Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституционные основы информационного права.






 

День всенародного голосования 12 декабря 1993 г. считается днем принятия Конституции Российской Федерации. Она была принята на всенародном референдуме и закрепляет основы гос. устройства, основные права и свободы человека, определяет статус органов государственной власти. Информационное право – система норм, регулирующих общественные отношения по поводу сбора, создания и распространения информации.

Частью И.п. является право СМИ. Конкретные нормы закреплены в спец законах, а отправные, базовые положения содержатся в конституции РФ. Положения, относящиеся к информационной сфере закреплены в разных главах и статьях Конституции, во-первых в основах конституционного строя России.

1. Р является республикой, то есть высшая власть избирается населением, следовательно, общество должно знать о позиции взглядах претендентов на выборные должности

2. Р – демократическое государство, т.е. население участвует в управлении посредством выборов, референдумов, ч/з своих представителей. Ему требуется информация о деятельности выбранных представителей для принятия последующих решений.

3. Р провозглашается правовым государством, а одним из признаков ПГ является свобода СМИ и, нередко, СМИ определяют как 4ю власть.

4. Р провозглашена Светским государством (церковь отделена от государства), никакая религия не может быть государственной или общеобязательной, а => не м.б. никакой церковной цензуры.

5. В Р провозглашено идеологическое многообразие, никакая идеология не может быть государственной или общеобязательной, а => не возможна идеологическая цензура.

II глава Конституции Закрепляет права и свободы человека и гражданина, в том числе личные, социальные, экономические и политические.

1. Каждому гарантируется защита чести и достоинства. Ничто не может быть основанием для их умаления

2. Каждому гарантируется неприкосновенность частной жизни. Т.е. сбор, хранение и распространение информации о человеке допускается только с его согласия

3. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Никто не может быть принужден к высказыванию своих убеждений или отказа от них

4. Каждый вправе искать, получать, производить и распространять информацию. Сведения, составляющие гос. тайну определяются в соответствии с законом. При этом не допускается злоупотребление свободой информации для разжигания национальной, расовой и иной социальной розни.

5. Гарантируется свобода массовой информации, запрещена цензура

6. Каждый вправе заниматься любыми видами деятельности, не запрещенной законом (в т.ч. и журналистикой). Гарантируется государственная защита прав на результаты творчества.

Конституция определяет обязанности органов гос. власти, в т.ч обязанности информационного Характера:

1. Обязательному опубликованию в СМИ подлежат законы РФ, а так же подзаконные акты, затрагивающие права и свободы человека (НЕ опубликованные акты юридической силы не имеют!!!)

Официальными источниками опубликования федеральных актов является: Собрание законодательства РФ, «Российская газета», «Парламентская газета»; В Свердл Обл. – «Областная газета».

2. В РФ провозглашена публичность парламентской деятельности и судопроизводства => журналисты могут присутствовать во время парламентских и судебных заседаний, кроме случаев, установленных законом, когда требуется проведение закрытых заседаний.

3. Власть не вправе скрывать информацию о состоянии окружающей среды и об иных факторах и обстоятельствах, способных создать угрозу для здоровья и жизни человека.

Журналист обязан обеспечивать конфиденциальность источников информации.

 

 

  1. Правовое регулирование деятельности СМИ. Законодательство СМИ.

 

Правовое регулирование – целенаправленное воздействие с помощью специальных средств на общественные отношения для их упорядочения, поддержание баланса интересов разных лиц для восстановления нарушенных интересов.

Право выполняет регулятивную функцию, определяя порядок деятельности, и охранительную функцию, связанную с восстановлением нарушенных интересов.

Право не является универсальным инструментом, и правовое регулирование является воздействием на отношения, имеющие поведенческое выражение, то есть право не может воздействовать на мысли, чувства, эмоции людей.

Право СМИ должно рассматриваться как сфера частного права, и, следовательно, используется:

  1. диспозитивный метод регулирования, при котором участники отношений сами могут устанавливать правила поведения и менять их по своему усмотрению.
  2. общедозволительный тип правового регулирования, при котором дозволено все, кроме прямо запрещенного законом.

В связи с этим усиливается значение корпоративных норм, различных кодексов профессиональной этики, которые устанавливают дополнительные ограничения, связанные с деятельностью журналиста или редакции.

Так как Россия относится к континентальной правовой семье, основным источником права являются нормативные акты, то есть официальные документы, принимаемые органами власти. Высшей юридической силой в системе нормативных актов обладают законы, и иные акты не должны им противоречить. В системе законодательства о СМИ главенствующее положение занимает Закон о СМИ 1991-го года, и иные законы не должны ему противоречить.

