Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРАКТИКЕ




 

При подготовке данного раздела пособия мы использовали программу по консультативной практике, разработанную Е.В. Юдиной.

Отчет по консультативной практике должен начинаться с титульного листа. На следующей странице должно находить­ся содержание с указанием номеров страниц соответствующих разделов.

Сквозную нумерацию страниц следует выполнять в центре верхней части страницы, начиная со второй (номер страницы на титульном листе не ставится).

В отчете по консультативной практике студент должен пре­доставить для проверки следующие материалы:

 

1.Описание одного из подходов к психологическому кон­сультированию по следующей схеме:

v Цели и задачи работы с клиентом в рамках данного под­хода.

v Круг проблем, рассматриваемых в данной области психологического консультирования.

v Особенности отношений консультант - клиент.

v Основные методы воздействия в рамках данного подхода.

 

Данное описание осуществляется на основе анализа литературных источников, которые должны быть перечислены в конце раздела.

В литературе по психологическому консультированию мож­но часто встретить описание различных подходов к работе с клиентом, но эти описания имеют свою структуру, они выпол­нены не по указанной выше схеме. Студент должен ознакомиться с литературой и на основе ее анализа описать подход к консультированию именно согласно схеме, изложенной выше. Это задание на умение читать и анализировать литерату­ру по психологическому консультированию.

Некоторые студенты вместо описания подхода к психологи­ческому консультированию описывают психологическое кон­сультирование вообще или какой-либо вид психологического консультирования, например семейное. Это ошибка. Внутри, например, семейного психологического консультирования можно выделить не менее 8 различных подходов к работе с семьей (см. Навайтис, 1999, с. 15-87): психодинамическая модель консультирования семьи, структурная модель консуль­тирования семьи, стратегическая модель психологического консультирования семьи и т. д.

 

2. Описание случая психологического консультиро­вания, описанного в литературных источниках, с после­дующим его разбором. Желательно брать случай консульти­рования из того подхода, который описывался выше. Сту­дент как бы иллюстрирует тот подход, который он ранее описывал.

 

Описание и анализ консультативного случая удобно осуще­ствлять в форме таблицы, имеющей следующие колонки:

 

№ этапа Ход беседы Анализ деятельности консультанта Мой комментарий
       

В колонке «Ход беседы» желательно поместить протокол беседы. В колонке «Анализ деятельности консультанта» по­мимо собственно анализа, объяснения, что и зачем консуль­тант делает, необходимо поместить информацию о трудно­стях, которые встречает консультант в своей работе, и о путях решения трудностей в ходе беседы. В колонке «Мой коммен­тарий» студенту следует поместить свои комментарии: с чем он согласен, а с чем нет, что, как он считает, следует делать по-другому.



В качестве удачного примера такого описания и анализа случая консультативной работы можно привести случай работы психолога Браулио Монтальво с семьей девочки Манди, приведенный в книге Э.Г. Эйдемиллера и В. Юстицкиса (1999, с. 359-380). На одной стороне страницы там из­ложен протокол беседы с семьей, на другой Браулио Мон­тальво дает комментарий своей работе, поясняет, что и за­чем он делает. Этот пример иллюстрирует работу с семьей в рамках структурной модели психологического консульти­рования семьи.

 

3. Описание случая психологического консультирова­ния опытного психолога-консультанта с анализом его и раз­бором. Предполагается, что студенты в ходе консультатив­ной практики посетят психологическую консультацию, где смогут наблюдать работу опытного психолога-консультанта с клиентом. Это может быть видеозапись работы, или психо­лог-консультант будет консультировать одного из студентов, который будет разыгрывать какой-либо трудный случай (мо­дельная ситуация). Необходимо обзавестись протоколом этой беседы, используя, например, запись консультативной беседы на диктофон. После такой консультации студентам должна быть предоставлена возможность задать вопросы опытному психологу-консультанту относительно проведен­ной им только что консультации. Эти вопросы помогут сту­дентам потом разбирать и анализировать ход консультатив­ной беседы.



 

Описание случая психологического консультирования с анализом его и разбором осуществляется с помощью таблицы, параметры которой были приведены выше. Если психолог-кон­сультант совершает, с точки зрения клиента, ошибки, необхо­димо на них указывать. Если студент этого не делает, то есть ос­нование судить, что он не разобрался в основных реалиях и понятиях, связанных с психологическим консультировани­ем. То же ощущение возникает, если колонки, в которых дол­жен осуществляться анализ и разбор деятельности консультан­та, заполнены скудно, пестрят пробелами, общими фразами. При анализе консультативной беседы необходимо использо­вать ту терминологию, которую студенты изучали в курсах по психологическому консультированию. Если этого нет, возни­кает ощущение недостаточного владения студентом научной терминологией.

 

4. Описание случая самостоятельного психологического кон­сультирования в модельной ситуации с его анализом и коммен­тариями супервизора. Возможны разные варианты осуществле­ния самостоятельного консультирования:

 

1) один студент консультирует другого применительно к ги­потетической ситуации. Супервизором служит опытный психолог-консультант из психологической консульта­ции, который наблюдает за ходом консультирования, а затем дает свои комментарии;

 

2) студенты разбиваются на группы по 3 человека: один иг­рает роль клиента, другой - консультанта, третий - су­первизора. После консультации супервизор дает свои комментарии. Студенты по кругу меняются местами, так что каждый хоть один раз пробует себя и в роли консуль­танта, и в роли клиента, и в роли супервизора. Так сту­денты обеспечивают себя информацией для последующе­го разбора и анализа.

Студент обязан представить в отчете протокол самостоятель­но осуществленной консультации с. его анализом, описанием трудностей, путей выхода из них, комментариями супервизо­ра. Все это опять же удобно выполнять в форме таблицы, голов­ка которой приведена выше (колонка «Мой комментарий»). Текст должен быть логичным, понятным, доступным для ана­лиза. Студенту следует здесь показать, что он не зря провел вре­мя в высшем учебном заведении. Самостоятельно осуществлен­ная консультация должна отличаться от той беседы, которую мог бы осуществить просто человек с улицы, не искушенный в научной психологии.

 

5. Дневник консультативной практики, отражающий ос­новные этапы ее прохождения с указанием дат и времени этих этапов, содержанием проделанной работы, названиями мест, которые удалось посетить. Первая запись в дневнике - устано­вочная лекция или организационная конференция, на кото­рой до студента доводится, где и как будет практика прохо­дить, какая отчетность потребуется.

 

6. Отзыв студента о прохождении практики с указани­ем приобретенных знаний, умений и навыков, предложения­ми по совершенствованию практики.

 

7. Отчет об изучении деятельности психолога-консуль­танта и особенностях организации пространственной средыв том месте, где осуществлялась консультативная практика.

8. Отзыв психолога-методиста о работе практиканта втой организации, где проходила консультативная практика, с ее оценкой по 5-балльной системе.

 

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал