Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проектирование мотивационных технологий






Тесная связь целей с мотивами деятельности ещё раз говорит об интегральной природе педагогических целей, фактическом синтезе в них воспитательных и учебных составляющих при доминировании первых. Совокупность педагогических целей, способ их взаимосвязи и соотношения в них учебных и воспитательных компонентов и составляет то, что можно назвать педагогической системой [16].

Мотив – побудительная причина, довод в пользу того или иного действия.

Мотивация – процесс действия мотива. Мотивация необходима с целью обеспечения быстрого включения учащихся в профессиональную учебно-познавательную и учебно-производственную деятельность без длительного «вживания» в работу, поддержания деятельности на требуемом уровне активности.

Основными компонентами мотивационной сферы являются:

- удовольствие от самой деятельности;

- значимость результата деятельности;

- вознаграждение за деятельность;

- принудительное давление на личность.

На первом этапе, при формировании мотивации действия, первостепенное значение приобретает актуализация профессиональных интересов студентов, включение формулируемой задачи в контекст будущей профессиональной деятельности. Большую роль играют также использование элементов деловых учебных игр, активного социально-психологического обучения, применение технических средств, прежде всего компьютеров и пр.

Воздействовать на мотивацию можно с помощью интереса (отношение личности к предмету деятельности, как к чему-то ценному и привлекательному) и долга (принудительной обязанности, выполняемой из побуждений совести).

Учебная мотивация по характеру поведения участников делится на внешнюю и внутреннюю. Внешняя мотивация основана на поощрениях, наказаниях и других видах стимуляции, которые или направляют, или тормозят поведение человека. Внутренняя мотивация зависит от внутренних процессов, осуществляемых в сознании человека. Таким образом, смотивированная деятельность является самоцелью, а не средством для достижения другой цели.

В соответствии с этапами учебного процесса мотивация может быть выражена в различных формах, соответствующих вступительной части занятия и текущей его части (см. таблицу 4.3).

 

Таблица 4.3 - Дидактические характеристики внутренних мотивационных технологий обучения

Виды технологий Методы обучения Используемые приемы обучения
     
Вступительная мотивация Мотивирующее вступление Отнесение к личности
Отнесение к ситуации
Ошеломление
Вступление с цитатой, вопросом
Мотивирующая демонстрация Предварительное посещение предприятий
Предварительный показ изучаемого объекта, явления, процесса


     
Текущая и заключительная мотивация Этап изложения материала: лекция, беседа, рассказ Ориентация содержания учебного материала на его практический смысл и на конкретную профессиональную деятельность
Демонстрация в речи практического использования приводимых теоретических положений
  Этап формирования и контроля деятельности: решение задач и заданий, выполнение лабораторных работ Предоставление свободы выбора заданий, составление заданий оптимальной сложности, новизна и непредсказуемость заданий

Продолжение табл. 4.3

 

К способам формирования внутренней мотивации:

- оценка уровня подготовки обучаемых по заданной теме и приведение в соответствие с этим степени сложности представляемого материала;

- предоставление обучаемым свободного выбора заданий и вида деятельности, что обеспечит индивидуализацию учебной деятельности и приведет к появлению интереса;

- предусмотрение оптимальной сложности заданий для каждого, что обеспечит у них «переживание успеха»;

- возбуждение внимания при предъявлении учебного материала, путем нестандартности и новизны, использования различных технических средств, возбуждения любопытства.

Вступительная мотивация активизирует учебную деятельность обучаемых, способствует формированию первоначального желания освоить учебную деятельность, вызывает интерес к процессу обучения.

Текущая мотивация обеспечивает оптимальное педагогическое общение в процессе обучения, способствует формированию устойчивого интереса к учебной деятельности и поддерживает этот интерес на всех этапах обучения [35, 36, 47].

В качестве итога к данному пункту необходимо представить мысль о том, что в настоящий момент можно мотивационные целевые установки участников учебного процесса (не только студентов, но и преподавателей) находятся под влиянием новой современной идеологии, которая развивается в направлении формирования самосознания человека, который сам отвечает за свою жизнь и карьеру. Отсюда вытекают мотивы раскрытия своего интеллектуального, творческого потенциала, стремление объединить обучение с процессом саморазвития, достигать успехов в обучении, научно-исследовательской деятельности, становиться компетентным специалистом [57].

Выбор мотивационных технологий по теме «Маркетинг в сфере образования» дисциплины «Менеджмент в образовательной сфере» основан на характеристиках студентов группы, соответствует их особенностям; их проектирование представлено в таблице.8 приложения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.