Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование идентичности






По мнению, Э. Джейкобсон основная проблема формирования тяжелых психических расстройств – дефицит идентичности.

Под формированием идентичности она понимала процесс, который выстраивает способность сохранять целостную психическую организацию вопреки растущей структурализации, дифференциации, как высоко индивидуализированную, но связанную целостность, которая имеет непрерывность и направление на каждой стадии развития. При происходящем массивном развитии дифференциации, интеграции и структурализации, идентичность формируется в каждом процессе и обеспечивает стабильность среди изменений.

Э. Джейкобсон развила идею Х. Хартманна о построении репрезентативного мира, и выдвинула концепцию репрезентативного мира, как краеугольную в эго-психологии.

Селф- и объект-репрезентации восходят к опыту Селф во взаимодействии с объектом. Этот опыт регистрируется в части Эго. Где размещаются репрезентации. Э. Джейкобсон подчеркнула важность материнской заботы и ее вклад в дифференциацию, и развитие специфических функций.

Одной из наиболее важных в теоретическом наследии Э. Джейкобсон стала концепция селективной идентификации.

Селективная идентификация – это бессознательный процесс, благодаря которому ребенок идентифицируется не с целой другой личностью, а селективно, более автономно, с лучшими ее аспектами, которыми он восхищается. Для этого, он должен уметь разделять объект на части, и понимать, что объект больше, чем совокупность его частей. В процессе селективной идентификации ребенок комбинирует себя самого из качеств, выбранных в объекте, создавая новую, уникальную личность. С.и. исполняет роль компромисса между симбиотической тоской и стремлением к автономии, и является примером того, как взаимодействуют интеграция и дифференциация на том уровне развития, когда ребенок отделяется от материнской личности, выбирая некоторые ее аспекты для создания новых черт. Новая создающаяся структура существует в представлениях о мире. Дифференциация, следуя за интеграцией, формирует новую структуру. Таким способом селективная идентификация создает глубокую модификацию Эго–новую селф-репрезентацию, которая включает сходство с объектом без потери идентичности.

Совершенствование концепции влечений

Э. Джейкобсон утверждала, что:

--- Влечения существуют в начале в недифференциированном виде, а затем делятся на либидо и агрессию под влиянием адекватного материнства.

--- Созревание инстинктов происходит одновременно со структурным развитием.

--- Существует позитивное применение агрессивных влечений. Э. Джейкобсон соглашалась с З. Фрейдом в том, что агрессия – это сила, которая обслуживает согласования.Однако, она замечает, что амбициозные стремления, используя энергию агрессии, могут содействовать росту и развитию.Это связано с тем, что в жизненных обстоятельствах часто удовольствие находится в равном соотношении с толерантностью к фрустрации.

--- Существуют различия между агрессивным драйвом как энергетическим источником, и аффектом враждебности (ненависти).

Ревизия теории супер-эго

Э. Джейкобсон не соглашалась с точкой зрения З. Фрейда о том, что страх кастрации побуждает мальчика прекратить свои эдипальные устремления, и получить суровое супер-эго взамен этого. З. Фрейд сделал вывод о том, что девочки не имеют таких побуждений, следовательно, супер-эго у женщин может быть неполным.

Э. Джейкобсон полагала, что супер-эго – важнейшая организующая инстанция в развитии, и его формирование является результатом эдиповой фазы. Она утверждала, что роль в его формировании играет не реальный страх кастрации, а проекция амбиций и фантазий мальчика, и его соперничество с отцом.

Рассматривая формирование супер-эго у девочек, Э. Джейкобсон предложила вернуться к более ранним стадиям развития. Мальчики и девочки получают знания об анатомическом различии полов не в эдипов период, а на втором году жизни. И те. И другие получают «кастрационный шок». Мальчики переживают его быстрее, т.к. они убеждаются, что пенис продолжает существовать независимо от их фантазий, мыслей и действий. У девочек нет уверенности, компенсирующей «отсутствие» части ее тела, и изменение его целостности. Обнаруживая и переживая это, девочка компенсаторно начинает украшать свое тело. Кроме того, она пользуется случаем, чтобы оценить различия в процессе туалетного тренинга, который совпадает по времени с открытием анатомических различий. Чтобы компенсировать «отсутствующую» часть тела, она стремится стать чистой, послушной маленькой девочкой, и заслужить похвалу, обратить на себя внимание. Для того, чтобы развить возможности контроля, необходимо супер-эго. Э. Джейкобсон делает вывод о том, что супер-эго формируется у девочек раньше.

Кроме того, Э. Джейкобсон утверждала, что идентификация и любовь к родителю, которая обеспечивается заботой, теплом и любовью с его стороны (родителя) позволяет преодолевать сексуальное соперничество.