Для обеспечения информационных интересов отдельные ограничения по поводу использования информации закреплены в законах «О гос. Тайне», «О коммерческой тайне», «О персональных данных». В связи с использованием СМИ в процессах политической агитации, специальные правила установлены следующими законами:

  1. Закон об основных гарантиях избирательных прав граждан и прав на участие в референдуме
  2. Закон о референдуме
  3. Закон о выборах президента РФ
  4. Закон о выборах депутатов Госдумы

Имущественные аспекты, связанные с деятельностью редакции регулируются Гражданским кодексом РФ. При этом с 1 января 2008 года в действие вступила 4-ая часть ГК РФ, содержащая нормы о правах на результаты творческой деятельности (интеллектуальная собственность). 4 часть ГК содержит нормы интеллектуального права, включая защиту авторских прав и возможность свободного использования в информационных целях, в обзорах печати и т.д.

Охранительные нормы, содержащиеся в УК РФ, которые предусматривают ответственность за клевету и оскорбления, причем клевета и оскорбления в СМИ влечет повышенную ответственность преступника.

Кодекс предусматривает ответственность за воспрепятствование профессиональной деятельности журналиста путем принуждения к распространению информации либо принуждения к отказу от распространения информации. Журналист рассматривается как гражданин, выполняющий общественный долг, следовательно, посягательство на жизнь и здоровье журналиста или его близких в связи с его профессиональной деятельностью, рассматривается как более опасное преступление и влечет повышенную ответственность.

Кодекс об административных нарушениях предусматривает санкции за отдельные нарушения в сфере деятельности учредителей и редакции СМИ, в том числе за выпуск незарегистрированного СМИ, за выпуск СМИ без выходных данных, за искажение сведений о размере тиража, за непредставление обязательных экземпляров печатных СМИ.

Наряду с законами в соответствии с Конституцией являются Нормы международного права, включая договоры о свободе распространения информации и нормы Гуманитарного права, которые в том числе определяют статус журналиста во время военных действий. Если человек военный, он в первую очередь военный, а потом уже журналист. Погоны важнее, чем статус журналиста.

Россия не является страной прецедентного права, однако свойствами прецедента обладают законы конституционного суда по проверке соответствия отдельных законов конституции. А так же для России стали обязательными прецеденты европейского суда по правам человека. Наряду с правовыми нормами, особое значение приобретают нормы профессиональной этики, включая рекомендации, которые дает Союз журналистов РФ.

 

  1. СМИ и государство. Государственная регистрация СМИ.

СМИ – это периодическая форма распространения массовой информации, то есть газета, журнал, теле, радиопередача, кинохроникальная программа, иная форма распространения информации, имеющая постоянное название, текущую нумерацию и выходящая в свет не реже одного раза в год.

Гос-во заинтересовано в существовании и деятельности СМИ. При этом гос-тво осуществляет контроль за деятельностью СМИ, в том числе предусматривается госуд. регистрация СМИ. Гос-тво предусматривает возможность экономической поддержки СМИ, включая отдельные налоговые льготы, а так же прямое финансирование СМИ. При этом возможность существования электронных СМИ пленум Верховного суда признал, что интернет-сайт может быть зарегистрирован как СМИ, но нельзя принудить владельца к регистрации его в СМИ

Функции по рег-ии возложены на службу надзора в сфере массовых коммуникаций. Однако не требуется регистрация для:

  1. СМИ, учреждаемым органами власти исключительно для публикации официальных материалов
  2. Печатных СМИ тиражом менее 1000 экземпляров
  3. Кабельных СМИ с числом абонентов, не превышающим 10
  4. СМИ, распространяемых в пределах одной организации.

Регистрация СМИ осуществляется по заявлению учредителя, которым не может быть:

  1. Гражданин моложе 18 лет
  2. Гр-н, признанный по решению суда недееспособным в связи с психическим заболеванием
  3. Гражданин, осужденный по приговору суда к наказанию в виде лишения свободы
  4. Иностранный гражданин и граждане без гражданства, не проживающие постоянно в РФ (апатриды)
  5. Граждане, имеющие двойное гражданство (бипатриды) – при создании вещательных СМИ
  6. Организация, чья деятельность запрещена по решению суда

В рег-ии указываются сведения об учредителе, в т.ч. о его правах на другие СМИ, а также инф-ия о самом СМИ. При рег-ии уплачивается регистрационная пошлина (сбор). В заявлении должно быть указано название СМИ, язык и форма распространения, предполагаемая тематика, объем, периодичность, адрес редакции и источники финансирования. Заявление должно быть рассмотрено в течение месяца, и при положит. решении выдается свидетельство о гос регистрации. При этом фактический выпуск продукции должен быть начат в течение 1 года после получения свид-ва. В рег-ии СМИ может быть отказано, если:

1. Предоставлены недостоверные сведения;

2. Регистрационным органом уже зарег-но другое СМИ с таким же названием и такой же формой распространения;

3. Заявление подано лицом, которое не может быть учредителем;

4. Название или предполагаемая тематика является злоупотреблением свободой массовой инф-ции.

Заявление может быть оставлено без рассмотрения, если:

  1. подано неуполномоченным лицом;
  2. подано не в тот регистр. Орган;
  3. в заявлении отсутствуют необходимые сведения;
  4. не уплачен регистрационный сбор.

