Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ритуал проигрывания ролей (появляется своя реф.группа или нет)






Развитие ребенка позволяет конструировать некоторые ситуации, воссоздавая их в игре. Его интеллект способен предвосхищать события. Ребенок впервые пробует примерять на себя роли взрослых. В это время формируется Супер-Эго, а вместе с ним появляется чувство вины и самоосуждение. На этой стадии ритуализации подлежат моральные запреты. Э. Эриксон считал, что ритуализация в данный период возможна только в групповых играх и напоминает театр.

Удачно- Лубознательность, подражание взрослым, формирование полоролевого, поведения
Неудачно- Пассивность в общении, инфантильная зависть к другим детям. Нет полоролевого поведения.

Ребенок глубоко идентифицировался с персонами своих родителей, однако на этой стадии перед ним стоит вопрос, какой же личностью должен стать он сам.

Три линии развития составляют основу этой стадии и формируют ее кризис:

--- ребенок становится более свободным и более настойчивым в своих достижениях и устанавливает более широкий спектр целей;

--- совершенствующееся чувство языка позволяет ему задавать бесконечное множество вопросов. Часто он не получает адекватных ответов на них и, в связи с этим, формирует не всегда правильные представления о многих понятиях;

--- достаточно развитая речь и моторика позволяют ему распространять свое воображение на огромное множество ролей и, подчас, его самого это пугает.

 

Результатом этих трех линий развития должно стать формирование инициативы, как базиса для более реалистичного восприятия собственных целей и амбиций. Ребенок хорошо владеет моторикой, что позволяет ему сконцентрировать внимание не на движении, а на тонкостях социальных контактов, проявлять любознательность, особенно по поводу половых и социальных ролей. Он стремится представить себе эти роли и понять, какие из них в будущем ему предстоит выполнять.

Э. Эриксон утверждает, что на этой стадии доминирует модус " вторжения", описывая различные виды его активности и фантазий:

1.Вторжение в пространство с помощью локомоции;

2.Вхождение в неизведанное с помощью любопытства и любознательности;

3.Вторжение в психологическое пространство других людей посредством речи и крика;

4. Физическую атаку в отношении других людей;

5. Первые пока еще пугающие фантазии о введении фаллоса в женское тело.

Этому периоду свойственно развитие Эдипова комплекса, который связан с более реалистичным пониманием половых и социальных ролей. Э. Эриксон в целом разделял мнение З. Фрейда по поводу сути и содержания Эдипова комплекса. Он писал о том, что кроме непосредственного переживания тревоги, связанной с побуждениями Ид и формирования Супер-Эго, девочки на этой стадии часто проходят период «отрезвления», замечая, что ни в движениях и ни в уме, ни в социальной настойчивости они не уступают мальчикам. Несмотря на это они лишены пениса, а вместе с ним «важных преимуществ, имеющих место в культуре» В этот пeриод ребенку чрезвычайно полезно ненавязчивое сексуальное просвещение, благодаря которому он легче переносит опасения, связанные с дифференциацией половых ролей.

Стадия игры детской генитальности добавляет в список базисных модальностей обоих полов модус " делания". При этом у мальчика ставится акцент на делании путем мозговой атаки, а у девочки - путем агрессивного захвата, превращения себя в привлекательный объект. В этом состоит различие между женской и мужской инициативой.

Наряду с инициативой у ребенка просыпается чувство вины, связанное с фантазиями о гигантской власти, принадлежащей ему. Эта стадия формирует также соперничество с теми, кто оказался первым, кто занял поле деятельности, на которое направлена инициатива ребенка. В основном соперничество направлено на родителей, и вследствие этого поражение неизбежно. Именно поражение формирует почву для возникновения вины и тревоги, связанной с глобальным страхом за свою жизнь, проявляющимся в " комплексе кастрации".

Формирующееся Супер-Эго позволяет ребенку сознательно управлять своим поведением, регулировать инициативу. У него появляется " внутренний голос", позволяющий развиться самонаблюдению, саморегуляции, самонаказанию. По сути именно эта фаза становится краеугольным камнем зарождающейся нравственности. Следует помнить, что эти формы деятельности Супер-Эго еще не являются зрелыми, поэтому излишняя их эксплуатация родителями может привести к тому, что Супер-Эго ребенка останется жестким и архаичным, нагруженным чувством обиды за то, что сами родители не живут в соответствии с требованиями, предъявляемыми ему. Кроме того, излишняя жесткость воспитательских требований обедняет личность, а ее результатом может оказаться самоограничение или истерическое отвержение. Накопленная обида на родителей может привести ребенка к выводу, что нет абсолютного «хорошо» или «плохо», а правда на стороне сильного, это позволяет сделать моральные нормы оружием наказания других людей.Согласно психосоциальной теории, чувство вины у детей вызывают родители, не позволяющие им действовать самостоятельно. Появлению чувства вины также способствуют родители, чрезмерно наказывающие детей в ответ на их потребность любить и получать любовь от родителей противоположного пола.

 

В случае неблагоприятного исхода этой стадии формируются два типа людей:

1)те, которые в течение всей жизни удерживаются от проявления своих возможностей. Фантазий, чувств;

2)другой тип- сверхкомпенсированные, демонстрирующие непрекращающуюся инициативу, остановить которую может только серьезное заболевание (например, психосоматическое). Их представление о себе в большей мере связано с тем, кем они могли бы стать в будущем, а не с тем, кем являются в настоящий момент.

Игры с родителями позволяют ребенку прочувствовать сотрудничество, получить необходимый опыт равенства и одинаковой ценности обоих полов и различных возрастов. Таким способом чувство вины интегрируется в сильное сознание, устанавливается способность движения к возможному и реалистичному будущему.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.