Итак, супер-эго – хранилище идентификаций с моральными и этическими нормами, запретами, но и любовными аспектами родителей обоего пола. Э. Джейкобсон дополнила перечень функций супер-эго.

· Управление настроением.

· Регуляция целостного состояния Эго.

Наблюдение за развитием связности, последовательности защитной организации.

 

 

19) Э.Эриксон Биография (1902-1994)

Родился в г. Франкфурте на Майне. Изначально он не собирался быть психологом, выбрал профессию художника и специализировался на детских портретах. В возрасте 25 лет он случайно знакомится с А.Фрейд и увлекается психоанализом. Э. Эриксон становится преподавателем рисования в детской школе А. Фрейд и с 1927 года участвует в семинарах Венской школы. Его обучение продолжается до 1933 года, когда, получив диплом Венского психоаналитического общества, Эриксон принимает вынужденное решение эмигрировать в США. Уже в то время определилась сфера его научных и клинических интересов – этнопсихология и исследование феномена идентичности и проблем, связанных с ее становлением, хотя в его трудах они обозначились гораздо позднее. В то время психоаналитическая школа З.Фрейда была очень популярна в США и Э. Эриксон не испытывает трудностей в становлении собственной профессиональной идентичности.Он имеет обширную клиническую практику, преподает в университетах. Его исследования проводятся на базе Гарвардской психоаналитической клиники, затем Йельского института человеческих отношений. В это время у Э. Эриксона почти нет публикаций. Возможно, богатый материал для обобщений был получен во время II Мировой войны, благодаря изучению “военных неврозов”. Именно в это время и была впервые сформулирована идея идентичности.

В 1950 году выходит его первая монография “Детство и общество», остающаяся актуальной и популярной по сей день. Эта книга является результатом пересмотра и расширения некоторых идей классического фрейдовского психоанализа и представляет уже сложившуюся авторскую концепцию формирования идентичности.

Затем в 1958 году появляются в печати книги “Молодой Лютер”, “Истина Ганди” и другие работы. В этом направлении (прикладных разработок) Э. Эриксон становится продолжателем исследований Фрейда и создает новый метод изучения человеческой личности– психоисторию

В 1960 году Э. Эриксон становится профессором Гарвардского Университета, а с середины 70-х – почетным профессором.

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОТНОШЕНИЙ Я – ОБЩЕСТВО

Э. Эриксон в своих исследованиях сделал акцент на изучении Эго. Он попытался иначе, чем З. Фрейд, трактовать невротический конфликт, считая, что в его основе лежат отношения Я - общество. Его работы знаменуют новый этап в развитии психологии и психоанализа, благодаря иному пути исследования психики – психоисторическому. Такой подход предполагает, что локус внимания исследователя направлен в равной мере, как на Я, так и на тот общественно-исторический контекст, в котором Я зарождается, развивается и, реализует задачу адаптации. Благодаря этнографическим исследованиям Э. Эриксон получил возможность изучать культуру материнства в самых разнообразных социальных общностях, и сделал вывод о том, что адекватный стиль материнского воспитания всегда учитывает потребности социальной группы, к которой будет принадлежать ребенок. Его задача, кроме развития своих индивидуально-личностных черт, интеллектуальных характеристик, еще и оправдать ожидания класса, касты, племени и т.д., к которым он принадлежит. Именно таким способом развивается групповая идентичность, не менее важная, чем индивидуальная, создающая у человека чувство своего психического, внутреннего времени, непрерывности своего Я, в процессе роста и развития.

КОНЦЕПЦИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ

Обретение идентичности - это длительный процесс, проходящий в течение всей жизни, складывающийся из последовательных Эго-синтезов.

Идентичность – некая гибкая форма самосознания и самопереживания, которая включает в себя постоянно меняющийся и обогащающийся набор из конституциональной предрасположенности, либидных потребностей, способностей, наиболее значимых идентификаций, индивидуальный для каждого набор защитных механизмов, актуальных и потенциальных ролей.

Э. Эриксон разделил весь жизненный цикл на стадии от рождения до смерти. Для каждой из них характерна своя специфическая задача, решив которую человек постепенно строит свою идентичность.

Групповая идентичность- Задача, кроме развития своих индивидуально-личностных черт, интеллектуальных характеристик, еще и оправдать ожидания класса, касты, племени и т.д., к которым он принадлежит. Именно таким способом развивается групповая идентичность, не менее важная, чем индивидуальная, создающая у человека чувство своего психического, внутреннего времени, непрерывности своего Я, в процессе роста и развития.На каждом возрастном этапе общество, по-мнению Э. Эриксона, выдвигает перед человеком задачи адаптации, которые необходимо решить для благополучного продвижения вперед. Культура даже самых на наш взгляд примитивных народов, равно как и высокоорганизованных животных, не является источником внутрипсихического конфликта, как считал З. Фрейд, а создает дополнительные возможности для включения в социум благодаря ритуализации. Ритуализация также является способом преодоления агрессивности и амбивалентности в человеческих отношениях. Анализируя филогенез ритуалов, Э. Эриксон пришел к выводу, что основная его цель – построение взаимосвязи, содержание которой - обмен сообщениями.

