Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Торговля с Европейским союзом






Экономическое сотрудничество – это наиболее развитая и масштабная сфера взаимоотношений между Россией и Европейским Союзом в обоих его качествах — как сообщества европейских государств и как субъекта международных отношений. Именно в этой сфере ЕС обладает наиболее широкими полномочиями, что проявляется и в его отношениях Россией.

С начала 1992 г. и вплоть до августа 1998 г. экономическое сотрудничество между Россией и ЕС развивалось по восходящей линии, хотя и весьма медленно, с большими трудностями. Поначалу значительный эффект дала отмена государственной монополии на внешнюю торговлю и широкая, даже чрезмерная, либерализация внешнеэкономических связей, открывшая путь на внешние рынки десяткам тысяч российских предприятий, не говоря уже о мелком бизнесе — миллионах так называемых «челночников», общий оборот которых исчисляется в миллиардах долларов. Дополнительный импульс этой динамике должно было дать вступление в силу СПС — с 1 декабря 1997 г.

Тем не менее, именно в 1998 г. экономические отношения между Россией и ЕС оказались в состоянии кризиса, который проявился в трех важнейших областях — торговой, инвестиционной и валютно-финансовой. В торговле, впервые после 1992 г., произошло абсолютное сокращение стоимости товарооборота, затронувшее, хотя и по разным причинам, как российский экспорт в страны ЕС (в 1999 г. на 22 % меньше, чем в 1997 г.), так и импорт из этих стран (уменьшение за этот же период на 45%)[87]

Впервые с 1992 г. сократился и объем прямых иностранных инвестиций в российскую экономику, в том числе западноевропейских. Кульминацией кризиса в сфере валютно-финансовых отношений стали известные решения, принятые правительством С. Кириенко 17 августа 1998 г., — «замораживание» выплаты всех внешних и внутренних долгов, отказ от поддержания курса рубля, что привело к его почти четырехкратной девальвации.

Во всех трех случаях негативная динамика была спровоцирована конкретными обстоятельствами, но в ее основе лежат структурные факторы, такие как колоссальные экономические деформации и диспропорции, незавершенность процессов формирования основ рыночного хозяйства, огромные масштабы теневой экономики, социальная и политическая нестабильность, слабость государственной власти и кризис легитимности, утрата идейных и нравственных ориентиров значительной частью населения на всех ступенях социальной лестницы, разгул беззакония, коррупции и преступности.

На преодоление этих деформаций и структурные реформы потребуются не годы, а десятилетия. По мере продвижения России в этом направлении расширялись и возможности динамичного развития ее экономического сотрудничества с ЕС. Но первым условием возобновления положительной динамики сотрудничества стало достижение макроэкономической стабильности и возобновление экономического роста. Итоги 1999 г. и первой половины 2000 г. – резкое снижение темпов инфляции и бюджетного дефицита, более или менее стабильный курс рубля, рост ВВП и промышленного производства — свидетельствуют о том, что российская экономика уже вступила в новый этап развития. Итогом этого этапа развития, безусловно, стало признание России страной с рыночной экономикой, состоявшееся на саммите в Москве в 2002 году.

Глобальная экономическая интеграция - объективный и закономерный процесс. Она является одним из основных факторов социального и экономического прогресса и системообразующим элементом мировой политики. Для России интеграция в мировое сообщество - это одна из приоритетных и долгосрочных целей политики. [88]

Европейские сообщества являются крупнейшим в современном мире торгово-экономическим блоком. Создав единый внутренний рынок с населением в 370 млн. человек, они имеют ВНП, сопоставимый с американским и на треть превосходящий японский, концентрируют 40% мировой торговли товарами и 30% услугами, располагают вторым в мире (после США) научно-техническим и финансовым потенциалом. При опережающем развитии внутренних хозяйственных связей расширяется торговля блока со странами Центральной и Восточной Европы, Средиземноморья, Африки, Карибского и Тихоокеанского бассейнов, которые имеют соглашения об ассоциации или сотрудничестве с ЕС.

ЕС является важнейшим торгово-экономическим партнером России (35% оборота российской внешней торговли по сравнению с 25% со странами СНГ и 3 - 5% с Китаем, США и Японией) и ведущим инвестором в российскую экономику (около 40% общего объема инвестиций). Россия имеет традиционно положительное сальдо во взаимной торговле с сообществом.[89]

Развитию торгово-экономического сотрудничества России и ЕС способствует географическая близость (с 1995 года Россия и Евросоюз имеют общую, российско-финскую границу), взаимодополняемость их экономик и инфраструктуры, наличие достаточно разработанной правовой базы взаимодействия, деловые связи и традиции.

Россия оказалась в 90-е годы прошлого века в некоем промежуточном положении между стремительно «европеизировавшимися» партнерами по ЕС и соседями по бывшему Советскому Союзу. Она сочетала крайнююэкономическую уязвимость с геополитической уникальностью. В таком виде она, в отличие от большинства бывших партнеров и соседей по СССР и СЭВ, она не могла стать ни членом, ни просто серьезным реципиентом ЕС.[90]

Между тем Европе по-прежнему нужны были энергетические ресурсы, и в качестве их поставщика никто из ее новых реципиентов не мог заменить Россию. России же крайне важны были на тот момент внешние источники финансирования – не только прямые инвестиции, но кредиты и инвестиции портфельные, а также и в немалой степени - трансферты. Сохранение этих источников и европейских партнеров в качестве важнейших их поставщиков явилось, на наш взгляд, главным побудительным стимулом к заключению Соглашения с ЕС. ЕС, судя по всему, полностью ассоциировался для российских властей с операторами европейского финансового рынка, и Россия пошла на подписание этого документа для поддержания своего имиджа как надежного заемщика и в перспективе – привлекательного реципиента инвестиций.

