Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Израиль

Чили

Статья: Чили. Борьба с коррупцией. Автор: Илья Костунов Oct. 10th, 2011 at 10: 03 AM

Ранее я уже писал о системах по борьбе с коррупцией в разных странах. По стечению обстоятельств это были благополучные в экономическом и социальном плане страны: Гонк-Конг, Сингапур, Канада, Нидерланды. Мне стал интересен опыт стран, которые достаточно стабильны экономически, но которые нельзя отнести к развитым странам. Сегодня я вам расскажу, как борются с коррупцией в Чили.

Еще раз, почему именно Чили.

Во-первых, экономика страны очень сильно зависит от добывающей промышленности и стабильности международного рынка. Основа добывающей промышленности Чили – медь, а рынок меди, судя по последним новостям с рынков гораздо менее стабилен, чем рынок нефти или газа, например. Во-вторых, это страна в 70-90 гг. пережила множество социально-экономических и политических потрясений, так же как и Россия.

В Чили сложилась особенная система государственного устройства. Фактически здесь четыре ветви власти. К традиционным для большинства стран мира трем ветвям власти: исполнительная, законодательная и судебная, добавилась и четвертая – контрольная. Особое положение в этой работе занимает Генеральное контрольное управление – аналог российской Счетной палаты. Генеральное контрольное управление Чили, наделено воистину безграничными полномочиями, что позволяет называть его самым могущественным контрольно-финансовым ведомством в мире. Так, любой государственный служащий в Чили подконтролен в своей финансовой деятельности Генеральному контрольному управлению. Кроме того, ведомство ведет подробнейшие досье на каждого государственного служащего. Поэтому, если чиновник хочет строить долгосрочную карьеру в органах государственной власти – он никогда не возьмет взятку, поскольку, если это станет известным – черная метка на всю жизнь.

Генеральное контрольное управления ко всему прочему в обязательном порядке проводит предварительную экспертизу правомочности всех решений правительства, осуществляя тем самым двойной контроль, и за отдельными чиновниками и за решениями, принимаемыми органами государственной власти.

Как результат подобных действий, В Чили по статистике (доля зарегистрированных преступлений в общем количестве преступлений коррупционной направленности) наименее коррумпированными ведомствами являются прокуратура (0, 5 %), парламент (1%), таможня (1 %).

Примечательно, что даже при таких результатах и при очень положительных оценках антикоррупционной системы Чили мировой общественностью (например, по индексу восприятия коррупции Чили находится на 21 месте в мире между Великобританией и Бельгией https://ria.ru/infografika/20101027/289524140.html), в стране до сих пор происходят крупные коррупционные скандалы. Вот два наиболее показательных примера:

2002 г. В скандале замешаны высокопоставленные государственные деятели: заместители министров транспорта, здравоохранения таможенного комитета, руководитель службы занятости, председатель проправительственного блока партий, ряд парламентариев. Задействовано в этом скандале было и министерство общественных работ – именно это министерство раздавало государственные подряды бизнесу. Целый ряд чиновников были арестованы, против огромного количества - возбуждены уголовные дела.

2006 г.: скандал был вызван выдвинутыми в адрес ряда чиновников администрации Президента Чили М. Бачелет и парламентариев из правящей коалиции «Консертасьон» обвинениями в нецелевом использовании бюджетных средств, в том числе - на финансирование избирательной компании 2005 г. Тогда президент страны М. Бачелет дала «зеленую улицу» органам правосудия, заявив, что в случае получение доказательств нарушения законов виновные, невзирая на лица и должности, понесут заслуженное наказание.

Кстати, как вы уже поняли, в Чили Президент – женщина. Судя по всему, стальная женщина, хотя по фото не скажешь.

Это лишь самые-самые скандальные истории. Они еще примечательны тем, что привели к значительному изменению законодательства в стране. После скандала 2002 г. был принят первый пакет документов по борьбе с коррупцией, согласно которому, например, чиновники должны были представлять декларацию о своих доходах. Было предусмотрено упорядочивание доходов в госсекторе, т.е. предполагалось полностью исключить черных и серых схем оплаты труда чиновников. Одновременно были сделаны шаги по повышению доходов чиновников до уровня доходов в среднем в бизнесе. При министерстве финансов была создана национальная гражданская служба, контролирующая выполнение государственными чиновниками норм этической и профессиональной порядочности. Вводилось ограничение числа государственных чиновников, способных повлиять на оформление лицензий, концессий и других разрешительных документов. Вместо этого вменялось проведение разнообразных тендеров, обеспечение их максимальной прозрачности.

