Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Незаменимые пищевые вещества






Угле-воды Амино-кислоты Жирные кислоты Витамины Минеральные вещества Вода  
Глюкоза Лейцин Изолейцин Лизин Метионин Фенилаланин Треонин Триптофан Валин Гистидин Линолевая кислота Линолено-вая кислота Жирорастворимые А, D, Е, К Водорастворимые В1, В2, РР, биотин, фолацин, В6, В12, пантотеновая кислота, С Хлор Магний Железо Селен Цинк Марганец Медь Кобальт Молибден Йод Хром Ванадий Олово Никель Кремний  

 

Физиологическая потребность в нутриентах определяется возрастом, полом, степенью физической активности (родом деятельности), состоянием организма (беременность, грудное вскармливание, наличие заболеваний). Недостаток одного из нутриентов может повысить потребность в других питательных веществах, что постепенно приведет к их дефициту, перестройке в функционировании организма и нарушению равновесия в обмене веществ.

2. Энергетическая емкость пищи (калорийность) должна быть адекватной степени двигательной активности, возрасту, полу, климатическим условиям.

3. Режим питания предусматривает регулярный, дробный (3–4 раза в день) прием пищи для поддержания баланса энергии в организме. Целесообразность приема пищи в одно и то же время обусловлена формированием условно–рефлекторных реакций организма (выделение слюны, пищеварительных соков), обеспечивающих нормальное пищеварение. Объемы принимаемой пищи в течение дня должны быть распределены следующим образом: в завтрак и обед 2/3 рациона, поскольку в дневное время отмечается наивысшая активность ферментов, расщепляющих белки, жиры и углеводы, а в ужин – 1/3. Каждый прием должен учитывать совместимость, благоприятное чередование питательных компонентов.

4.Рациональное питаниепредусматривает правильную кулинарную обработку пищи длясохранения её полноценности в процессе приготовления. Рекомендуются кулинарные приемы, позволяющие снизить количество используемых жиров, соли, сахара, а также предотвращающие загрязнение пищи возбудителями инфекционных болезней.

5. Культура приема пищи, включает такие элементы, как сервировка стола, придание пищи привлекательного вида, неспешная еда, благоприятствующие процессу пищеварения. Кроме того, традиции совместного приема пищи в семье имеют и воспитательное значение. Еда всухомятку, наспех, глотание плохо пережеванной пищи травмируют слизистые оболочки пищевода и желудка, нарушают выработку ферментов, ответственных за усвоение жизненно необходимых пищевых компонентов, тем самым, снижая качество и ценность питания.

Автоматическая, бесконтрольная еда, совмещаемая с чтением книг, газет, просмотром телепередач повышают риск формирования заболеваний желудочно-кишечного тракта. Не следует, «спасаясь от стресса», принимать пищу для получения положительных эмоций из-за возможного переедания и, как следствие, появления избыточного веса.

Диета, или диетическое питание используется при проблемах в здоровье по назначению врача после установления диагноза.

Оптимальная двигательная активность – обязательный и определяющий фактор в реализации генетической программы развития человека. Двигательная активность является необходимым условием нормального роста и развития детей и подростков. Понятие «двигательная активность» включает в себя сумму движений человека в процессе его жизнедеятельности: при обучении, общественно полезной и трудовой деятельности, в свободное время и целенаправленно – в процессе специальных физкультурных занятий. Дополняя друг друга, различные виды движений обеспечивают определенный уровень суточной двигательной активности.

Известно благотворное влияние двигательной активности на уровень обменных процессов, развитие опорно-двигательного аппарата, укрепление систем кровообращения и дыхания, активизацию умственной деятельности, поддержание трудоспособности и адаптационных механизмов на высоком уровне. Оптимальные систематические физические нагрузки оказывают выраженное антисклеротическое действие, снижают артериальное давление в начальных стадиях гипертонической болезни, положительно влияют на течение сахарного диабета, повышают устойчивость организма к гипоксии и повреждающим воздействиям. У физически активных людей тормозятся процессы старения, сохраняется биологическая молодость и физическая сила.