Таким образом, стратегическое партнерство Европы и РФ стала формой отношений, адекватной тогдашней расстановке сил в российско-европейских экономических отношениях. [91]

За период реализации СПС институциональная среда российской экономики развивалась преимущественно позитивно. Можно констатировать наличие явных позитивных тенденций в развитии основных институтов рынка на уровне частного сектора, формировании конкурентной среды и рыночной (финансовой) инфраструктуры. В течение срока реализации СПС произошла смена колониальной модели экономики на полноценную сырьевую модель с нарастанием доли индустриальных укладов.

Наиболее проблемной сферой экономики России является формирование внутренних источников инновационного развития и спроса на инновации на уровне частного сектора, а также условия для создания нового бизнеса.[92]

По большинству процессов, регулируемых положениями СПС, экономика России вплотную приближается к экономикам новых членов ЕС, а по некоторым даже опережает их, отставая при этом от экономик старых членов ЕС. Можно говорить о постепенном приближении институциональной среды России к европейским стандартам и практике.[93]

Значительное влияние на экономические отношения ЕС и России оказало расширение ЕС в 2004 году. Это связано с тем, что с 1 мая 2004 года на новых членов распространяются:

— Режим количественных ограничений импорта российской стали в ЕС.

— Действующие в ЕС 12 мер антидемпинговой защиты в отношении ряда российских стальных изделий и химических удобрений, которые затрагивают почти 10% российского промышленного экспорта в 15 «старых» членов Евросоюза. Антидемпинговая служба Комиссии ЕС в настоящее время не рассматривает факт расширения Союза как достаточное основание для пересмотра этих антидемпинговых мер.

— Система квотирования российского экспорта зерна в ЕС. Размеры действующей тарифной квоты, не учитывают реальных объемов зерновых поставок России в ЕС в последние годы.[94]

В результате введения тарифных ограничений и мер нетарифного регулирования экспорт России во вступившие страны понес по топливно-энергетическим товарам (прежде всего в отношении Венгрии, Литвы, Польши, Словакии), продукции химической промышленности (это Литва и Польша), в области металлов и изделий из них (Литва, Польша) и по некоторым другим позициям. Со вступлением в Евросоюз национальные таможенные тарифы новых членов заменены на единый внешний тариф ЕС, а их национальные таможенные кодексы — на Таможенный кодекс ЕС. Ставки тарифа ЕС в основном ниже, а их кодифицированное применение — гибче, чем у национальных тарифов и кодексов этих стран.[95]

В целом позитивный эффект от общего снижения уровня тарифной защиты для некоторых стран отчасти компенсируется увеличением пошлины на ряд сырьевых товаров. Потери ожидали российских поставщиков алюминия, минеральных удобрений, ряда других химических товаров, сельскохозяйственной продукции. Под потерями подразумевается удорожание экспорта российской продукции в страны — новые члены ЕС в связи с повышением ставок таможенных пошлин, что может привести к утрате конкурентоспособности на рынке и, как следствие, к прекращению экспорта определенных товарных позиций. В результате распространения на Венгрию, Литву, Эстонию и другие страны нетарифных ограничений (технические, санитарные, экологические и другие нормы, которые действуют в ЕС и которым отечественная продукция не всегда соответствует) дополнительно усложняется выход на эти рынки российской продукции машиностроения, черной металлургии, химической промышленности, удобрений.[96]

Распространение на вступающие страны политики ЕС в области антидемпинга также может принести России реальные экономические потери. Так, ежегодный объем потерь только от введения антидемпинговых пошлин ЕС (дополнительный фактор удорожания экспорта) по оценкам специалистов может составить до 55 млн. долларов за счет полного ухода с рынка ряда российских экспортных товаров. Россия будет нести также экономические потери от распространения на новых членов количественных ограничений ЕС на поставки российской стальной продукции. Максимально возможные потери российской стороны могут составить (при объемах поставки стальной продукции в 5 вступающих стран в 2000 г.) примерно 45 млн. долларов в год.

Налоговая реформа и гармонизация банковского регулирования в новых государствах ЕС может повлиять на инвестиционные потоки, направляемые в российскую экономику через Кипр, которые за последние годы являлся для России одним из ведущих зарубежных инвесторов. Однако, поскольку происхождение капитала, инвестируемого в нашу страну в рамках данного канала, очевидно, инвестиционный потенциал будет определяться, прежде всего, инвестиционным климатом в самой России. Оптимальная же, с точки зрения налогообложения, «репатриация» средств из оффшорных зон в РФ и обратно, безусловно, будет выработана отечественным бизнес-сообществом.[97]

Расширение ЕС приведет к ухудшению условий доступа для российских производителей на специализированные рынки новых членов ЕС. В частности, это касается распространения на них Единых требований ЕС к авиационной технике, которые закрывают доступ на их рынок самолетов российского производства (например, Латвия, Венгрия).

