Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проектирование технологий формирования контрольных действий (КД)






Контроль – выявление, измерение и оценивание знаний и умений учащихся. Целью контроля является определение уровня достижений учащихся для сопоставления реальных результатов с поставленными ранее целями обучения.

Принципы осуществления контроля одновременно являются требованиями к контролю деятельности обучаемых, поэтому они приводятся в систематизированной таблице 4.5.

 

Таблица 4.5 - Основные требования к контролю деятельности обучаемых

Наиме-нование требова-ния Характерис-тика Способы реализации
     
Профес-сиональ-ная нап-равлен-ность   Технология контроля формирования профессиональной деятельности должна быть профессионально направлена и включать все необходимые характеристики цели (эталоны) формируемой профессиональной деятельности
Объективность: Информатив-ность (содержа-тельность) Создание такой системы заданий, которые охватили бы все дозы учебного материала и соответствовали всем необходимым уровням его усвоения
Дифференци-рованность проверки Выбор задания в зависимости от базовых знаний учащихся, их индивидуальных особенностей, типа темперамента и мышления Подбор средств подбора в зависимости от целей данного курса или темы (раздела) Выбор способов контроля в зависимости от содержания учебного материала.
Валидность Наличие достаточно большого количества задач и заданий для контроля (т.е. вариативность заданий) Надежность разработанных средств контроля в зависимости от целей обучения, содержания проверяемого материала.
Система-тичность   Нельзя подвергать контролю то, что усвоено только на первом уровне (первичного ознакомления) Не стоит прибегать к контролю, если преподаватель уверен, что все обучаемые полностью справятся с заданием. При проверке сформированных профессиональных умений на конечных этапах деятельности, контроль может быть эпизодическим, контролировать можно по конечному результату. Хорошо организованный текущий (этапный) контроль может снять необходимость в итоговом. Следует применять различные формы и методы контроля включающие взаимоконтроль, контроль парами, самоконтроль

     
Правиль-ная орга-низация контроля Индивидуальный характер Выдача индивидуальных заданий. Оценка каждого обучаемого с разъяснением индивидуальных ошибок. Исключение коллективного приема зачетов и экзаменов
Гласность Иметь четкие критерии оценки выполнения контрольных заданий Разъяснять обучаемым данные критерии перед началом выполнения задания Обязательное комментирование результатов контроля с изложением правильных решений и объяснением ошибок
  Этическое отношение к обучаемым Вера в возможности и перспективы каждого обучаемого в получении лучших результатов. Внушение группе обучаемых в целом и каждому в отдельности, что все они способны и могут преодолеть трудности учения и страх к контролю Перед объяснением нового материала предупреждение обучаемых о возможных ошибках и трудностях по усвоению и выражение надежды, что все они смогут их преодолеть Оптимистическое отношение преподавателя к успехам обучаемых

Продолжение табл. 4.5

 

После этого необходимо отметить, что деятельность преподавателя по разработке системы контроля включает ряд этапов:

Первый этап – анализ цели обучения. На данном этапе чрезвычайно важно проанализировать цели каждого из уровней усвоения, с тем, чтобы осуществлять в соответствующей последовательности и контроль формирования умений.

Второй этап – выбор видов контроля. На данном этапе чрезвычайно важно охватить все этапы обучения. В этом случае необходимо так построить систему контроля и продумать способы контроля, чтобы преподаватель четко получил ответ на вопросы: выполняет ли обучаемый то действие, которое намечено? Правильно ли его выполняет? Соответствует ли форма действия данному этапу его усвоения? Формирует ли действие с должной мерой обобщения, усвоения?

Третий этап – выбор способов контроля. Для данного этапа следует четко выполнять требования к организации контроля:

- на первых этапах процесса обучения контроль должен быть пооперационным;

- в начале материального (материализованного) действия и внешнеречевого этапа внешний контроль должен быть систематическим за каждым выполняемым заданием;

- в конце этих этапов, а также на последующих этапах внешний контроль должен быть эпизодическим по требованию обучаемого или при наличии у них систематических ошибок.

Четвертый этап – выбор средств контроля [35, 36, 65].

Наиболее эффективными методами контроля являются:

- метод наблюдения преподавателя за работой студентов во время аудиторных и внеаудиторных занятий;

- методы устной проверки и контроля знаний;

- метод письменных работ;

- метод практических работ;

- метод программированного контроля.

Кроме вышеназванных методов выделяют также: собеседование в виде интервью, тестирование, и, как вариант тестирования, анкетирование.

Основными формами организации проверки знаний студентов в современных ВУЗах являются, прежде всего:

- индивидуальная проверка;

- фронтальная проверка;

- групповая проверка [8].

Выбор технологий формирования КД по теме «Маркетинг в сфере образования» по дисциплине «Менеджмент в образовательной сфере» представлен в виде таблице.11 приложения.