Во всех этих случаях после устранения недостатков заявление может быть подано вновь.

Свидетельство о регистрации СМИ может быть признано недействительным, если:

  1. СМИ не выходит в свет более 1 года;
  2. в течение 3-х месяцев после первого выхода в свет не представлен Устав редакции;
  3. свидетельство получено обманным путем;
  4. установлен факт повторной регистрации. Данное решение принимается судом.

Деятельность СМИ может быть прекращена:

  1. по решению учредителя, хотя Уставом может предусматриваться, что в этом случае все права переходят к редакции;
  2. по решению суда, по иску регистрирующего органа, если редакция неоднократно в течение года допускала нарушения, по поводу чего выносились письменные предупреждения;
  3. суд может прекратить деятельность СМИ, если не выполнено его решение о приостановлении деятельности на время судебного разбирательства.

 

  1. Правовой статус журн-та, его права и обязанности. Свобода и ответственность.

Журн-т – гражданин, который занимается созданием, редактированием, сбором, подготовкой сообщения или материала для редакции, и связанный с редакцией трудовым или иными договорными отношениями. За журн-ми признаются права и обязанности, возникающие в связи с получением информации, ее распространении и при отношении журналиста с редакцией. Статус журналиста признается так же за сотрудниками СМИ, для которых регистрация не требуется, в том числе СМИ органов власти исключительно для опубликования инф. материалов, корпоративные СМИ, кабельные СМИ (с числом абонентов до 10), с тиражом до 1000 экз.

При получении информации журн-т:

  1. может искать и получать информацию
  2. вправе посещать общественные и гос. организации, их пресс-службы
  3. вправе быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации
  4. вправе получать доступ к документам и материалам, за исключением тех фрагментов, которые содержат сведения, охраняемые законом.
  5. может посещать специальные охраняемые места стихийных бедствий, аварий, местностей, где введено чрезвычайное положение или возникли массовые беспорядки, а также несанкционированные массовые мероприятия.
  6. вправе использовать технические средства записи, но в некоторых случаях при наличии разрешения. В частности, для проведения теле и киносъемки судебного процесса требуется разрешение судьи.

При распространении информации журналист вправе:

  1. Проверять достоверность информации, полученной от другого лица
  2. Высказывать свои мнения и суждения в подготовленных материалах
  3. Распространять подготовленный материал под собственным именем, псевдонимом или анонимно.

При взаимоотношении журналиста и редакции, журналист вправе:

  1. отказаться от подготовки материала, если это противоречит его убеждениям.
  2. снять свою подпись под подготовленным материалом, если в процессе редакторской подготовки было искажено содержание материала, а так же запретить использование материала, если нарушаются его авторские права.

При получении информации журналист обязан:

  1. Предъявлять редакционное удостоверение по первому требованию
  2. Получать согласие на использование съемки, технических средств при получении информации
  3. Обеспечить конфиденциальность источника информациипо его просьбе
  4. Авторизовать сообщение, полученное впервые

При распространении информации журналист обязан:

  1. Проверять достоверность полученной информации
  2. Не допускать распространение под видом достоверной информации слухов и домыслов
  3. Уважать права иных лиц

В отношениях с редакцией журналист обязан:

  1. Соблюдать устав редакции.
  2. Предупреждать главного редактора о возможных исках и претензиях в связи с подготовкой материала.
  3. Отказаться от выполнения задания, если это связано с нарушением закона.

Журналист не должен осуществлять сбор и поиск информации по заданию других лиц, не являющихся редакцией СМИ.

- использовать собственное имя или псевдоним или распространять материал анонимно. При распространении материала журналист обязан не допускать злоупотреблением СМИ, обязан указывать источник информации по просьбе лица или сохранять. Журналист обязан и не должен укрывать или фальсифицировать социально значимую информацию.

Свобода журналистской деятельности гарантируется законом и к уголовной ответственности могут быть привлечены лица, препятствующие проф. деятельности журналиста. Сам журналист может быть привлечен к ответственности, в т. Ч. к уголовной, за клевету и оскорбление. К журналистам может быть предъявлено требование о возмещении морального вреда вследствие распространения недостоверной инф-ии, порочащей честь и достоинство граждан.

Журналист и редакция освобождается от ответственности, если недостоверная информация:

  1. Получена как ответ на официальный запрос или материалы пресс-служб.
  2. Предоставлена гос. органами
  3. Содержалась в материалах, не подлежащих редактированию, либо распространялась в прямом эфире
  4. Является дословным воспроизведением фрагментов выступлений должностных лиц или иных официальных лиц.

Информация, полученная с помощью скрытой камеры может быть опубликована, если она общественно значима, или для невозможности идентификации посторонних лиц.