И, наконец. Как известно, основной статьей дохода российского экспорта во вновь вступившие в ЕС страны являются топливно-энергетические товары. А в ЕС имеются весьма жесткие нормы в части диверсификации снабжения — не более 25% из одного источника. И хотя эти требования на практике никогда не соблюдались — в последние годы 45% нефти поступало в ЕС с Ближнего Востока и 44% природного газа — из России — пропорции в новых членах ЕС корректируются в сторону снижения Российской доли в импорте энергоносителей.[98]

Так, в связи с предстоящим вступлением в ЕС Польша в последние годы построила политику диверсификации внешних источников газоснабжения: заключены долгосрочные контракты с Норвегией и Данией. Между тем, действовавшие до последнего времени контрактные обязательства польской стороны по отбору российского газа полностью покрывали потребности страны. При условии полного соблюдении Чехией требований ЕС по диверсификации источников поступления минерального топлива ожидается значительное уменьшение поставок нефти и природного газа из России.

Схожая ситуация складывается и в Словении, 60% потребностей которой в газе покрываются за счет поставок из России. Сокращение этой доли до 30% в соответствии с «газовой директивой ЕС» приведет к существенным потерям для России.[99]

Кроме того, Комиссия ЕС, следуя решению, принятому на саммите ЕС на острове Корфу в 1994 г., через Агентство по снабжению Евроатома ограничивает поставки российского ядерного топлива и услуг по обогащению урана уровнем в 20% от объема потребности каждого отдельного покупателя в странах-членах ЕС. В эту 20%-ную квоту не будут включены поставки ядерного топлива для АЭС, построенных по советским проектам в Болгарии, Словакии, Чехии, Венгрии, Литве, которые осуществляются в соответствии с действующими межправительственными соглашениями. Однако после истечения срока их действия будет введен существующий ограничительный режим. Потери российских предприятий в результате могут быть очень значительными[100].

Однако, несмотря на все предсказанные негативные эффекты от присоединения новых стран-участниц к ЕС, после расширений ЕС в 2004 и 2007 гг., в ходе которых к ЕС присоединились двенадцать стран, среди которых такие традиционные торговые партнеры России, как Болгария, Венгрия, Румыния, Чехия и другие, Россия вышла на 3 место во внешнеторговом товарообороте ЕС, при этом ЕС сохранил традиционное первое место во внешнеторговом товарообороте России.[101]

Именно в ЕС, в основном, возможен массовый сбыт традиционных российских экспортных товаров (природный газ, нефть и нефтепродукты, уголь, древесина, металлы, удобрения, химикаты, товары ядерного цикла, драгоценные камни и др.), Как следствие, ЕС являются для российских экспортеров важным каналом реализации своей продукции, в т. Ч. Временно не находящей сбыта на сузившемся отечественном рынке. Импорт из стран Евросоюза расширяет предложение на внутреннем рынке, формирует в России новую, современную модель потребления, а также позволяет поддерживать технический потенциал страны. В целом торгово-экономические связи с ЕС пополняют доходную часть бюджета, привносят в Россию опыт рыночного хозяйствования, способствуют стабилизации ее экономики, дальнейшему развитию реформ. В свою очередь, ЕС стремятся расширить свои возможности в обеспечении гарантированных поставок сырья и топлива, укрепления своих доминирующих (по сравнению с США и Японией) коммерческих позиций на российском рынке. [102]

Структура экспорта России далеко не совпадает со структурой общего импорта ЕС, в то время как импорт России из ЕС в целом отвечает сложившейся структуре экспорта ЕС. Тот факт, что промышленные товары преобладают не только в экспорте, но и в импорте ЕС, может в перспективе, по мере роста конкурентоспособности наших товаров, способствовать росту российского промышленного экспорта в Евросоюз. Кроме того, низкий уровень импортных пошлин ЕС потенциально может также стать важным фактором облагораживания российского экспорта.

С другой стороны, Евросоюз выступает как ярко выраженный импортер энергетических и сырьевых товаров, преимущественная ориентация российской внешней торговли на экспорт которых будет, по всей вероятности, сохраняться и в ближайшие годы. Это во многом может способствовать сохранению высокого потенциала рынка ЕС для России и поддержанию положительного сальдо России в торговле с ЕС до изменения структуры российского экспорта[103].

Постепенное ослабление контроля над инфраструктурой торговли привело к сокращению тоннажа флота, собственного парка самолетов и грузовых автомобилей (вследствие отсутствия средств на модернизацию), в результате чего немалая часть внешнеторговых товаропотоков концентрируется в руках иностранных перевозчиков. Россия практически не представлена на европейских рынках инжиниринга, телекоммуникаций, финансовых услуг. Сложилось отрицательное сальдо в торговле с ЕС.

 

После всплеска в 1993- 1994 гг. не наблюдается значительного роста притока капитала ЕС в Россию. Инвестиции зачастую носят спекулятивный характер, концентрируются в основном в торговле, сфере услуг, низкотехнологичных отраслях. Такое положение объясняется задержкой с созданием в России адекватной правовой базы защиты иностранных инвестиций, а также реакцией инвесторов на уровень преступности в экономике, определенную нестабильность в области налогообложения, а также " пробелы" в деловой культуре российских предпринимателей. [104]

 

К началу 2000х гг., по экспорту Россия, похоже, подошла к пределу (и производственному, и инфраструктурному) своих возможностей по поставкам в ЕС базовых товаров, имеющих стабильный, ориентированный на производство спрос (топливно-энергетические товары, древесина, удобрения, драгоценные камни). Прирост продаж формировали товары либо временно избыточные на отечественном рынке (металлы, пластмассы, бумага), либо рассчитанные на изменчивый потребительский спрос (меха, изделия из кожи, керамика) и имеющие незначительную долю в общем объеме экспорта.

