Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Х-П жанры в прессе, на РВ и ТВ.






Жанр – это исторически сложившаяся форма организации журналистского выступления. Эта форма лучше всего подходит для решения конкретных задач журналиста. Жанровая форма вобрала в себя исторический опыт многих поколений журналистов. Изначально российская журналистика всегда была переплетена с литературой, и поэтому всегда в ней были литературные технологии и методы (образные средства, язык, стиль). Публицистика, по мнению очень многих исследователей, это авторская, качественная журналистика, которая отличается особыми качественными хар-ми. Публицистика всегда отличается социальной ответственностью, умением видеть факт в контексте времени, ни на кого ни похожей уникальной манерой письма (язык, стиль, образность). Худ. публицистика – представляет нам образно-обобщенную картину мира. Для читателя картина мира полноценна, если в ней есть все части жур-ки, в том числе художественной публицистики. Художественность заключается в богатстве языка и стиля, в обязательном наличии образа. На первый план выходит впечатление автора, первично впечатление о факте, которое передает автор. В ХП особый тип общения с читателем. Ему не рассказывают что-либо, его околдовывают. Одновременно ХП воздействует и на логику, и на эмоции (жанр двойной подсобности – и журналистика и литература). Сочетание изобразительности и документальности. Вследствие укрепления западной модели журналистики (коммерции) сегодня, ХП исчезает. Этому способствуют еще такие факторы, как суета, кадровый голод, кризис в отнош. с аудиторией.

Следует сказать, что строгое разделение по жанрам существует лишь в теории и, в определенной степени, в инф. материалах. Вообще жанрам свойственно взаимопроникновение, и на практике 3 большие группы: инф., аналитич. и хп-е. ХПЖ обычно относят к сфере авторской жур-ки. Соединение писательского тв-ва и жур-ки. Тексты характеризуются повышенным вниманием к языковой выразительности, наличием художественных образов. Характерна типизация, эмоциональность, глубина и оригинальность авторского обобщения действит-ти.

ОЧЕРК – родился как путевой жанр в 1730 г. (странствующий монах пешком шел на камчатку – Игнатий Козыревский). Жанр очерка синтетичен, т.к. из него выросли все другие жанры очерка (Путевой очерк – путешествие человека из пункта А в пункт Б, он описывает, что он видит, встречаются диалоги – если встреча с людьми); Если цель показать через человека глубокую социальную проблему (проблемный очерк); если цель – показать особенность жизни группы людей (социальный очерк); судьбу человека (тогда портретный очерк). Очерк стремится к док-ой насыщенности. Предмет очерка – типичный случай, показательный для данного отрезка времени, обладающий набором граней. Классическая формула: борьба добра и зла + проработка деталей описания, эмоциональная насыщенность.

1. Портретный очерк. Дать представление о персоне, но она при этом представляет собой типичный класс и тоже является типичной. Необходимо раскрыть ценностную систему героя, чтобы аудитория могла сверить ее со своей, что-то корректировать, лучше ориентир. в мире (воспитательная функция). Татьяна Тэсс – «Друзья моей души».

2. Проблемный очерк. Социально значимая проблема. На примере конкретных людских судеб – суть проблемы, действия людей, их мотивы (интервью, диалоговые фрагменты). Портретные, пейзажные, интерьерные описания. Описание действий героев – эмоции в динамике, усиливает сопереживание. Аграновские Анатолий и Валерий, «НГ» - Эльвира Горюхина.

3. Путевой очерк. Образ дороги, семантика движения, цветовая палитра, речевые характеристики. Одно явление – как проявляется в разных пространствах и времени. Люди, как способ отобразить специфику местности. Доминанта – авторское впечатление. Пушкин (Путешествие в Арзрум), Радищев (Путешествие из Питербурга в Москву), Чехов (Остров Сахалин), Двухэтажная Америка (Телевизионный очерк).

