Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 18. Вифлеемская Звезда длительное время служит предметом многочисленных споров и дискуссий






 

Звезда Вифлеема

 

Вифлеемская Звезда длительное время служит предметом многочисленных споров и дискуссий. Одни называют ее мифом или легендой и говорят, что в действительности никакой такой звезды никогда не было. Другие считают Вифлеемскую Звезду крайне редкой конъюнкцией звезд или планет. Конъюнкция наблюдается, когда орбиты двух или более планет пересекаются в одной точке небесной сферы, и создается впечатление, что они сливаются в одну большую звезду. В ходе истории подобное случалось много раз, но редко в таком масштабе, как описывается в Библии. Вернер Келлер в уже упоминавшейся книге «Библия как история» пишет, что многие специалисты датируют это явление седьмым годом до н. э., когда в созвездии Рыб произошло соединение Сатурна и Юпитера. А согласно старинным китайским текстам, в шестом году до н. э. на небосводе была видна яркая Новая звезда (вспышка от взрыва далекой звезды, свет которой миллионы лет пересекал космическое пространство на пути к Земле).

Существуют также древние документы, свидетельствующие о том, что из района Средиземноморья где-то в это же самое время можно было наблюдать яркие кометы. К примеру, комету Галлея в 12 г. до н. э. Имеется огромное множество объяснений Вифлеемской Звезды, в том числе даже представляющих ее космическим кораблем инопланетян. Ранняя система летосчисления была несовершенной, и сейчас уже известно, что рождение Иисуса не совпадает с началом первого года н. э. и нашего христианского календаря. С уверенностью можно сказать только одно, никто в точности не знает, что собой представляла Звезда Вифлеема и когда она наблюдалась.

Безусловно, ни о чем подобном я не задумывалась и меньше всего ожидала, что столкнусь с данным вопросом в ходе своей работы с Кэти. Это произошло во время сеанса, на котором я впервые познакомилась с Садди и пыталась больше узнать о нем. Я просто попросила Садди перейти к важному для него событию. Это обычная процедура, которая предотвращает зацикливание субъекта на повседневных заботах, составляющих большую часть жизни каждого человека. Так можно быстрее проследить дальнейшую его биографию. Кажущееся важным одному не обязательно является значимым для другого, что придает достоверность услышанному. Итак, я отправила Садди в важный, по его мнению, день и спросила, что он делает.

Он ответил, что они с отцом смотрят на звезды. Ничего незаурядного в таком времяпрепровождении нет, но голос Садди звучал как-то странно. В нем слышалось спокойное возбуждение, ожидание чуда и трепет. Я поняла, что то была не совсем обычная ночь.

Садди несколько раз глубоко вздохнул и сказал: «Это начало начал. Увидеть свершение пророчества собственными глазами было моей сокровенной мечтой». Кэти (как Садди) будто в мольбе сложила перед собой руки, и ее тело взволнованно затрепетало. Садди продолжал: «Сегодня ночью сходится четверка».

Помните, как в главе 3 отец рассказывает Садди о небесном предзнаменовании прихода Мессии? «Когда с четырех сторон звезды взойдут одновременно, настанет время Его рождения».

Вместе с множеством других ессеев они стояли «в месте ожидания» на холме, который, вероятно, возвышался над Кумраном. Садди едва сдерживал свое возбуждение. «Сбывается моя самая невероятная мечта!» Его голос, пронизанный благоговением, звучал как шепот. Я попросила Садди описать, что он видит.

 

С: Кажется, будто раздался небосвод, и весь небесный свет струится на нас. Такое впечатление, будто на ночном небе воссияло дневное светило. Они сходятся!

Соединив кончики указательных и больших пальцев, он образовал большой круг, показывая, как сближаются звезды. Было ясно, что он наблюдает нечто необычайное. Волнение Садди было заразительным, и от звука его голоса у меня по коже поползли мурашки. Я ужасно захотела увидеть все собственными глазами, но должна была удовлетвориться словами очевидца, описывающего это зрелище. Похоже, в одной точке сходились четыре звезды.

С: Сказано, что Мессия сделает свой первый вдох, когда они сольются воедино.

Д.: Ты знаешь, где Он родится?

С: Согласно пророчествам — в Вифлееме.

Д.: Какова реакция стоящих с тобой рядом людей?

С: Их всех переполняет радость. Каждый вне себя от нее. Окружающий нас воздух пронизан энергией. Кажется, будто весь мир в ожидании затаил дыхание.

Его голос дрожал от волнения. У меня не было ни малейшего сомнения в том, что он лицезреет нечто исключительное.

Д.: Что ты собираешься делать? Будешь пытаться найти Мессию?

Я полагала, что каждый, кто в те времена знал о реальном значении этого странного небесного явления, безусловно, захочет увидеть Мессию. Об этом действительно стоило послушать. Тогда я еще не знала, что позднее у меня будет достаточно времени, чтобы больше узнать о Мессии.

С: Нет. К Нему пойдут другие.

Д.: В пророчествах не говорится, кто найдет Его?

С: Его отыщут другие, а затем они уйдут.

Д.: Значит, ты не собираешься отправляться в Вифлеем, чтобы лично попытаться найти Его?

С: Нет, ибо скоро наступят дурные времена, и Он сам придет к нам. Мы должны быть готовы встретить Его.

Д.: Это сказано в пророчествах?

С: Дд.

Д.: Он будет учиться у вас?

С: Не столько учиться, сколько постигать свою внутреннюю сущность.

Д.: А вы будете помогать Ему?

С: Мы попытаемся.

Это было первым признаком возможности получить информацию об Иисусе из первых рук. Я хорошо это осознавала и намеревалась идти до конца. Кэти глубоко дышала, в то время как Садди наблюдал за сближающимися звездами. Я спросила его, какое у них там сейчас время года.

С: Только что минуло начало нового года (он назвал его Font Шофар).

Садди мог иметь здесь в виду и Рош-га-Шана, начало еврейского нового года, которое выпадает на осень. Специалисты говорят, что в 7 году до н. э. было целых три соединения Юпитера с Сатурном. Принимая во внимание множество других факторов, они предполагают, что Вифлеемская Звезда представляла собой именно такое соединение, наблюдавшееся 3 октября, то есть вскоре после начала еврейского нового года. Задавая Садди вопросы, я не имела никакого представления об отличии их календаря от нашего и спросила его, не соответствует ли время поре года, которую мы называем весной. Он ответил: «Сезон роста скоро наступит». Д.: А какой сейчас год царствования Ирода? С: По-моему, двадцать седьмой, я...

Казалось, Садди хочет, чтобы я прекратила свои расспросы и оставила его в покое. Он был полностью поглощен зрелищем, а я его отвлекала. Последовало нетерпеливое восклицание: «Неужели ты не видишь?! Это просто прекрасно!» Его слова были пронизаны эмоциями. Садди удивляло то, что я не могу видеть происходящего.

Д.: А что вы собираетесь делать, когда звезды встретятся?

С: Мы будем наблюдать... и воздавать Ему должное, ибо Он — наш владыка.

Было очевидно, что звезды движутся довольно медленно и до их конъюнкции пройдет еще немало времени. Поэтому я решила ускорить события, продвинулась вместе с Садди к моменту после встречи четырех звезд и спросила его, что он делает?

С: Мы восхваляем Яхве за то, что он предоставил нам возможность находиться здесь. Для нас большая честь жить во времена свершения всех пророчеств. Мы даем ему знать, что сделаем все возможное, чтобы приготовиться к встрече с Мессией. Нам доверено очень почетное и важное дело. Мы знаем, что недостойны, но надеемся оправдать доверие.

Садди держал руки перед собой как в молитве. Я попросила его описать звезды после их слияния воедино.

С: Виден нисходящий прямо из центра яркий луч света. Сказано, что в этом свете и родится Мессия. (Тут я не совсем разобрала его слова. Возможно, он имел в виду, что свет «ниспосылает» Мессию. А это уже открывает новую область для размышлений.) Садди сказал, что они находятся примерно в пятидесяти милях от Вифлеема и не могут видеть точное место соприкосновения луча света с землей.

Д.: Сейчас звезда сияет гораздо ярче, чем когда они только встретились?

С: Просто большая часть рассеянного ранее света сконцентрировалась в один луч яркостью большой полной Луны.