Постепенно складывались неперспективная структура и неблагоприятные пропорции внешнеторгового обмена. Треть российского экспорта в ЕС приходилось на минеральное сырье, еще примерно треть - на металлы и древесину. В свою очередь, импорт носит на 1/3 потребительский характер (продовольствие, товары широкого потребления). Таким образом, спрос на большинство наших товаров в перспективе испытывает тенденцию к сокращению вследствие снижения ресурсоемкости местного производства. [105]

Однако в 2004 году наметилась положительная ветвь в развитии экономических отношений России-ЕС. Она связана с утверждением «дорожной карты» по общему экономическому пространству, которая начала претворяться в жизнь в 2005 году.

«Дорожная карта» по ОЭП предусматривала широкий спектр отраслей, по которым планировалось вести сотрудничество: регулирование в области промышленной продукции (стандартизация, техническое регулирование и процедуры оценки соответствия), информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), радио- и телекоммуникационное оборудование, электрические машины и оборудование, медицинские изделия, автомобильная промышленность, текстильная промышленность, фармацевтическая промышленность, лесная промышленность и связанные с ней отрасли, государственные закупки, права интеллектуальной собственности, конкуренция, инвестиции, политика в области предпринимательства и экономический диалог, текстильная промышленность, горно–металлургический комплекс, химическая промышленность, аэрокосмическая промышленность, межрегиональное и приграничное сотрудничество, финансовые услуги (банковское дело, страхование, ценные бумаги), бухгалтерская отчетность / аудит и статистика, сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство, санитарные и фитосанитарные меры, содействие торговле и таможня, телекоммуникации, информационное общество и электронная торговля, транспорт, энергетика, космос, окружающая среда.[106]

Бизнес - сообщества ЕС и России активно поддерживают работу по формированию этих четырех пространств, и особенно ОЭП, предусматривающего устранение барьеров для торговли и инвестиций, сближение регулятивных норм, исключение дискриминации, прозрачность и надлежащее управление.

Практические результаты введения в действие " дорожной карты" по ОЭП крайне важны для подготовки почвы в переговорах по созданию Общего экономического пространства ЕС-Россия, которое должно стать соглашением на широкой основе, включающим развернутые положения о свободной трансграничной торговле и инвестициях. Необходимо обеспечить большую степень прозрачности в отношении процесса и результатов реализации " дорожной карты" по ОЭП, чтобы бизнес - сообществу имело возможность получать более подробную информацию о текущей ситуации и в нужный момент оказывать конструктивную поддержку.

Бизнес - сообщества ЕС и России призывают Европейскую Комиссию и Правительство России настойчиво добиваться реализации " дорожных карт" и регулярно сообщать о проделанной работе. Процесс реализации " дорожных карт" должен проходить параллельно с переговорами в связи с окончанием действия СПС. Бизнес готов вносить свой вклад в консультации по вопросам, связанным с созданием улучшенных условий для развития деловых связей между ЕС и Россией.

Евросоюз является основным рынком сбыта для российского экспорта, а также крупнейшим поставщиком импортных товаров в Россию. С 2003 г. российский экспорт увеличивался опережающими темпами, преимущественно благодаря повышению цен на энергоносители. Положительное для РФ сальдо торгового баланса достигло максимума в 2006 году и составил 120 млрд. долларов. Ситуация изменилась в 2007 г., когда российский импорт из стран ЕС вырос на 23%, в то время как объем экспорта остался почти на прежнем уровне (+ 2%). Рост объемов российского импорта обусловлен увеличением поставок машин, транспортного оборудования и готовой продукции. Однако из-за начала финансового кризиса в 2008 году снизился товарооборот: снижение экспорта и импорта было обусловлено падением цен.[107]

В товарной структуре импорта России из стран ЕС преобладает ввоз машин, оборудования и транспортных средств, доля которых в январе 2008 года существенно выросла. Импорт металлов и изделий из них вырос на 28, 8%. Импорт машин, оборудования и транспортных средств увеличился на 54, 1%. Половину всего экспорта из ЕС в Россию в 2008 году составляли оборудование и транспортные средства. Импорт России из стран ЕС продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного) в январе 2008 года по стоимости увеличился по сравнению с январем 2007 года на 16, 2%. Значительно вырос импорт продукции химической промышленности и каучука – на 41, 1%.

