Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аналитическая жур-ка. Методы и жанры.






(показаны скрытые, неочевидные процессы, которые стоят за событийной картиной мира).

Выбор жанра зависит:

- от целевой установки, цели выступления журналиста;

- от информации которую удастся добыть;

- от способностей и специализации журналиста.

Между жанравыми формами нет четких отличий – у н их один предмет (жизнь вокруг нас), один источник информации, общие методы познания мира (наблюдение. Работа с документами и т.д.), одни функции.

Различия: способы кодирования информации; специфика языка; технические возможности; термины.

3 группы жанров: информационные; аналитические; художественно-публицистические.

Основа всех трех – факт (то, что действительно случилось), но в каждом жанре у факта своя специфика.

АЖ показывают зрителю неочевидные, скрытые процессы, которые стоят за событийной картиной мира.

Для этого вида жанров характерно: 1) проникновение в суть явлений, 2) выяснение причинно-следственных связей между фактами внутри этого явления. 3) идет от начала познания выявлению закономерностей.

Главная задача - научить зрителя думать, размышлять. Аналитика позволяет увидеть проблему, обозначить ее, выявить причину, назвать виновных, предложить альтернативу.

Аналитика — прерогатива газетной журналистики и это оправдано: аналитику нужно читать медленно.

АЖ жур-ки основаны на методе индукции и дедукции, анализе и синтезе. Индукция, или анализ это когда какая-то проблема рассматривается путем разложения на части, от общего - к частному. Дедукция, или синтез - это когда сначала рассматриваются части проблемы по отдельности, а затем в общем плане.

Корреспонденция- цель- определять сущность явления (Короленко, Горький ввели в 19 в.). объект- локальное событ., огранич. местом и врем. факт явл. объектом анализа. от факта к выводам. (бывает постановочная и аналитич.- четкая оценка и выход из ситуации). У корреспонденции на ТВ два полноправных автора: литератор и оператор. Статья- четко сформулир., аргументир. концепция автора или редакции по актуальн. проблеме. начин. с идеи. (от общ. к частн.)Объект- глобальн.явление. Роль факта- быть аргументом или контраргум. этой самой идеи. 3 вида: 1)Проблемн.- задача, кот. надо решить 2) Пропагандист.-продвижение и распростр. 3) Редакционная- задушев. разговор редакции с читат. Обозрение- задача- показ. что измен. за какой-то промеж. времени, тенденции, внутр. закономерность. Обозрение всегда периодично («Итоги недели»).ввел Белинский, у него ежегодные обозрения.Факт- доказат. версии автора. Обозр. всегда обращ. к фактам уже известным. 3 вида: 1) общее- политика, соц. темы. 2) тематич. – криминал., медицин. 3)особое- обзор печати, писем. Комментарий – одна из форм аналитического материала, разъясняющая смысл актуального общественно-политического события, докум. и т.д. Комментатор освещает причинно-следственные связи, говорит о возможных последствиях (субъективность). Колонка – оперативный отклик на конкретные события в форме монолога автора, приглашающего аудиторию к соразмышлению, предполагающего свою оценку фактов в образно-эмоциональной форме. Рецензия (исследовательско-новостийный текст)– оперативный отклик на появление конкретного произведения (искусства, науки, публицистики…), гл. задача – ориентация аудитории в тех проблемах, о кот. говорит автор произведения. Автор соотносит свой взгляд с тем, кот. представлен в произведении. Анализируя произведение, автор обязан вписать его в худож.процесс (худож.традицию, моду). Это целостное представление о произведении. Обозрение (исследовательский текст) – жанр аналитич. публицистики, фактологично (факты отбираются в соответствии с авторской целью, рассматриваются во взаимодействии, вскрываются причинные связи). Предмет жанра – общественные события, цель – предъявление причинно-следственных связей («Итоги», «Мое кино», «Футбольное обозрение»). Обозрение отличается широтой исследовательского материала, нередко ограничено хронологическими рамками («Сегодня в мире», «Пора страды»). Статья – исследовательский текст, обобщение носит более широкий характер (в отличие от корреспонденции), всесторонний анализ явлений, процессов, проблем.Структурно представляет собой цепь умозаключений (от частного к общему и наоборот). -глобализация обсуждаемых проблем (расширение границ повествования); -факты могу быть почерпнуты из различных источников; -научная лексика, четкость формулировок.

Теория аргументации – приведение доводов или аргументов с намерением выделить поддержку аудитории к выдвинутому положению. Способы обоснования: эмпирические (это значит с опорой на собственный опыт) и теоретические.

Александр Привалов «Эксперт» - классика аналитических статей.

Виталий Третьяков «Независимая газета», сейчас он на канале Культура.

