Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лирическое исступление




А был когда-то розоват наш белый свет -- и, между нами, приятно было называть своими -- вещи -- именами и говорить: кольцо, стрела и поплавок из пенопласта! -- какие громкие дела, какое легкое богатство... Вот так, длина, и ширина, и угловатость, и овальность: мы называли имена -- и вещи тут же отзывались. Но искоса, не в полный глаз, все это время жизнь другая хитро разглядывала нас, наш смутный час подстерегая, -- Искусство... Кто же виноват, что ты всегда шутило с нами и заставляло называть чужими -- вещи -- именами! -- думает кто-нибудь, и, должно быть, не без основания: " Ахискусство, искусство, -- говорит он, -- что ты постоянносбиваешь нас с толку? Только остановишь взгляд на Шармен, обнимающей и целующейБон Жуана, как она уже обнимает и целует, скажем, ЛетучегоНидерландца! И куда-то при этом исчезает Бон Жуан -- так инепонятно до конца, кто он, зачем он был? А то успеешьподружиться с кем-нибудь, -- скажем, с Гуллипутом и следишь заним, но все равно ничегошеньки о нем не знаешь, не узнаешь егопри следующей встрече. Милое искусство, коварное искусство!.. Зачем втягиваешь тыв круг все новые и новые имена, затопляешь жилище наше Азовскимморем, разбрасываешь перед нами нечестное свое лото, гдекарточки с музыкальными инструментами покрывают квадраты сизображением овощей!.. В твоем летучем доме у нас кружитсяголова, нас швыряет из стороны в сторону -- ради чего, милоеискусство, коварное искусство? Ведь мы и так уже свободны, итак готовы согласиться с любым предложением, пуститься в любуютвою авантюру. Пощади нас, покажи нам хотя бы одну путеводнуюзвезду! Мы устали, мы не знаем куда идем, мы забыли свои именаи не помним своих воспоминаний! А маячащая уже поблизостиСпящая Уродина -- не велик приз! Или этим хочешь тырасплатиться с нами? Одним мгновенным горьким поцелуем на бегу? Хорошо, тебе удалось уговорить героя идти к этой цели, нонас-то ты не уговоришь! Мы-то ведь несклонны к тому, чтобысовершать дикие и чудовищные поступки! " И улыбается милое искусство, коварное искусство: ах. Вы несклонны? ах, Вас не уговорить? ах, Вы так уверены в том, чтоискусство подражает жизни, а не наоборот? Давайте же послушаем Дж. Серля -- одного из самых тонкихлингвистов нашего времени: " Предположим, что некий человек идетв универсам со списком, составленным его женой, где указано, что он должен купить; в этом списке содержатся слова " бобы, масло, бекон, хлеб". Предположим далее, что по пятам за ним всевремя, пока он ходит с тележкой по магазину и выбираетуказанные товары, следует сыщик, который записывает все, что онберет. При выходе из магазина у покупателя и у сыщика будутидентичные списки. Но функции этих двух списков будутсовершенно различны. Цель того списка, который находится упокупателя, состоит в том, чтобы, так сказать, " приспособить" мир к словам: этот человек должен согласовывать свои действиясо списком. Цель списка, находящегося у сыщика, -- в том, чтобы" приспособить" слова к миру: сыщик должен согласовывать списокс действиями покупателя. Это, в частности, сказывается наразличной роли " ошибок" в этих двух случаях. Если сыщик, придядомой, неожиданно осознает, что тот человек купил свиныеотбивные вместо бекона, то он сможет просто зачеркнуть слово" бекон" и записать " свиные отбивные". А вот если покупательпридет домой и его жена укажет ему, что он купил свиныеотбивные, хотя ему нужно было купить бекон, то он не сможетисправить свою ошибку, зачеркнув слово " бекон" и записав вместоэтого " свиные отбивные". Я предлагаю назвать этот аспектразличием по направлению приспособления. Список сыщикахарактеризуется направлением приспособления " слова к миру", список же покупателя обладает направлением приспособления " мирак словам". Итак, бывают ситуации, когда не слова приспосабливаются кмиру, а наоборот. Например, когда преступник совершаетпреступление, суд ищет в кодексе статью, к которой можноприспособить это преступление. Или, когда мы встречаем навокзале незнакомого человека, чье словесное описание получилиот друзей, мы тоже приспосабливаем внешность сошедших с поездапассажиров к имеющимся в нашем распоряжении словам. Или, когдаприходим получать зарплату, кассир выдает нам сумму, приспосабливая ее к цифровому выражению слов, означающих размернашей зарплаты. И наконец, когда мы говорим о воспитательнойроли литературы... Значит, не только литература может воспроизводить жизнь, но и жизнь может воспроизводить литературу? Когда уже в началенашего века Оскар Уайльд в предисловии к роману " ПортретДориана Грея" сформулировал тезис о том, что не искусствоотражает жизнь, а наоборот, читатели отнеслись к этому как кпарадоксу. Сегодня же Оскара Уайльда можно, скорее, обвинить вчрезмерной категоричности, чем в пристрастии к лингвистическимшалостям. Да и сам он доказал, что не шутит, когда, вставивзеленую орхидею в петлицу своему герою, вынудил английскихмодников последовать его примеру --- и зеленая орхидея впетлице фрака стала считаться на время признаком особеннойутонченности. В таких ситуациях можно понять Жизнь: ей с собой немножкоскучновато, хочется чего-нибудь на стороне, чего-нибудьэдакого. И она обращается к Литературе с просьбой о зеленойорхидее в петлицу. А Литература щедра: в ней сколько угоднозеленых орхидей, целый сад зеленых орхидей! Как тосклива жизнь без зеленых орхидей!.. Иногда кажется, и живем-то мы именно потому, что предвкушаем чудесные перемены.Завтра, думаем мы, случится такое, чего не случалось никогда, ну, по крайней мере, ни позавчера, ни вчера, ни сегодня ужточно не случалось! А когда мы устаем ждать, мы приходим напоклон к Литературе -- и в ней проживаем те самые жизни, которых не знали и не узнаем в действительности. Правда, чащевсего наш жизненный опыт не только не помогает, но и мешает нампрожить эти жизни. Нужен какой-то другой опыт...

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.