Основными внешнеторговыми партнерами России среди стран ЕС на сегодняшний день остаются Германия, Нидерланды, Италия и Финляндия, на долю которых в прошлом году приходилось 50, 1% внешнеторгового оборота ЕС и России. Германия (32 млрд. евро) была крупнейшим экспортером в Россию в 2008 году. За ней с большим отрывом следовала Италия (10 млрд.) и Финляндия (8 млрд.). Германия (35 млрд.) являлась также и крупнейшим импортером; за ней шли Нидерланды (20 млрд.) и Италия (16 млрд.). В десятку основных стран контрагентов России в 2008 году также входили Франция, Польша, Великобритания, Чешская республика, Венгрия, Испания.[108]

Евростат отмечает рост прямых иностранных инвестиций из стран ЕС в Россию в последние годы. Так в 2006 году они составили 10, 8 миллиарда евро, в 2007 - уже 16, 7 миллиарда евро, а в 2008 году - 21, 6 миллиарда евро. В то же время, выросли и прямые инвестиции из России в страны ЕС с 1, 4 миллиарда евро в 2006 году до 9, 2 миллиарда евро в 2007 году, в 2008 году они сократились на 0, 4 миллиарда евро.

 


1 Калиниченко П.А., Комментарий к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве 1994г. https://eulaw.edu.ru/documents/legislation/eea/pca_russia.htm,

[2] Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, https://eu-law.ru/россия-и-ес/спс/, дата последнего доступа: 01.05.2012г.

[3] Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, https://eu-law.ru/россия-и-ес/спс/, дата последнего доступа: 01.05.2012г.

[4] Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, https://eu-law.ru/россия-и-ес/спс/, дата последнего доступа: 01.05.2012г.

[5] Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, https://eu-law.ru/россия-и-ес/спс/, дата последнего доступа: 01.05.2012г.

 

[6] Калиниченко П.А. Комментарий к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве 1994г. https://eulaw.edu.ru/documents/legislation/eea/pca_russia.htm, дата последнего доступа: 01.05.2012г.

[7] Калиниченко П.А. Комментарий к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве 1994г. https://eulaw.edu.ru/documents/legislation/eea/pca_russia.htm, дата последнего доступа: 01.05.2012г.

[8] Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, https://eu-law.ru/россия-и-ес/спс/, дата последнего доступа: 01.05.2012г.

[9] Калиниченко П.А., Комментарий к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве 1994г. https://eulaw.edu.ru/documents/legislation/eea/pca_russia.htm, дата последнего доступа: 01.05.2012г.

 

[10] Калиниченко П.А., Комментарий к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве 1994г. https://eulaw.edu.ru/documents/legislation/eea/pca_russia.htm, дата последнего доступа: 01.05.2012г.

[11] Калиниченко П.А., Комментарий к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве 1994г. https://eulaw.edu.ru/documents/legislation/eea/pca_russia.htm, дата последнего доступа: 01.05.2012г.

 

[12] Калиниченко П.А., Комментарий к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве 1994г. https://eulaw.edu.ru/documents/legislation/eea/pca_russia.htm, дата последнего доступа: 01.05.2012г.

[13] Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, https://eu-law.ru/россия-и-ес/спс/, дата последнего доступа: 01.05.2012г.

 

[14] Калиниченко П.А., Комментарий к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве 1994г. https://eulaw.edu.ru/documents/legislation/eea/pca_russia.htm, дата последнего доступа: 01.05.2012г.

[15] Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, https://eu-law.ru/россия-и-ес/спс/, дата последнего доступа: 01.05.2012г.

[16] Л. Ярошенко «Россия и Евросоюз: ценности или интересы?» //Безопасность Евразии №1, 2009г., С.337-343

[17] Hillion, Christophe: Common strategies and Interface between E.C. External Relations and the CFSP: Lessons of Partnership between the EU and Russia, pp. 290-291

[18] Л. Ярошенко «Россия и Евросоюз: ценности или интересы?» //Безопасность Евразии №1, 2009г., С.337-343

[19] Л. Ярошенко «Россия и Евросоюз: ценности или интересы?» //Безопасность Евразии №1, 2009г., С.337-343

[20] Коллективная стратегия Европейского Союза в отношении России. Кёльн, 3-4 июня 1999 г., https://www.mgimo.ru/fileserver/2004/kafedry/evro_int/reader4meo_3-5.htm, дата последнего доступа: 01.05.2012г.

[21] Л. Ярошенко «Россия и Евросоюз: ценности или интересы?» //Безопасность Евразии №1, 2009г., С.337-343

[22] Стратегия развития отношений России с ЕС на среднесрочную перспективу (2000-2010гг.) https://www.ieras.ru/journal/journal1.2000/9.htm, дата последнего доступа: 01.05.2012г.

[23] Л. Ярошенко «Россия и Евросоюз: ценности или интересы?» //Безопасность Евразии №1, 2009г., С.337-343

[24] Hughes, J/ EU Relations with Russia: Partnership or Asymmetric Interdependency? 2006. London: LSE Research Online, p.11. https://eprints.lse.ac.uk/archive/00000651, дата последнего доступа: 01.05.2012г.

[25] Т.Б.Владиславлева «Россия и ЕС: проблемы и перспективы» //Глобализация и гуманитарное знание №2, 2005 г. С.112-118

[26] Т.Б.Владиславлева «Россия и ЕС: проблемы и перспективы» //Глобализация и гуманитарное знание №2, 2005 г. С.112-118

[27] Т.Б.Владиславлева «Россия и ЕС: проблемы и перспективы» //Глобализация и гуманитарное знание №2, 2005 г. С.112-118

[28] Л. Ярошенко «Россия и Евросоюз: ценности или интересы?» //Безопасность Евразии №1, 2009г., С.337-343

[29] Л. Ярошенко «Россия и Евросоюз: ценности или интересы?» //Безопасность Евразии №1, 2009г., С.337-343

[30] Л. Ярошенко «Россия и Евросоюз: ценности или интересы?» //Безопасность Евразии №1, 2009г., С.337-343

[31] «Дорожная карта» по общему экономическому пространству. 10 мая 2005 г. https://www.kremlin.ru/events/articles/2005/05/87950/152811.shtml, дата последнего доступа: 01.05.2012г.