РЕЦЕНЗИЯ – спорность. Может относиться и к аналитической журналистике. Это критический отзыв о произ-ии литературы, искусства, живописи, музыки. Зародился в конце 19 века, родоначальником называют Николая Мих. Карамзина. Особенность – до этого тиражи были маленькие, а сейчас в аудиторию вошла масса людей не очень грамотных. Главная цель – просвещение читательской культуры, повышение грамотности, повышение искусства, литературы, музыки в народ. Результат рецензии – люди захотели сами познать этот продукт творчества. Задача – определить степень эстетического достоинства. ВАЖНО: при анализе явления используется имитация стиля анализируемого текста, явления, события, без нее – это аналитический текст. Исторический, психологический и др. анализ, примеры из анализируемого явления в качестве подтверждения мысли, выводы. Выделяют: по объему – мини рец., гранд рец., рец. среднего объема; по числу анализируемыхявлений – монорец., полирец. (сопоставление нескольких явлений); по тематическому принципу (литературные, театральные). Для кого пишут: 1. для автора рецензируемого текста; цель – помочь сравнить свое авторское представление о собственном творч. с представлением человека со стороны. 2. для аудитории; цель – воспитать, обозначить.

В этом жанре активно работали: Белинский, Пушкин, Крымова Наталья (театр.критик), Марина Райкина (МК), Ирина Петровская, Катя Шакшина (Вечерка), Наталья Подкорытова (Обл.газета).

ФЕЛЬЕТОН и ПАМФЛЕТ – сатирические жанры. Суть предназначения сатиры – борьба со злом (памфлет, пародия, эпиграмма, реплика). Предмет сатиры – испорченная действительность. Сатирические жанры – это ХП способ отражения действительности с целью обличения, осмеяния отрицательных явлений жизни. Сумороков, Фонвизин, Гоголь, Ильф и Петров, Саша Черный, Зощенко, Жванецкий, Шендерович.

ФЕЛЬЕТОН (франц. – подвал) – сатирич. жанр. Ф – нижняя треть газетного текста, отделенная жирной линейкой, предназначенная для светской хроники. Метод жанра Фельетон – сатирический анализ на основе типизации. Бывает адресный и безадресный. Средство осмеяния какого-то зла, при этом материал актуальный, подвижность предмета сообщения, рассуждения (многомерный объект). Видимая легкость и непринужденность композиции и языка. Наличие текста и подтекста – черно-белый жанр, т.е. «добро» и «зло» обозначены очень четко. Оценка м.б. субъективной или логической (согласитесь!, наконец-то! и т.п.). Форма контакта с аудиторией – особая договоренность, понимание. Предпочтительны бытовые проблемы, гипертрофированные, типичные.

ПАМФЛЕТ (греч. – всеиспепеляющий) – особая острота, эмоциональная насыщенность. В фельетоне показывается обычная наша жизнь, предмет памфлета – политика, международная тема. Цель – осмеяние порока, уничтожение его носителя. Предмет – полит. деятели, технологии, мировоззрение, поступки и т.п. Имя точно указано, герой наделяется гротесковыми характеристиками, оценка саркастична. Памфлет, в отличии от фельетона, масштабен по содержанию и по фактам. Подтекст по тем же принципам что и в фельетоне. Очень часто в памфлете можно встретить инвективу (обзывалка). Этически это не принятый прием, но очень часто в памфлете он есть, так как это средство политической борьбы. Лимонов например. Чаще всего он подписывается псевдонимом. Является средством борьбы между политическими партиями. Газета «Лимонка». Можно встретить в газете «Правда». Чаадаев «Философские письма», Белинский «Письмо к Гоголю». Телевизионные: Жванецкий, в какой-то степени «Прожектор Пэрис Хилтон».