Журналист несет ответственность за содержание и достоверность информации. При этом, в случае недостоверной информации, граждане имеют право на ответ. Редакция может отказать в ответе, если: прошел год после распространения информации, редакция уже дала опровержение ложному материалу; редакция обязана отказать, если заявление подано анонимно; если опровержение или ответ противоречат судебному решению; если опровержение или ответ является злоупотреблением свободой слова.

Пленум РФ признал, что фельетон, как творческий жанр предполагает отдельное преувеличение и журналисты не должны привлекаться к ответственности, если там отсутствует заведомо ложная информация.

 

  1. Доступ к инф-ии. Аккредит. жур-та. Порядок распростр. инф-ии. Хранение мат-ов.

 

Для обеспечения своих обязанностей по обеспечению инф. интересов общества, каждый журн-т вправе получать инф-ию. Для получ. инф-ии из офиц. источ-ов редакция может направлять запрос на предоставление инф-ии в орг. власти и в орг-ии:

· Ответ на запрос должен предоставляться в течение 7 дней;

· Если инф-я не м.б. предоставлена, в ответ на запрос в течение 3 дн. должно быть письм. направленно уведомление об отказе с указ. причин отказа, датой принятия решения и долж-го лица, принявшего решение об отказе;

· Отказ от предоставления информации может быть оспорен в суде;

· Если предоставление информации в теч 7 дней невозможно, то в ответ на запрос в теч 3 дней должно быть направлено уведомление об отсрочке предоставления инф-ии с указанием причин отсрочки, датой принятия решения и должностного лица, принявшего решение об отсрочке, времени предоставления информации;

· Решение об отсрочке может быть обжаловано в суде.

Во время судебных заседаний, журналист вправе осуществлять письменную или аудио запись, а видео допуск только с разрешения суда! Судебные заседания могут проводиться закрыто, если сведения содержат государственную, коммерческую или судебную тайну, если участвуют несовершеннолетние граждане, если рассматривается дело, связанное с посягательством на сексуальную неприкосновенность личности.

Для обеспечения эффективного взаимодействия журн-тов с источниками инф-ии и редакцией СМИ предусмотрен институт аккредитации. Т.е. гос-ых, муниципальных, обществ. Орг-ии могут аккредитовывать журн-та по обращению его редакции.

Правила об аккредитации разрабатываются соответствующей организацией и не должны содержать дискриминационных условий в связи со статусом СМИ, объемом, формой или территорией распространения СМИ.

Организация, аккредитовавшая журналиста, обязана:

1. Информировать обо всех проводимых мероприятиях за исключением закрытых;

2. Предоставлять стенограммы мероприятий, документы;

3. Создавать надлежащие условия для работы журналиста во время проводимых мероприятий.

Журн-т обязан: Соблюдать правила аккредитации (иначе она м.б. прекращена). А прекращается, если была распространена недостоверная, порочащая информация и данный факт установлен судебным решением, вступившим в силу. А не предполагает более предпочтительного отношения к журналистам каких-либо отдельных СМИ при предоставлении инф-ии.

Распространение инф-ии может осуществляться на коммерческой основе или безвозмездно. При этом каждый экз. печатного СМИ должно содержать выходные данные. За выпуск без выходных данных предусмотрена админ-ая ответ-ть. А так же ответ-ть возникает из-за распространения недостоверных сведений об объеме тиража.

Распространение продукции вещательных СМИ предполагает наличие лицензии, т.е. разрешения на использовании эфирной частоты. При этом распространитель сигнала не должен создавать помехи для работы других лиц.

В передачах вещательных СМИ должно указываться название, главный редактор. И при постоянном вещании, не реже 4-х раз в сутки должно сообщаться о том, кто осуществляет вещание.

Для обеспечения сохранности культурного наследия и обеспечения доказательной базы на случай возникновения конфликтов, каждый выпуск печатного СМИ должен сопровождаться рассылкой бесплатных экземпляров: учредителю, регистрирующей организации, в книжную палату, в библиотеку президента, в библиотеку федерального собрания, в гос библиотеку и публичную Им. Салтыкова-Щедрина.

Дополнительно может предусматриваться обязательная платная рассылка экземпляров каждого выпуска. За непредставление обязательных экземпляров предусмотрена административная ответственность.

Вещательные организации обязаны хранить в записи все материалы, вышедшие в эфир, в течение 3-х месяцев. В редакции обязаны вести регистрационный журнал с указанием всех передач, их автора, ведущего, участников. Журнал должен храниться в течение 1 года с момента внесения последней записи.

 

 

  1. Авторское право в деятельности СМИ. Объект и субъекты авторского права.