[32] В. Иноземцев, Е. Кузнецова «Почему «дорожные карты» не ведут в Европу?» // Современная Европа, №4, 2005 г. С. 64-79

[33] Формулировки официального русского перевода документа S/2003/529, размещённого на сайте ООН (см.: https://www.un.org/russian/documen/scletters/2003/03-529.htm, дата последнего доступа: 01.05.2012г.

[34] В. Иноземцев, Е. Кузнецова «Почему «дорожные карты» не ведут в Европу?» // Современная Европа, №4, 2005 г. С. 64-79

[35] «Что такое «дорожные карты»?»// Российская газета, столичный выпуск №3766 от 11.05.2005г. https://www.rg.ru/2005/05/11/karty.html, дата последнего доступа: 01.05.2012г.

[36] «Что такое «дорожные карты»?»// Российская газета, столичный выпуск №3766 от 11.05.2005г. https://www.rg.ru/2005/05/11/karty.html, дата последнего доступа: 01.05.2012г.

[37] «Что такое «дорожные карты»?»// Российская газета, столичный выпуск №3766 от 11.05.2005г. https://www.rg.ru/2005/05/11/karty.html, дата последнего доступа: 01.05.2012г.

 

[38] «Что такое «дорожные карты»?»// Российская газета, столичный выпуск №3766 от 11.05.2005г. https://www.rg.ru/2005/05/11/karty.html, дата последнего доступа: 01.05.2012г.

[39] «Что такое «дорожные карты»?»// Российская газета, столичный выпуск №3766 от 11.05.2005г. https://www.rg.ru/2005/05/11/karty.html, дата последнего доступа: 01.05.2012г.

 

[40] В. Иноземцев, Е. Кузнецова «Почему «дорожные карты» не ведут в Европу?» // Современная Европа, №4, 2005 г. С. 64-79

[41] В. Иноземцев, Е. Кузнецова «Почему «дорожные карты» не ведут в Европу?» // Современная Европа, №4, 2005 г. С. 64-79

[42] В. Иноземцев, Е. Кузнецова «Почему «дорожные карты» не ведут в Европу?» // Современная Европа, №4, 2005 г. С. 64-79

[43] В. Иноземцев, Е. Кузнецова «Почему «дорожные карты» не ведут в Европу?» // Современная Европа, №4, 2005 г. С. 64-79

[44] С. Караганов «Европейская стратегия России: новый старт» // Россия в глобальной политике №2, 2005г., https://www.globalaffairs.ru/number/n_4832, дата последнего доступа: 01.05.2012 г.

[45] В.Лихачев, «Эпоха «дорожных карт»»// " Российская газета" Федеральный выпуск №5178 (99) от 11.05.2010, https://www.rg.ru/2010/05/07/lihachev.html, дата последнего доступа: 01.05.2012 г.

[46] В.Лихачев, «Эпоха «дорожных карт»»// " Российская газета" Федеральный выпуск №5178 (99) от 11.05.2010, https://www.rg.ru/2010/05/07/lihachev.html, дата последнего доступа: 01.05.2012 г.

[47] В.Лихачев, «Эпоха «дорожных карт»»// " Российская газета" Федеральный выпуск №5178 (99) от 11.05.2010, https://www.rg.ru/2010/05/07/lihachev.html, дата последнего доступа: 01.05.2012 г.

[48] В.Лихачев, «Эпоха «дорожных карт»»// " Российская газета" Федеральный выпуск №5178 (99) от 11.05.2010, https://www.rg.ru/2010/05/07/lihachev.html, дата последнего доступа: 01.05.2012 г.

[49] В.Лихачев, «Эпоха «дорожных карт»»// " Российская газета" Федеральный выпуск №5178 (99) от 11.05.2010, https://www.rg.ru/2010/05/07/lihachev.html, дата последнего доступа: 01.05.2012 г.

[50] В.Лихачев, «Эпоха «дорожных карт»»// " Российская газета" Федеральный выпуск №5178 (99) от 11.05.2010, https://www.rg.ru/2010/05/07/lihachev.html, дата последнего доступа: 01.05.2012 г.

[51] В.Лихачев, «Эпоха «дорожных карт»»// " Российская газета" Федеральный выпуск №5178 (99) от 11.05.2010, https://www.rg.ru/2010/05/07/lihachev.html, дата последнего доступа: 01.05.2012 г.

[52] В.Лихачев, «Эпоха «дорожных карт»»// " Российская газета" Федеральный выпуск №5178 (99) от 11.05.2010, https://www.rg.ru/2010/05/07/lihachev.html, дата последнего доступа: 01.05.2012 г.

[53] В.Лихачев, «Эпоха «дорожных карт»»// " Российская газета" Федеральный выпуск №5178 (99) от 11.05.2010, https://www.rg.ru/2010/05/07/lihachev.html, дата последнего доступа: 01.05.2012 г.