После истории 2006 г. Президент инициировала создание специальной комиссии правительства по подготовке пакета антикоррупционных мер, которые и были предложены к обсуждению в ноябре 2006г. Данный документ включает в себя 30 мер по трем основным направлениям: повышение транспарентности деятельности госаппарата, его модернизацию и усиление мер контроля за финансированием политических компаний.

Кстати, главной достопримечательностью Чили на сегодняшний день, стало огромное количество неправительственных организаций - около 70-100 тысяч, которые непрестанно следят за деятельностью чиновников. Практически не одно содеянное преступление, не может быть скрыто от их глаз. Абсолютно все прегрешения сотрудников госаппарата, о которых стало известно, не только доводятся до сведения широкой общественности, но и до обязательного рассмотрения в зале суда.

 

 

Иран

Статья: Борьба с экономической коррупцией в Иране. Автор: Вартанян А.М. 24 мая, 2006

В предвыборной кампании нынешнего президента Ирана М. Ахмадинежада задача борьбы с экономической коррупцией была выделена в качестве одного из главных приоритетов. После избрания на президентский пост М. Ахмадинежад сразу приступил к реализации данной задачи. Законодательная власть ИРИ в лице парламента, большинство в котором представлено сторонниками президента по неоконсервативной коалиции, выразила твердую готовность взаимодействовать с ним в этом вопросе. Образовавшийся тандем стремится оказать определенное давление на Судебную власть ИРИ с целью добиться внятной поддержки с ее стороны. Однако глава Судебной власти аятолла М. Хашеми-Шахруди не спешит пока оказывать такую поддержку. На призывы молодых консерваторов об усилении антикоррупционной борьбы он реагирует сдержанно и осторожно, увязывая этот вопрос с важностью выбора «правильных форм и мер» противодействия этой проблеме. В ходе неоднократных совместных рабочих заседаний глава Судебной власти отдавал предпочтение умеренным формам борьбы с коррупцией. По его мнению, в современном мире не существует универсального средства от этого «бюрократического зла», опутавшего сетью практически каждое государство. Любая страна, считает он, должна иметь свой индивидуальный набор мер воздействия на коррумпированность государственной системы в зависимости от особенностей внутреннего законодательства и национальной специфики.

В условиях роста давления на Судебную власть со стороны нового правительства и парламента, в том числе в контексте необходимости образования так называемого коррупционного досье и предания огласке списка конкретных фамилий лиц, замешанных в преступлениях на почве экономической коррупции, М. Хашеми-Шахруди занимает непоколебимую позицию. В частности, на недавнем совместном заседании правительства и парламента он подчеркнул, что досрочное (до вынесения судебного приговора) вынесение на публику и тиражирование в СМИ списка лиц, подозреваемых в коррупции, будет считаться преступлением. Этот шаг, считает глава Судебной власти, нужно осуществлять взвешенно, продуманно, чтобы избежать предпосылок для «черного пиара».

Неоконсерваторы во главе с М. Ахмадинежадом, придя во власть, выразили намерение серьезно совершенствовать законодательную базу в области борьбы с коррупцией. Будучи в оппозиции в течение восьми лет реформаторского правления, молодые консерваторы серьезно критиковали правительство С.М. Хатами за коррупцию. Сейчас они собираются на практике подтвердить свои намерения, а также использовать антикоррупционный сюжет как действенную популистскую меру в контексте повышения рейтинга популярности «народного президента». Неслучайно М. Ахмадинежад, представляя поочередно кандидатов на пост министра нефти (первые три фигуры были отклонены парламентом), пообещал раскрыть и публично огласить имена главных коррупционеров нефтяного бизнеса Ирана, являющегося, как известно, главной доходной статьей государственного бюджета. Затем, правда, под давлением высшей клерикальной верхушки президент отложил исполнение этого решения на неопределенный срок.

С августа 2005 года в плане антикоррупционной борьбы значительно активизировался иранский парламент. Соратник президента по неоконсервативной партии «Благоустроителей исламского Ирана» («Абадгяран») Г.А. Хаддад-Адель стал демонстрировать решительность в наращивании вклада парламента в общий блок усилий по противодействию коррупции. Примечательно, что доклад о крупнейшей за последнее время финансовой афере (поставки иранского газа в ОАЭ по заниженной цене) был подготовлен в стенах меджлиса и официально представлен со стороны законодательной власти.

Таким образом, правительство и парламент проявляют сегодня высокую политическую мотивацию для использования любых неэкономических методов борьбы с экономической коррупцией.