Я уже приготовилась задать ему следующий вопрос, но заметила, что Кэти безмолвно шевелит губами, как будто произнося молитву. И я почти наяву увидела стоящего на коленях Садди с воздетыми к небу руками и читающего исходящую из глубины души молитву. Д.: Ты можешь произнести ее вслух. Мы с удовольствием

возрадуемся этому моменту вместе с тобой. С: Нет! (Категорично!) Своими сокровенными мыслями я

могу поделиться только с Яхве.

Из уважения к происходящему я помолчала и дала ему закончить. Мне не хотелось незамедлительно переключать его на другую сцену. Для него это был очень волнующий момент, и я решила позволить ему насладиться каждым его мгновением.

Д.: Илия тоже вернулся?

С: Да, он возродился. Несколько месяцев тому назад. Мы знаем его отца, ведь он из нашей общины.

Таким образом, свершалось и это пророчество. Неоднократные упоминания о нем в Новом Завете подтверждают, что люди тех времен признавали, что Иоанн Креститель является реинкарнацией Илии. Например, в своем обращении к народу Иисус говорит об Иоанне: «Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицея Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою... И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти» (Матф. 11: 10, 14).

А ангел, сообщая Захарии о его будущем сыне по имени Иоанн, говорит: «И предьидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лук. 1: 17).

Д.: Это, должно быть, невероятно волнующий момент. Я очень благодарна тебе за то, что ты поделился с нами своими переживаниями. Увидеть нечто столь прекрасное можно только один раз в жизни.

С: Нет, не раз в жизни — ничего подобного раньше никогда не было и больше никогда не повторится.

Д.: Да, это правда. А мы бы ничего об этом и не знали, если бы не ты.

Я думала, что столь яркое впечатление останется в памяти Кэти. Но когда я вернула ее в настоящее и разбудила, она, к сожалению, ничего не помнила из того, что видел Садди. Меня терзало искушение предложить ей восстановить происшедшее в памяти, однако в начале нашей совместной работы мы решили, что лучше оставить прошлое в прошлом. Представляете, насколько осложняли бы обычное повседневное существование сознательные воспоминания из множества прошлых жизней? Я думаю, они бы очень мешали. Иногда Кэти говорила, что позднее у нее в памяти всплывали какие-то фрагменты сцен. Но они были похожи на знакомые каждому из нас обрывки сновидений, быстро исчезающие после пробуждения от ночного сна.

 

Волхвы и младенец

 

Мы с Садди продвинулись вперед, ко времени его визита к родственникам в Назарете. Он сидел на площади, наблюдая за играющими у фонтана детьми. Я хотела подробнее расспросить его о Вифлеемской Звезде и надеялась получить еще какую-нибудь информацию о рождении Иисуса.

Д.: Раньше ты говорил, что из пророчеств вы знали о приходе Мессии и ждали Его. Почему это так важно?

С: Потому что он принесет свет в мир и даст надежду отчаявшимся.

Д.: Значит, Мессия будет исключительной личностью? С.: Он уже исключителен, даже будучи младенцем. Д.: Ты видел Его?

С.: Один раз. Его родители пришли к нам за помощью. Они узнали о планах Ирода... должны были скрыться. Наша община много дней служила им убежищем, пока все подготовили для безопасного путешествия.

Д.: А каковы были планы Ирода?

С: Убить всех детей, родившихся в последние два года. Он знал, что Мессия родился. Хотел избавиться от Него.

Д.: Откуда Ирод узнал о Его рождении?

С: Ему рассказали волхвы, зашедшие во дворец. В заблуждении они решили, что будущий владыка родился в обители царя. Так Ирод узнал о рождении Мессии, Которого станут называть Царем Иудейским. Он не мог этого допустить. Когда мудрецы ушли, Ирод издал указ об избиении младенцев. Ведь сейчас Царь Иудейский — это он, а если новорожденный выживет, Ирод потеряет власть.

Д.: Думаю, знай об этом волхвы, они бы обошли дворец стороной.

С. (вздыхает): Такова была их судьба. Так говорится в писаниях. Случившееся предсказано много-много лет тому назад, и мы ждали этого. Волхвы же следовали по предначертанному судьбой пути, как и каждый из нас.

Д.: Некоторые говорят, что мудрецы посетили Ирода спустя долгое время после рождения Мессии.

С: Нет, это не так. Когда волхвы пришли во дворец, младенец еще был там, где родился.

Д.: Тебе известно, сколько было мудрецов?

С: Трое, родом из города Ур.

Д.: Это в Вавилонии?

С: В Бархавии (так я расслышала), которую вы сейчас называете Вавилонией. Но правильней будет назвать родиной тех мудрецов не страну, а именно город Ур.

Д.: Понятно. Я слышала эту историю в разных изложениях. Если бы ты сам был тогда во дворце, то знал бы правду.

С: Меня там не было. Но мне рассказывали о встрече, и я точно знаю, что она состоялась.

Д.: Как мудрецы узнали, что время пришло?

С: Было знамение свыше. Они наблюдали за движением небесных тел, и, когда увидели в небе яркую звезду, они уже знали, что она означает.

Д.: Ту самую, что наблюдал в ночь рождения Мессии и ты?

С (эмоционально): Да. Мы все видели одну и ту же звезду!

Я попыталась по мере возможности выяснить у Садди, какие небесные тела образовали Звезду Вифлеема, и спросила его об этом.

 

С: Все звезды и... (он подыскивает нужное слово) созвездия имеют свои имена. Каждое из четырех небесных тел, слившихся тогда воедино, имеет название. Но мне они не известны. Я не очень сведущ в этой области.

Д.: Эти четыре звезды всегда видны на небе?

С: Да. Пересеклись их небесные пути, и они встретились в одной точке.

Д.: Некоторые люди говорят, что это могла быть новая звезда, которую раньше никто не видел. (Я имела в виду вспышку сверхновой.)

С: Нет, Вифлеемская Звезда не возникла внезапно. О ней говорят по-разному. Одни называют ее предостережением богов и думают, что она предвещает падение Рима, другие считают кометой. Говорят также, что разверзлись небеса и на землю пролился небесный свет. Это Сам Бог возвестил нам о рождении Своего сына. Многие думают, что это невозможно, но без веры что угодно кажется невозможным. Но, если человек верит, для него возможным становится всё. Я не сомневаюсь — ведь я видел звезду собственными глазами. Она была очень яркая, и на нее невозможно было долго смотреть, в ее свете люди и предметы отбрасывали тени. Никто никогда не слышал раньше о чем-либо подобном. Кто я такой, чтобы судить пути Господни? Некоторые говорят, что волхвов было четверо. Каждый из них следовал за одной из звезд, и здесь они сошлись вместе.

Д.: Ты имеешь в виду, что раньше они не знали друг друга и встретились только возле Вифлеема?

С: По крайней мере, до города было недалеко. Волхвы шли с четырех сторон света и сошлись вместе незадолго до слияния звезд. Говорят еще, что одному из них просто не удалось добраться до места встречи.

Д.: Ты не знаешь, что случилось с четвертым?

С: Нет.

Д.: Они отправились в путь из четырех разных стран?

С: Из далеких земель, расположенных в разных частях света.

Д.: А ты не знаешь, из каких именно стран?

С: Нет, об этом я ничего не слышал.

Д.; Люди говорят, что из удаленных друг от друга мест очень трудно увидеть одну и ту же звезду. Кроме того, когда мудрецы добрались бы до места встречи, ее бы уже не было на небе.

Если Вифлеемская Звезда была единичным источником яркого света, то из-за изгиба земной поверхности ее нельзя было одновременно наблюдать с далеко отстоящих друг от друга мест.

С: Все правильно. Просто волхвы знали, что должно произойти, и шли за медленно сближающимися звездами. Этого ждали сотни и сотни лет. А когда звезды слились, то Вифлеемскую Звезду можно было наблюдать отовсюду.

Д.: Должно быть, мудрецы знали пророчества. Или, во всяком случае, умели читать по звездам.

С: Говорят, что именно люди из города Ур поведали нам о многих пророчествах. Кроме того, они дали нам Авраама.

В первую ночь звезда была исключительно яркой, и еще месяц она была заметна на небосводе, но днем ее свет виден не был.