Эго идентичность- Формируется на 5 стадии

Отрочество и юность (Идентичность – смешение ролей, до 20 лет)

Это стадия, на которой ребенок заканчивается как ребенок и вступает в пору взрослости. Э. Эриксон считает, что именно она – ключевая для обретения идентичности и кризис этой стадии наиболее глубоко переживается. Перед подростком стоит задача интеграции частных идентификаций. Состоявшихся на предыдущих стадиях развития в единую, целостную Эго-идентичность, «связанную с прошлым и спроецированную на будущее».

Три линии развития предваряют формирование Эго-идентичности:

--- физический рост и половое созревание;

--- озабоченность тем, как он выглядит в глазах других;

--- необходимость найти свое профессиональное признание.

Наиболее характерен для этого возрастного периода – возврат к стадиям, переживаемым до 6 лет. В это время у родителей есть 2-й шанс сформировать у ребенка чувство постоянства и идентичности. Ребенок должен решить заново все старые задачи сознательной и с точки зрения значимости своего выбора для общества. Так социальное доверие к миру, самостоятельность, инициативность, умения создает целостную личность. Эго становится более устойчивым. Э. Эриксон обозначил кризисный период между юностью и взрослостью как «психологический мораторий», в течение которого в личности происходят многомерные сложные процессы обретения собственной взрослой идентичности и нового отношения к миру. У творческих, одаренных людей этот период может затянуться на годы. Эриксон также отмечал, что слишком затянувшийся психический мораторий и «диффузия идентичности» сами по себе предполагают необходимость психотерапевтического вмешательства, так как располагают личность к регрессу и стремлению отсрочить зрелость, провоцируют развитие диффузной тревоги, чувство изоляции и пустоты.

«Модус органа»

Вслед за З. Фрейдом, Э. Эриксон определял «модус органа» как зону концентрации либидинозной энергии. Каждый орган, связанный с определенной стадией развития предопределяет формирование определенного качества личности. По-мнению Э. Эриксона модусы являются центральной темой воспитания детей в любой культуре, для которой оказывается значим телесный опыт ребенка. Если общество придает должное значение модусу органа, то затем в силу включения ребенка в культурную среду, модус теряет изначальную прикрепленность к органу и образуется другое, поведенческое значение модуса. По Э. Эриксону существуют модусы: втягивания, удержания, вторжения и включения.

Можно привести пример взаимодействия матери и ребенка на оральной стадии. Э. Эриксон пишет о том, что важно не само взаимодействие через рот, а оральный способ взаимодействия с миром вообще. Из этого модуса формируется возможность получать что-то из внешней среды и от людей вообще, а не только пищу. Следовательно, формируется психическая модальность «вбирать». Эта возможность с наступлением второй фазы оральной стадии (с появлением зубов) дополняется еще и возможностью выхватывать что-то из общего фона (модус «кусать»), а, следовательно, концентрировать свое внимание на чем-то активно, взамен пассивному вбиранию на предыдущей фазе.

Аналогично этому в анальной фазе модусы расслабления и удержания трансформируются в социальные формы поведения – сохранение и уничтожение. В свою очередь модусы вторжения и включения на следующих стадиях создают возможность для включения ребенка в реальную взрослую совместную деятельность, создают качества активной предприимчивости и инициативы.

Ритуал

Ритуал- На каждом возрастном этапе общество, по-мнению Э. Эриксона, выдвигает перед человеком задачи адаптации, которые необходимо решить для благополучного продвижения вперед. Культура даже самых на наш взгляд примитивных народов, равно как и высокоорганизованных животных, не является источником внутрипсихического конфликта, как считал З. Фрейд, а создает дополнительные возможности для включения в социум благодаря ритуализации. Ритуализация также является способом преодоления агрессивности и амбивалентности в человеческих отношениях. Анализируя филогенез ритуалов, Э. Эриксон пришел к выводу, что основная его цель – построение взаимосвязи, содержание которой - обмен сообщениями.Он обозначил критерии подлинных ритуальных действий:

--- Общее значение для всех участников взаимодействия при сохранении различий между индивидами;

--- Способность к развитию по стадиям жизненного цикла, в ходе которого достижения предыдущих стадий в дальнейшем, на более позднем этапе обретают символическое значение;

--- Способность сохранять известную новизну при всех повторениях, игровой характер.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.