Одним из главных показателей коррумпированности экономической системы Ирана является колоссальный отток капиталов за рубеж. В вопросах возвращения незаконных активов и криминализации коррупции позиция иранских властей заключается в следующем. В Иране убеждены в необходимости четкого разделения этого процесса на два этапа: сначала криминализация коррупции, признание вывезенных активов незаконными, затем возвращение активов. Руководство ИРИ считает, что все активы, которые были незаконно вывезены за рубеж, должны быть возвращены обратно в полном объеме. При этом оно резко выступает против позиций тех стран, которые настаивают на частичном возврате вывезенных капиталов с учетом судебных издержек и затрат на банковское обслуживание выявленных незаконных средств.

В оперативной деятельности по пресечению оттока незаконных активов иранская сторона считает важным выявление факторов, воздействующих на этот процесс. Одним из главных факторов в Иране считают неэффективность действующего законодательства, что ставит вопрос о необходимости совершенствования правовой базы. Другой важный фактор — ситуация в сфере политической стабильности и безопасности (речь идет о нынешней напряженности вокруг иранского ядерного досье). Примечательно, что иранские эксперты склоняются к тому, что воздействие данного фактора преувеличивать не следует. Они оперируют статистическими данными о том, что даже в периоды политической стабильности из Ирана всегда наблюдался значительный отток капитала за рубеж. Третий существенный фактор — нетранспарентность финансовой документации и отчетности в частном секторе, закрытость информации финансового характера по многим частным компаниям. В таких условиях, по мнению экспертов, любой потенциальный инвестор предпочитает переводить свои активы за рубеж, а не вкладывать средства в национальные компании с «сомнительной репутацией».

Наряду с выявлением факторов, способствующих коррупции, и принятием мер по их устранению, иранская сторона осуществляет постоянный национальный мониторинг. В то же время в Тегеране выступают против создания международного органа по мониторингу, который имел бы полномочия осуществлять инспекционные поездки и мог бы, по мнению иранского руководства, использоваться как средство политического давления.

На первый взгляд, поставленная президентом М. Ахмадинежадом амбициозная задача по усилению мер борьбы с коррупцией практически выполнима, особенно с учетом разработанных стратегий и неплохих технических возможностей. Ведь, как известно, в Иране сформирован солидный механизм противодействия коррупции, состоящий из представителей законодательной, исполнительной и судебной власти, которые, по идее, должны координировать свои усилия. Со стороны исполнительной власти — министерство информации (спецслужбы) и Организация по аудиту (аналог Счетной палаты). Законодательную власть представляет Аудиторский орган при парламенте, а судебную власть — Организация Ирана по генеральным проверкам. Этим органом предписано во взаимодействии и координации решать вопросы борьбы с экономической коррупцией. Кроме них существует целый ряд вспомогательных и менее значительных структур, в обязанности которых также входят контрольно-надзорные функции и поиск информации относительно экономической коррупции. Общее число этих органов достигает 14.

Однако практическая отдача от этого механизма, к сожалению, достаточно низкая. На первый план выступают принципиальные разногласия по методам и формам борьбы с коррупцией между президентом и парламентом, с одной стороны, и судебной властью — с другой. Президент хочет быстрой отдачи и настаивает на популистских мерах, руководство судебной власти призывает не спешить и действовать осторожно. Но даже в случае преодоления этих разногласий механизм борьбы с коррупцией будет работать неэффективно, поскольку нуждается в серьезном реформировании. В числе главных проблем — отсутствие главного координирующего органа, единого центра по сбору поступающей информации. Непонятно, какая ветвь власти должна осуществлять общее руководство. Кроме того, очевидно дублирование функций и задач многочисленных антикоррупционных структур.

Таким образом, для выполнения одного из главных предвыборных обещаний президента М. Ахмадмнежада только наличия политической воли недостаточно. Встает вопрос о необходимости коренного реформирования антикоррупционной системы, формирования вертикальной системы координации структур, отвечающих за борьбу с коррупцией, четкого распределения между ними задач и обязанностей, совершенствования законодательной базы.

Израиль

Статья: Борьба с коррупцией по израильски. Автор: А. Воин 10.05.08

В Израиле разыгрался очередной коррупционный скандал в высших эшелонах власти - обвиняют премьера Ольмерта в получении взятки. Ничего не могу сказать по поводу конкретики этого обвинения, вследствие удаленности от места событий и недостаточной информированности. Но могу кое-что сказать по поводу общей картины, в которую вписывается этот скандал.

Вообще то предъявление обвинений представителям высшей власти - это свидетельство демократии высшей пробы. И нет слов, в Израиле, таки да, демократия высокой пробы и этим можно только гордиться. Но демократичность, при всей ее важности, не единственный показатель состояния общества. Шайка разбойников тоже может иметь демократичное устройство, от этого она не перестает быть шайкой разбойников. Вообще, моральное состояние общества является показателем достаточно независимым от демократичности его устройства и при этом, как по мне, не менее важным.

