Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Антонимия






Вопросы и задания.

I. Какое языковое явление называется антонимией? Какие виды антонимов вы знаете?

1. Заполните таблицу 5.

 

2. Найдите и проанализируйте антонимы.

а) Час разлуки, час свиданья –

Им ни радость, ни печаль;

Им в грядущем нет желанья

И прошедшего не жаль (М. Лермонтов).

б) Как посравнить да посмотреть

Век нынешний и век минувший:

Свежо предание, а верится с трудом (А. Грибоедов).

в) Всё было залито светом. Черные фраки мелькали и носились врознь и кучами там и там, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июньского лета... (Н.В. Гоголь)


Таблица 5

Антонимы

 

классифи-кация 1. В зависимости от речевого употребления 2. По структуре   3. По характеру выполняемых функций 4. По характеру обозначаемой ими противоположности
виды общеязыковые контекстуальные = индивидуально-авторские = окказиональные однокорневые разнокорневые функция противопоставления функция совмещения градуальные неградуальные
значение                
примеры                

 

3. Подберите антонимы к приведенным ниже словам. Охарактеризуйте их.

Трудный, выходить, мокрый, хвалить, дешевый, приезжать, глупый, далеко, разубеждать, худой, вбежать, узкий, ускорять, одинаковый, молодой, одобрение, новый. появляться, расстегивать, светлый, зацветать, защищать, вооружать, близкий, сухой.

 

4. Являются ли антонимами выделенные слова?

а) - Да, это очень странно!

- Очень близко к дальше ехать некуда! - сказал и Грифон.

Л. Кэрролл - Б. Заходер

б)...Для удобства плавания как раз тут проделывают некоторые фокусы с календарём: при плавании с запада на восток два дня считают тем же числом, а при плавании с востока на запад проделывают обратное действие - один день вовсе пропускают и вместо “завтра” считают сразу “послезавтра”.

- Вы имейте в виду, Фукс, что у нас сегодня - завтра (А. Некрасов).

в) - А нельзя этот закон как-нибудь обратно закрыть?

- Закон природы, - возмутился удав, - закрыть нельзя.

Г. Остер. Великое закрытие.

 

5. Определите функции антонимов в “гариках” И. Губермана. Какие стилистические приемы вы здесь обнаружили?

***
Каждый сам себе – глухие двери,
сам себе преступник и судья,
сам себе и Моцарт и Сальери,
сам себе и желудь и свинья.
***
То наслаждаясь, то скорбя,
держась пути любого,
будь сам собой, не то тебя
посадят за другого.
***
У нас пристрастие к словам –
совсем не прихоть и не мания;
слова необходимы нам
для лжи взаимопонимания.

II. Сформулируйте, что называется оксюмороном, антитезой, энантиосемией?

1. Проанализируйте антонимы.

а) Я – пленница свободы, Ты - узник светлой тьмы (М. Медведева)

б) Огромная осень стара и юна В неистово-синем сиянье окна (А. Вознесенский.)

в) Сторож из зоопарка обычно стоял на посту у ворот, лёжа на раскладушке (Э. Успенский).

г) Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь. (А. Некрасов.)

 

2. Подберите пословицы и поговорки, содержащие антонимы. Какие стилистические приемы в них использованы?

Образец: Даст мудрец яду - пей, даст глупец меду – плюнь. (Антитеза).

Раем не прельщай, адом не стращай.

 

 

3. Найдите антонимы в отрывках стихотворений. Определите, с какой целью они использованы.

а) Полюбил богатый – бедную,
Полюбил ученый – глупую,
Полюбил румяный – бледную,
Полюбил хороший – вредную,
Золотой – полушку медную. (М.Цветаева)

б) И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови. (М.Лермонтов)

 

4. В приведенных отрывках из литературных произведений найдите антонимы. Проанализируйте их.

а) Каждому казалось, что та жизнь, которую он сам ведет, есть одна настоящая жизнь, а которую ведет приятель – есть призрак (В. Набоков)

б) Там обдерут вас как липку, и из миллионера вы превратитесь в нищего, и будете плакать горькими слезами.(Н. Носов)

в) Меня родители били, а его баловали…(М.Зощенко)

г) Я могу думать или не думать, учиться или лениться, делать что-нибудь или совсем ничего не делать. (Е. Веятистов)

д) Я же буду тихо радоваться, что он не знает, мое ли это лицо или Феликса, - выгляну и спрячусь, - а это был и не я.(В. Набоков)

е) Знатная дама, чьё лицо и фигура, казалось, могли отвечать лишь ледяным молчанием огненным голосам жизни, чья тонкая красота скорее отталкивала, чем привлекала, так как в ней чувствовалось надменное усилие воли, лишённое женственного притяжения, - эта Лилиан Грей, оставаясь наедине с мальчиком, делалась простой мамой…(А. Грин)

ж) Нервное настроение, бессонница, всякие пустяки, которые прежде забавляли бы меня, а теперь раздражают. (В. Набоков)

 


[1] См. раздел «Методические рекомендации к выполнению контрольной работы для студентов заочного отделения». С. 135.

[2] Репкин В.В., Некрасова Т.В., Восторгова Е.В. Русский язык: Учебник для 2 класса начальной школы. В 2-х частях. Часть 2. М.: Вита-Пресс, 2005.

[3] См. схему анализа синонимов в разделе «Схемы анализа». С.42.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.