[54] В.Лихачев, «Эпоха «дорожных карт»»// " Российская газета" Федеральный выпуск №5178 (99) от 11.05.2010, https://www.rg.ru/2010/05/07/lihachev.html, дата последнего доступа: 01.05.2012 г.

[55] В.Лихачев, «Эпоха «дорожных карт»»// " Российская газета" Федеральный выпуск №5178 (99) от 11.05.2010, https://www.rg.ru/2010/05/07/lihachev.html, дата последнего доступа: 01.05.2012 г.

[56] В.Лихачев, «Эпоха «дорожных карт»»// " Российская газета" Федеральный выпуск №5178 (99) от 11.05.2010, https://www.rg.ru/2010/05/07/lihachev.html, дата последнего доступа: 01.05.2012 г.

[57] С. Караганов «Европейская стратегия России: новый старт» // Россия в глобальной политике №2, 2005г., https://www.globalaffairs.ru/number/n_4832, дата последнего доступа: 01.05.2012 г.

[58] С.Н. Афанасьева «Стратегия взаимодействия Европейского союза и России в меняющемся мире», автореф. дисс., М, 2008

[59] С.Н. Афанасьева «Стратегия взаимодействия Европейского союза и России в меняющемся мире», автореф. дисс., М, 2008

[60] Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, https://eu-law.ru/россия-и-ес/спс/

[61] Т. Бордачев «На пути к стратегическому союзу» // Россия в глобальной политике, №1, 2006г., https://www.globalaffairs.ru/number/n_6316, дата последнего доступа: 01.05.2012г.

[62] Соколов С.О. Россия-ЕС: готовимся к переговорам //Россия в глобальной политике, №2, 2007г. С.213

[63] С.Н. Афанасьева «Стратегия взаимодействия Европейского союза и России в меняющемся мире», диссертация, М, 2008 С. 50-53

[64] С.Н. Афанасьева «Стратегия взаимодействия Европейского союза и России в меняющемся мире», диссертация, М, 2008 С. 50-53

[65] С.Н. Афанасьева «Стратегия взаимодействия Европейского союза и России в меняющемся мире», диссертация, М, 2008 С. 50-53

[66] С.Н. Афанасьева «Стратегия взаимодействия Европейского союза и России в меняющемся мире», автореф. дисс., М, 2008

[67] С.Н. Афанасьева «Стратегия взаимодействия Европейского союза и России в меняющемся мире», диссертация, М, 2008 С. 50-53

 

[68] С.Н. Афанасьева «Стратегия взаимодействия Европейского союза и России в меняющемся мире», автореф. дисс., М, 2008

[69] Отношения между Россией и Европейским Союзом. Справка// Лента новостей РИА Новости от 2.12.2008 https://ria.ru/politics/20081202/156289310.html, дата последнего доступа: 01.05.2012 г.

[70] Отношения между Россией и Европейским Союзом. Справка// Лента новостей РИА Новости от 2.12.2008 https://ria.ru/politics/20081202/156289310.html, дата последнего доступа: 01.05.2012 г.

 

Совместное заявление сами та Россия-ЕС о запуске переговоров по новому соглашению Россия-ЕС // Официальный сайт Президента Российской Федерации https://kremlin.ru/ref_notes/286, дата последнего доступа: 01.05.2012г.

[72] Совместное заявление сами та Россия-ЕС о запуске переговоров по новому соглашению Россия-ЕС // Официальный сайт Президента Российской Федерации https://kremlin.ru/ref_notes/286, дата последнего доступа: 01.05.2012г.

[73] Отношения между Россией и Европейским Союзом. Справка// Лента новостей РИА Новости от 2.12.2008 https://ria.ru/politics/20081202/156289310.html, дата последнего доступа: 01.05.2012 г.

 

[74] Отношения между Россией и Европейским Союзом. Справка// Лента новостей РИА Новости от 2.12.2008 https://ria.ru/politics/20081202/156289310.html, дата последнего доступа: 01.05.2012 г.

[75] Л. Ярошенко «Россия и Евросоюз: ценности или интересы?» //Безопасность Евразии №1, 2009г., С.337-343

[76] Зд. и выше: С.Н. Афанасьева «Стратегия взаимодействия Европейского союза и России в меняющемся мире», диссертация, М, 2008 С. 55

[77] Зд. и выше: С. Кашкин, П. Калиниченко Россия: что впереди? // Вестник Европы, №18, 2006г., https://magazines.russ.ru/vestnik/2006/18/ka2.html, дата последнего доступа: 01.05.2012 г.

[78] С. Караганов «Европейская стратегия России: новый старт» // Россия в глобальной политике №2, 2005г., https://www.globalaffairs.ru/number/n_4832, дата последнего доступа: 01.05.2012 г.

[79] Концепция внешней политики России //Официальный сайт Президента РФ https://kremlin.ru/acts/785, дата последнего доступа: 01.05.2012 г.

[80] Стратегия Национальной безопасности России до 2020 года //Официальный сайт Президента РФ https://kremlin.ru/ref_notes/424, дата последнего доступа: 01.05.2012

[81] Т. Бордачев «На пути к стратегическому союзу» // Россия в глобальной политике, №1, 2006г., https://www.globalaffairs.ru/number/n_6316, дата последнего доступа: 01.05.2012г.