В современном Израиле стала уже традицией публичная казнь своих вождей через обливание их грязью с помощью юридического крючкотворства и высосанного из пальца компромата. В свое время Перес свалил таким образом своего друга и соратника по партии Рабина с поста премьера в надежде занять его место. Его обвинили в том, что его жена имела в Америке долларовый счет на сумму 10 тысяч долларов (а разрешалось только 9). Наверняка, Рабин об этом даже не знал (хотя как истинный рыцарь взял вину на себя), а его жена сделала это по чисто женской слабости, дабы иметь возможность, сопровождая мужа в командировку туда, купить лишнюю тряпку. Формально нарушение закона, конечно, имело место. Но, по сути, это была подлость и то самое фарисейство, за которое Израиль уже жестоко расплачивался в прошлом. В результате страна лишилась замечательного премьера, а их общая партия лишилась в тот раз власти. Но после всего, Перес, которого Рабин тогда назвал " хатран билти наилэ", т. е. подкапыватель, не знающий тормозов, сегодня - президент.

А кого сменил Перес на посту президента? Моше Кацава, который вынужден был уйти, вследствие обвинения в сексуальных домогательствах и изнасиловании подчиненных женщин. Ничего не могу сказать по поводу справедливости этого обвинения, но в любом случае оно свидетельствует о моральном нездоровье израильского общества, зараженного как сексуальной вседозволенностью, так и войной компроматов, как на этой, так и на других почвах.

А кого сменил Моше Кацав на этом посту? Он сменил Эзера Вайцмана, героя войны и героя мира Израиля, съеденного особо подлым образом. Его обвинили в том, что он взял взятку от своего друга, американского бизнесмена. Он действительно взял у того деньги на лечение (операции в Америке), своего сына, тоже героя войны, умиравшего от ран, причем израильская медицина спасти его не могла.

Тут просто нет слов для выражения степени подлости этого действа.

А как Голда Меир свалила с поста премьера основателя государства Бен Гуриона? Свалила с помощью кабинетного заговора с использованием, не помню уж какого, компромата и села на его место, будучи до этого его верной соратницей.

Это перечень только тех, кого свалили таким образом в современной истории Израиля. Ну, а сколько тех, кого пытались свалить, вымазав грязью с головы до ног, но не смогли? Даян, Шарон и вообще, кого не мазали? А сколько этого было в древней истории, начиная с Моисея? Кстати, когда Корей подбивал евреев к восстанию против Моисея, он тоже использовал демагогию на демократии. Мол, подумаешь, он нас вывел из Египта. - " Все мы святы (заключали завет с Богом)". Пусть не выпендривается. Порулил, хватит, теперь другие пусть порулят. У нас же демократия.

Возвращаясь к Ольмерту. Подробностей этого обвинения я не знаю, зато знаю, что четверть века назад именно Ольмерт заявил публично, что в Израиле есть организованная преступность и назвал имена десяти ее главарей. Это в то время, когда прочие политики, доказывая электорату свой " патриотизм", вопили в один голос, что никакой организованной преступности в Израиле нет и быть не может, потому что он весь такой идеальный, что хоть приложи его к одному месту. Кстати, те, кого Ольмерт тогда назвал как главарей организованной преступности, подали на него в суд за клевету и выиграли процесс. А вскоре после этого двое из них (Ошри и Гумади) сели по обвинению в двойном убийстве и вся страна вынуждена была признать, что Ольмерт прав, организованная преступность в Израиле есть и нужно с ней бороться. Не верится мне, что такой человек после всего мог взять взятку. Зато возникает подозрение, что кто-то из тех, кому когда-то он прищемил хвост, пытаются сейчас свести с ним счеты с помощью инсинуаций. А грязные политики, которые были в Израиле во все времена, есть и будут, пытаются использовать случай, для персональной карьеры.

После всего, уверен, найдутся такие " патриоты", которые, скажут: " Ни и что с того, что мы обливаем грязью своих талантливых и заслуженных вождей? Это не мешает Израилю процветать. За 60 лет мы увеличили население в 10 раз. Промышленность, военная мощь и т. д. Может именно потому, что мы так казним своих вождей, мы и процветаем". - Нет, ребята, не поэтому, а вопреки этому процветал Израиль до сих пор. И, несмотря на количественный рост экономических, демографических и подобных показателей, нет никакой гарантии продолжения успехов в будущем, если не будет борьбы с моральной гнилью внутри общества. Вон при Сталине по количественным показателям Союз процветал еще похлеще Израиля, но из-за того, что своими репрессиями Сталин растоптал справедливость и веру в идею и тем растлил мораль общества, Союз после всего развалился.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
способов шокировать девушку | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.