 

 

Осуществление планирования учебного процесса

Перспективно-поурочный план – это документ, который содержит перечень уроков по конкретной теме, а также организационные и дидактические характеристики каждого из них, представленные временем, отводимым на изучение тех или иных вопросов темы, типом урока, целями обучения, содержанием базового материала, методами обучения.

Требования, которых необходимо придерживаться при составлении перспективно-поурочного плана:

1) следует помнить, что наименование типа урока определяет основную его задачу или цель, и учитывать это при формировании структуры каждого урока и формулировке цели обучения;

2) если тип урока комбинированный (его элементы сочетаются как актуализация опорных знаний и формирование ориентировочной основы деятельности или формирование исполнительных действий и контроль сформированных знаний, умений, навыков, или формирование ориентировочной основы деятельности и контроль сформированных знаний и т.д.), то и цель урока будет комплексной;

3) во время урока должна быть реализована каждая из поставленных задач, что должно найти отражение в методах обучения. Т.е. если цель комплексная и включает, например, элементы формирования новых знаний, их закрепления и контроля, то должны быть выбраны словесный(ые) метод(ы) (рассказ, объяснение, беседа и т.д.), метод(ы) наглядности (иллюстрация, демонстрация), практический(ие) метод(ы) (упражнение, лабораторный метод, практическая работа) и метод(ы) контроля (опрос, контрольная работа, тестирование и т.д.);

4) начинать изучение темы целесообразно с вводного контроля, а заканчивать – контролем сформированных у обучаемых знаний, умений, навыков по новой теме [47].

На сегодняшний день в педагогической литературе называются следующие типы уроков:

- урок формирования и усвоения новых знаний;

- урок закрепления, применения знаний о способах деятельности;

- урок формирования интеллектуальных и практических способов деятельности (интеллектуальных и практических умений и навыков);

- урок закрепления и применения способов деятельности;

- урок диагностического контроля и коррекции усвоения знаний, способов деятельности, применения научных знаний и способов деятельности;

- комбинированный урок (урок с несколькими равнозначными задачами).

В то время, как непосредственно в высшей школе выделяют такие типы занятий, как лекция и практическое занятие.

Среди форм организации учебной деятельности выделяют:

- лекция;

- семинар;

- практическое занятие;

- лабораторное занятие;

- консультация.

Планирование учебного процесса по теме «Маркетинг в сфере образования» в курсе «Менеджмент в образовательной сфере» представлено в виде перспективно-поурочного плана в таблице.12 приложения.

 

 

4.2.9 Разработка бинарных действий преподавателя и обучаемых на занятии

Прежде чем перейти к разработке бинарных действий преподавателя и обучаемых на занятии, необходимо привести информацию следующего содержания:

- тему занятия;

- цель занятия;

- дидактические средства обучения, используемые в ходе занятия;

- материально-техническое обеспечение;

- тип занятия.

Затем следует представить сценарий самого занятия в виде бинарных действий преподавателя и студентов. Данному этапу деятельности свойственна конкретика, доведенная до движений, прямой речи как обучающей, так и обучаемой сторон учебного процесса. Наряду с этим следует указать этапы организационной структуры занятия и время, отводимое на проведение того или иного этапа.

Одним из возможных вариантов организационной структуры занятия может быть следующая:

- организационный момент;

- актуализация базовых знаний;

- мотивационный момент;

- формирование ориентировочной основы деятельности;

- формирование исполнительной деятельности;

- формирование контрольных действий;

- подведение итогов;

- выдача домашнего задания.

Разработка бинарных действий по теме «Маркетинг в сфере образования» в курсе «Менеджмент в образовательной сфере» отражена в таблице.13 приложения.

4.3 Рекомендации по улучшению разработанного дидактического проекта

После проведения первой лекции по теме «Маркетинг в сфере образования» необходимо выдать творческое домашнее задание, представленное в четырех различных вариантах.

Выполнение творческого задания:

- во-первых, стимулирует интерес к выполняемой деятельности;

- во-вторых, соответствует требованиям, предъявляемым студентам-слушателям магистратуры: умение составлять обобщающие таблицы, структурные блок-схемы, кроссворды по конкретным темам занятий, перечислять ключевые положения той или иной темы со ссылками на источники, осуществлять написание рефератов и сообщений, выполнять разнообразные групповые задания, предполагающие решение проблемных ситуаций и т.п. [14];

- в-третьих, также способствует развитию творческого мышления и преодолению барьеров (устранению негативных факторов), препятствующих осуществлению творческой деятельности: отсутствие гибкости мышления, привычка, узкопрактический подход, чрезмерная специализация, боязнь критики, страх перед неудачей, лень, боязнь ответственности, невозможность сосредоточения, частое переключение внимания, обстановка непоощрения, игнорирования активности, отсутствие должного вознаграждения творчества [74].