Авторское право – система норм, регулирующих отношения по поводу использования результатов творчества в сфере науки, литературы и искусства. Нормы Авторского Права не распространяются на идеи, теории, концепции, языки программирования, методы решения задач, на научные открытия. В субъективном смысле авторское право – это мера возможного поведения лица по использованию результатов творчества. Авторское право возникает в силу факта создания результата, независимо от объема и худ. достоинств. АП не требует формализации, но для уведомления о правах на экземпляре произведения может проставляться знак копирайт ©

Субъекты АП: Автор – гражданин, творческим лицом которого является результат, независимо от его гражданства. Если произведение было создано до 93 года – в качестве автора могло признаваться юр.лицо! Если произведение создано в соавторстве, оно используется по соглашению в соавторстве. А если части произведения, то каждый соавтор может использовать свою часть. АП действует в течение всей жизни автора. Исключительное право защищается в течение 70 лет после смерти автора. А затем произ-ие считается общ-ым достоянием. Если автор создал произведение в годы войны или участвовал в войне, срок продляется на 4 года. Если автор был репрессирован, срок начинает течь с момента его реабилитации. Если произведение создано в соавторстве, то срок отсчитывается со смерти последнего автора. К правам автора относятся - Личные неимущественные права, включая:

· Право авторства, т.е. возможность считаться автором произведения. Действует презумпция авторства, т.е. автором считается лицо, указанное на оригинале или экземпляре пр-ния.

· Право на имя, т.е. возможность указывать собс.е имя, псевдоним или использовать результат творчества анонимно.

· Право на обнародование, т.е. возможность представить произведение неопределенному кругу лиц, путем публикации, публичного представления, исполнения, показа. (Показ в домашнем, семейном, дружеском кругу не считается обнародованием)

· Право на неприкосновенность

· Право на отзыв произведения, т.е. возможность запретить его дальнейшее использование.

· Право на защиту произведения, в т.ч. от изменений, искажений, сокращений.

НО, не считается нарушением права создание музыкальной и литературной пародии, написание шаржа.

В случае нарушения прав автора и правообладателя возможна защита этих прав путем:

1. Требование о признании права

2. Требование о прекращении действий, нарушающих право

3. Требование о публикации судебного решения, устанавливающего факт нарушения, за счет нарушителя

4. Требование о компенсации морального вреда

5. Требование о возмещении убытков, включая реальный ущерб и упущенную выгоду.

· Либо, вместо этого, возможно требование о компенсации в размере от 10 тыс. до 5 млн. рублей

· Либо в размере двукратной стоимости легального экземпляра за каждый распространенный контрафактный экземпляр.

6. Требование об изъятии контрафактных экземпляров с последующим их уничтожением или передачей правообладателю.

Суд, рассматривающий дело может принять решение о конфискации материалов и оборудования, которые использовались для производства контрафакта с последующим уничтожением или зачислением в доход государства.

К авторам примыкают и лица, обладающие смежными правами: исполнители, производители фонограмм, кабельное вещание. Для защиты интересов прав автора и лиц со смежными правами могут создаваться организации по управлению авторскими и смежными правами.

Объекты АП: являются результаты творчества, выраженные в какой-либо объективной форме, независимо от объема и худ. достоинств. При этом объекты могут быть оригинальными и производными.

К объектам авторского права не относятся офиц. тексты (законы и т.п.), официальная символика (гимн, флаг), деньги, гос. награды, произведения нар. твор-ва, материалы, имеющие исключительно инф. характер.

1. Автору принадлежит исключительное право на использование произведения. Хотя права могут предоставляться другим лицам по лицензионному договору.

К исключительному праву относятся:

· Воспроизведение, т.е. создание экземпляров произведения

· Возможность распространения, т.е. введение созданных экземпляров в оборот.

· Возможность использовать произведение путем распространения, показа и т.п.

· Возможность переработки, т.е. создания перевода или иного производного произведения на основе оригинала.

· Возможность размещения произведения в интернете (*в постоянном общем доступе)

Исп. произ-ия другими лицами возможно только с согласия автора или иного правообладателя, однако не считается нарушением:

1. Использование произведения в личных целях без извлечения прибыли.

2. Воспроизведение опубликованных статей по текущим политич., экономич., социальным проблемам в др. СМИ, если это не запрещено редакцией (М.б. указано: необходима ссылка на источник или необх. согласие редакции).

3. Цитирование опубликованных произ-ий в научных, критических и иных целях в объеме, оправданном целью цитирования.

4. Использование произведения в качестве иллюстрации в целях образования, в оправданных объемах.

5. Воспроизведение публичного выступления в СМИ

6. Воспроизведение произведения, находящегося в местах общего доступа, если освещается публичное мероприятие.

7. Воспроизведение произведения или их частей в процессе распространения информации ч/з СМИ.

 

  1. Проф. этика. Базовые принципы журн-ой этики. Кодексы проф. этики.

Гос-во и его структуры рег. деятельность СМИ в форме: законов; регулирования частот, лицензий; регистрации. Гос. регулирование звучит очень жестко: можно - нельзя, а проф-е сообщества: следует это делать - или не следует.

