Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 12. Инновации и инновационная деятельность предприятия






12.1. Инновации: понятие, виды

 

Инновация – использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процессов деятельности человека (общества) в различных областях и сферах хозяйствования.

Различают два подхода к понятию инновация.

Первый – когда нововведение представляется как результат творческого процесса в виде новой продукции, технологии, услуги, метода и т.п. Второй – инновация представляется как процесс введения новых изделий, элементов, подходов, принципов вместо действующих. Но, в любом случае важнейшим признаком инновации должна выступать новизна его потребительских свойств.

Существует два побудительных мотива к инновации, это внутренний для инновационного предприятия и внешний. Внутренний мотив связан с необходимостью замены устаревшего оборудования с целью повышения конкурентоспособности продукции инновационного предприятия на рынке. Внешний – обусловлен экономической политикой государства, особенно в условиях экономического кризиса и связан, прежде всего, с льготированием налогообложения инновационной деятельности.

Классификация инноваций может быть проведена по ряду признаков:

1. По значимости в экономическом развитии и по степени новизны различают:

1) базисные – инновации, реализующие крупные изобретения, которые становятся основой для формирования новых поколений и направлений в технике и технологии. Они относятся к принципиально новым продуктам;

2) улучшающие – инновации, реализующие мелкие и средние изобретения, способствующие распространению и стабильности развития научно-технического прогресса. Они касаются значительного усовершенствования существующих продуктов и методов производства;

3) псевдоинновации – инновации, направленные на частичное улучшение путем модернизации и рационализации устаревшей техники (технологии) и выступающие (в основном) как тормоз технического прогресса.

2. По технологическим параметрам инновации подразделяются:

1) продуктовые – инновации, направленные на применение новых материалов и полуфабрикатов, комплектующих, на получение принципиально новых продуктов;

2) процессные – это инновации, проявляющиеся в новой технологии производства, в новых методах производства работ, в более высоком уровне автоматизации, в новых методах организации производства и управления.

3. По типу новизны для рынка:

1) новые для отрасли в мире;

2) новые в стране, регионе;

3) новые для инновационного предприятия.

4. По отношению к предшествующим инновациям:

1) замещающие – применяются вместо устаревших;

2) открывающие – новые, не имеющие аналогов;

3) возвратные – предполагают определенный возврат к применяемой инновации.

5. По темпам осуществления:

1) быстрые;

2) замедленные;

3) нарастающие;

4) равномерные;

5) скачкообразные.

6. По применению инноваций:

1) для применения внутри предприятия;

2) для продажи.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.