Михаил Леонтьев, который вел программу «Однако».

Барьеры на пути к журналистским расследованиям:

- доступ к информации (трудно найти людей, которые могут официально подтвердить документы),

- тонкости в законодательстве,

- необходимость освоения новых технологий,

- незнание существа предмета,

- давление на журналиста (просят прекратить или побыстрей закончить),

- нужно много времени (нужно ок 2 месяцев),

- нужно вовремя выдать информацию,

- юридические проблемы.

17. Репортаж: особенности жанра, тенденция развития.

 

Репортаж принято относить к жанру информационной публицистики. Самое важное – описание атмосферы события в условиях ограниченного времени. В репортаже используется жанр интервью, очень важна оперативность.

Репортаж - термин происходит от французского " reportage" (англ. " report"), - сообщать.

Цель репортажа - оперативно, динамично и достоверно рассказать " историю события", причем репортер выступает как свидетель или участник этого события. Особенность телерепортажа - в отличие от газетного и радиорепортажа - зрелищность. В газете и на радио репортер " рисует", т.е. описывает событие. В телевидении событие наблюдают видео- или телекамеры, а репортер является комментатором, анализирующим развивающееся действие.

Репортаж может быть прямым и в записи. В последнем случае делается монтажная обработка материала - уплотнение во времени, изъятие второстепенного материала. Расстановка акцентов в сообщении определяется относительной длительностью и поэтому важностью эпизодов, крупностью планов и точками съемки объектов. Сам процесс монтажа может изменить идею сообщения до неузнаваемости.

Особенности жанра репортажа:

1) событийность, т.к. объект репортажа - событие. В репортаже почти нет авторского анализа, отхода от описания развивающегося действия, обобщений и выводов, потому что его главная цель - сообщить о самом событии,

2) композиция жанра обусловлена характером объекта, динамикой события. Жанру присуща " реальная фа-бульность",

3) лаконизм и конкретность как литературно-стилистические особенности,

4) " эффект присутствия" - обеспечиваемый зрительным восприятием и активным, личностным участием журналиста в восприятии и отражении события. Важно знать, что зритель репортажа видит зрелищно-звуковую интерпретацию события, а не собственно событие. Поэтому все участники формирования сообщения - журналист, оператор, директор программы, выпускающий редактор вносят свой вклад в конечный результат.

Понятие, “репортаж” возникло в первой половине XIX века и происходит от латинского слова “reportare”, означающем “передавать”, “сообщать”. Поэтому многие справочники и по сей день, определяют репортаж как '' “сообщение о различных событиях, зачастую сенсационного характера”.

Первоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, парламентских дебатов, различных собраний и тому подобное. Позднее такого рода “репортажи” стали называть “отчетами”. А “репортажами” начали именовать публикации несколько иного рода, а именно те, которые по своему содержанию, форме похожи на современные российские очерки. Так, выдающиеся западные репортеры Джон Рид, Эгон Эрвин Киш, Эрнест Хемингуэй, Юлиус Фучик и др. были, в нашем понимании, скорее очеркистами, нежели репортерами. И сейчас, когда европейский журналист говорит что-то о репортаже, он имеет ввиду то, что мы называем очерком. Как раз западные очерки, с точки зрения их “имени”, и являются генетическими предшественниками и ближайшими “родственниками” нынешнего российского репортажа. Это, разумеется, необходимо учитывать в случае использования в российской теории репортажа теоретических размышлений западных исследователей.

Репортаж является одним из наиболее излюбленных жанров отечественных журналистов. История российской журналистики помнит десятки имен выдающихся репортеров и, прежде всего, имя В.А. Гиляровского (“дядюшки Гиляя”, “короля репортеров”), прославившегося в конце XIX – начале XX века своими талантливыми рассказами о мрачных трущобах московского Хитрого рынка, о страшном событии на Ходынском поле, о жизни рабочего люда на промышленных предприятиях Москвы и т. д. Многие репортеры стали известными писателями, но слава их выросла, прежде всего, на репортаже. И это в немалой степени объясняется возможностями, которыми обладает данный тип материала.

Тенденции: вообще жанр репортажа сейчас наверное на 1 месте – возможности передать информацию посредством мобильных репортеров, позволяют вывести этот жанр вперед. Мобильность, достаточная краткость, это больше чем заметка, яркость (клиповое сознание требует ярких описаний), любопытность.

Дмитрий Соколов-Митрич – зам.главного редактора журнала «Русский Репортер», обозреватель газеты «Известия», один из ярких журналистов России. Его коронные жанры – спецрепортаж, очерк, расследование, территория исследования – вся Россия.

18. Диалоговые жанры в современной журналистике: интервью и ток-шоу






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.