Этика – это наука о нравственных нормах и ценностях, наука о морали. Проф. Этика – наука, изучающая мораль профессии. До начала 90х г. у нас в стране вообще не было никакого документа, регламентирующего этич. нормы. В июне 1994 г. – одобрен кодекс проф.этики. В деятельности жур-та важными является «закон РФ о СМИ», ст. 57 Освобождение от ответственности: Редакция, гл. редактор, жур-т не несут ответ-ти за распр. сведений, не соотв. действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций: 1 если эти сведения присутствуют в обязат. сообщениях; 2 получены от инф. агентств; 3 содержатся в ответе на запрос; 4 явл. дословным воспроизведением речи нар. депутатов; 5 содержатся в автор. произ-х; 6 явл. досл. воспроиз. другим сми. Ст. 152 Защита чести, достоинства и деловой репутации: 1 Гражданин вправе требовать по суду опровержения, допускается защита и после его смерти; 2 Опровержение д.б. в тех же сми; 3 Гр. имеет право ответа в этих же сми; 4 Если решение суда не выполнено, суд вправе наложить штраф; 5 Гр. вправе потребовать возмещение убытков и морального вреда; 6 Если установить лицо невозможно, гражданин обращает в суд за распространение; 7 Правила гражданина применяются к защите деловой репутации юр.лица.

Профессиональная этика - наука о нормах и правилах поведения принятых в конкретной профессиональной среде. Базовые принципы профессиональной этики журналиста:

1. Конституция РФ гарантирует свободу слова, печати, получения и распространения инф-ии;

2. Работать только со сведениями, соответствующими действительности;

3. При получении инф. использовать только законные способы;

4. Принцип общественной значимости распространяемых сведений;

5. Принцип минимизации вреда;

6. Принцип максимизации блага или добра.
Кодексы профессиональной этики

Все наши кодексы профессиональной этики – это слепки с западных кодексов. Всеми кодексами регулируются отношения журналиста с 1) органами власти; 2) коллегами; 3) аудиторий; 4) героями материалов; 5) источниками инф-ии.

В 1982 году в Праге были приняты «Международные принципы журналистской этики». В 1988 году в Бостоне прин. «Межд. принципы проф. этики в жур-ке». В 1994 - России был принят «Кодекс проф. этики рос. жур-та». Осн. положения:

1. Обязательное соблюдение принципов проф. этики.

2. Соблюдение законов своей страны, отклонение любых попыток давления и вмешательства со стороны прав-ва.

3. Распространение только полной, достоверной и проверенной инф-ии.

4. Сохранение проф-ой тайны в отношении источника инф-ии.

5. Уважение и соблюдение прав и свобод человека.

6. Не злоупотреблять своим проф. положением (в распространении рекламы и коммерческой инф-ии и т.д.).

7. Уважение и отстаивание проф-ых прав своих коллег.

8. Отказ от задания, если его выполнение противоречит принципам проф. этики журн-та.

9. Журн-т имеет все гарантии защиты в суде от насилия, оскорблений, морального ущерба, диффамации и т.д.

10. Профессиональный статус журн-та несовместим с занятием должностей в органах власти, полит. партиях. Журн-т не должен брать в руки оружие.

Минимальный стандарт поведения в жур-ке: -сбор инф-ии только честными, законными средствами; -четкое разграничение между новостями, мнениями и комментариями; -распространение только достоверных сведений, кот. можно проверить доступными методами; -выделять специальными приемами (оговорками) слухи, инф-ю, кот. не удалось подтвердить; -отделять архивную инф-ю от новостной; -не путать свою работу с работой отделов рекламы и ПР; -везде делать ссылку на источник; -соблюдение конфиденциальности источника; -незамедлительно исправлять ошибки, сделанные по вине жур-та-не терять чувства такта по отношению к лицу, подвергшемуся критике.- предоставить ему право на ответ; -отличать инф-ю, представляющую общественный интерес от инф-ии, удовлетворяющей обществ. любопытство; -уважать достоинство и права коллег, имеющих отличную (.) зрения; -избегать любого, даже невольного поощрения жестокости, насилия, дискриминации. Проверка инф-ии: Соотв-ют ли сведения действительности? Получена ли она законным путем? Представляет ли инф-я общественный интерес? Нет ли угрозы безопасности? Если жур-т получил утвердительные ответы на них, можно опубликовать. Проблема этизации в России: сильно влияние политики в СМИ, а в политике об этике говорить не приходится; экономическая трудность – часто безнравственность жур-ки оправдывают экономич. положением. Огосударствление и пиаризация жур-ки лишают ее сути; социально-психологическая (опытные жур-ты учат молодых): редактор всегда прав, не тронь руку дающего, поджаривание фактов, дедовщина, заказные материалы, плагиат, непристойные предложения.

 

  1. Свобода жур-ки как соц. ценность. Осн. концепции свободы жур-ки.

