Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как биологическая и социальная проблема






Существенным элементом образа жизни в современных условиях является активное отношение человека к здоровью, определяемое уровнем его культуры. Культура здоровья – непреложная часть общей культуры человека, формирующаяся в процессе воспитания и образования, выражает меру осознания и овладения человеком отношений к самому себе, обществу и природе. Кроме того – это проявление степени совершенства жизнедеятельности человека, направленной на адекватную реализацию его генетического потенциала и успешное выполнение функций индивида. Обучение приемам сохранения здоровья, начатое в раннем возрасте, способствует выбору здорового образа жизни.

Под здоровым образом жизни человека понимаются биологически и социально целесообразные формы и способы повседневной жизнедеятельности, адекватные потребностям и возможностям человека, осознанно реализуемые и обеспечивающие сохранение, укрепление здоровья и достижение активного долголетия.

Структура здорового образа жизни включает в себя основные элементы: духовная культура человека, рациональный режим труда и отдыха; рациональное питание; оптимальная двигательная активность; закаливание; культура сексуальных отношений, защита окружающей среды.

Духовная культура человека является главной характеристикой личности, определяет его психическое здоровье, характер межличностных отношений и социальную адаптацию. Сутью духовной культуры является высокая нравственность человека. Укреплению психического здоровья способствуют доброжелательные отношения между людьми, устранение/нейтрализация факторов повышенного психоэмоционального напряжения, предупреждение последствий стресса, повышение психологической устойчивости, овладение способами психологической защиты, а также личные усилия по самовоспитанию. Формирование психического здоровья особенно важно в процессе личностного становления. Сохранить психическое здоровье позволяют оптимистическое отношение к себе и окружающим, позитивный и творческий подход к решению жизненных проблем, разнообразие интересов, умение выразить свои чувства и снять нервно-психическое напряжение, полноценный отдых, правильное воспитание в семье и выбор профессии.

Напряженная умственная работа, ускорение ритма жизни, стрессы, гиподинамия, информационные перегрузки, недостаток самовыражения, отсутствие возможности полноценного отдыха, низкий уровень культуры общения, завышенный уровень притязаний, ведут к постоянному психоэмоциональному напряжению, которое является фактором риска ряда заболеваний. Открытая, активная, оптимистическая позиция помогает преодолевать боль, страх, одиночество, препятствия в достижении поставленной цели. Враждебное, агрессивное поведение, постоянная раздражительность вредят здоровью, носят разрушительный характер по отношению к себе и окружающим, затрудняют социальную адаптацию.

Рациональный режим дня предполагает оптимальное сочетание всех разновидностей деятельности человека: профессиональной, бытовой, досуговой и др. При этом важно учитывать тот факт, что чем объемнее и интенсивнее работа, тем более полноценным должен быть отдых.

Нормирование и чередование разных видов деятельности и отдыха позволяет сохранять высокий уровень работоспособности и здоровья. Биологической основой режима дня человека являются циркадные (околосуточные) ритмы, которые включают периодические колебания суточной активности в деятельности отдельных органов и всего организма. Максимальная активность в деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и других систем отмечается днем, а минимальная – ночью. Кроме того, ритм суточной работоспособности зависит от индивидуальных хронотипологических особенностей организма: «жаворонки» – утренний тип работоспособности, «совы» – вечерний тип работоспособности, «аритмики» имеют недифференцированный биоритмологический профиль. Сохранение работоспособности на высоком уровне обеспечивается совпадением режима дня с индивидуальным типом суточной работоспособности, а начало деятельности – с функциональным подъемом жизненно важных систем организма. Несовпадение индивидуальных ритмов режиму дня человека может привести к различным нарушениям здоровья (десинхронозы).

В задачу построения рационального режима дня входит чередование труда и отдыха, смена видов деятельности (умственной и физической), правильное распределение количества и времени приема пищи, обеспечение полноценного сна. Режим дня должен соответствовать возрастным особенностям и индивидуальным биологическим ритмам. Последовательное повторение элементов распорядка дня, особенно у детей, способствует выработке стереотипов поведения, повышающих приспособляемость к окружающей среде и обеспечивающих оптимальную работоспособность. Нерациональный распорядок дня или частое изменение его режима ведут к утомлению, нарушению сна, раздражительности и, наконец, к заболеваниям.

Рациональное питание удовлетворяет физиологические потребности в необходимых питательных веществах (нутриентах) для роста и развития человека, а также в энергии для его жизнедеятельности, сохранения здоровья и долголетия.

Основные принципы рационального питания:

1. Здоровое питание должно быть полноценным по качественному составу.

Различают две группы пищевых веществ. Первая – макронутриенты (от греч macros – большой), к ним относятся пищевые вещества – белки, жиры, углеводы, необходимые человеку в количествах, измеряемых несколькими десятками граммов, при окислении дают энергию для выполнения всех функций организма. Оптимальное соотношение в рационе взрослого человека белков, жиров и углеводов – 1: 1, 2: 4.

Вторая группа пищевых веществ называется микронутриентами (от греч. micros – малый), это витамины и минеральные вещества – необходимы человеку в очень малых количествах, измеряемых миллиграммами или микрограммами. Они участвуют в регуляции обмена веществ, процессов роста и развития организма.

Табл.1).1.1
Среди пищевых веществ выделяются незаменимые или эссенциальные, в организме они не синтезируются, их единственным источником служит пища (табл. 1.1). Вещества, которые могут образовываться в организме, называются заменимыми и должны поступать с пищей, так как служат источником энергии.

Таблица 1.1






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.