С: Только одну ночь она выглядела единым целым и ярко горела. А затем звезды начали расходиться. Каждая из них направилась по собственному пути. Свет постепенно слабел и совершенно рассеялся через месяц.

Люди часто задумываются, почему Ирод приказал убивать детей в возрасте именно до двух лет. Некоторые считают, что как раз столько времени потребовалось волхвам, чтобы из своих далеких стран добраться до Вифлеема. Но Садди сказал, что все было иначе. Он сказал, что мудрецы появились во дворце, когда младенец еще был там, где родился.

Библия допускает много толкований. Мне кажется, Ирод вначале ждал, что волхвы вернутся и скажут ему, где сейчас ребенок. Затем он послал на поиски солдат. На все это ушло время. А когда узнал, что волхвы покинули страну, то в гневе велел убить всех детей младше двух лет, чтобы будущий Царь Иудейский не выскользнул из его сетей.

Д.: Как вы зовете Мессию?

С. (колеблется): Никак.

Д.: У Него нет имени?

С: У Него есть имя. Но назвать Его по имени — все равно что приговорить к смерти того, кто нуждается в защите.

Я не ожидала такого ответа. Садди боялся, что кто-то узнает имя Мессии. Его мог узнать Ирод или его солдаты, и тогда им стало бы точно известно, кого искать. Казалось бы, Ирод должен быть уверен, что ненавистное дитя уже убито, и перестать беспокоиться о Нем. Но ессеи считали, что Мессии следует оставаться безымянным до тех пор, пока не наступит время заявить о нем во всеуслышание. Это затрудняло доступ к информации. Я спросила Садди, знает ли он что-нибудь о рождении этого ребенка, надеясь услышать от него что-то подобное библейскому рассказу.

С: Я знаю историю Его рождения. Он родился в Вифлееме, как говорилось в пророчествах, и этого достаточно. Но исполнится и другое пророчество: все узнают о Нем, но Он станет жертвой неверия. Говорить больше — неразумно.

Очевидно, Садди имеет в виду пророчества, о которых упоминал ранее, и то, что от выходцев из Назарета ничего хорошего не ждут. Но мне еще нужна была какая-нибудь информация, и я подумала, не слышал ли Садди о непорочном зачатии. Сведения о необычных обстоятельствах, связанных с рождением Мессии, явно не могли угрожать безопасности ребенка.

С: Он родился в пещере, если это можно назвать необычным.

Это действительно звучит необычно, однако в «Утраченных книгах Библии» местом рождения Иисуса также названа пещера. Древняя Церковь Рождества Христова в Вифлееме воздвигнута над священным гротом, или пещерой, который считался местом рождения Иисуса. В те дни пещеры часто использовали в качестве хлева или загона для скота.

С: Рассказывают много историй о его рождении, а с годами их появится еще больше. Точно назвать место рождения Мессии — значит указать на Его родителей. А зная достаточно о людях, их всегда можно разыскать.

Это звучало разумно. Я по-прежнему старалась узнать что-то еще, когда высказала предположение, что родители с ребенком, должно быть, покинули Иудею, раз они обратились за убежищем к ессеям. Покинуть страну—это самое безопасное. Но Садди лишь повторил мои последние слова: «Да, это самое безопасное». Стало ясно, что он не назовет никаких имен. Тогда я попросила его описать родителей Мессии.

С: Его мать — юная девушка. Ей не больше шестнадцати лет. Она удивительно красива и чистосердечна. Отец старше и очень набожен. Он сильно любит свою жену. Это заметно с первого взгляда. Они неоднократно были вместе в прошлых жизнях.

Д.: Было ли что-нибудь необычное в младенце?

С. (голос пронизан обожанием): Его прекрасные глаза и поразительное для ребенка спокойствие. А во взгляде — знание всех тайн Вселенной, которыми Он просто упивался.

Д.: Значит, Он отличался от обычных детей?

С: Откуда я могу знать об обычных детях? (Естественный ответ, поскольку Садди был холостяком.) Они плачут, их нянчат и меняют им пеленки. Что тут еще можно сказать? Создавалось впечатление, что Он все внимательно изучает, все хочет испытать.

Если Садди действительно видел Его, то он не мог не запомнить каждую деталь.

Д.: Ты говорил, что у Него красивые глаза. Какого они цвета?

С: Их цвет постоянно менялся. Они были то серыми, то голубыми или зелеными. Точно сказать трудно.

Д.: А какого цвета Его волосы?

С: Рыжеватые.

Это был неожиданный ответ, не согласующийся с тем, как люди обычно представляют себе Христа в младенчестве. Они представляют его темноволосым или, по крайней мере, шатеном. Однако это описание соответствует тому, которое дает Тейлор Колдуэлл в книге Джесса Стерна «Поиски души»[1] и тому, что говорил об Иисусе Эдгар Кейси.

Мессия прибыл к ессеям за защитой еще младенцем, но Садди знал, что ему предначертано судьбой встретиться с Ним снова. А значит, у нас был шанс услышать продолжение истории о Христе.

Я сменила тактику и решила расспросить его об Иоанне Крестителе. Возможно, говоря о нем, он не будет таким скрытным и я смогу получить искомую информацию окольным путем.

Д.: Ты говорил мне о пророчестве, предсказывающем возвращение Илии еще до появления на свет Мессии. И о том, что тебе известен отец Илии, что он из вашей общины. (Садди кивнул.) Я слышала, что его отец священнослужитель, но не знаю, к какой религии он принадлежит.

С: Ты говоришь о религии римлян? Римляне верят в то, что им нравится. Он же был слугою Господа. Иной религии нет. Он не был раввином. Он служил в храме.

До встречи с Садди я не подозревала о различии между синагогой и храмом. В Библии упоминается и то и другое, но не говорится о том, что они выполняют разные функции, поэтому я всегда думала, что речь идет об одном и том же. Разницу между храмом и синагогой Садди объясняет в главе 5.

Д.: Ты можешь сказать мне, что произошло с ребенком?

С: Ребенок с матерью у нас Он в опасности, ему тоже грозит смерть от рук солдат Ирода. А его отца убили. К сожалению, царский указ вышел сразу после переписи населения, так что власти знали обо всех новорожденных. Солдаты пришли к нему в дом и спросили: «Где ребенок?» Он сказал им: «Не знаю». И они ему не поверили.

Д.: А младенец был в доме?

С: Нет. Мать очень горюет, потому что она не сумела уговорить отца бежать с ними вместе. Но он говорил с ней и сказал нет, он уже старый человек и примет смерть в служении Господу. Так он пожелал.

Д.: Он знал, куда они бежали? С: Он знал к кому, но не знал куда. Д.: Он, конечно, все равно не выдал бы их. С: Нет, он бы умер, ничего не сказав солдатам, и он умер.

Я решила, что подтвердить или опровергнуть рассказ Кэти поможет Библия, поскольку в ней приводится самое полное описание жизни Христа. Но меня удивило множество пробелов и недосказанности в библейских историях. В частности, это касается и Захарии: он упоминается в Библии как отец Иоанна Крестителя, но о его судьбе ничего не сообщается. Я нашла рассказ о гибели Захарии в «Евангелии Иисуса Христа эпохи Водолея»[2] и в апокрифическом «Протоевангелии от Иакова».

Когда я прочла там, что Елизавета взяла младенца и бежала с ним в горы, меня осенило. Конечно, она отправилась в горы. Какая мать станет бродить с ребенком по пустыне? Ей с самого начала было известно, куда держать путь. Она направлялась в общину ессеев, там, в горах, они могли найти приют. Рассказ, услышанный от пребывающей в глубоком трансе Кэти, имел глубокий смысл и заполнял множество имеющихся в Библии пробелов.

До сих пор Садди не называл никаких имен, сообщая только, что ребенок был реинкарнацией Илии. Я сказала, что восхищаюсь отвагой отца и мне хотелось бы знать, как его звали.

С: Не пришло еще время назвать это имя. Дитя в опасности. А назвать отца — значит указать на сына.

Когда я слишком близко подходила к запретным темам, Садди становился скрытным, в голосе его звучал страх. Он считал своим долгом многое хранить в тайне. Мне приходилась искать другие способы получить эту информацию. Как видно из содержания предыдущих глав, Садди было необходимо соблюдать осторожность. Но теперь желание защитить Мессию и Иоанна от любой опасности превратилось почти в одержимость.

