Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проектирование технологий формирования ориентировочной основы деятельности (ООД)






В наибольшей степени качество действия зависит от способа построения ориентировочного этапа, а именно от типа ориентировочной основы действия (ООД) или типа учения.

Цель проектирования технологий формирования ориентировочной основы деятельности заключается в том, что данная деятельность обеспечивает получение учащимися необходимой информации и осознание поставленной задачи. На этапе ООД учащиеся с помощью преподавателя рассматривают пути, средства, методы решения задач. На этапе проектирования технологий формирования ООД инженером-педагогом выполняются следующие действия: выбирается тип учения, его структурные элементы, а также методы и приемы их реализации.

Структурными компонентами ООД являются:

- образ конечного продукта или представление о конечном результате (в теоретическом обучении – это ответы к заданиям и задачам, описание результатов, схемы, графики, а в практическом – некоторые образцы, макеты, модели);

- объект преобразования или материал для деятельности (в теоретическом обучении – это условия задач, заданий, вопросы, сформулированная проблема, а в практическом – заготовки, материалы, площадки для монтажа, устройства, которые следует отремонтировать и т.д.);

- средства деятельности (инструменты, инструкции и чертежи, карты, таблицы, алгоритмы и формулы расчета, обоснования, теории, выводы);

- технология деятельностиили представления о способах ее осуществления (состав приемов, последовательность их выполнения, представленная в форме карт, таблиц, учебных элементов, методики выбора, порядка решения, указаний и инструкций).

Кроме того, хотелось бы обратить внимание на существующие типы учения:

- неполная ООД (первый тип) - характеризуется тем, что преподаватель, представляя учебный материал, показывает исходные данные, исполнительную часть действия и образ конечного продукта (обучение осуществляется методом «проб и ошибок», довольно медленно);

- полная ООД в конкретном виде (второй тип) - характеризуется наличием всех условий, необходимых для правильного осуществления деятельности, которые подаются в виде готового алгоритма деятельности в частной форме, применительно к некоторой задаче;

- полная ООД в общем виде (третий тип) - будет в случае, когда преподавателем не даются готовые ориентиры, а поясняются лишь принципы их формирования. Этот тип учения имеет полный состав, ориентиры представлены в общем виде, характерном для целого класса явлений. В каждом конкретном случае ООД при ІІІ типе учения составляется субъектом (обучаемым) самостоятельно с помощью общего метода, который ему дается. В этом случае действиям присуща четкость, быстрота, безошибочность, стойкость, ширина переноса [35, 65].

Некоторые авторы выделяют ещё несколько типов учения (в целом, до восьми типов), однако наиболее ярким из них является предложение, представленное в книге Смирнова С.Д., - четвертый тип учения также характеризуется полнотой, обобщенностью и самостоятельностью построения ориентировочной основы. Однако в этом случае студент сам должен открыть общий метод построения ориентировочной основы, что представляет собой подлинно творческое действие, доступное не каждому учащемуся и лишь при определенных условиях [65].

При изложении темы «Маркетинг в сфере образования» в рамках курса «Менеджмент в образовательной сфере» целесообразным будет выбор третьего типа учения, т.е. полной ООД в общем виде. Это можно объяснить тем, что:

ü во-первых, выбор данного типа учения обуславливается постановкой цели формирования творческой деятельности, характеризующейся прочностью, развернутостью, самостоятельностью, осознанностью и т.п.;

ü во-вторых, такой выбор позволяет сделать существующий резерв времени – 6 часа отводится на лекционные занятия и 4 часа – на практические.

Кроме этого необходимо определить методы и средства формирования ООД. Наиболее распространенным методом сообщения нового материала является его устное изложение, которое может осуществляться в виде рассказа, беседы, объяснения, лекции (см. таблицу 4.4).

 

Таблица 4.4 - Дидактические характеристики основных методов обучения

Метод обучения Цель использования
   
Лекция Раскрытие крупных вопросов, обобщение усвоенного материала
Рассказ Необходимость воспитания и развития обучаемых путем эмоционального воздействия
Объяснение Доказательное изложение ООД, связанной с изучением правил, законов, математических и физических действий, профессиональных действий, явлений и пр.

 

Помимо вышеназванных в педагогической литературе выделяют и другие методы обучения (см. рисунок.2 приложения).

Осуществление выбора методов, средств формирования ООД и обоснование их целесообразности по теме «Маркетинг в сфере образования» по дисциплине «Менеджмент в образовательной сфере» представлено в табл..9 приложения.

 

 

4.2.6 Проектирование технологий формирования исполнительной деятельности (ИД)

Целью этапа проектирования технологий формирования исполнительной деятельности является создание проекта интеллектуальной переработки информации и выполнения действий для усвоения знаний, умений и навыков. Учащиеся выполняют программу, разработанную в ходе ООД.

Факторы, которые необходимо учитывать при разработке технологий формирования ИД, заключаются в:

- закономерности процесса усвоения действительности, которая объясняется тем, что познавательная деятельность и введение в нее знания приобретают умственную форму, становятся обобщенными не сразу, а поочередно пройдя через ряд этапов. В случае если преподаватель строит процесс обучения с учетом их последовательности, то тем самым он существенно повышает возможность достижения цели всеми обучаемыми;

- проектировании формируемых качеств действия и закладывании их в оперативную цель обучения, при чем так, чтобы было не только известно какие действия формировать, но и с какими общезначимыми качествами. Эти качества подробно описаны в характеристике цели – ее эталонах, включающих внешние условия, результат и критерии оценки формируемых действий [35, 36, 65].

На этапе формирования исполнительных действий можно использовать следующие методы: беседа (фронтальная и индивидуальная), а также решение задач.

Решение задач имеет важное значение при изучении технических дисциплин:

- задачи позволяют конкретизировать знания обучаемых, помогают увидеть применение общих законов и закономерностей на практике;

- решение задач способствует более глубокому и прочному освоению законов, закономерностей, развивает логическое мышление, вырабатывает навыки самостоятельной работы, повышает интерес к предмету;

- при решении задач приобретается ряд дополнительных навыков (запись условия, хода решения, анализ физического смысла, использование справочной литературы, применение систем единиц СИ и т.д.);

- задачи являются самой целесообразной формой построения учебного материала.

Выбор технологий формирования ИД по теме «Маркетинг в сфере образования» по дисциплине «Менеджмент в образовательной сфере» отражен в таблица.10 приложения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.