Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 4 психокоррекционные сказки






Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.

Надо сказать, что применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11—13 лет) и проблематике (неадекватное, неэффективное поведение).

Создать психокоррекционную сказку нетрудно, и многие писатели, сами не осознавая этого, сочиняют их блестяще.

Алгоритм психокоррекционной сказки:

1. В первую очередь, мы подбираем героя, близкого ребенку
по полу, возрасту, характеру.

2. Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, что
бы ребенок нашел сходство со своей жизнью.

3. Далее, помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую
на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все пере
живания ребенка.

4. Герой начинает искать выход из создавшегося положения.
Или мы начинаем усугублять ситуацию, приводить ее к логичес
кому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой
может встречать существ, оказавшихся в таком же положении и
смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает «фигуру
психотерапевта» — мудрого наставника, объясняющего ему смысл
происходящего и пр. Наша задача, через сказочные события по
казать герою ситуацию с другой стороны, предложить альтерна
тивные модели поведения, найти позитивный смысл в происхо-


дящем. «Увиденное в правильном свете, все является благом» — эту мудрость хотелось бы донести до ребенка через сказку.

5. Герой понимает свою неправоту и становится на путь изменений.

Создавая психокоррекционные сказки, важно знать скрытую причину «плохого» поведения. Обычно их пять.

Ребенок ведет себя плохо, если:

1. желает привлечь к себе внимание. В этом случае в коррек-
ционной сказке будут содержаться модели социально приемле
мых, положительных способов привлечения внимания;

2. желает властвовать над ситуацией, взрослым, сверстника
ми. При этом в психокоррекционной сказке может быть предло
жена позитивная модель проявления лидерских качеств (ибо ааасть
связана с выраженными лидерскими качествами): хороший пред
водитель прежде всего заботиться о своих друзьях;

3. желает за что-то отомстить взрослому. При этом в психо
коррекционной сказке есть указание на искаженное видение ге
роем проблемы и конструктивная модель поведения;

4. ему страшно, тревожно, он желает избежать неудачи. В
этом случае герои коррекционной сказки оказывают главному
герою поддержку и предлагают способы преодоления страха;

5. у него не сформировано чувство меры. В этом случае пси-
хокоррекционная сказка может довести ситуацию до абсурда,
показывая последствия поступков героя, и оставляя выбор стиля
поведения за ним.

В создании психокоррекционных сказок нам поможет наш жизненный опыт. Ведь многие ситуации уже пережиты нами в детстве и мы можем поделиться этим с ребятами в сказочной форме.

Психокоррекционные сказки наши зарубежные коллеги часто называют психотерапевтическими историями. Далее, мы познакомимся с психотерапевтическими сказками и почувствуем их существенные различия.

Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая. Таким образом мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Даже если он не проявил восторгов по поводу сказки, она все равно попала в его душу, и через некоторое время его поведение изменится. Нам остается только подождать.


Если ребенок хочет, можно обсудить с ним сказку, сформулировать «сказочный урок», проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы и миниатюрных фигурок.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.