Д.: Сейчас скрывающиеся от Ирода мальчики уже вышли из младенческого возраста, не так ли?

С: Но они еще дети. Им немного лет.

Д.: А второй живущий с вами ребенок (я спрашиваю его об Иоанне Крестителе) чем-то отличается от других детей?

С. (улыбаясь): Он храбр и неистов, как лев. Не боится высказывать свои мысли. Пусть остальные не соглашаются с его точкой зрения, но они обязательно ее узнают.

Д. (со смехом): Он шалун?

С: Нет, он примерный сын. Очень похож на своего двоюродного брата (Иисуса), только энергичнее и сильнее. А Тот спокойнее и утонченнее.

Д.: А цвет волос?

С.: У него ярко-рыжие волосы. Они горят, как пламя.

Д.: Некоторые считают, что жители вашей страны смуглы и черноволосы.

С: Они, видно встречались только с обитателями юга или какой-нибудь другой части страны. У местных (Садди говорит о жителях Назарета) светлая кожа, волосы и глаза. Правда, в последнее время тут заключают много браков с южанами, и эта особенность сглаживается. Все меньше детей рождается с золотистыми или рыжими волосами, все больше шатенов и брюнетов.

Д.: Понятно. А ты не знаешь других пророчеств, тех, что говорят о дальнейшей жизни Мессии?

С: Сказано, что Он станет нести в мир Слово Господне, взвалит на Свои плечи бремя страданий человеческих и спасет наши души.

Выражение «мы будем спасены» хорошо известно каждому. Но что оно означало во времена Садди?

Д.: Спасены от чего?

С: От нас самих. При том, как все сейчас, нам приходится с трудом шаг за шагом подниматься по лестнице вверх. Тогда Божественное заступничество, просьба о помощи или благословении облегчают восхождение. Я не могу объяснить это так хорошо, как мой отец.

Д.: Понятно. Спасение, вверх по лестнице... Это как-то связано с реинкарнацией и возрождением?

 

С: Да, с достижением совершенства души. Ибо в некоторых пророчествах говорится, что человек должен возродиться.

Д.: Чтобы стать совершенным?

С: Чтобы взойти на небеса.

Д.: Позволь мне кое-что тебе рассказать, и скажи, что ты об этом думаешь. Некоторые люди говорят, что спасение — это прощение грехов и избавление от мук ада.

С (прерывает): Нет никакого ада, кроме того, что создаешь ты сам. Давно известно, что мы создаем ад, если ожидаем его. Большая часть страданий выпадает на нашу долю здесь. А мучения после смерти человек терпит по собственному желанию. Зачем Богу, сотворившему все сущее совершенным, создавать ад? Не вижу в этом смысла.

Д.: Говорят, что Бог отправляет в ад в наказание.

С.: Никто не наказывает человека, кроме него самого! Он сам выносит себе приговор. Разве не сказано: «Не судите, да не судимы будете»? Не следует судить других, но можно судить себя. Человек сам себе судья. (Садди казался очень уверенным в своих словах.)

Д.: Ясно. Я всегда считала Бога доброжелательным и любящим и думаю, что Он не сотворил бы ничего, подобного аду. Но не все согласны со мной.

 

Иисус и Иоанн: два ученика в Кумране

 

Во время следующего сеанса мы встретились с Садди, когда он занимался со своими учениками. Ничего необычного в этом не было, но меня смутил тон его ответов, его постоянные заминки и скрытность. Мне было сложно обойти внутреннюю настороженность Садди. Он сказал только, что сейчас с ним двое учеников. А по тому, как он тщательно подбирал слова, говоря о них, я стала догадываться, Кто это может быть. Чтобы что-то узнать, нужно было действовать осмотрительно. Я спросила, чему он их обучает.

С: Я рассказываю о Законе Моисея. (Он сделал паузу и мягко улыбнулся) Интересно, как можно учить Закону Того, Кто знает его лучше меня? (Он тихо рассмеялся.)

Д.: Ты имеешь в виду своих учеников? С: Да, я говорю об одном из них.

Теперь я была уверена в том, Кого он обучает. Но как выпытать у него подтверждение?

С: Оба они очень умны. Один из них более темпераментный, а второй просто сидит и смотрит на меня. Временами я ощущаю себя невероятно глупым. Когда Он что-то рассказывает, я понимаю, что Он прав, и начинаю многое видеть в новом свете и новыми глазами.

Я сказала Садди, что удивлена ситуацией, в которой ученик учит учителя.

С: Ребенок может многому научить взрослого. Как любить, как быть открытым, как любить других без всяких условий, просто потому, что они есть.

Я попросила его рассказать, чему он научился от своего ученика.

С: Он очень наблюдателен и внимательно все рассматривает. Он говорит, что живое растение знает, когда ему давать побеги, когда цвести и когда ронять семена. И все это растение знает без подсказки, будто ниоткуда. Так и человек — в глубине души он многое знает заранее. А раз он настолько сложнее растения, то ему должны быть известны более сложные вещи...Яне могу изложить это так вразумительно, как мой ученик. Он обладает даром красноречия.

Д.: Разве ты сам ни о чем подобном не задумывался?

С: Задумывался. Но Его слова подобны весеннему ветерку, сдувающему пыль и паутину и позволяющему все увидеть яснее. Возможно, впервые.

Д.: Должно быть, Он необычный ребенок. Какого возраста твои ученики?

С: Они еще не прошли обряд Бар-мицва. Им двенадцать с половиной лет.

Я не была знакома с обычаями иудеев и думала, что Бар-мицва празднуют по достижении мальчиком двенадцатилетнего возраста, но Садди сказал, что это происходит в тринадцать лет. Мне хотелось больше узнать о том, чему Садди учит их. Д.: Закон — это Тора?

С: Это часть Торы, один из ее разделов. Закон Моисея включает предписания, которыми мы должны руководствоваться в повседневной жизни, чтобы быть благочестивыми. Это напутствия.

Д.: Ты можешь рассказать мне о них?

 

С: Это правила насчет питания и, конечно же, заповеди: почитай отца твоего и мать твою, помни день субботний, чтобы посвятить его Богу, не убивай, не прелюбодействуй и не кради... Это часть Закона Моисея. Как заботиться о тех, кто с тобой работает. Чьей женой становится вдова после смерти мужа. Напутствия охватывают всю повседневную жизнь. Есть предписания о рабах и условиях их освобождения. И тому подобные бесполезные вещи.

Д.: Что значит бесполезные?

С: Если нет рабов — зачем правила?

В Кумране действительно не было рабов. Но Садди сказал, что, согласно традиции, изучалось даже бесполезное, поскольку оно важно для живущих вне общины. Я попросила его объяснить установление о рабах и их освобождении.

С: Ну, после шести лет пребывания в рабстве на седьмой год еврей становится свободным. Закон обязывает отпустить его на волю. Такова суть. Существуют исключения. Они сложны и запутанны, но их немного.

Д.: А законы ессеев расходятся с Торой?

С: Их нельзя назвать «законами ессеев». Это законы природы. Они говорят о том, к какой цели следует стремиться, и о том, как использовать каждую свою частичку для ее достижения.

Д.: А разве верования ессеев не отражены в Торе?

С: Нельзя сказать, что их там нет. Они для всех, кто видит. Это потому, что им просто не уделяют особого внимания.

Д.: Да, для многих людей это просто слова, которых они не понимают.

С: Но это речи Господа нашего Бога. Я думаю, они священны. Я не понимаю, как человек может отрицать существование Бога. Мне жаль таких людей, они закрыли глаза души и видят меньше, чем слепые от рождения.

Я снова спросила об именах учеников. Садди заколебался, а затем ответил: «Одного из них зовут Бен-Иосиф, а другого — Бен-Захария». Наконец-то! Садди не понял, что я перехитрила его. Он не мог выдать имена Мессии и Идущего перед Ним, но мог говорить о своих учениках, думая, что я не догадаюсь, кто они. Садди не предполагал, что мне этого будет достаточно. По-видимому, приставка «Бен» означает «сын такого-то», а имена Иосиф и Захария открыли мне, что он говорит об Иисусе и Иоанне. Садди не мог знать, что я сумею сделать выводы. А у меня теперь были имена, позволяющие преодолеть барьер его скрытности. Назвав их так, он мог теперь свободно говорить о своих учениках, не считая, что выдает их.