Х-П Ж НА ТВ весьма разнообразны. Среди них научно-популярные передачи, передачи, рассказывающие зрителям о театре и кино, сатирические передачи («Итого» с В. Шендеровичем, ТВ-6). Специфически телевизионными и очень популярными жанрами являются телеигра, ток-шоу, информационно-развлекательная передача.

Ток-шоу - передача, в которой участвуют ведущий, главные герои и зрительный зал. Передачи такого типа могут быть посвящены как общественно-значимым темам (Глас народа, Пресс-клуб), так и обсуждению проблем личной, семейной жизни (Я сама). От ведущего ожидается умение сфокусировать внимание всех участников на теме передачи.

Лит-ра на ТВ сегодня приобретает все больший размах. Звучит устное слово, особенно сатириков: Михаила Жванецкого, публициста Парфенова, поэтов-пародистов Александра Иванова и Аркадия Арканова «Вокруг смеха».

Второй вариант литературы на ТВ – писатель читает без зала: Радзинский, Андроников, Жванецкий. Проводятся встречи писателей с читателями: Устинова в передаче из суда. Каждая встреча с писателем предполагает мыслительную работу. Писатель предстает как говорящий и мыслящий. А литература выступает как временное искусство. Она способна вобрать в себя элементы любого искусства. Пару слов о ТВ и театре (трансляция спектакля). Первая встреча театра и ТВ – прямая трансляция. Камеры в зрительном зале, фиксировали зал и сцену.

Диалоговые жанры худ. публицистики на ТВ. Это беседы, дискуссии, ток-шоу, гостиная, клуб, кафе, теледискотека, творческий вечер. Этот жанр интереснее, чем монолог. Это общение на экране, в то время как монолог – вещание. Монолог обычно всегда был по приказу авторитарной личности. Диалог - демократическая форма, высказывание коллективного мнения. Он позволяет избежать упрощенной системы мира, которая бывает в монологе. Поэтому диалог должен быть таким, чтобы люди были готовы платить за него деньги. Для журналиста важно найти достойную личность для диалога. Он не должен быть монотонным. Интересен всегда был Эльдар Рязанов в «Кинопанораме». Интересны диалоги Тимура Тизякова в передаче «Когда все дома».

Телерадиопрограммы о кино. Это программа «Кинопанорама», которая рассказывает о новых фильмах, артистах, поисках и находках киношников. Это освещение борьбы за награды, рассказ о конкурсах. Демонстрация лучших кадров. Рекламные ролики о новых фильмах.

Телерадиопрограммы о музыке. Это выступления музыкальных критиков, популяризаторов музыки. Трансляция концертов, конкурсов на канале Культура, пародий на музыкальные произведения, программы из клипов. Конкурсы «Народный артист», Ранее была передача «Алло, мы ищем таланты». Встречи с артистами, композиторами. Популярны такое шоу, как «Играй, гармонь» и «Фабрика звезд», концерты детской музыки, конкурс Евровидения.

ВЕДУЩИЕ Х-П программ: комментаторы, обозреватели, интервьюеры, шоумены, модераторы (ведущие «круглых столов» и подобных передач), это ведущие дискуссий и теледебатов, ведущие службы новостей. Это опытные журналисты, владеющие историей вопроса. Комментаторы - специализирующиеся на отдельных темах, имеющие моральное право выступать с прогнозами и оценками. Обозреватели также ведут персональные телепередачи, вскрывая смысл видеофрагментов. Они обладают «чувством камеры» - умением общаться с невидимой аудиторией. Стали известными такие публицисты, как Генрих Боровик, Александр Бовин. Интервьюер – вдумчивый, пытливый журналист, воздерживающийся от высказывания собственного мнения. Но его вопросы дают возможность услышать интереснейшие вещи. Например эстонский ведущий Урмас Отт мог больше часа вести интервью: с политиками, артистами. Смелым деятелем показал себя ведущий передачи «Момент истины» Андрей Караулов, который недавно вскрывал такие пороки, как злоупотребление властью премьера Касьянова, захват государственных земель под дачи Пахмутовой, Никитой Михалковым, спекуляцию русским лесом бизнесменами. Яркими ведущими политических передач являются Владимир Познер, который прославился организацией телемостов с США с партнером Филом Донахью в годы начала гласности в 1986 г. Владимир Соловьев с передачей «К барьеру». Это талантливый модератор, мастер проведения теледебатов.

