Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профилактика наркотизма






Школьный возраст – период приобщения многих детей и подростков к табаку, алкоголю, а в последнее время – к наркотикам и токсикоманическим веществам. Критический анализ имеющегося опыта свидетельствует о том, что профилактическое обучение, построенное в виде простого информирования учащихся об опасности табака, употребления алкоголя и наркотиков, не приносит заметных практических результатов.

Для профилактики аддиктивного поведения, в частности, наркомании, А.В. Соловов предлагает учитывать связь приобщения детей к психоактивным веществам с периодами формирования психических функций в онтогенезе.

Антинаркотическое и антиалкогольное воспитание являются особой задачей, решение которой возможно только при совместном участии семьи, школы, общественных молодежных организаций и государства. Исследованиями доказано, что чем позже подросток впервые попробует спиртное или наркотики, тем ниже вероятность возникновения у него химической зависимости. Поэтому важно в младшем и среднем школьном возрасте, периоде становления нравственных черт личности, формирование отрицательного отношения к психоактивным веществам. Воспитание у школьников самостоятельности, психической устойчивости, критического отношения к асоциальному поведению, умения опираться на собственные силы и избегать влияния людей с дурными наклонностями – важные задачи в деятельности педагога. Необходимо умелое стимулирование у подростка положительных эмоций и здоровых побуждений: к знаниям, музыке, спорту, дружбе.

Важно устранить причины наркотизма задолго до того, как они могут появиться. Для этого необходимо запретить курение в детских и медицинских учреждениях, на транспорте, рабочих местах. Существенную роль может сыграть запрет на прямую и косвенную рекламу табачных изделий и курения, алкогольных напитков и пива. Необходимо всячески противостоять вредным привычкам, поддерживая крепкие семейные отношения, наполненные общими интересами, заботой друг о друге, участием в жизни ребенка.

Следует ставить перед ребенком посильные задачи, процесс обучения и выбор профессии должны соответствовать личности человека, его возможностям. Рациональное использование физических и психических сил предотвращает перегрузки, которые могут привести к невротизации и предрасполагать к наркотизму.

Огромную роль в профилактике имеет личный положительный пример учителей и родителей и их грамотность в данном вопросе. Родители должны рассказывать ребенку с дошкольного возраста о вреде курения, употребления алкоголя и наркотиков в доступной форме таким же образом, как заранее обучают правилам дорожного движения, помня, что риск существует в любом возрасте.

Учебные программы для детей должны включать разделы о вреде курения, алкоголя, наркотиков. Одна из задач работников сферы образования состоит в раннем выявлении лиц, относящихся к группе риска и своевременной профилактической работе с ними. Педагогическая близорукость, черствость, равнодушие, неправильное общение с подростками могут нанести большой вред.

Санитарное просвещение призваны повысить среди населения степень понимания опасности, связанной с применением ПАВ. Силами средств массовой информации следует показать не только, почему плохо пить, а значительно важнее подчеркнуть, почему хорошо не пить, и чем трезвый образ жизни лучше. Молодежь необходимо знакомить с вопросами уголовной ответственности за правонарушения, связанные с употреблением психоактивных веществ. Лица, совершившие противоправные поступки в состоянии алкогольного опьянения, считаются вменяемыми и ответственными за содеянное.

Оздоровление микросоциальной среды, организация досуга молодежи является важным моментом профилактики наркотизма. Не умаляя значения профилактики вредных привычек, следует отметить, что более перспективной является задача формирования у детей с самого раннего возраста установки на здоровый образ жизни. Причем при решении данной задачи следует помнить, что формирование всякого рода привычек (как вредных, так и тем более здоровых) находится в тесной связи с периодами созревания человека, с развитием его потребностно-мотивационной сферы.

Регулирующими в сдерживании параметров распространения наркотизма являются внутригосударственные правовые аспекты борьбы с изготовлением, хранением, распространением, ввозом наркотических веществ и склонением к их употреблению, а также совершенствование мер по контролю за использованием наркотиков в медицинской практике и предупреждению их немедицинского использования.

Контрольные вопросы

1. Дать определение психоактивного вещества и перечислить основные из них.

2. Назовите основные причины приобщения к употреблению психоактивных веществ.

3. Что лежит в основе формирования психической и физической зависимости от психоактивных веществ?

4. Назовите видимые признаки употребления летучих психоактивных веществ.

5. Назовите основные симптомы алкоголизма.

6. В чем заключаются последствия употребления психоактивных веществ?

7. Раскройте суть социальных последствий потребления психоактивных веществ.

8. В чем пагубность табакокурения для здоровья?

9. Обоснуйте роль учителя и школы в профилактике распространения и употребления психоактивных веществ.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.