Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лирическое наступление




Одному моему знакомому очень не нравилась сказка " Курочкаряба". Он не понимал ее. Поступки героев этой сказки казалисьему дикими выходками. Рассуждал он примерно так. " Жили себе дед да баба. Была у них курочка ряба" -- этонормально: деды и бабы действительно живут на свете, и у нихобычно водится какая-нибудь живность. " Снесла курочка яичко --яичко не простое, а золотое" -- что же, предположим. Примем этокак допущение... А вот дальше... Дальше начинаются совершенноне мотивированные действия героев. Посудите сами: " Дед бил, бил-- не разбил". Зачем, спрашивается, он это яичко бил, еслипонял, что оно золотое? Золотые яйца не бьются -- каждому ясно." Баба била, била -- не разбила" -- экая глупая баба! Мало ей, что яйцо золотое, так ее и печальный пример деда ни в чем неубедил... Идем дальше: " Мышка бежала, хвостиком махнула --яичко упало и разбилось". Как же оно, интересно, разбилось, когда золотые яйца (см. выше) не бьются? Ладно, примем это каквторое допущение. Но что ж потом? А потом -- " Плачет дед". Счего бы это? Ведь за минуту до разбиения яйца мышью сам онстремился к тому же результату! Очень непоследовательныйполучается дед... Или этот дед настолько мелочен, что емуважно, кто именно разбил яйцо? Непонятно. " Плачет баба" --опять же глупая баба! Механически повторяет все, что делаетдед. " А курочка кудахчет: " Не плачь, дед..." -- Стоп! Есликурочка ряба умеет говорить, то почему же раньше она молчаследила за бессмысленными поступками деда и бабы, почему невозмутилась, не объяснила ситуации? Подозрительная курица...Так вот, она говорит: " Не плачь, дед, не плачь, баба, снесу явам яичко другое -- не золотое, а простое! " Тоже мне, утешение: плакали-то они о золотом!.. И вообще -- будь яичко с самогоначала простым, никакой трагедии не произошло бы: дедблагополучно разбил бы его с первого раза без постороннейпомощи. И даже баба бы разбила. Но на этом сказка кончается.Что ж это за сказка такая? А вот представим себе: " Жили себедед да баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко --яичко не простое, а золотое. Обрадовался дед. Обрадоваласьбаба. Взяли они яичко и понесли на рынок. И там за это золотоеяичко продали им десять тысяч простых. Сто яичек они съели, аостальные протухли"....Чудная сказка! Я дарю ее моемузнакомому: пусть рассказывает своим внукам и правнукам прооборотистых деда и бабу, а мы с вами давайте поставим передсобой вопрос: что же все-таки делать с золотым яичком? Ответ наэтот вопрос может быть только один: делать с золотым яичкомнечего -- и что бы ни предприняли дед и баба, все одинаковонелепо, потому как для них золотое яичко -- это привет издругой реальности. Это бабочка, залетевшая в комнату, где ей невыжить. Это персиковая косточка, брошенная в снег, где ничегоне вырастет из нее. Это прекрасное стихотворение на неизвестном никому языке... " Дар напрасный, дар случайный". Всему-- свое место. " Всему -- свое место" -- таков, пожалуй, наиболее общийсмысл, который можно извлечь из " Курочки рябы". Но вот чтостранно: вне истории о золотом яичке, само по себе, суждениеэто никому не нужно. Представим себе такую ситуацию: нектособрал вокруг себя слушателей, предложил им рассаживатьсяпоудобнее и приготовиться слушать. И вот они расселись поместам, приготовились. Рассказчик раскрыл рот и произнес: " Всему -- свое место". После этого он, может быть, сказал еще: " Спасибо за внимание. Все свободны". Слушатели встали иразошлись. Забавная ситуация... Теперь спросим себя: какую информацию получили слушатели? Да, пожалуй, никакой. Однако то же суждение, добытое ими изсказки о курочке рябе самостоятельно -- пусть инесформулированное, -- имело бы гораздо большую ценность. Такрыбак подолгу сидит с удочкой у реки, вылавливая крохотногокарасика, в то время как дома ждет его суп из судака. Такмальчишка взбирается на самую верхушку дерева за маленькимкислым яблочком, не обращая внимания на спелые плоды, упавшиена землю. И так бродим мы по дальним дорогам мира, чтобы вконце жизни понять, что значит родина, и вернуться к ней, --кружными путями все бродим и бродим по дальним дорогам...

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.