Х-П Ж НА РАДИО - До развития ТВ, радиотеатр у микрофона был очень популярен, отличался высоким исполнительским искусством актеров, хорошей музыкой. В настоящее время крупные формы на радио бывают редко. Театр у микрофона идет в виде радиоочерка, радиорассказа, радиокомпозиции, драмы, в том числе документальной. Актеры исполняют роли действующих лиц, но автор играет свою роль сам. Его первые слова: я расскажу вам… Цель такой передачи – привлечь внимание к проблеме или человеку. Иногда герой передачи выступает с послесловием.

Основоположниками документальной драмы на отечественном радио были очеркисты: Арсений Тарковский, Гусев, Финн, Афиногенов. В жанре сочетаются литературные элементы, философские комментарии, статистика, лирика и экономика.. Разновидностью доку-драмы является драма с открытым финалом, где слушатель сам додумывает конец. Важная роль в театре перед микрофоном отводится музыке. Она используется как фон и как дополнительное выразительное средство.

Радиоочерк обычно на радио читает сам автор. К этому пришли после долгих дискуссий. Индивидуальная окраска голоса, отношение к материалу обогащают программу. Исторически развивались три ветви жанра очерка. 1) чтение литературных произведений, опубликованных в прессе; 2) очерки, написанные для радио. Известны очерки Ильи Эренбурга, Казакевича, Константина Паустовского, в 50-е г. Бориса Полевого, в 60-е Василия Аксенова. Читал свои работы Анатолий Аграновский. Третья ветвь – 3) очерки с документальной речью участников событий. Важными на радио являются шумы - акустическая характеристика события. Слушатели как бы видят героев в гуще событий. На радио используются три вида очерков: путевой, проблемный и портретный.

Радиорассказ очень близок к радиоочерку и по сути является его синонимом. Так же используются документальные шумы, музыка, звуковой фон. Творческие поиски привели к формированию эстетики и технологии модификации жанра, который приобрел в мире широкое распространение и получил название «доку-драма», то есть документальная драма, где все роли играют актеры, но сюжет не выдуман. Более того, герои его выступают в начале и в конце. Подлинные имена участников событий сохраняются.

Радиозарисовка – это либо часть радиорассказа, либо картинка-иллюстрация с живыми шумами как преамбула к рекламе.

Радиокомпозиция, радиофильм - э то передача, включающая разнофактурные компоненты: литературный материал, музыку, звуковые документы. Ее типы: Литературная – композиция из стихов и отрывков на одну тему; Литературно-музыкальная – принцип тот же, но скрепляющий стержень – музыка, песни; Документальная композиция – очерк с акцентом на документальных записях, из которых складывается сюжет и композиция.

Радиофильм – разновидность документальной радиокомпозиции – программа из документальных звукозаписей. Слово «радиофильм» появилось в журналистском лексиконе в начале 30-х годов. Потом исчез, а возродился в 60-х, когда появился доступ к Сталинским архивам. Звукозаписи сами складывались в сюжет.

Радиофельетон - появился в результате развития игрового очерка. Документальные записи голосов подбираются так, что создают комический эффект. Соединение разных фраз может опровергнуть то, что утверждается официально. Например, начальник рапортует об успехе и напряженной работе по его достижению. Интервью с рабочими говорит об обратном – перекурах и простоях. Получается как на суде двух глухих: судьи и обвиняемого. В зале суда стоит смех…

В общем, это сопоставляют с документальными радиокомпозициями.

20. Понятие «программирование», «формат» в радиовещании.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.