Недостаток движений – гипокинезия приводит к снижению энергозатрат и выраженнымфункциональным изменениям сердечно-сосудистой системы, ухудшающим качество кровообращения и снижающим резервы здоровья. Компенсаторно перестраивается обмен веществ (минеральный, жировой, белковый, углеводный, водный), изменяется иммунологический статус и терморегуляция организма. Дефицит движений у современного человека ведет к нарастанию психического напряжения, нарушению нервной регуляции функциональных систем и снижает устойчивость к психоэмоциональному стрессу.

Особенно негативны последствия низкой двигательной активности для школьников. Гипокинезия в сочетании с длительными статическими нагрузками в процессе обучения ведет к развитию у детей функциональных нарушений, заболеваний и снижению умственной работоспособности. Высока значимость активной физкультурно-оздоровительной работы среди детей и подростков, т. к. в процессе занятий происходит формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни. Для компенсации недостаточной двигательной активности рекомендуются еженедельные занятия физической культурой (не менее 2–3 раз) по 45–60 минут. Физическая подготовленность детей и подростков является важным потенциалом здоровья взрослого населения.

Закаливание – система мер, используемых для повышения устойчивости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды (холоду, теплу, пониженному атмосферному давлению) за счет тренировки адаптационных систем организма. Закаливание особенно актуально для современного человека, окружившего себя комфортом.

Закаливание организма с формированием приспособительных реакций возможно только при повторном действии определенного фактора, например, холода, с постепенным повышением интенсивности и продолжительности времени воздействия. Закаливающие процедуры должны быть систематическими, перерыв может быть связан с острым периодом заболевания.

Перед началом закаливания необходимо посоветоваться с врачом, чтобы учесть индивидуальные особенности организма, связанные с возрастом и состоянием здоровья. Закаливание практически здоровому человеку можно начать в любом возрасте. Более эффективное оздоровительное воздействие оказывает закаливание в сочетании с физическими упражнениями.

Сексуальные отношения – важная часть жизни человека. Культура сексуальных отношений определяется личностными качествами и зависит от макросоциальных факторов (экономических, политических, культурных, религиозных), общественной морали, установок микросреды (семья, сверстники).

Формы проявления сексуальности (полоролевое поведение) меняются в зависимости от возраста. Взрыв юношеской сексуальности происходит на фоне крайне неподготовленного сознания, нередко из-за отсутствия должного полового воспитания. Сексуальные желания просыпаются раньше, чем формируется разум. Гедоническая часть сексуальных отношений (удовлетворение желания) часто оторвана от глубинного его назначения – любви. Побудительными мотивами начала половой жизни являются у мальчиков – любопытство, самоутверждение, склонность к подражанию, получение чувственного наслаждения, а у девочек – любовь, настояние партнера, любопытство.

Ухудшение сексуального и репродуктивного здоровья обусловлено воздействием на подрастающее поколение негативных явлений современной жизни, в том числе, пропаганды средствами массовой информации терпимого отношения к неразборчивости и беспорядочности половых отношений. В условиях урбанизации, либерализации половой морали, ослабления воспитательной функции семьи и школы половая социализация детей превратилась в стихийный, плохо управляемый процесс. Отсутствие культуры сексуальных отношений нередко служит причиной семейных конфликтов и негативных последствий для детей.

Воспитание сексуальной культуры невозможно без знания особенностей психосексуального развития человека в различные периоды онтогенеза. Понимание важности интимных сторон жизни помогает подросткам полноценно и безопасно для здоровья войти во взрослую жизнь. Первостепенное значение в половом воспитании принадлежит семье. Роль педагогов может быть весьма эффективна в формировании нравственной стороны полового поведения.

Защита окружающей среды является важным аспектом нашего бытия и основой дальнейшего благополучного существования человека, как составной части экосистемы. Природная среда способна к самоподдержанию и саморегуляции, но неразумная хозяйственная деятельность человека, направленная на создание удобных условий для его существования, привела к ухудшению состояния биосферы. Возросшая на природу антропотехногенная нагрузка привела к формированию острейшего экологического кризиса, состоящего в нарушении равновесия между обществом и природой. Результаты антропогенного воздействия проявляются вовремени, представляя опасность для настоящих и будущих поколений; а также в пространстве, оказывая влияние на регионы, отдаленные от точки воздействия.