Выбрать тот или иной вариант задания каждый студент может самостоятельно, исходя из своих личных возможностей и интересов

(см. таблицу 4.6).

Таблица 4.6 - Варианты творческого домашнего задания

Варианты задания Формы представления результатов выполнения задания
   
1. Провести маркетинговое исследование конкурентов академии на рынке услуг высшего образования посредством работы в Internet: определить количество ВУЗов III-IV уровня аккредитации в г. Харькове; количество ВУЗов, в которых предлагают обучение по новым специальностям, и зафиксировать новые направления подготовки. Посетить сайты разных ВУЗов, написать эссе на тему: «Самый запомнившийся сайт ВУЗа», в котором не только указать конкретный ВУЗ, но и обосновать свое предпочтение. 1.Таблица со ссылками на сайты конкретных ВУЗов г. Харькова (7-15). 2.Эссе и таблицу со ссылками прислать на электронный почтовый ящик преподавателя в виде прикрепленного файла к письму следующего содержания: Творческое задание по дисциплине «Менеджмент в образовательной сфере», с подписью – фамилия, имя, группа и число отправки письма.
2. Провести маркетинговое исследование с целью изучения: -потребительских предпочтений в области образовательных услуг – направления подготовки, которые больше всего пользуются спросом (выделить 1-3 направления); -недостатков современного высшего образования; -качеств, которыми должен обладать преподаватель в высшей школе; -необходимости проведения маркетинговых исследований в сфере образования. Исследования провести посредством проведения опроса на форумах, в чатах. 1.Таблица с краткой характеристикой полученных результатов и ссылками на конкретные форумы и чаты, в которых проводились опросы. 2.Таблицу можно прислать на электронный почтовый ящик преподавателя в виде прикрепленного файла к письму, в котором необходимо высказать свое мнение о сложившейся в сфере высшего образования ситуации, с подписью – фамилия, имя, группа и число отправки письма.

   
3. Провести маркетинговое исследование ценовой ситуации на рынке высшего образования. Используя Статистические ежегодники Украины определить средний темп роста цен на услуги ВУЗов. Составить анкету с целью изучения влияния повышения цены на обучение на потребительский спрос и посредством электронной почты провести анкетирование среди своих знакомых (минимум 10 респондентов). 1.Таблицу со ссылками на источники информации – конкретные выпуски и страницы того или иного справочника. 2.Обработать заполненные анкеты. Представить их в файле в следующей последовательности: -характеристика респондентов – возраст, пол, уровень образования, семейное положение и пр.; -анализ ответов и выводы о полученных результатах. 3.Таблицу и анкеты можно прислать на электронный почтовый ящик преподавателя в виде прикрепленного файла к письму такого содержания: Анкета – творческое задание по дисциплине: «Менеджмент в образовательной сфере», с подписью – фамилия, имя, группа и число отправки письма.
4. Любое из вышеперечисленных заданий посредством других инструментов, программ и изучения других источников (журналов, газет и т.п.). Соответствующие результаты (таблицы, анкеты, вопросы для опроса и пр. – см. выше в этой таблице) представить на отдельных листах А-4.

Приложение табл. 4.6

 

Любое из предложенных вариантов задание выполнить ко второму практическому занятию по теме «Маркетинг в сфере образования», на котором будут обсуждаться результаты проведенных исследований.

Лучшие работы с практическими предложениями будут переданы в «Отдел рекламы и зарубежных связей» с целью ознакомления и использования в дальнейшей работе. В случае одобрения какой-либо идеи или предложения, предоставленного студентами, отдел через газету академии выразит благодарность за проделанную работу – напечатает статью.

Данное задание предлагается студентам для выполнения с целью закрепления интереса к будущей профессиональной деятельности, повышения внутренней мотивации у тех студентов, которые менее заинтересованы в работе.

Свободный выбор варианта задания обеспечит индивидуальный подход к студентам группы. Кроме этого, студенты самостоятельно разрабатывают вопросы, выбирают способы поиска информации, а также время и место проведения опросов и анкетирования. Это позволит им без особых усилий включить выполнение задания в свой график работы.

Выполняя творческое задание, студенты вспомнят основные определения дисциплин «Основы маркетинга», «Управление маркетингом», формулы для определения темпов роста и среднего темпа роста – дисциплина «Основы экономической теории».

Данное творческое задание является хорошим дополнением к материалам лекционных занятий и заданиям, выполняемым студентами на практических занятиях. Выполнив любое из предложенных вариантов задание студенты не только закрепят приобретаемые знания по теме, но и получат опыт проведения маркетинговых исследований, что является важным и необходимым условием эффективной будущей профессиональной деятельности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.