Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Высота добродетели чистоты сердца. Блаженство чистых сердцем






      Чистое сердце — источник духовного мира и радости. Благотворное влияние чистых сердцем на окружающих людей. Блаженная участь людей чистого сердца, чистой жизни: они, по обетованию, Бога узрят (Мф. 5: 8).
«Чистое сердце есть малое небо, обитель благодати Всесвятого Духа, жилище Ангелов, хранилище любви к Богу и любви к ближнему, источник святых мыслей и желаний, украшение человеческого рода. Все изящное в природе ниже чистого сердца...     
В чистом сердце растут обильно-постоянно, веселовидно отрасли многоразличных христианских добродетелей, нравственных и гражданских, общественных и семейных»      750 .
В чистом сердце нет закоренелых нечистот порока. Христианина с чистым сердцем не терзает совесть, не мучат грехи, которые отпущены, он покоится в Боге, Источнике блаженства, и      Бог покоится в нем.
Чистое сердце есть источник духовного мира, спокойствия и всегдашней радости. При взгляде на все доброе, на всякое творение Божие чистый сердцем радуется и веселится внутренно, потому что во всех тварях усматривает отпечаток благости, премудрости и всемогущества Творца.     
Чистое сердце, по подражанию Богу, исполнено бывает безмерным чувством милости и жалости ко всем созданиям Божиим      751 .
В высшей степени прекрасное зрелище — человек с чистым сердцем! Он есть храм Триипостасного Бога, ибо чистому сердцем свойственно любить Бога;       кто любит Меня, — говорит Христос, — тот возлюблен будет Отцем Моим... и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14: 21, 23). К людям с чистым сердцем относятся слова: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17: 21)752 . «Высокое совершенство любви... не может быть достигнуто без совершенства чистоты (сердца)» 753 .
В чистом сердце отпечатлеваются правила Небесного закона, так что чистое сердце живо ощущает внутри голос закона Божия, а воля его стремительна к добру и тверда в боголюбезной жизни.     
Добродетели чистого сердцем христианина служат укреплению доброй нравственности окружающих людей, своим благотворным влиянием ослабляют и нередко вовсе истребляют заразу порока. Люди нечистой жизни нередко приходят в себя от общения с людьми чистого сердца, раскаиваются и переменяют свою порочную жизнь на добродетельную. Чистота сердца светла, привлекательна, и какое-то сладостное и успокоительное веселие вливается от нее в души людей, жаждущих правды.     
Чистоте сердца принадлежит глубина душ наших. Она привлекает к нам любовь ближних, потому что излучает искреннюю любовь.     
Чистота сердца привлекает и любовь Божию. Она низводит милость Господню на села, города и целые страны, упрочивает блага семейств и создает благоденствие государств. Чистота сердца низводит свыше на землю всякое благословение (срав.:       Втор. 28: 1—14).
«Польза, происходящая от чистоты сердца, не ограничивается временем. И вечность приносит чистому сердцу великую награду и великое утешение. Вечность наша будет такова, какова наша жизнь. Свята жизнь — блаженна вечность. Худа и нечестива жизнь — ужасна и вечность. Что сеем во времени, то в вечности пожнем.      Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление; а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал. 6: 8). Посему горе тем, которые живут в нечистоте сердца, и благо тем, которые живут свято и хранят свое сердце от всякого зла (Мф. 25: 34, 41).
Поистине блаженна в вечности участь людей чистого сердца и чистой жизни! Тайнозритель святой апостол Иоанн Богослов видел утешительное зрелище на небе. Он видел множество людей в белых одеждах пред Престолом Божиим, в веселии, в торжестве. Кто же они, облеченные в белые одежды и удостоенные предстояния Престолу Божию? — Это люди, строго, бодрственно, с терпением величайших скорбей сохранившие себя от всякого зла, люди чистые сердцем, чистые житием. Поэтому им особенная почесть на небе.      Иисус Христос говорит, что Он посадит их и, подходя, станет служить им (Лк. 12: 37), как гостеприимный и ласковый хозяин дома служит гостям своим. Этим показывается любовь и особенное благоволение Спасителя к людям, препровождающим жизнь в чистоте духа и тела» 754 .
Царство Небесное принадлежит людям чистой жизни, чистого сердца. Тем христианам, которые имеют чистое сердце, обещана величайшая награда: они, по обетованию Иисуса Христа,       Бога узрят (Мф. 5: 3). Лицезрение Бога есть источник вечного блаженства; обещание видения Бога есть обещание высочайшего вечного блаженства в Царстве Небесном 755 , обещание особой близости к Богу. Чистые сердцем еще здесь, на земле, в своем собственном сердце (просвещенными очами сердца — Еф. 1: 18) будут зреть Бога, ощущать невидимое благодатное присутствие Божие, в будущей же жизни сии праведники узрят Бога лицем к лицу (1Кор. 13: 12; 1Ин. 3: 2), ибо чистому свойственно зреть Чистого, как чистому оку свойственно видеть свет. «Видение же Бога здесь разумеется такое, какое только возможно для человека» 756 .
Бог есть источник вечного Света и несказанного блаженства для всех чинов ангельских, для праотцев, пророков, апостолов, иерархов, мучеников и всех святых. Им живет и веселится всякая тварь на небе и на земле. Блаженство лицезрения Бога так велико, что чистейшие и святейшие ангельские чины и величайшие праведники ничего более не желали и не желают, как только постоянно созерцать Бога и быть в единении с Ним. Поистине,       блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят!

750 Иаков (Вечерков), архиеп. Слово о чистоте сердца // Слова и речи. Ч. 1. С. 55. См. также: С. 53—54.     

751       Исаак Сирин, прп. Слово 48 // Слова духовно-подвижнические. С. 205—206.

752 У многих подвижников при чистоте и смирении сердца проявляется особый дар прозрения (способность видеть сокровенное в душе человека, видеть и слышать все происходящее на дальнем расстоянии и др.). Так схиархимандрит Гавриил, старец Елеазаровой пустыни, близ Пскова (умер в 1915 году), обладал этим даром воспринимать непосредственно человеческие мысли, как явный разговор, видел совершающееся на расстоянии, удостаивался видеть усопших и угодников Божиих. Не раз он с умилением говорил: “Воистину справедливо слово Христово:       блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят, — и не только Бога узрят, но в Боге и вся сокровенная мира узрят”. Будучи еще юношей, старец был так чист и целомудрен сердцем, что соблазны мира и плоти вовсе не касались его. И от этого до конца жизни он сохранил жизнерадостность, детскую простоту и ту целомудренную веселость, от которой всем делалось с ним легко и весело (Житие схиархимандрита Гавриила. Рукопись. С. 7; см.: Симеон (Холмогоров), архим. Схиархимандрит Гавриил, старец Спасо-Елеазаровой пустыни. Псков, 1916 — ред.).

753       Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Собеседования египетских подвижников, 11, 14 // Писания. С. 381.

754 Иаков (Вечерков), архиеп. Слова и речи. Ч. 1. С. 66—67.     

755       Иоанн Златоуст, свт. Толкование на святого Матфея Евангелиста, 15 // Творения. Т. 7. С. 155.

756 Иоанн Златоуст, свт. Толкование на святого Матфея Евангелиста, 15 // Творения. Т. 7. С. 154.     

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.