Накопление негативных воздействий факторов окружающей среды на организм человека уже через несколько лет выливается в «пышный букет» его заболеваний. Генетически неприспособленный к мощному воздействию загрязнений, человек отвечает снижением иммунитета и ростом числа заболеваний дыхательной системы, аллергических состояний, онкологической патологии и сокращением продолжительности жизни. Экологические факторы оказывают наиболее сильное воздействие на здоровье человека в процессе роста и развития.

Характерной особенностью экологического кризиса является обратимость состояния, при этом человек должен выступать активной действующей стороной, способствующей устойчивому развитию дляудовлетворения потребностей настоящего и будущего поколений. Обеспечение равновесия между использованием и восстановлением природных ресурсов, сохранение биопродуктивности среды обитания возможно только при бережном отношении к окружающей среде.

Основой дальнейшего благополучного сосуществования человека и природы служит повышение экологического самосознания, формирующегося в образовательном процессе.Главной целью становления экологической культуры и последующих природоохранных действий является сохранение здоровья настоящего и будущих поколений. Человек в ответе за сохранность природы ради нее, ради себя, ради своих детей и внуков. Экологическая безопасность зависит от каждого гражданина, общества в целом и должна быть одной из актуальных государственных задач.

В образе жизни человека проявляется борьба между биологическим (желание получить удовольствие) и социальным (разумом). Преобладание тех или иных тенденций определяет организацию индивидуальной жизни человека. По мнению Н.М. Амосова, «чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя».

1.3. ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ, ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОЦЕНКА

Природа здоровья сложна и многогранна, поэтому оценка состояния здоровья требует всестороннего изучения. Знание основных показателей здоровья необходимы для оценки роста и развития детей и подростков, выявления неотложных состояний и оказания первой медицинской помощи в жизнеугрожающих ситуациях.

Определение состояния здоровья начинается с осмотра внешнего вида.

Выражение лица отражает настроение человека, его самочувствие и эмоциональное состояние. Лицо может быть спокойным или указывать на безразличие, страдание, тревогу, страх, радость и др.

При осмотре кожи определяют её окраску, влажность, эластичность, выраженность подкожножирового слоя.

Окраска кожи зависит от степени кровенаполнения сосудов кожи, количества пигмента, толщины и прозрачности кожи, типа вегетативной регуляции. У здорового человека кожа имеет, как правило, бледнорозовый цвет. Видимые слизистые оболочки ротовой полости розовые.

Эластичность кожи зависит от возраста, типа вегетативной регуляции и определяется по сопротивлению, которое ощущается при сдавливании кожной складки на разгибательной поверхности кисти. При нормальной эластичности (тургоре) кожная складка быстро исчезает после снятия пальцев, при пониженном тургоре – долго не расправляется.

Толщину подкожножирового слоя можно определить при осмотре, а также путем измерения кожножировой складки, взятой на передней брюшной стенке двумя пальцами на уровне пупка. При нормальном отложении жира складка составляет 1–2 см. Более объективно толщину складки можно определить измерением с помощью прибора калиперметра (калипера).

Конституция человека – это совокупность функциональных и анатомических особенностей организма, сложившихся на основе наследственных и приобретенных свойств.

С учетом конституции можно достаточно надежно охарактеризовать особенности индивидуального развития. Конституция отражает состояние реактивности организма (особенность реагирования на воздействия окружающей среды) и позволяет выявить присущие данному человеку факторы риска определенных заболеваний.

В настоящее время отсутствует общепринятая теория и классификация конституций из-за многообразия подходов, предлагаемых разными специалистами. Наиболее часто используется клинико-функциональная классификация М.В. Черноруцкого (1928), по которой различают три основных типа конституции: астенический, гиперстеничесий и нормостенический. Принадлежность к тому или иному типу устанавливается с учетом данных внешнего осмотра и по величине индекса Пинье (ИП):

ИП = длина тела, см – (масса тела, кг + обхват грудной клетки в покое, см).

Астенический тип – отличается относительным преобладанием продольных размеров тела над поперечными: конечности тонкие и длинные, туловище короткое, грудная клетка длинная и узкая, эпигастральный (надчревный) угол острый, мышцы развиты слабо, осанка часто нарушена, шея тонкая, таз узкий, жироотложение пониженное. Индекс Пинье больше 30.