Свобода жур-ки – это свобода ставить вопросы, обсуждать наиболее острые соц-ые противоречия, критиковать действия прав-ва и других гос. или частных учреждений, когда эти действия угрожают общ. интересам, подвергать сомнению бездействия властей или злоупотребление властью. Таким образом, жур-ка выполняет функцию общественного контроля за деятельностью власти, а также – информирует общество, воспитывает, развлекает и т.д. Информация в каком-то смысле тоже является соц. ценностью. И общество имеет право на всю полноту инфо-ии о себе самом (свобода инф-ии не является абсолютным правом и может быть ограничена в период действия чрезвычайного или воен. положения).

Сегодня можно говорить о свободе журн-ки от полит. цензуры (контроль офиц. властей за содержанием, выпуском и распространением печ.продукции, с тем, чтобы не допускать распр-ие идей и сведений, признаваемых вредными этими властями). Однако говорить о полной свободе жур-ки пока еще рано, так как на сегодняшний день мы можем наблюдать следующую ситуацию: контент СМИ напрямую зависит от мнения спонсора, то есть можно говорить о наличии своеобразной коммерч. цензуры. Следовательно, наше СМИ не сможет долго существовать без денежных вливаний. Но хоть какая-то свобода все-таки есть. И, в свою очередь, она предполагает не только права, но и обязанности. То есть жур-т несет ответ-ть перед обществом в целом, своей аудиторией в частности, перед коллегами, перед героями своих материалов, перед редакцией, где он работает, и, в конце концов, перед самим собой и своей совестью.

Однако и этой, слегка ограниченной, свободы пришлось добиваться очень долго. Кто бы что ни говорил, жур-ка зависит от гос-ва и, следовательно, от госуд-го строя. Глобальные выводы в отношении журн-ки, развивающейся на фоне гос-го и общ-го движения сформулированы в работе-монографии трех америк.авторов: Сиберта, Питерсона и Шрама. Работа написана еще в 1956 г. профессорами крупнейших америк. университетов. Гл. тезис: становление госуд-сти и коммуникаций происходит параллельно. Каждый новый тип гос-го устройства отрицал предыдущий и связанную с ним систему коммуникаций.

1. Авторитарная: появилась в 16-17 вв, широко практиковалась во многих странах. Основана на многовеком развитии авторитарной полит.мысли: от Платона до Микиавелли. Возникла из философии абсолютной власти монарха или его правит-ва, или и того и другого. Гл цель – проводить и поддерживать политику прав-ва. Печать имеют право использовать те, кто получил королевский патент или другое подобное разрешение. Печать контролируется не только посредством прав-ых патентов, но и цензурой. Запрещена критика полит. управления и лиц, находящихся у власти. Печать находится в руках частных лиц или у гос-ва. Рассматривает печать как инструмент осуществления прав-ой политики.

2. Либертарианская: либерти (свобода – теория свободы воли). Результат влияния соц. процессов эпохи Реформации и идей буржуазного индивидуализма. Начала развиваться в Англии после революции (славн.рев. – 1688 г.); и в США после гражд. войны. Развивалась на основе трудов Джона Мильтона, Джона Локка и Милля, т.е. на основе философии рационализма и теории естесственных прав человека. Мильтон – трактат о свободе слова «Ариополитика», высказывался за свободу слова, печати и очень резко за цензуру. Каждый человек явл.индвидом. 1-Печать контролируется установлением правды в ходе дискуссий и судебной системой. 2-Запрещены клевета, непристойность и измена в военное время. 3-Печать принад. частным лицам и гос-во в жур-ку не вмешивается. 4-Печать явл. инстр-ом контроля над действиями прав-ва. Поздние теории:

3. Респонсибилистская: теория социальной ответственности. Основа современной зап.жур-ки, регулируемой проф. этическим кодексами и общественным мнением. Впервые была выдвинута в 1942 г. в Комисси по свободе печати в США, которую созвали по предложению владельца крупного журн-го концерна Люса. Эта теория создана непосредственно журн-ми. Предпосылки: 1-Промыш.революция, которая способствовала резкому развитию газет, а так же массовой рекламы. 2-Открытие теории Дарвина, 3. Теория Эйнштейна, 4-Новые технич. изобретения (тв, рв, массовый кинематограф). Цели: информировать, развлекать, продавать рекламу, главное - переводить конфликт на уровень дискуссии. Жур-ку использовать может всякий, кому есть, что сказать; жур-ка контролируется мнением общества, проф.этикой и действиями потребителей. Запрещено вмешательство в частную жизнь и жизненно важные интересы общества. СМИ, г.о, принадлежат частным лицам и несут ответ-ть за свои действия и помнят о соц. ответ-ти. Питерсон в своих статьях, написанных для журнала «Журнализм квотерли» сформулировал основные тезисы: 1-Печать должна отделять новости от мнений. Сообщать не просто факты, а всю правду о них. 2-Должна предоставлять место различным точкам зрения. 3- должна давать полную картину положения различных социальных групп. 4-должна разъяснять цели и ценности общества.