Садди сказал, что он назвал их вторые имена — «Эти имена принадлежат их отцам, так говорят, да...» — то есть, по существу, являются отчествами. Но он отказывался открыть первые имена своих подопечных. Меня такая ситуация вполне устраивала. Садди не подозревал, что и так сказал достаточно.

Д.: Давно они учатся у тебя?

С: Лет с восьми. Около четырех или пяти лет.

Теперь я знала, что могу задавать вопросы о Бен-Иосифе, а он будет отвечать на них, не догадываясь, что я знаю, о Ком идет речь. И это оказалось очень эффективным.

Д.: А где жил Бен-Иосиф до того, как попал к вам в общину?

С: Раньше Он жил далеко. В Египте.

Д.: Говорят, что маленькие дети не способны мыслить самостоятельно или чему-то научиться.

С: Просто к ним так относятся, и у них нет необходимости проявлять свою рассудительность и способность впитывать знания. Но первые семь лет жизни определяют, кем человек станет в будущем. Он очень необычный ученик. И я убежден, что эти годы многому научили Его. Говорят, что вместе со своим двоюродным братом Он побывал в далеких странах. Но я Его о прошлых странствиях не спрашивал: я не не думаю, что вправе делать это.

Д.: А ты знаешь этого двоюродного брата?

С: Это один из двоюродных братьев Его матери. Но я не уверен, по-моему, он Его двоюродный брат и зовут его тоже Иосиф[3].

Меня удивило, что мать позволила ребенку жить так далеко от Нее, но Садди сказал, что Она путешествовала вместе с Ними.

Д.: А мать сейчас живет в вашей общине?

С: Нет, они с Иосифом жили тут какое-то время, а теперь живут в своем собственном доме, им надо присматривать за другими детьми. Кроме того, повседневная жизнь накладывает много других обязательств. Они считают, что наши знания и учения будут полезны Бен-Иосифу, и часто навещают Его здесь. Он тоже бывает дома. Они живут в Назарете, это в нескольких днях пути отсюда. Примерно раз в месяц они появляются здесь, а в следующий раз Он отправляется к ним. Его связь с родными не прервалась.

Д.: Ты учишь мальчиков только Закону Моисея?

С: Да, но они обучаются у всех здешних наставников и изучают математику, науку о звездах, пророчества и мистерии. Все, чему мы можем научить их.

 

Д.: Как по-твоему, они способные ученики? С.: Да, я могу сказать, что они очень способные.

Каждый раз, когда он говорил о них, в его голосе звучала нежность. Они были единственными учениками Садди. Все свое время он посвящал им. Чувствовалось, что обучение этих мальчиков старейшины Кумранской общины считали очень важным делом.

 

Иисус и Иоанн завершают обучение

 

Моя следующая встреча с Садди состоялась, когда Иисусу и Иоанну исполнилось четырнадцать лет и он выписывал им аттестат. «Они должны покинуть нас. Я завершил обучение, проверил их знания и считаю их знатоками Закона Моисея. Достаточно сведущими, чтобы они сами могли обучать ему».

Тут я достала лист бумаги и фломастер и попросила его написать для меня что-нибудь из того, что он вносит в аттестат. Особенно я просила его указать имена учеников. Но Садди сказал: «Они сами вносят имена в аттестаты, они должны подписать их». Он открыл глаза, взял фломастер и с любопытством сгал рассматривать его. Садди взял фломастер в правую руку, хотя Кэти левша. Этот предмет был ему явно незнаком, и он потрогал пальцем кончик, пытаясь определить, какой стороной писать. Затем справа налево Садди начертил на бумаге что-то, выглядевшее для меня просто каракулями. Я попросила его пояснить написанное.

С.: Для посвященного это часть общего подтверждения того, что данный ученик является знатоком Закона Моисея.

Д.: Они были послушными учениками?

С: В основном. Временами горячо спорили. Но большей частью вели себя примерно.

Д.: Мальчики спорили между собой или с тобой?

С: Между собой, и довольно часто.

Д.: Они не соглашались с учениями?

С: Они по-разному их толковали.

Д.: А с тобой они спорили?

С: Никогда. (Он улыбнулся.) Бен-Иосифу вообще нет необходимости спорить. Если Он чувствует, что Его не понимают, то просто смотрит на человека. Глаза Его как будто душу отражают. Он в таких случаях всегда будто говорил: «Я знаю, ты не понимаешь Меня. Я прощаю тебя». На этом все заканчивалось. Кому захочется спорить в такой ситуации?

На протяжении всех этих лет они были единственными учениками Садди: «Учеников всегда мало. Поэтому они и усваивают то, чему мы учим их. Если бы учеников было больше, то каждому доставалось бы куда меньше внимания». Занятия с учениками были важнее всего остального, поэтому Садди не часто появлялся в Назарете. Но теперь новых учеников не предвиделось.

Д.: Я думала, ты постоянно учительствуешь?

С: Нет, когда мы не учим, мы можем совершенствовать свои знания и заняться другими вещами. Пришло время покинуть общину и посмотреть, что творится в мире. Я должен рассказать другим о происходящих великих событиях. Вселить в них надежду и по возможности помочь им понять смысл жизни и порядок вещей.

Д.: Ты будешь ходить по домам или обращаться к народу на площадях?

С: И то и другое. Мы будем наставниками. Если у нас один слушатель, мы учим одного, а если истину хочет узнать больше людей, мы стараемся открыть глаза им всем.

Садди сказал: «Большинство людей вообще не умеют читать». Ессеи учили людей, разговаривая с ними. Это так похоже на то, что в Новом Завете Иисус советовал делать Своим ученикам. Возможно, что и это Он заимствовал из практики ессеев.

Д.: А женщинам у вас разрешается учиться?

 

С: Конечно! Почему нет? То, о чем мы говорим, понятно веем — и женщинам, и мужчинам.

Д.: Я слышала, будто евреи не разрешают женщинам даже входить в синагогу.

С: У них очень недалекий взгляд на бытие.

Д.: А у ессеев женщины покидают общину, чтобы напутствовать других?

С: Обычно они обучают здесь, на месте, и только иногда отправляются в другие общины, если там к ним относятся так же, как здесь. Им опаснее покидать Кумран, чем, скажем, мне.

Д.: А тебе что-нибудь угрожает?

С: Да. Некоторые из нас не возвращаются. Римлянам не понравится то, что я буду говорить. Стоящим у власти не нравятся пророки. Пророки дают людям надежду, а это угрожает их власти над народом. Они чувствуют, что теряют контроль, и это пугает их.

Д.: Куда ты направишься?

С.: Мне пока не сообщили.

И все же больше всего меня интересовал Иисус, или Бен-Иосиф, как называл его Садди.

Д.: У Бен-Иосифа есть братья или сестры?

С: У Него — дай подумать — шесть братьев и, по-моему, три сестры. Он старший.

Д.: Он обучен какому-нибудь ремеслу?

С: Он плотник, как и Его отец.

Д.: А какие плотницкие работы ведутся у вас в общине?

С: Разные. Кто-то строит дома, кто-то мастерит мебель, кто-то помогает возводить храмы. Бен-Иосиф лучше всего умеет делать мебель, и у Него получаются очень красивые вещи. Одни материалы есть у нас, другие приходится доставлять. Здесь много деревьев, и древесины для мебели хватает. Но из нее храма не построишь. Тут нужен мрамор или кирпич.

Д.: А как бы ты описал характер своих учеников?

С: Они совсем разные. Бен-Захария кипит энергией и неудержимо жизнерадостен. Бен-Иосиф так же радуется жизни, но спокойно. Одного сравню я с дикой, яркой тигровой лилией, а другого с полевой, маленькой и неприметной. Но вторая так же красива, как первая.

Я думаю, Садди использовал это сравнение неспроста. В Библии Иисус назван «лилией долин»[4] (ландышем). По-моему, именно об этом говорит Садди.

Д.: Бен-Иосиф выглядит немного грустным.

С: Нет, Он весел. Его все восхищает. Кажется, будто Он смотрит на мир только что открывшимися глазами и во всем видит только великолепие.

