллетризируйте текст без необходимости. Художественность не сводится непременно к живописности или, уже, пейзажности. Одной из назойливых особенностей эссе прошлого года было стремление включить описание природы в свой текст. Не навешивайте бантиков, если они ничего не связывают.

Композиция. Это архитектура вашего текста, которая может быть сколь угодно причудливой, но должна позволять перейти из комнаты в комнату, то есть связать части текста воедино. Продумайте заранее общую схему построения текста, это поможет в ходе испытания сэкономить драгоценное время. Можете подстраховать себя, проработав несколько вариантов. Всего же этих вариантов множество. Вот их далеко не исчерпывающий перечень.

Автобиография. Выделите этапные моменты, которые давали вам новое понимание профессии. При этом жанр эссе делает вполне дозволительными временные скачки и лакуны.

Рассказ или очерк. Вспомните случай, который позволит отразить все важные для вас принципы работы. Это может быть и описание всегда столь насыщенного рабочего дня учителя.

Модель, структурирующая метафора. Для образовательного процесса подбирается яркая аналогия, подробно рассматриваются ее составляющие. Прочитайте работу коллеги (примеры взяты из работ конкурсантов 2015 г.) и потренируйтесь в создании своих метафор. Даже если вы выберете другую композиционную схему, в вашем арсенале прибавится множество ярких образов.

Я принадлежу к поколению 90-х, это поколение, которое первым осваивало мир компьютерных игр, начиная от примитивных 8-мибитных игрушек с двухмерными героями и незамысловатыми сюжетами и заканчивая играми с трехмерной графикой всевозможных жанров. Как и мои ровесники, я увлеченно проходила одну игру за другой, преодолевая этапы, накапливая бонусы, приобретая полезные навыки (скиллы) и побеждая «боссов»-злодеев, чтобы спасти хоть и виртуальный, но все-таки мир! Все это было давно… Уже 12 лет я не играю в компьютерные игры. Теперь моя деятельность, мои мысли, вся моя жизнь связаны с пошаговой стратегией в реальном времени под названием ШКОЛА (Ахапкина М.Е.). И далее в эссе закономерно появляются рубрикации «Жанры», «Миссия игры», «Среда, место действия», «Дополнительные опции», «Бонусы и “Боссы”», «Завершение игры».

Тезисы. Поскольку эссе − форма свободная, логику выдвижения тезисов можно обосновать с помощью внешних ассоциаций (прием, сходный с предыдущим), например радуга, гамма, и каждому элементу присвоить новое значение. Также тезисы могут вводиться с помощью цитат, с которыми вы спорите или соглашаетесь, называться именами людей, научивших вас изложенным истинам.

Вы не находите, что профессия «учитель» похожа на алмаз, ценность которого зависит от огранки? Даже самый чистый алмаз, не имея огранки, выглядит ничем не лучше обыкновенного осколка или куска льда. Лишь побывав в искусных руках опытного огранщика, непримечательный камень превращается в сверкающий бриллиант. И чем больше граней, тем ярче проявляются все достоинства алмаза.< …> Итак, грань первая, предметная (Колупаева Т. О.).

Трехчастная модель рассуждения, которую можно сделать интересней, если использовать доказательство от противного, выдвинув тезис, который вы намерены опровергнуть, или приведя два внешне противоречащих друг другу постулата. Так вы добьетесь парадоксальности текста – привнесете черту, которую некоторые исследователи считают жанрообразующей для эссе.

Свободное сцепление мыслей. Выстраивая переходы, подчеркивайте ассоциации, которые привели вас к следующему пункту.

В судьбе каждого человека происходят явления, встречаются вещи, случаются события, которые становятся для него Школой ‒ открывают истины и меняют мировоззрение. Для меня такими явлениями стали встречи, вещами ‒ книги, а важным событием ‒ рождение сына. (Николаева И.В.)

Спираль. Постепенно развитие тезиса с прибавлением все новых и новых идей.

Кольцо. В качестве рамки можно использовать не только тезис, но и художественную зарисовку. Прекрасное подтверждение уместности пейзажей, обрамляющих текст, вы можете найти в эссе Симаковой Ю.В.

 

Критерии Показатели Баллы
аргументированность позиции чёткость аргументов, отделение фактов от мнений от 0 до 3
использование иллюстрирующих примеров и фактов
наличие выводов и обобщения

 

Итак, два пункта этого критерия связаны с наличием фактов. Откуда черпать аргументы?

Личный педагогический или жизненный опыт. Не будьте голословными: известные истины обретут новую силу, если утверждение абстрактных идей вы превратите в мини-сюжет.

Но глаза школьников направлены на учителя и вне школы. «Нужно всегда соответствовать!» – эта фраза точно про учителя. Вот я иду по улице со своей супругой. Держимся за руки. Ей так приятнее, а я совсем не против. Издалека вижу походку и «козырную» кепку Славы из 6 класса, который идёт с друзьями нам навстречу. В голове голос: «Идти за руку – это как-то несерьёзно, не по-учительски». Но… Я примерно знаю ситуацию в семье этого ребёнка: растёт он без мамы, живет с бабушкой, папа лишь иногда приходит. С кого ему брать пример семейных отношений? На основе чего ему строить свой собственный дом? (Чернышов С.В.)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.