4. Неоавторитарная (или советская ком-ая). Это трансформация авторитарной теории в 20 в. Появл. В 20 веке в сов.союзе от революции 1917 г. опирается на средства пропаганды и средства агитации. Агитация-призыв на эмоциях. Пропаганда – доказательство с аргументами. В сов.союзе были только госуд.издания, самиздат был запрещен. 1991-1992 – снят запрет. Неоавт. – это та же авторитарная модель, с теми же чертами и характеристиками, но присущая Новому времени. База: марксистская жур-ка и жур-ка I и II Интернационалов. 1917 г. и полная монополия гос-ва на жур-ку. Попытка распространить в Европе (III Интернационал – Коммунистический). Взрыв внутри – Гитлер, Геббельс – унификация жур-ки. Желе Женев в одной из своих книг назвал фашизм недоделанным коммунизмом.

  1. Понятие «целевая аудитория». Методы исследования аудитории.

Аудитория СМИ – это совокупность людей, адресатов журналистских произведений, возникающие на основе общности информационных интересов, а так же способов их удовлетворения. Структура аудитории:

1. Целевая а. – то, на кого ориентировано СМИ (издание, канал, программа и т.д.);

2. Потенциальная – на них ориентирована, но они не пользуются – а, за счет которой возможно расширение;

3. Реальная а. – те, кто действительно пользуются, звонят, пишут, дают обратную связь;

4. Постоянная а – регулярно потребляют;

5. А мигрирующая – меняется время от времени;

6. Не а. – примерно 15-20% мирового населения, они не явл. потребителями сми.

Основная задача всех СМИ – сохранить и расширить аудиторию. При разработке нового проекта а является основой. Примерно 25 % стоимости уходит на маркетинг.

ЦА – определенная по каким-либо признакам группа пользователей, на которую направлена деятельность СМИ и которая заинтересована в какой-либо информации. Хар-ки а:

1. Социально-демографические (пол, возраст, семейное положение и размер семьи, национальность);

2. Соц.-профессиональные хар-ки (профессиональные, корпоративные, деловые);

3. Социо-культурные хар-ки: образование, вероисповедание, досуг и т.д. (спорт-издания, автомоб.издания, охота);

4. Географические: где человек живет, работает. Это может быть местоположение региона, динамика его развития, численность и плотность населения, доступность СМИ, климат, юридические ограничения, развитость транспорта);

5. Экономические хар-ки: занятость, уровень дохода и потребления, покупательная способность;

6. Психологические или психографические (стиль жизни): темперамент, поведенческие привычки, этапы жизненного цикла семьи, черты характера, жизненная позиция, доминирующие мотивы поведения, образ жизни, система ценностей.

7. Повденческие: интенсивность использования, опыт использования, приверженность, степень лояльности, повод для совершения покупки, важность покупки, адаптация к продукту, доминирующие мотивы покупки, частота пользования.

Методы исследования:

1. социологические: наблюдение (это регистрация событий. Может быть структурированное, т.е. нужна карта наблюдения, где наблюдаемый сам заполняет карту по пунктам; и не структурированное, т.е. без карты – внезапно записывать происходящее событие), опрос (телефонный личный, почтовый, прессовый, интернет, фокус-группы, анкетирование, интервью и т.д.), анализ документов (письма).

2. технические: использование датчиков, аудиметрических устройств.

  1. Социологический подход к изучению содержания материалов СМИ.

Общее и особенное в журналистике (Ж) и социологии (С). Относятся к общественной сфере, Ж погружена в текущую практику, С – в прогнозирование. Принципы: гуманизм. Социальная ответственность, гражданская заинтересованность, стремление получать надежную, проверенную информацию. Общий объект – современное общество. С тяготеет к массово-статистическим факторам и процессам, а Ж ориентирована на человеческую индивидуальность и уникальность событий. Методы почти одинаковы: опросы, интервью, анализ документов, наблюдение. Потребители: С – управленцы, Ж – массовая аудитория. Взаимодополняют друг друга: создают полную картину современного общества, обязаны позитивно влиять на общественный процесс. Функции: С – доминирует познавательная, Ж – информационная. Социологическое мышление: концептуальное мышление, основано на способности к системному анализу и моделированию изучаемого объекта или процесса. Важно видеть место явления в более широких структурах и связях, видеть причинно-следственные связи. Методы исследования д.б. адекватны природе О-кта исследования. Для формирования социологического мышления нужно осмыслить: 1) в основе функций СМИ лежат общественные потребности и интересы; СМИ – социальный институт (форма организации жизни людей). 2) СМИ – не изолированная система, имеют связи с политикой, экономикой, культурой. 3) СМИ имеют законы развития. 4) Взаимоотношения людей со СМИ имеют свои особенности и закономерности, тяготеют к субъективным (т.е. это равноправные отношения).

Использование социологии. В маркетинговых исследованиях – поиск и установление информационной ниши. Определение характеристик потенциальной целевой аудитории. Разработка программы, жанровой структуры. Индивидуальная профессиональная работа журналиста. Проведение редакционных акций (фокус-группы). Обратная связь с аудиторией. Исследование деятельности органа информации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.