Д.: Как ты думаешь, Ему известна Его судьба?

С. (вздыхает): От нее не уйти. (Глубоко вздыхает.) Как это объяснить? Наверное, Он знает. Чему быть, того не миновать. Но пока Он думает: «Поживем — увидим» — и просто наслаждается каждым днем Своего бытия.

Д.: Значит, Его не беспокоит то, что может произойти в будущем?

С.: Я не заглядывал к Нему в душу и не могу сказать, волнует Его это или нет.

Похоже, Садди не хотел говорить на эту тему. Тогда я спросила его, куда мальчики направятся из Кумрана.

С: Я точно не знаю. У них свои пути-дороги, определенные учителями. Их знают старейшины и, конечно, они сами.

 

Д.: Понятно. Скажи хотя бы, они отправятся в другие страны?

С: Возможно, их путь лежит куда-то дальше.

Д.: Как ты думаешь, родители отправятся с ними?

С: Может быть, мать Бен-Иосифа, но вряд ли. Мать Бен-Захарии останется жить с нами. Скорее всего, компанию им составит двоюродный брат матери Бен-Иосифа. (Это вместе с ним Иисус странствовал в детстве.)

Д.: Как долго они будут отсутствовать?

С: Кто знает? На все воля Яхве.

Д.: Как ты думаешь, ты встретишься с ними когда-нибудь снова?

С: С одним из них — да (печально), а второго я больше никогда не увижу. Наши с Бен-Захарией пути уже не пересекутся. Я только что понял это, и я опечален. Но у него своя судьба, а у меня своя.

Кто знает, возможно, это дурное предчувствие пробудили в нем мои вопросы. Я надеялась, что мы не потеряем Иисуса из виду после завершения Его обучения и сможем проследить за Ним дальше. Теперь это становилось вероятным, ибо Садди интуитивно чувствовал, что встретится с ним снова.

 

Странствия Иисуса. Мария

 

Опять услышать от Садди о Мессии я смогла, когда Иисусу было около семнадцати лет и Он снова обучался в Кумране. Бен-Захария не вернулся в общину и оставался со своими двоюродными братьями. Я точно не знаю, — возможно, он жил с Марией и Иосифом в Назарете, поскольку братья и сестры Иисуса были его двоюродными родственниками. Мне казалось, что после получения аттестата Иисусу больше не нужно было брать уроки у ессеев.

С.: Это правда, Он не должен. Но это не столько обучение, сколько обсуждение, просто беседы. Он странствовал несколько лет, а сейчас вернулся к нам с вопросами, требующими разъяснения. Одни из них касаются пророчеств и их значения, другие — толкования законов. Многие вещи можно понимать по-разному.

Д.: Это хорошо, вы учите его мыслить самостоятельно.

С: И подвергать сомнению очевидное. Никогда ничего не принимать за чистую монету. Он сказал, что в своих странствиях часто встречал учителей, чьи поучения непонятны людям. Это беспокоит Его. Он ищет способ наставлять так, чтобы они понимали, о чем идет речь. Увидеть людей в их повседневной жизни и согласовать поучения с известными им вещами. Возможно, тогда они поймут проповедь. Он наблюдает за ггриродой и, как никто другой, извлекает уроки из самого простого. (Я попросила привести пример.) Существует растение, разрастающееся необычным образом. Из семени развивается побег. Затем из корня прорастают еще побеги. Они растут, тянутся вверх, крепнут в ветви, наклоняются в стороны и вниз. Снова коснувшись земли, они укореняются, а из корней прорастают новые побеги.

Он назвал это хорошим примером жизненных циклов человека. Новые побеги прорастают из корня — это подобно возрождениям человека. Каждая ветвь, склоняющаяся вниз и дающая начало новым побегам, —это его семья и дети в каждой из жизней. А еще Он говорил о растении, состоящем из множества слоев (видимо, о нем-то, подобном луку). По Его словам, каждый слой—словно отдельный уровень бытия. В самом центре слои очень тонкие и расположены близко друг к другу. Маленькую сердцевину можно представить себе как физический мир. В ходе развития человек переходит от уровня к уровню, и с каждым разом горизонты понимания расширяются, как слои у растения.

На следующее сравнение Его навело море. Он видел волну, которая мягко накатывалась на берег, подхватывала щепку и увлекала ее за собой. Возвращаясь, она оставляла ее на песке почти на том же самом месте, но на некотором расстоянии от первоначального. Так щепка постепенно перемещалась вдоль берега. Он сравнил это с циклом жизней человека. После смерти человек переносится в следующую жизнь так же, как щепка волной. Его дух продвигается все дальше и дальше по предначертанному пути.

Д.: Разумно. И видно, как медленно это происходит.

С: Да, очень медленно. Нужны терпение и выдержка.

Похоже, что у Иисуса созревала мысль об иносказаниях, понятных простому человеку того времени. Примеры, о которых поведал Садди, не упоминаются в Библии. Скорее всего потому, что они касаются реинкарнации, существование которой категорически отрицала ранняя церковь. Но и евангельские иносказания показывают, что Иисус продолжал упрощать свое учение и, приводя примеры, часто ссылался на природные явления.

Д.: Он строго придерживается буквы Закона Моисея или толкует его свободно?

 

С: Вольность Его толкования в том, что единственным законом для человека Он считает любовь. Все остальное не важно. Мы не учили Его этому. Он пришел к этому через внутренние... О чем я говорю? Дискуссии в своей душе... Любви нельзя научить. Это то, что должно расцвести... Единственные запреты, о которых Он говорил, касались причинения вреда другим людям и живым существам. Как физического вреда, так и умственного. Ему известна мощь мысли. Если вибрации мысли очень сильны, задуманное свершится, и Он это знает. Важно не думать в душе о дурном.

Д.: Где Он странствовал?

С: Где он только не был! Побывал почти во всех уголках известного нам мира. Говорят, что вместе с ним странствовал его дядя, Иосиф (Аримафейский).

Прежде, когда я спрашивала, с кем Иисус странствовал в детстве, Садди не совсем уверенно говорил, что это был Его двоюродный брат, Иосиф. Это может быть не противоречием, а просто ошибкой. Он мог знать лишь то, что Иосиф является родственником Марии, но не знать точной степени родства. В дальнейшем он упоминает о нем как о дяде Иисуса.

Д.: А мать?

С: Какое-то время она странствовала вместе с Ним, но потом ей пришлось вернуться домой к Его братьям и сестрам. Отец занят своей работой. Иосиф — очень от мира сего, очень практичный, очень добрый человек.

Д.: Такая разница между отцом и матерью кажется странной.

С: Почему? Это создает равновесие. Отец живет здесь и сейчас, а мать витает в иных пространствах. Это позволяет Ему (Иисусу) видеть обе стороны.

Д.: А кто-нибудь из Его братьев или сестер интересуется тем же, что и Он?

С: Не настолько. Они любят своего брата, и потому их трогает то, что волнует Его. Но Он значительно превзошел их. В каждой семье дети отличаются друг от друга.

Во время предшествующего сеанса Садди сказал, что мать Мессии была известна ессеям еще до его рождения. Интересно откуда?

С: Ее инструктировали старейшины и сообщили предначертанную Ей судьбу. Мы знали, кем Она станет, с самого Ее рождения. Родители Ее были ессеями.

В книге Эдгара Кейси я прочла, что Марию выбрали из множества других девушек. И я спросила об этом у Садди.

Д.: Ее выбрали старейшины?

С: Никто, кроме Яхве, не вправе решать, кто должен быть матерью Мессии. Но Он дал нам знать, чтобы мы могли направить Ее. Она была известна старейшинам, но они не выбирали Ее. Говорят, что есть и другие, с подходящими гороскопами. Однако указано было именно на Нее. Ее гороскоп прочитали и правильно поняли его значение. Боюсь, что я не очень хорошо все это объясняю.

Д.: Мне все понятно. А как строится гороскоп?

С: По положению звезд во время рождения и по траектории их движения на протяжении жизни человека. Но я не строю гороскопы и поэтому очень мало о них знаю. Этим занимается Бен-Голиад (так я расслышала). В молодости меня тоже учили разбираться в движении звезд, но я не преуспел. Это не мое.

Д.: Значит, Ее выбрали по гороскопу?

Садди начинал раздражаться. Мы явно не понимали друг Друга.