[82] По данным ряда российских исследований, 80% товаров российского экспорта поступают в ЕС беспошлинно или на льготных условиях.

[83] Т. Бордачев Россия и Европа: проблема Европеизации // Современная Европа, №4, 2006г. https://www.ieras-library.ru/ruses.htm, дата последнего доступа: 01.05.2012

[84] Т. Бордачев Россия и Европа: проблема Европеизации // Современная Европа, №4, 2006г. https://www.ieras-library.ru/ruses.htm, дата последнего доступа: 01.05.2012

[85] Т. Бордачев Россия и Европа: проблема Европеизации // Современная Европа, №4, 2006г. https://www.ieras-library.ru/ruses.htm, дата последнего доступа: 01.05.2012

[86] Заявление по итогам саммита Россия-ЕС в Ростове-на-Дону//Официальный сайт президента РФ https://www.kremlin.ru/news/7922, дата последнего доступа: 01.05.2012г.

[87] Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2000. – С. 142.

 

[88] С.П.Ганжа Экономические аспекты отношений Россия-Европейский союз//Статья на сайте 89ого Конгресса Европейской организации качества, https://www.tpp89.ru/metropol/Ekonomiceskie_aspekty_otnosenii_rossiy.html, дата последнего доступа: 01.05.2012

[89] С.П.Ганжа Экономические аспекты отношений Россия-Европейский союз//Статья на сайте 89ого Конгресса Европейской организации качества, https://www.tpp89.ru/metropol/Ekonomiceskie_aspekty_otnosenii_rossiy.html, дата последнего доступа: 01.05.2012

[90] Н.Н. Емельянова Условия и факторы становления и развития экономического сотрудничества между Россией и ЕС // автореф. дисс М., 2008

[91] Н.Н. Емельянова Условия и факторы становления и развития экономического сотрудничества между Россией и ЕС // автореф. дисс М., 2008

 

[92] Н.Н. Емельянова Условия и факторы становления и развития экономического сотрудничества между Россией и ЕС // автореф. дисс М., 2008

[93] Н.Н. Емельянова Условия и факторы становления и развития экономического сотрудничества между Россией и ЕС // автореф. дисс М., 2008

[94] Т.Б.Владиславлева «Россия и ЕС: проблемы и перспективы» //Глобализация и гуманитарное знание №2, 2005 г. С.112-118

[95] Т.Б.Владиславлева «Россия и ЕС: проблемы и перспективы» //Глобализация и гуманитарное знание №2, 2005 г. С.112-118

[96] Т.Б.Владиславлева «Россия и ЕС: проблемы и перспективы» //Глобализация и гуманитарное знание №2, 2005 г. С.112-118

[97] Т.Б.Владиславлева «Россия и ЕС: проблемы и перспективы» //Глобализация и гуманитарное знание №2, 2005 г. С.112-118

[98] Т.Б.Владиславлева «Россия и ЕС: проблемы и перспективы» //Глобализация и гуманитарное знание №2, 2005 г. С.112-118

[99] Т.Б.Владиславлева «Россия и ЕС: проблемы и перспективы» //Глобализация и гуманитарное знание №2, 2005 г. С.112-118

[100] Т.Б.Владиславлева «Россия и ЕС: проблемы и перспективы» //Глобализация и гуманитарное знание №2, 2005 г. С.112-118

[101] Д. Е. Головенкин Торговые отношения между Россией и Европейским Союзом в контексте европейских интеграционных процессов // автореф. дисс., М., 2009

[102] С.П.Ганжа Экономические аспекты отношений Россия-Европейский союз//Статья на сайте 89ого Конгресса Европейской организации качества, https://www.tpp89.ru/metropol/Ekonomiceskie_aspekty_otnosenii_rossiy.html, дата последнего доступа: 01.05.2012

[103] С.П.Ганжа Экономические аспекты отношений Россия-Европейский союз//Статья на сайте 89ого Конгресса Европейской организации качества, https://www.tpp89.ru/metropol/Ekonomiceskie_aspekty_otnosenii_rossiy.html, дата последнего доступа: 01.05.2012

[104] С.П.Ганжа Экономические аспекты отношений Россия-Европейский союз//Статья на сайте 89ого Конгресса Европейской организации качества, https://www.tpp89.ru/metropol/Ekonomiceskie_aspekty_otnosenii_rossiy.html, дата последнего доступа: 01.05.2012

[105] С.П.Ганжа Экономические аспекты отношений Россия-Европейский союз//Статья на сайте 89ого Конгресса Европейской организации качества, https://www.tpp89.ru/metropol/Ekonomiceskie_aspekty_otnosenii_rossiy.html, дата последнего доступа: 01.05.2012

[106] «Дорожная карта» по общему экономическому пространству. 10 мая 2005 г. https://www.kremlin.ru/events/articles/2005/05/87950/152811.shtml, дата последнего доступа: 01.05.2012г.

[107] В. Маринов Экономика в зеркале статистики // Статья на сайте Комитета по Парламентскому сотрудничеству России-ЕС https://ru.ruseu.com/stat/details_473.html, дата последнего доступа: 01.05.2012

[108] В. Маринов Экономика в зеркале статистики // Статья на сайте Комитета по Парламентскому сотрудничеству России-ЕС https://ru.ruseu.com/stat/details_473.html, дата последнего доступа: 01.05.2012






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.