Нормостенический тип конституции – характеризуется пропорциональностью длины и поперечных размеров тела, достаточно широкими плечами и развитой грудной клеткой с прямым эпигастральным углом, хорошо развитой мускулатурой и умеренным жироотложением. Индекс Пинье находится в пределах от 10 до 30.

Гиперстенический тип – характеризуется относительным преобладаниемпоперечных размеров тела над продольными: туловище длинное и плотное, конечности и пальцы рук относительно короткие и толстые, плечи широкие, грудная клетка короткая и широкая, эпигастральный угол тупой, таз широкий, мышечная система развита хорошо, жироотложение повышенное. Индекс Пинье меньше 10.

Сводные данные о типах конституции человека приведены в таблице.

Таблица 1.2

Типы конституции человека (Н.А. Агаджанян и соавт., 2000 г.)

  Принцип классификации (автор)   Типы конституции
Гуморальный (Гиппократ) Флегматик, холерик, меланхолик, сангвиник
Анатомический (В.Н. Шевкуненко) Мезоморфный, долихоморфный, брахиморфный
Антропометрический (Э. Кремчер) Атлетический, астенический, пикнический
Анатомо-физиологический (В.Г. Штефко) Астеноидный, торакальный (грудной), мышечный, дигестивный
Клинико-функциональный (М.В. Черноруцкий) Нормостенический, астенический, гиперстенический
Клинико-нозологический (Джованни) Атлетический, фтизиатрический, плеторический
Системно-нозологический (Вирениус) Мускульный, эпителиальный, нервный, соединительнотканный
Системно-функциональный, по тонусу вегетативной нервной системы (Эпингер, Гесс) Сбалансированный, симпатотоник, ваготоник
Системно-функциональный, по типу высшей нервной деятельности (И.П. Павлов) Сильный, неуравновешенный; сильный уравновешенный, подвижный; сильный, уравновешенный, инертный; слабый
Функционально-физиологический, по нервно-мышечной работоспо-собности (В.П. Казначеев) «Миксты», «спринтеры», стайеры»
Биоритмологический, по эндогенной активности (Г. Ламперт) С ранней суточной активностью («жаворон-ки»), с поздней суточной активностью («совы»), промежуточный тип («голуби»)
Биоритмологический, по устойчивости к внешним воздействиям (Н.А. Агаджанян) Ритмичный, высокоустойчивый, с трудным усвоением экзогенных ритмов; аритмичный, лабильный, с легким усвоением экзогенных ритмов

 

Под осанкой понимают непринужденное (привычное) положение тела при стоянии и ходьбе. Осанка зависит от формы позвоночного столба и состояния мышечной системы. Правильная осанка имеет не только эстетическое значение, но и создает условия для оптимального функционирования внутренних органов (легких, сердца, органов брюшной полости).

Нормальная, или правильная осанка характеризуется:

1. положением туловища и головы на одной вертикальной оси, перпендикулярной поверхности опоры;

2. симметричным расположением плеч;

3. симметричными шейно-плечевыми линиями;

4. симметричным расположением углов лопаток, треугольников талии, ягодичных складок;

5. расположением остистых отростков позвонков в срединной плоскости;

6. физиологическими изгибами позвоночного столба: шейным и поясничным лордозом – с выпуклостью вперед, грудным и крестцовым кифозом – с выпуклостью назад;

7. одинаковой длиной нижних конечностей;

8. правильным положением стоп.

Различают следующие виды нарушений осанки:

· выпрямленная – физиологические изгибы выражены недостаточно, позвоночный столб почти прямой;

· сутуловатая – увеличен шейный лордоз;

· лордотическая – сильно выражен поясничный лордоз;

· кифотическая – увеличен грудной кифоз.

Боковое искривление позвоночника называют сколиозом.

Табл. 3).1.3  
Для определения уровня биологической зрелости используется оценка развития вторичных половых признаков. Половое развитие девочек начинается с 9–10 лет, мальчиков с 10–11 лет (таблица 1.3).

Таблица 1.3






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.