С: Ты все еще не понимаешь! Не мы выбирали Ее. Мы могли только найти Ее, чтобы помочь Ей. (Очень медлето, как будто обращаясь к ребенку.) От нас зависело лишь толкование гороскопов. Примерно в одно и то же время родились несколько девочек. Нам нужно было понять, кто из них станет Его Матерью. Вот тогда мы и узнали, что это Она.

Я решила оставить эту тему и опять заговорить о Бен-Иосифе.

Д.: А ты знаешь, что с Ним будет дальше?

С. (опечаленно): Да. Он не такой, как другие.

Д.: Можешь рассказать?

С: Я не вправе. Всему свое время,

Д.: Мессия снова отправится в путь?

С: Я не знаю. Сейчас Он живет с нами и говорит, что

странствия открыли Ему глаза. И это очень хорошо. Д.: Зачем Он посещал другие страны?

С: Чтобы лучше узнать людей. В пути они торговали, но главное — говорили с людьми.

Д.: Как ты думаешь, Он встречался с местными религиозными лидерами?

С: Не знаю. Я Его не спрашивал.

Следующий раз речь зашла об Иисусе, когда в жизни Садди прошло пять лет и он направлялся в Вифезду к своей сестре, которая вскоре умерла (см. главу 12).

Д.: Ты в последнее время что-нибудь слышал о Бен-Иосифе?

С: Мои новости не очень свежие. Говорят, Он странствует.

Я не знаю. Если Бен-Иосиф и возвращался в общину,

то ненадолго. Д.: А Бен-Захария?

С: Он набирает последователей в миру.

Д.: Он должен показывать или подготавливать путь, правильно?

 

Садди нахмурился. Ему, похоже, не понравилась моя осведомленность: «Я тебе этого не говорил!»

Д.: Ладно, я знаю, что это предполагается хранить в тайне, и ничего никому не скажу. Еще не пришло время?

С: Нет. Бен-Захария готовится, преумножая знания и силу.

 

Иисус начинает проповедовать

 

Я перенесла Садди в другой важный день в его жизни. Он уже какое-то время жил у своих родственников в Назарете и много месяцев не был в Кумране. Его голос казался усталым: «Я слишком стар для странствий». Сейчас Садди и его двоюродные братья были в синагоге. Когда я спросила о Бен-Иосифе, Садди ответил: «Мы ждем Его. Сегодня Он будет говорить с нами». Иисус уже примерно шесть месяцев как вернулся из странствий, но Садди не знал, где Он был. В синагоге собралось много людей, и Садди сомневался, что ему удастся поговорить с Ним. Я попросила описать, что происходит.

С: Бен-Иосиф просто читает отрывки из Торы, объясняет Священное писание, рассказывает о том, что Бог обещал нам Спасителя, а еще о Ездре: Ездра говорил, что евреи снова будут великим народом.

Д.: Бен-Иосиф уже говорил так с людьми?

С: Да. Читать Тору и говорить в синагоге разрешается каждому, кто достиг возраста Бар-Мицва. Однако сегодня все иначе. Часто здесь жарко спорят, но не сейчас. Тут так тихо. Люди молча слушают Его красивый голос Он говорит о разных планах существования, о том, что все человеческие жизни взаимосвязаны. Он уподобляет это ручной вышивке. Нити на изнанке — это структура Вселенной, а узор лицевой — наложение на нее нашего бытия. Одни понимают Его, а другие нет.

Интересно, начал ли уже Иисус творить чудеса. Я спросила Садди, не слышал ли он о чем-либо необычном, связанном с Бен-Иосифом.

С.: Нет. Люди знают Его только как мягкого и спокойного человека, которому можно рассказать о своих нуждах и несчастьях.

Сцену в синагоге Садди описывал тихим голосом. Бен-Иосиф не знал, что Садди там. Я ясно представляла себе стареющего учителя где-то у задней или боковой стены тускло освещенного помещения — как он внимательно слушает вместе с остальными. Вероятно, из всех собравшихся только он знал, Кто перед ними и какая судьба Его ожидает.

По словам Садди, у Иисуса были серые глаза, светлые, рыжевато-желтые волосы, короткая бородка, Он хрупкого сложения и ростом немного выше среднего. На Нем был светло-голубой плащ и длинная молитвенная накидка, которую, как шаль, набрасывают на голову и плечи. Их по сей день носят евреи в синагогах: «У Него пронзительный взгляд, а в глазах искорки». Д.: Что ты о Нем думаешь?

С: Я думаю, что Он очень хороший человек и справится с предначертанным Ему. (В его голосе звучали любовь и гордость.)

Д.: Как по-твоему, Он хорошо усвоил твои уроки?

С: Я ничему Его не научил. Просто открыл Ему глаза.

Д.: Он изменился с тех пор, как ты последний раз видел Его?

С: Стал умиротвореннее и напоминает плавно текущую и очень глубокую реку. Трудно сказать, что скрывается под поверхностью воды.

Может быть, сейчас Садди скажет мне подлинное имя Бен-Иосифа? Если Он открыто выступает перед людьми, значит, Его не нужно больше так тщательно оберегать.

С: Его зовут Иешуа.

Я несколько раз просила Садди повторить имя, чтобы удостовериться, что я правильно это расслышала. Да, правильно. «Иешуа» с ударением на «е».

Д.: Ты будешь разговаривать с Ним сегодня вечером?

 

С (приглушенно): Вряд ли. Мне достаточно просто видеть и слышать Его. Он возмужал, и в этом есть и моя заслуга.

После написания этой книги мне попалась книга докторов Макинтоша и Тваймана под названием «Том Арчко»[5], впервые опубликованная в 1887 г. В Библиотеке Ватикана эти ученые нашли рукописи, доставленные в Рим во времена Христа, и перевели их. В одной из них описание Иисуса в точности совпадает с тем, что говорил о нем Садди. Я приведу это описание: «Он обычный человек, но в Нем есть нечто, отличающее Его от всех остальных людей. Он очень похож на Свою мать, однако у Него не столь округлое и мягкое лицо и более золотые волосы, скорее всего, выгоревшие на солнце. Он высок, со слегка опущенными плечами, худощавый и смуглый из-за длительного пребывания на открытом воздухе. У Него большие светло-голубые глаза, несколько печальные и утомленные, длинные ресницы, крупные брови и типичный для еврея нос Он во всем похож на древнего иудея. Он молчалив и оживляется, только если речь идет о Небесах и о Божественном. Тогда Он становится красноречивым, и у Него загораются глаза. У Него есть одна особенность: он никогда не спорит, а просто перечисляет факты, и они оказываются настолько убедительны, что никто не отваживается оспаривать их. Он очень рассудителен, но никогда не гордится доказательством собственной правоты, а кажется жалеющим Своих противников. Я видел, как Его критиковали грамотеи и знатоки Закона Моисея, однако они были подобны малым детям, внимающим учителю».

Из синагоги Иисус отправился в дом Своих родителей. Поскольку Садди не планировал разговаривать с Ним, шансов узнать что-то новое практически не было. Поэтому я решила перенести еще на пять лет вперед в важный в его жизни день. Он находился в Назарете и разговаривал со своим другом.

С.: Он говорит, что слышал об Иешуа, который несколько месяцев назад начал проповедовать и об этом ширится молва. Толпы народа собираются слушать Его в надежде увидеть чудо. Он исцелил прокаженного, прикоснувшись к его одежде. А здоровье тому вернула вера, поскольку истово верующий не может быть неполноценным человеком. Говорят, Он возвращает зрение слепым и сотворил немало иных чудес. Но наверняка можно говорить только о случае с прокаженным — это произошло у моего друга на глазах.

Д.: Этот прокаженный так сильно верил в Иешуа?

С: Б Бога.

Д.: Так ты объясняешь исцеление?

С.: Я знаю, как это делается. Происходит передача и прием энергии, которая способна вернуть здоровье, —только если человек верит в возможность исцеления.

Д.: Прокаженный был готов принять энергию. Значит, Сам Иешуа здесь ни при чем?

С.: Он сыграл роль канала. Я не могу объяснить это лучше. Он часто медитирует вместе с тем, кого исцеляет, и в таком состоянии передает ему часть Своей силы. Иногда это бывает видно окружающим.

Д.: Как выглядит эта сила?

С: Как свет, струящийся, скажем, из Его ладони к больной части тела человека. У обоих становятся видимыми ауры, а обычно они незаметны.

Этим объясняется сияние на изображениях Иисуса. На самых ранних ореолом окружено все тело Христа, а на последующих — только голова. Должно быть, их рисовали по рассказам очевидцев того, как аура начинала усиленно светиться при передаче энергии, когда Иисус творил чудеса.

С: Поэтому нужно медитировать вместе с тем, кто хочет исцеления. Только так можно принять энергию. Иначе она не передается. Я не могу объяснить это лучше.

Д.: У Иешуа есть противники?

С: Говорят, есть люди, которым не нравится, что он повсюду ходит и проповедует любовь. Недовольны и зелоты[6], ждущие от него слов: «Я Мессия. Идите за мной, Я буду вашим царем». Тогда бы они тут же взялись за оружие. Но Он никогда ничего подобного не скажет.

Д.: Ты говоришь, Иешуа призывает к любви. Друг к другу или к Богу?

С: Он говорит о любви к братьям и сестрам, к соседям и к чужестранцам. Любить кого-то означает разделить с ним веру в Бога. Господь есть любовь. Он заполняет внутреннюю пустоту в человеке. Любить ближнего прекрасно. Ты добровольно отдаешь себя другому, не думая о собственной выгоде. Это часть Его проповеди. Люди увидели присутствие Господа в повседневном бытии, и сейчас откровение сближает их.

Д.: Ты говорил, кое-кто считает, будто Ему нужно сказать: «Я — Мессия». Как ты думаешь, Он действительно Мессия?

С (категорично): Да!

Д.: А Он сам знает об этом?

С: Да. Его с детства учили тому, кто Он и Кем станет. Но заявить такое во всеуслышание... это же значит дать недоброжелателям возможность назвать Его сумасшедшим или богохульником. Он называет себя Сыном Человеческим.

Д.: Что это значит?

С: Все мы сыны человеческие и Божьи. И Он тоже. Я не могу объяснить это яснее. Он такой же сын Господа, как и я, но Ему судьбой предначертано привнести больше света в мир, чем мне. Мессия намного ближе к той конечной цели, к которой стремимся мы все. Мне до нее еще далеко. Он же лишь на шаг отстоит от совершенства.

Д.: Если все люди — сыны человеческие и Божьи, то чем Он отличается от нас?

С: Он усвоил все уроки и почти до конца прошел Свой путь.

Д.: По-твоему, Он совершенен?

С: Станет таким. Он вернулся по собственной воле, чтобы подарить нам надежду. Ему не было необходимости возвращаться.

Д.: А потом, после этой жизни, Он когда-нибудь еще вернется?

С: Сказано, что да, но с какой целью, я не знаю.

Д.: А о Бен-Захарии ты что-нибудь слышал?

С: Говорят, он сейчас в Иордании, к нему прислушивается народ. Себя он называет гласом вопиющего в пустыне, тем, кто пытается открыть уши и сердца людей и донести до них весть о Спасителе. Он похож на одержимого, его неистовство многим нравится — например, зелотам. У него свой путь, и я не видел его уже много-много лет.

Д.: Как ты думаешь, он изменился?

С: Нет, Бен-Захария всегда был безудержным.

Во время нашей беседы Садди массировал плечо, и я спросила его о здоровье. Он ответил, что у него болят суставы, и сказал: «Я очень стар. Меня мучает кашель. Мне уже немного осталось ходить по этой земле». Сейчас он постоянно жил у своих родственников в Назарете. Я внушила ему, что боли перестанут беспокоить его и он почувствует себя лучше.

Д.: Ты многое повидал в жизни. Тебе выпало огромное счастье — учить Бен-Иосифа и Бен-Захарию.

С: Да, мне повезло.

Я спросила его, кто правит сейчас. Он сказал, что царь Ирод I умер и на троне восседает Ирод Антипа, но положение не улучшилось: «Он намного хуже». Ему не нравилось говорить ни о том, ни о другом. Ему была явно неприятна эта тема.

В первоисточниках преемником Ирода называется Архелай и не упоминается Антипа. По словам Садди, у Антипы был брат, Филипп, а об Архелае он не говорил ничего. Это противоречие показалось мне любопытным. В Библии наверняка должно быть упомянуто об этом. Теперь мы с Харриет обращались к Книге Книг чаще, чем когда-либо, и все больше черпали из нее по мере того, как воспоминания Кэти складывались в связный рассказ. Но в Библии преемником Ирода также называется Архелай и не упоминается Антипа. Обоих царей, правивших во время рождения и смерти Христа, звали Иродами. Откуда Кэти взяла имя Антипа? И вновь дальнейшие исследования подтвердили ее правоту.

Ирод Великий исповедовал иудаизм, но был римлянином арабского происхождения, и, может быть, именно поэтому народ был недоволен. Как говорил Садди: «Он не может решить, кем хочет быть — греком или евреем, — и потому половинчат». К тому же Ирод Великий был очень жесток. Он стал царем в 36 году и умер в 4 году до н. э. Он убил многих членов своей семьи, а трое из оставшихся в живых сыновей должны были продолжить его правление. Это были Архелай, Антипа и Филипп. В Риме решили, что править страной будут все трое. Они стали так называемыми тетрархами.

Иногда провинции Римской Империи делились на части, которыми управляли «малые цари». Старшему из братьев — Архелаю — досталась самая обширная часть Иудеи. Его назначили этпархом, или наместником. А Антипа и Филипп стали тетрархами и правили оставшейся территорией царства. Но Архелай не угодил Риму, и в 6 году н. э. его изгнали из страны. После этого Иудея стала имперской провинцией третьего класса, которая непосредственно подчинялась римским прокураторам (чиновникам, занимавшимся финансовыми вопросами и общим управлением). Безусловно, самым известным из них был Понтий Пилат. В то время Филипп управлял северной Палестиной. Он не причинял беспокойства, и его не трогали. После изгнания Архелая его место занял Антипа, который стал тетрархом большей части Иудеи и нарек себя Иродом. Именно он находился у власти во время казни Иоанна и смерти Христа. Вряд ли Кэти могла бы знать эти имена из истории того периода — если бы не возвращалась в прошлое.

Оставшуюся часть сеанса Садди говорил приглушенным, усталым старческим голосом. Я надеялась, что на его веку пройдет вся жизнь Иисуса. Да уж, не часто выпадает шанс получить информацию о Христе из уст Его современника. Но сейчас казалось, что Садди может умереть в то время, когда Иисус только начинает проповедовать. Мне хотелось услышать рассказ о распятии. Но как? Садди был в Назарете и слишком плохо себя чувствовал для путешествия в Иерусалим, где казнили Иисуса. Эти города находились довольно далеко друг от друга. Даже если Садди не умрет, он вряд ли посетит Иерусалим. Складывалось впечатление, что об окончании жизни Мессии мы от него не услышим. В любом случае, мы должны быть благодарны ему за то, что уже узнали. Может быть, отыщется какой-нибудь другой способ получить интересующие нас сведения?

Я перенесла Садди вперед, к возрасту примерно пятидесяти лет. Он сидел на холме, возвышающемся над Назаретом, скорее всего, недалеко от дома своих родственников. Его голос звучал обессиленно.

С (вздыхает): Я очень стар и сильно устал. Мне то ли пятьдесят один, то ли пятьдесят два года. Я очень старый человек.

Мне трудно было признать старческим пятидесятилетний возраст. Но, по-видимому, в те времена так оно и было. Я сказала ему, что не считаю его стариком.

С: Но это так! Многие умирают раньше. Я действительно очень стар. (Вздыхает.)

Д.: Что ты делаешь на холме?

С: Это близко. Дальние прогулки мне уже не по силам. Я общаюсь. Пытаюсь установить контакт со Вселенной и обдумываю свою жизнь. Скоро я умру. Мне осталось жить не больше года, и я это знаю. Мне тяжело дышать, мучает кашель и боль в груди.

Д.: Ты жалеешь, что твоя жизнь подходит к концу?

С: Нет. Это глупо и не имеет смысла. Разумнее смириться и перенести накопленный опыт в следующую жизнь.

Он казался таким подавленным, что я решила сменить тему,






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.